14 июля (четверг)
Ранее утро наша компания встречала на перроне железнодорожного вокзала Томска под настойчивые выкрики зазывал-таксистов и доносящейся из громкоговорителей информации о прибывающих и убывающих поездах. Навязчивая какофония звуков взбодрила освободившийся из объятий Морфея мозг. И благо, такси долго ждать не пришлось. Яндекс-приложение работало исправно. Лена Шабалина поехала в забронированную квартиру, где ожидали Аля с Андреем и пара их друзей из Санкт-Петербурга, а мы в приглянувшийся отель «Абажуръ».
До недавних времён с завидным постоянством посещала мысль, что неплохо было бы остановиться на ночь в пропитанном духом истории средневековом замке. В европах перепрофилированных под отели и обустроенных в современных тенденциях таких замков полно. Сейчас с подобными мечтами приходится повременить, но когда выбирали отель в Томске, ухватилась за идею поселиться в доходном доме почтенного векового возраста. Чем не альтернатива замку?
«Абажуръ» оказалась премилой во всех смыслах гостиницей. Стилизованное в духе конца позапрошлого столетия здание покорило с первых минут. Вот разве что половицы не скрипели, обеспечивая полнейшую телепортацию, остальной антураж объективно соответствовал эпохе. Подробностями пребывания в «Абажуре» поделилась здесь.
На культурную программу в Томске отвели два дня. В приоритете значилось купеческое деревянное зодчество, выступающее визитной карточкой города, выделяя Томск среди других городов России.
В числе старинных деревянных домов, что сохранились здесь, можно найти настоящие шедевры архитектуры. Мы не ставили целью посмотреть все сохранные дома, ведь их около нескольких сотен, но пять самых знаменитых стремились обойти.
Обращаясь к истории Томска, упомяну, что с момента основания города в 1604 году и до начала XIX века все дома строились из древесины. В то время, когда к середине XIX века во всей Сибири развивалось каменное строительство, томские купцы и промышленники продолжали возводить деревянные особняки. В этот период деревянное зодчество Томска достигло апогея.
Немного сухих, но впечатляющих цифр: деревянное зодчество прославило город не только на всю страну, но и на весь мир. Из 2000 деревянных домов 701 дом находится под охраной государства, ещё 109 домов являются памятниками архитектуры регионального и федерального значения.
Дома в Томске сочетают деревянную архитектуру русского севера и классические элементы стиля модерн, что выражается в использовании декоративных украшений. Резных фронтонов, например. Или деревянного кружева. Благодаря им дома кажутся похожими на сказочные теремки.
Что в обязательном порядке стоит в Томске охватить.
Дом с жар-птицами, запрятавшийся среди прочих деревянных домов, определённо выделяется на их фоне (расположен по ул. Красноармейская, 67а). Возведенный в 1903 году, дом являлся усадьбой купца второй гильдии Леонтия Желябо. К просторному по форме зданию пристроены два эркера, фасад украшен декоративными элементами, среди которых просматриваются деревянные жар-птицы на фронтонах. Но первое, что бросается в глаза — канареечно-желтый окрас.
Удивительно, что дом до сих пор является жилым. Милая глазу мелочевка выставлена на круглом с изогнутыми ножками столе, примостившемся у входа в подъезд. Здесь можно переждать в тени раскидистого куста сирени полдневный зной. Охапки буйно цветущих клумбовых растений окаймляют фасад снизу, добавляя уюта территории. Очевидно, что жильцы стараются поддержать важный статус жилища, обеспечивая порядок вокруг.
Дом с драконами, возведенный в 1914 году для учителя Б. А. Быстржицкого, расположен неподалёку (улица Красноармейская, 68). При проектировании особняка архитектор Викентий Оржешко не стал отклоняться от излюбленного модерна, привнеся свежую струю — скандинавский стиль, ставший модным в России в начале XX века. Благодаря ему здание получило необычный контур, башню с остроконечным шатром и оригинальные декоративные коньки на крыше в виде сказочных драконов.
Доподлинно не известно, что за здание вдохновило архитектора на создание подобных экзерсисов. По одной из версий прообразом послужила норвежская Ставкирха в Боргунне — одна из древних сохранившихся каркасных церквей, возведённая в 1150-80гг. Её крышу как раз украшают четыре дракона. По другой версии, знакомый с древне-китайской культурой архитектор, украсил дом драконами в честь года дракона, в котором был основан Томск. Ещё одна версия определяет прообразом «Дома с драконами» постройки в охотничьем поместье кайзера Вильгельма II «Роминтен».
А, впрочем, так ли это важно? Оржешко, используя скандинавскую стилистику, создал запоминающийся дом, по праву входящий в число лучших образцов деревянного зодчества Томска.
Ещё один особняк на проспекте Кирова, 7 заслуживает внимания. Дом, связанный с жизнью и творчеством известного сибирского архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова, примечателен не только необычным обликом, но и тем, что в последние два десятилетия здесь располагается Музей деревянного зодчества.
Крячков оказался в Томске в 1902 году по распределению на должность младшего инженера после окончания Петербургского института гражданских архитекторов. За 48 лет карьеры по его проектам было построено около сотни зданий в Новосибирске, Томске, Красноярске, Омске, Кемерово, Новокузнецке и других городах Сибири. Среди них много шедевров архитектуры, ставших впоследствии объектами культурного наследия. Деревянный дом на пр. Кирова, 7 в их числе.
Появление дома связано с житейской необходимостью. В течение продолжительного времени архитектор с семьей ютился на съёмных квартирах, пока не созрел в 1909 году для постройки собственного жилья. Крячков любил смелые эксперименты в проектах с использованием инновационных технологий и материалов. Собственный особняк исключением не стал. Однако архитектору пришлось видоизменить проект из-за возникших проблем с этажностью. Помимо необычного внешнего облика, выполненного в стиле модерн, дом имел необычную внутреннюю планировку с централизованным отоплением и котельной в цокольном этаже. Невиданная по тем временам роскошь.
Преодолев многочисленные временные и событийные препоны, дом выстоял и продолжает радовать туристов и местных жителей.
Жемчужиной деревянного зодчества Томска назову Изумрудный дом на улице Белинского, 19. Дом построил архитектор С. В. Хомич в 1904 году. Долгие годы здесь проживал с семьей он сам. Не только с первой, но и со второй. Одновременно проживала здесь и бывшая жена. С любовником. Высокие отношения царили в Изумрудном доме судя по всему)))
Интересно, что мимо этого дома ходил на учебу Александр Волков, автор произведения «Волшебник Изумрудного города». Томичи уверены, что облик именно этого дома повлиял на творчество будущего писателя. К Изумрудному дому чуть позже ещё вернусь.
Наибольший отклик в душе оставил игрушечный особняк на улице Красноармейская, 71, чей проект принадлежит всё тому же любвеобильному архитектору Хомичу. Дом возвели в 1904 году для купца второй гильдии Г. М. Голованова. После смерти хозяина он перешел по наследству к сыну, затем в 1917 году был национализирован. Здесь разместили санаторий для душевно-больных детей, в годы Великой Отечественной войны — областной Дом ребенка, позднее медицинское училище. Многочисленные реконструкции конца прошлого столетия позволили дому удержаться на плаву. В том числе благодаря финансированию Германии. Сейчас особняк приспособили под нужды Томского областного Российско-немецкого Дома.
Яркие образцы деревянного зодчества можно увидеть на ул. Кузнецова, ул. Дзержинского, ул. Гагарина, проспекте Ленина и других улочках города, а также в Татарской слободе.
По пути попадались многочисленные особняки различной степени сохранности, но чтобы не перегружаться информацией запоминала не все. Уж поверьте, если увидите основные пять, будет достаточно.
Известно, что Томск — город студентов. Здесь много высших учебных заведений, чьи здания с удивительными архитектурными решениями являются достопримечательностями сами по себе. Многие из них были построены в XIX веке.
По проспекту Ленина вышли к первому университету в Русской Азии — Томскому государственному университету. Вдуматься только, ТГУ был открыт ещё в 1888 году! Главный его корпус выполнен в традиционном классическом стиле XIX века. Корпуса окружает Университетская роща, где приятно пройтись. В жаркий летний день особенно.
Мы гуляли по Ботаническому саду, наслаждаясь покоем. Но, ИМХО, Новосибирскому ботаническому саду местный уступает.
Собрались было в дендрарий, но не повезло. Экскурсии возможны только по записи в определенные дни.
У памятника С. М. Кирову свернули с проспекта Ленина на аллею геологов.
В конце аллеи памятник исследователю недр академику М. А. Усову, рудокопу и Фёдору Еремееву, что впервые в истории Сибири обнаружил выход железной руды на поверхность. На территории города, между прочим. Не случайно трио монументов установлено у здания Минералогического музея ТГУ.
Памятник исследователю недр академику М.А. Усову
Время давно перевалило за полдень, мы намотали приличное количество километров, пора бы уже и пообедать. Подумывали поискать едальню поближе к отелю, но тут на пути оказалась кофейня «Буланже». Прелести симпатичного местечка расписала в отзыве.
В окрестном районе в нескольких метрах от кофейни расположен Музей деревянного зодчества, что упоминала выше, а чуть поодаль евангелическо-лютеранская церковь святой Марии в Буфф-парке. Довольно необычная. И тоже из дерева.
Вечером встретились с большей частью группы в ресторане грузинской кухни «Мама, я дома», что на пересечении проспекта Ленина и улицы Нахимова. Пожалуй, ещё один гастрономический отзыв писать не буду. Не потому, что заведение не приглянулось, напротив. Здесь приятно оформленное помещение с элементами национальной принадлежности. Подушками — «хинкалями», например. Но иллюстраций для отдельного отзыва не много. Вместо того, чтобы фотографировать зал, были поглощены общением друг с другом и вкусными блюдами грузинской кухни, что здесь подают.
Отужинав, Таня сподвигла на дальнейшую прогулку. Я же, наивная, надеялась, что уставшая после работы она засобирается домой, и опрометчиво надела на встречу свежеприобретённые в новосибирском бутике босоножки. Пришлось забыть про натёртые ножки и двигаться вслед за всеми…
В приятной вечерней прохладе прошлись через монумент в честь погибших в годы ВОВ по Лагерному саду, обозрев со смотровой изящный изгиб Томи, затем переместились в центр города. К месту впадения узенькой Ушайки в более широкую Томь.
Эта часть города поразила броским новостроем. Жаль, что не располагали временем на качественное знакомство в условиях надвигающейся темноты. Закладывая на Томск побольше дней, непременно прогуляйтесь здесь. Район любопытный.
Из того, что успел выхватить телефон: Доходный дом Голованова (Нижний гастроном), чей фасадный антураж из красного кирпича с зелёной крышей заставил притормозить, граффити в подворотнях, здание Апелляционного арбитражного суда на набережной Ушайки, фонтанная группа у здания Администрации Томской области и, собственно, само здание. Мимо него прошли до набережной с длинной пешеходной зоной вдоль Томи.
А вот и памятник известному писателю А. П. Чехову, успевшему накосячить в Томске. Ну как накосячить… всего лишь нелестно высказаться о городе. Антон Павлович имел неосторожность произнести, что: «Впечатление о городе осталось неблагоприятное. Томск город скучный, нетрезвый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское. Замечателен сей город тем, что в нём мрут губернаторы». Отсюда и подобное, близкое к шаржевому жанру, обличие выдающегося, в общем-то, человека. «Месть» скульптора Леонтия Усова была страшна)))
15 июля (пятница)
Следующим утром мы отправились за счастьем. Навигатор вёл пустынными сонными закоулками через Учительский сквер
к более оживлённым Комсомольскому проспекту и проспекту Фрунзе.
По пути заглянули в сетевую едальню «Сибирские блины», что посоветовала Таня, и подкрепившись румяными блинчиками с кофе,
засвидетельствовали почтение бронзовому волку из мультфильма «Жил-был пёс».
Не совсем понятно, почему именно этого героя мультфильма выбрали в качестве персонажа, наиболее полно выражающего состояние счастья. Тот же Карлсон, поглощающий литрами варенье, или котяра, которого «…и здесь неплохо кормят», вполне бы для визуализации счастья подошли. Но, компании «Томлесстрой», на чьи средства памятник отлит, видней.
Расстояния между интересовавшими достопримечательностями Томска обширны, и чтобы не терять время на пешие восхождения, на Воскресенскую гору поехали на такси.
Воскресенская гора — яркий представитель старого центра Томска. Это одна из высоких точек города, откуда открываются панорамные виды на прилегающие окрестности и часть реки Томь. К тому же, Воскресенская гора — место, с которого начинается история города. Здесь была основана в 1604 году Томская крепость. Дата основания крепости является и датой основания самого города. Об этом свидетельствует памятный камень, установленный на горе.
К 400-летнему юбилею города установлена стрелецкая пушка, отлитая по образу и подобию пушек XVII века, имевшихся у войск Русского Государства.
Своё название Воскресенская гора получила в честь одноименной церкви, возведённой на территории Томской крепости в начале XVII века, и радующей точёной свечкообразной формой томичей и гостей города до сих пор.
На Воскресенской горе воссоздали фрагмент Томской крепости, где можно увидеть старинные карты, информационные стенды и деревянный памятник рублю.
По соседству размещён Музей истории Томска. Здание музея древнее, возведено в 1856 году. Изначально здесь располагалась полицейская управа, музейная экспозиция появилась в конце XX века.
На крыше высится пожарная каланча с самой высокой смотровой площадкой в городе.
Если нет желания обходить залы музея, подъём на каланчу обойдётся в символические 50 рублей. Из аттракций на каланче: можно поприветствовать муляж пожарного, позвонить в пожарный колокол и загадать желание.
До каланчи поднималась через музей, отзыв о нем здесь.
Своеобразный «памятник» любовнику расположен на боковом фасаде музея. Новостной портал Томска относит его к самым загадочным памятникам города. Памятник появился в День святого Валентина в 2001 году. Его создатель — знаменитый скульптор Олег Кислицкий.
Церемония открытия проходила под звуки марша Мендельсона, ленточку перерезал заместитель мэра Анисим Учитель, которого тут же окрестили «заместителем мэра по любви». Скульптура воплотила в себе многочисленные анекдоты о внезапно вернувшемся из командировки муже и застигнутом врасплох любовнике: корпулентный мужчина в семейных трусах, уцепившийся за балкон возлюбленной, держится из последних сил. На изваянии ироническая надпись с долей издевки: «Кто не был — будет, кто был — не забудет».
Первоначально композиция «украшала» здание Дома союзов Томска на улице Ленина, затем после официального открытия поскитавшись по городу памятник перекочевал на Воскресенскую гору. Судя по фото в сети, сотрудники музея трепетно относятся к ловеласу, периодически переодевая скульптуру. Ныне незадачливый любовник красуется в желтых труселях)))
На Воскресенской горе можно увидеть ещё одну достопримечательность — храм Покрова Пресвятой Богородицы Царицы Святого Розария. Если обратиться к истории Томска, расположение храма кажется вполне логичным. После наполеоновских войн и подавления польских восстаний в Томск ссылали пленных. Не трудно догадаться, что ссыльные исповедовали католицизм. Один из них, граф Александр Машинский, выступил организатором постройки католического храма. Так в результате его инициативы в Томске появился католический костёл.
У Храма Св. Розалии установлен Католический поклонный крест в память о католиках-мученниках (поляках, шведах, балтов и др.), страдавших в Сибири в XVIII - XX вв.
Совершенно аутентична улица Бакунина, поднимающаяся дальше в гору, огибая костёл. Это самая старинная улица Томска, что украшают не только вековые деревянные дома, но и булыжная мостовая.
Часть каменных и каменно-деревянных построек конца XIX — начала XX века подлатана.
Но некоторые деревянных постройки столь эффектно клонятся к земле, что диву даёшься, как в готовых обрушиться в любой момент домах до сих пор проживают люди.
К Изумрудному дому, что упоминала выше, вернулись ещё раз. Аля с Андреем разрекламировали иммерсивную выставку, организованную в стенах особняка. Любопытство не давало покоя.
Организаторы выставки, реализующие средства гранта, не только провели экскурсию по трем залам особняка, но и рассказали об истории создания дома, ведущихся ремонтных работах и неожиданных открытиях. Старинную кладку печи, к примеру, обнаружили, снимая глубокий слой штукатурки в одном из холлов.
Для желающих организована полная иммерсия) Надев на себя бархатный дамский халат фасона конца позапрошлого века и одну из приглянувшихся шляп, можно присесть на стул в эркере особняка и вообразить себя дамой из XIX столетия.
Что касается содержимого выставки, восторга не испытала. Иммерсия ни под каким соусом не удалась. Идея свелась к тому, чтобы дегустируя размещённые у репродукций известных художников запахи, изобретённые столичным автором, воспринимать изображения на полотнах сквозь призму витающих перед носом шлейфов.
Тяжелые ароматы не в моём вкусе, координаты автора не взяла. Но стоит признать оригинальность маркетингового хода. Возможно, кому-то и сгодится. Любопытнее было послушать истории про житие хозяев дома, их любовные похождения и поизучать первичную планировку комнат, что помещена со старыми чертежами в стеклянные рамки.
Вдохновили музейные работники, заражённые идеей восстановления былого величия Изумрудного дома. Думается, очень скоро старинный особняк, сбросив груз веков, заживёт, как когда-то, полноценной насыщенной жизнью.
В стейк-бар «Medium, please!» забрели случайно. Завершая экскурсионную программу в Томске, пробежались по проспекту Ленина,
и с желанием основательно подкрепиться перед вечерним отправлением на основной маршрут свернули в первую попавшуюся едальню. Подробности о заведении здесь.
Вечером, когда вся группа собралась у кинотеатра «Октябрь» на проспекте Кирова, погрузили вещи в микроавтобус и отправились на встречу настоящим приключениям, поджидающим на «Тропе кочевника».
Продолжение следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм