Турист Анна Ефименко (hello1984bkru)
Анна Ефименко — была 30 июня 11:59
Carpe diem memento futurum

Аргун, Гудермес, Грозный, Шали — Россия Июль 2022

После завершения краткого обзора по Кавказским республикам, как и обещала, более подробно раскажу о каждой республике, в которой нам удалось побывать. Разумеется, рассказ начну с нашего путешествия по Чеченской Республике, так как из Новосибирска есть прямые рейсы до Грозного, поэтому первоначально прилетели мы именно сюда, в аэропорт города Грозный.

Путешествие летом по Чеченской Республике

Как только мы вышли из аэропорта, нас сразу обдало жарким влажным воздухом, картинка сильно поменялась. После Сибирского сухого климата, здесь просто обволакивающая жара и ощущение, что там где-то в городе недалеко есть море. Но моря в Чечне нет. Там есть горы, водопады, реки и озера, ближайшее море находится в Махачкале примерно около 200 км от Грозного. Так уж получилось, что в самолете мы встретили нашу знакомую, которая летела из Новосибирска в станицу Шелковская, Чеченской республики, где она живет со своим мужем военным уже несколько лет. Она любезно предложила покатать нас по городу и немного прокатить по Чеченской республике до ее станицы.

Обратно пообещала, что все маршрутки ходят до Грозного и мы легко доберемся, на том и договорились. Мы вышли с аэропорта, дошли до ее машины, которая стояла на парковке несколько дней, пока она была в Новосибирске, и сразу поехали в город. Что примечательно автобусов из аэропорта до центра, либо еще каких то мест — нет, можно воспользоваться только такси. Кстати, Яндекс такси все также работает там, как и здесь. Заранее я забронировала хостел. Честно говоря, советовать не буду, особо не понравился. Просто нажала на первое, что я увидела в интернете, так как бронировала за пару дней до вылета. Из -за отсутсвия букинга сейчас, найти хорошее место стало сложнее. Хостел нам на троих обошелся 2100 рублей в сутки. Хозяин по имени Даламбек был первым чеченцем, с которым мы разговаривали. Вид его был слегка помятым, когда он вышел нас встретить. Как будто был немного «с бодуна», как позже оказалось, что так оно и было. Вообще, чеченцы не пьют и не курят в общественных местах, но наш делал и то, и другое только у себя в доме, что впрочем не возбраняется, правда его домом частично была наша гостиница.

Он сразу же предложил разные варианты номеров, добавив стоимость, но мы сказали, что путешествие у нас долгое и отнюдь не романтичное, чтобы выбирать ванильные комнаты. Немного побухтев о своем житье — бытье и о том, что его третья жена уехала в Норвегию, оставив его с двумя другими и кучей долгов, попытался нам втюхать экскурсии на своем мини вэне, но мы вежливо откосили, и кинув сумки в нашем номере, поехали дальше. В этой поездке Мария нам рассказала о жизни в Чечне, о запретах и ограничениях и о культе личности там. Портреты отца Ахмата, сына Рамзана и нашего президента Путина висят на вьездах в каждый Чеченский город, а также в аэропорту, на административных зданиях и во многих других общественных местах, так как этих людей очень почитают и боятся. Надписи на стенах общественных мест гласят: «Ахмат-сила», так поддерживается культ личности в Чечне.

Путешествие летом по Чеченской Республике

Как я уже писла выше, никто не пьет и не курит, алкоголь можно купить в единственном магазине «Лента» в Грозном, с 8 00 до 11 00 утра всем кроме чеченца. На улицах чисто, аккуратно, совсем не мусорят, во многих местах идет стройка и ремонт зданий, город постепенно преображается. Сам город в центре отстроен очень современно. Улица президентиа Путина, пожалуй, одна из самых оживленных, на ней много магазинов, кафе, ресторанов, все как и в любом другом городе. Мы гуляли там вечером по возвращению из поездки по республике. И нас не покидало ощущение, как будто мы находимся в каком — то популярном городе заграницей, а в колорите с другой религией получается очень атмосферно. Вечернее пение молитв в мечетях просто завораживает, а когда зажигаются огни, и ты видишь как люди в непривычной для тебя одежде прогуливаются по улицам, (мужчины всегда с бородой, и как правило, в темной одежде, женщины в абаях, длинных платьях в пол, с платками на голове) город хоть и издалека, но можно сравнить разве что с главным городом ОАЭ, Дубаи.

Очень важный момент по поводу одежды женщинам — туристкам запрещено носить короткие юбки, открытые плечи и желательно носить платок или косынку, вообщем головной убор. Даже мужчинам — туристам запрещено носить шорты и открытые сандали. Люди, которые жили с нами в хостеле, рассказывали как чеченцы отругали жену и мужа, за то, что те были в общественном месте неправильно одеты и попросили их не заходить пока не оденут нужные вещи, вообщем с этим тут строго. Но зато мужчинам здесь разрешается иметь до четырех жен.

Дальше мы ехали по республике, проезжая несколько городов Аргун, Гудермес и Шали. Кстати, в Шали находится красивая мечеть, самая большая в Европе. Мы совершенно случайно попали туда уже на следующий день в нашей поездке на озеро Казеной -ам.

Путешествие летом по Чеченской Республике

По дороге пока нас везла Мария, мы останавливались у нескольких источников с родниковой водой, она там такая вкусная! Встречали верблюдов, которые паслись на лугу как обычное стадо коров.

Проезжали воспетую в поэмах Лермонтовым реку Терек, ели абрикосы и сливы, шелковицу, срывая у дороги, видели как на поле растут арбузы. Заезжая в магазины, удивлялись тому, что на большинстве товаров нет ценников. Узнаешь ты о цене только на кассе. Но часто бывает и такое, что если у тебя не хватает денег, то тебе это отдадут за полцены или подарят. Вообще, чеченцы очень гостеприимные и общительные, стоит только обратиться за помощью они все тебе расскажут и подскажут, а еще и довезут. Автостоп здесь очень развит, чем мы и воспользовались на второй день путешествия по Чеченской республике.

Дороги ровные, позавидуют даже искушенные автомобилисты. На следующий день поехали на озеро Казеной-ам, что высоко в горах. Хотя оно не холодное и там можно купаться, но только не в Чеченской части, а на Дагестанской стороне, в Чечне мест для купания нет. С этого дня мы поняли, что в Чечне очень развит автостоп и стали пользоваться этим видом передвижения. Зачем брать машину в прокат, нанимать водителя, если тебя и так подвезут? На маршрутке из Грозного мы доехали до село Ведено, взяли такси и доехали до границы, где стояли военные с автоматами. А потом своим ходом было только попытались отправится в горы, но не успели, на границе сразу нас заприметил камазист, который ехал в село Ботлих и предложил довезти нас до поворота, так мы проехались в кабине камазиста, было очень необычно, прежде я никогда не ездила в кабинах больших машин и мне понравилось.

Путешествие летом по Чеченской Республике

На повороте мы распрощались с камазистом и пошли вверх пешком, но и там только мы успели отойти от поворота, как снова нас предложили подвезти, но теперь на дорогой иномарке. Мы не растерялись и запрыгнули в машину, водитель оказался непростым человеком, руководителем по спорту села Ведено. Впоследствии он организовал мастер-класс по спортивной борьбе «Толчун», которую мы провели через месяц перед отьездом обратно в Новосибирск.

Так что если вы еще сомневаетесь в поездке автостопом по Чечне, то отбросьте всякие сомнения, у этих народов принято помогать людям, в беде вас там точно не бросят. До озера мы добрались с Зелемханом и это того стоило.

Мы увидели необыкновенные пейзажи, бирюзовое озеро в горах, потрясающую природу. Погулять по озеру босиком — единственное, что можно в этом заповеднике, как я уже говорила, купаться там нельзя. Вокруг есть инфраструктура, много людей приезжают сюда отдохнуть после рабочей недели семьями, жарят шашлыки, катаются на катамаранах и лошадях. Распивать спиртные напитки здесь нельзя.

Путешествие летом по Чеченской Республике

На озере мы были около двух часов, потом таким же образом автостопом вернулись назад. Нас смогли довезти только до города Шали, где стоит самая большая мечеть в Европе. Много туристов приезжают туда и до Грозного почти рукой подать. Мы конечно же, посетили эту великолепную мечеть, погуляли в парке и пофотографировались. Место очаровательное, снова напомнило мне о Дубаи.

В Грозный мы вернулись на маршрутке и еще немного погуляли по центру. Чисто, стильно, современно. Город светится в огнях. Вся инфраструктура есть, прогулялись по оживленной улице Путина, где люди отдыхают, гуляют, развлекаются. Заходили, конечно и в местные рестораны, и в обычные забегаловки, выбор огромен. В Грозном есть улица шашлычная, там мы были в одном ресторане, по совету Марии, которая подвозила нас. Кормят неплохо, сервис немного медленный, но ресторан был с полной посадкой, средний чек от 1000р на одного человека. Пробовали и традиционные блюда, например, жижиг галнаш (мясо с галушками) и чепалг (лепешки с творогом и зеленым луком).Чеченская республика нам очень понравилась, только надо соблюдать некоторые правила и к вам будут относится с уважением там.

Цикл материалов "https://www.tourister.ru/responses/id_37947"

1. Путешествие летом по Чеченской Республике

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых