Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 11 июля 9:36
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Минеральные Воды, Карачаево-Черкесия — Россия Сентябрь 2022

Из всех регионов нашей страны Кавказ как-то особенно выделяется: древняя история, многогранная культура и роскошная горная природа делают его местом притяжения туристов. Исполинские горы, сказочные пещеры, невообразимые города — древние и современные… Здесь есть все, чего желает душа.

Не прошло и месяца с момента возвращения из моего большого путешествия по Индонезии и 13 перелетов, как начала скучать. По лету, по солнцу, по красивым пейзажам. Работа затянула в свой бешеный круговорот, погода окончательно испортилась, зарядили бесконечные дожди. В Питер пришла осень. Для меня — самое мерзкое время года, особенно когда дожди льют всю неделю, не давая надежды на солнце. И, наверное, уже по традиции, захотелось рвануть куда-то, где тепло. Так было 2 года подряд с Дагестаном. Сбежать на 3–4 дня и воплотить самые безумные идеи — это точно уже традиция.

Но в списке моих тревел-желаний давно значился еще один регион России, а именно — Кавказские Минеральные Воды. Фотографии озера Провал, указателей городов на горе Машук и невероятных пейзажей бередили сердце несколько лет, но по разным причинам все никак не получалось добраться в, казалось бы, доступный район. И вот, наконец, чаша забот и проблем, ненастной погоды и прочих мелких противностей переполнилась, и билеты были взяты прямо накануне вылета.

План простой: добраться до Мин. Вод, оттуда до Пятигорска (именно он меня манил более всего). Но это еще не все. Совсем недавно, читая рассказы бывалых, я наткнулась на невероятную природную красоту, расположенную недалеко от Пятигорска. Это плато Бермамыт. Длинная горная равнина, уходящая на километры вдаль, с трех сторон у которой — пропасть аж на 2,5 км, а вдали в ясную погоду виднеется гора Эльбрус! Невероятная, на первый взгляд, мысль прочно поселилась в сознании, появилась цель: добраться туда во что бы то ни стало. И на все про все есть всего 2 дня выходных — суббота и воскресенье!

Из СПб в Мин. Воды есть удобный рейс Аэрофлота в пятницу в 23.20. Его запускают только летом, до середины сентября он был. Но ценник они заломили такой, что стало смешно: в течение дня цены прыгали от 11 000 до 29 000 (!!!) руб. в одну сторону! Посмеявшись и лишний раз убедившись в безнадежности этой авиакомпании (за такие деньжищи даже выбор места был платный!), я выбрала ставшую привычной «Победу». Многие ее ругают, но я люблю. Для своей цены ее билеты просто роскошные! Да и четкое время вылета, новенькие самолеты внушают доверие. Правда, вылететь пришлось в субботу рано утром, но это оказалось не критично. Итого — 7 000 руб. в обе стороны. Не очень бюджетно, я частенько летала и за 2–3 тыс., но в нынешних реалиях очень даже неплохо, тем более, при условии покупки билета буквально накануне в пятницу.

Минеральные Воды встретили небывалой жарой в +30 °C, за какие-то 4,5 часа я буквально перенеслась из хмурой осени с ее + 6 °C в солнечное лето.

До Пятигорска добралась быстро, на электричке всего полчаса. Заселилась в пансионат «Искра» — единственный вариант, который нашелся в центре — около 2 000 руб. в сутки. Хотя, конечно, ценник в городе дикий. Пансионат откровенно убитый, да и на одну ночь там никто не останавливается, многие пенсионеры приезжают по путевкам. Но главное есть где поспать, ведь маршрут у меня насыщенный: уже сегодня ночью я стартую на плато Бермамыт на рассвет. А пока можно гулять. Еле дождавшись, пока телефон немного зарядится, и переодевшись в летний сарафан, я помчалась исследовать город.

Пятигорск очень живописный, но его улочки то и дело идут вверх-вниз, отчего гулять достаточно сложно, особенно в жару. Но сегодня пасмурно, поэтому терпимо.

Главная цель — озеро «Провал» — находится на возвышенности, туда можно доехать автобусом № 1, который курсирует пчти по всем главным достопримечательностям, или на яндекс-такси. Цены по городу невысокие.

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Прямо у входа в пещеру кипит жизнь: туристы и местные гуляют, рядом есть кафе и сувениры, много прогулочных дорожек и смотровых площадок. Но главная достопримечательность здесь — бронзовая статуя Остапа Бендера с одним из знаменитых стульев, продающего билеты на вход. Сейчас, конечно, вход сюда бесплатный, но в созвучии с кино-историей у скульптуры то и дело фотографируются и трут волшебные билеты на счастье, а заодно — и нос Бендера.

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Озеро Провал — уникальная природная достопримечательность, расположенная на горе Машук. Его обнаружили в результате провала известняковых пород. Местные жители быстро поняли, что его воды являются целебными, и быстро нашлось много желающих в нем искупаться. Однако долгое время из-за труднодоступности места желающих исцелиться спускали туда на специальных тросах, и только в 1858 году был прорыт туннель длинной более 40 метров, и доступ к озеру стал гораздо проще.

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Водоем обладает необычным голубым цветом, который получил благодаря сере и бактериям. Глубина варьируется: от 1–2 м у «берега» до 11 м внутри пещеры. Когда заходишь в пещеру, сразу бросается в нос характерный запах сероводорода и затхлости. Но в целом быстро привыкаешь, а когда видишь эту красоту воочию, тут уже не до запаха, который, кстати, очень полезен: нужно дышать им как можно глубже. Говорят, он лечит верхние дыхательные пути. Совпадение или нет, но мой хронически заложенный нос все выходные дышал отлично. Очень необычно смотрится икона Пантелеймона Целителя, вмонтированная прямо в скалу. Именно эти виды и потрясли когда-то на фото. И вот я здесь…

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Конечно, сейчас доступ к озеру закрыт, остается довольствоваться лишь видами через стальную решетку. Но все равно невероятные ощущения! Пещеру облюбовали голуби и летучие мыши. Звуки там уникальные: то и дело слышны всхлипы пузырьков серы, вырывающиеся на поверхность, как мини-гейзеры, а вслед за ними — курлыканье голубей.

Пещера с дырой у поверхности настолько напомнила мне мексиканские сеноты, что даже не заметила, как прошло полчаса. С трудом вышла из грота и помчалась к следующей знаковой точке города — горе Машук и ее канатке. Пока стояла в очереди в кассу, дважды прошел ливень, вымочил всех до нитки. А уже через час сияло солнце. Вот они, горы! Ну и дела!

Канатная дорога Пятигорска — это интересный аттракцион. Ее кабинки напоминают старенькие трамвайчики, которые курсировали по улицам города лет 60 назад, да и сейчас их можно увидеть в центре. Такой колорит очень по душе… Но вмещает кабинка всего до 20 человек, поэтому готовьтесь немного подождать. Зато путь от точки, А до точки Б кабинка молниеносно преодолевает всего за 3 минуты! Вот это полет! Когда мы прибыли наверх, уже вовсю сияло солнце, а внизу в легкой дымке простирался город… Я уже здесь не зря!

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Наверху очень развитая инфраструктура: кафе, сувениры и даже фото на память — печатное или на магнитике. А еще — множество фото-точек и смотровых площадок. Но ради всего одной я сюда ехала, и нашла ее буквально сразу, по наитию. Вот они, знаменитые столбы-указатели!

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Пока гуляла по горам, начался закат. И тут вспомнила о кафе «Ель», которое находится где-то здесь, на вершине. Говорят, оно расположено под открытым небом и действительно — под елями. А еще с него открывается вид на гору Бештау, ту самую гору с пятью вершинами, в честь которой Пятигорск и был назван.

Найти кафе непросто, но стоит выйти на дорогу, опоясывающую гору Машук и пройти плавно вниз метров 400, как открывается вид на гору, а рядом — и кафе. О нем очень положительные отзывы, поэтому шла туда в надежде на вкус и вид. И получила и то, и то сполна! Здесь кавказское меню: мангал, шашлык разных видов, овощи, зелень, лаваш и мои любимые еще с Дагестана фруктовые компоты в стеклянных бутылках, где половина — цельные фрукты или ягоды (кизил, вишня, абрикос, фейхоа и пр.). Оказавшись здесь, вспоминла, что не ела ничего с пяти утра. Ужин получился роскошный и недорогой. А виды… Смотрите сами!

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Жаль, что темнеет на юге рано, да еще сентябрь забрал лишние минут 40 светлого времени суток. Поэтому в моем распоряжении было всего чуть больше часа, хотя сидела бы здесь до ночи. Но дорога не освещается, да и канатка ждать не будет — последний заход в 20.00. Пришлось поспешить, а по пути снова увидеть чудо — сверкающий огнями город…

На Кавказ, в лето, на рассвет!

… Чем сильнее желание, тем реальнее его осуществить. Эта парадоксальная примета давно вошла в мою жизнь и ни разу не давала сбой. Плато Бермамыт находится в соседней Карачево-Черкесской республике, а добраться до него можно лишь на огромных джипах-вездеходах, потому что дорог тут нет и в помине: все 2,5 часа путь пролегает по адскому бездорожью и холмам, многие не выдерживают тряску, но виды в финале того стоят. Начитавшись подобных отзывов, стало немного не по себе, но дикое желание чуда отодвинуло страх на второй план.

Из-за трудной проходимости добраться на плато можно только в составе организованного тура, правда, в мини-группе до 6 человек. Именно столько вмещает вездеход. Он-то и заехал за мной около 2-х часов ночи. Разбудив и невольно напугав спящего охранника гостиницы, который сначала не понял, зачем мне в час ночи куда-то выходить, я прошмыгнула на парковку.

Одна девочка уже сидела впереди, я была вторая, поэтому выбрала себе место сбоку за водителем, а по пути мы подобрали еще четверых туристов и помчались к цели.

Примерно через 40 минут мы остановились на передышку посреди дороги. Виден был только указатель: «Карачаево-Черкесская республика». Так мы и попали из Ставрополья сюда. Открыли двери, вышли подышать. Прохладно! От дневных +30 °C не осталось и следа. А на плато еще холоднее… Это сумасшедшее ощущение, когда сидишь в огромном джипе-вездеходе в кромешной тьме, а над тобой сияют звезды. Такая россыпь звезд! Южное небо… А впереди — путь в неизвестность, за которой ждет главная цель этого безумного вояжа.

Как только мы пересекли условную границу республики, началась тряска. Но это была еще дорога, а после свернули в степи. И вот тут началось приключение. Выезжая в такой тур, вам сразу стоит для себя решить, готовы ли вы 2,5 (!) часа подпрыгивать на кочках, спускаться в овраги и ехать по абсолютно диким местам, вцепившись в ручку двери, чтобы не улететь на соседа. Если да, то это станет лучшим приключением! Если нет, то лучше не стоит мучить организм, потому что шанс, что вас укачает, здесь — процентов 90…

Но нам всем повезло: несмотря на адскую качку, недомогание обошло всех стороной. Крепкие ребята собрались! Хотя, может, то, что голодные, сыграло на руку. Ночью наедаться не будешь. Конечно, никакого освещения здесь нет и в помине, поэтому дальние фары машины — единственное, что освещало нам путь. Видно было лишь высокие колючки и огромные камни, на которые мы то и дело наезжали. Машины здесь проделали некое подобие колеи, но дожди, прошедшие недавно, сделали землю мягкой, поэтому скачки усилились, мы то взбирались в гору, то с криками спускались вниз почти вертикально. Гид Владимир очень тепло нас встретил, разговаривал сразу спокойным тоном, как будто убаюкивал. А потом включил интересную подборку российских и мировых хитов разных времен, под которую мы и ехали.

За 2,5 часа мы один раз остановились передохнуть. Выходить из машины не хотелось, за окном было ощутимо холодно. Но попить воды и посидеть без тряски было очень нужно. Прочитав отзывы, я была к этому готова, но все равно пару раз мелькала мысль «Вот не сидится дома»… Все-таки это серьезное испытание на прочность.

И вот, похоже, финиш. С нами ехало еще несколько машин, то обгоняли, то уступали нам дорогу. Это придавало уверенности: мы тут не одни такие ненормальные. Вышли на землю. Свобода! Вокруг все еще кромешная тьма, но все же начинает потихоньку светать. Владимир говорит, что до восхода еще почти час… Я уже готова спрятаться в машину: здесь всего 0 °C! А я в футболке и достатчоно тонком кардигане. Мда, не продумала… Налегке с ручной кладью — это хорошо, но нужно было положить в рюкзак хотя бы тонкий свитер… Вспомнила, что на дне лежит рубашка. Толку немного, но все же. Пришлось снимать кардиган и пододевать рубашку. Ух, экстрим! А стоять на месте — хуже нет… И далеко не уйти, а то пропустишь самое главное. В какой-то момент пронеслась мысль о том, что уже ничего не хочется, кроме пледа и горячего чая… Но открывающиеся виды быстро отогнали их мгновенно и окончательно. Краски стали меняться все быстрее, не давая опомниться, и каждый новый вид был лучше прежнего…

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Но это еще не все: справа от места, где должно вскоре вставать солнце, показался Эльбрус! Как гигантский снежный айсберг, выплыл из ночного неба… После вчерашней дымки и перемен погоды, а еще — ночного дождя, который пролился буквально перед нашим выездом в горы, были большие сомнения в видимости вдаль… А ехала ради него! И вот величественный исполин предстал во всей красе!

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Наконец, взошло солнце. Это завораживающее зрелище в горах я видела второй раз в жизни. Несмотря на достаточное количество людей и машин, было тихо: никто не осмелился громко делиться впечатлениями, все ловили мгновения чуда…

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Как только солнце полностью выкатилось из-за гор, стало теплее, а Эльбрус и все горы вокруг заиграли рассветными красками…

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Наш Владимир сказал, что будет нас ждать на самом дальнем месте — на скале «Два монаха», а до нее — около 3 км по горным дорогам. Это стало неожиданностью, потому что были уверены, что тур включает в себя лишь рассвет. Но нет, полноценная прогулка по горам была обеспечена! Идти — значит греться. Вперед! С трудом оторвавшись от величественных видов мы разбрелись по хребту кто куда. Заблудиться там невозможно: с трех сторон обрывы, и лишь по одной возможно идти. Как и везде в горах, дороги непростые, каменистые, с рытвинами и буграми, но это не ощущалось не только благодаря специальной обуви, но и сумасшедшему подъему духа, который возможен только в таких местах! Всю жизнь я люблю море, но горы — это отдельная история и тоже — история большой любви.

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Не успев толком устать, любуясь неземными видами гор, я дошла к одной из главных природных достопримечательностей Бермамыта — горам с названием «амфитеатр». И действительно, в панораме это настоящий полукруг, где даже ступени для спуска напоминают скамьи на прославленных аренах.

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Еще немного — и вдалеке показалась там самая скала «Два монаха». Названа она так по двум выступающим каменным глыбам, которые стоят в отдалении от остальных.

Это место было последним в череде красот Бермамыта. Пока сюда добрели, было уже 8.30. Здесь, с невообразимым видом на Эльбрус и соседние скалы, мы выпили кофе, сварив его прямо в поле на горелке, в турке. Это был лучший кофе в жизни!

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Время бежало. Я была уверена, что вернемся в 8–9 часов, но здесь настолько растворяются любые рамки и временные, конечно, в первую очередь. Сложно было представить, что всего через несколько часов, вечером, мне уже вылетать домой… Поэтому ловила каждый момент счастья.

На Кавказ, в лето, на рассвет!

На обратном пути бы заехали в придорожное кафе, которое, как оказалось, стоит именно у того указателя, где делали привал ночью. Здесь готовят самые вкусные карачаевские хычины. Ими и позавтракали. Они делаются из тонкого теста, но при жарке оно становится пупырчатым и походит на пышное. Жарятся в масле. Начинки разные, особо популярен сыр с зеленью. И судя по вкусу, сыр именно козий. Очень необычно!

Обратный путь уже был по солнцу, стало даже жарковато, ехали с открытыми окнами. Трясло сильно, мышцы за ночь устали, поэтому чуть сложнее было держаться, но внутри была такая наполненность и одухотворенность, что почти не замечали ничего. А вокруг то и дело видели пасущиеся стада коров, овец и лошадей. И если козы и коровы в Дагестане были в достатке увидены, то табуны черных скакунов произвели настоящее впечатление. К сожалению, фото сделать не удалось из-за тряски.

В итоге приехали мы в 11.10. Поэтому нужно рассчитывать время. Владимир то и дело рассказывал про туристов, которые таким образом опаздывали то на самолет, то на поезд. Это горы и дикие места, и могут быть задержки.

В гостиницу я влетела в 11.15, а в 12.00 уже выселение. Без сил плюхнулась на кровать. Хоть полчаса сна. Но эмоции гуляли по сознанию с такой силой, что уснуть не смогла. Была шальная мысль договориться с администратором и продлить пребывание на несколько часов, чтобы элементарно выспаться за 2 бессонные ночи, но солнечная погода не оставила шансов на сон: гулять! А ем временем температура снова побила рекорд: сегодня термометр показывал + 34 °C.

Мой рюкзак потяжелел, в него поместились сувениры родным и 2 бутылки воды. Оставшиеся четыре часа я неспешно бродила по городу, поднялась снова к озеру Провал на смотровую, посидела там в знаменитом кафе «ПровалЪ», попробовала не менее знаменитое пятигорское мороженое, его вкус прямиком из детства — натуральное и вкусное, как много лет назад. А потом спустилась к парку «Цветник» — оазису красоты и главной достопримечательности Пятигорска. Оттуда потом и вызвала такси до аэропорта, сил уже не осталось.

На Кавказ, в лето, на рассвет!

Аэропорт Минеральных Вод очень небольшой, это, наверное, характерная черта большинства российских городов. А нагрузка у него приличная. Помимо российских направлений, отсюда отправляются рейсы и за границу, например, в Стамбул. Сотрудники уставшие, видно, что многозадачность и суета присутствуют. Но все четко, быстро и без очередей. Обратно летела 4.15. В СПб прибыли вовремя — в 23.20. В родном городе было + 6 °C.

Итого: за сутки я преодолела температурный рекорд от 0 до + 34 °C и обратно, из осени в лето и обратно. Но несмотря на это, организм не взбрыкнул. Все удалось! А в понедельник утром с горящими глазами уже мчалась на работу!

Это мини-путешествие по срокам, но макси — по впечатлениям стало настоящим подарком для глаз, души и тела. Горы в очередной раз влюбили в себя, а я исполнила еще одно желание, увидела сказочный восход солнца почти на краю страны. В прошлом году таким способом я добралась до Заполярья и Териберки с Баренцевым морем, а в этом году — на юг. И такие вылазки очень вдохновляют: обходятся недорого, если ловить билеты немножко заранее, а впечатлений хватает очень надолго. Ну, а рассвет в горах — это то, что запомнится на всю жизнь. Поэтому, уверена, это моя не последняя подобная авантюра, благо, красот в нашей стране хватает…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых