Заметки из автопутешествия Владивосток — Байкал. 9000 км на авто.
Это путешествие почти не планировалось. Внезапно получилось выделить несколько свободных дней, подготовили машину, загрузили самые необходимые походные вещи по старым спискам, в картах наметили маршрут и выехали. В воскресенье, 24 июля.
День 1
Выехали с Владивостока на рассвете, в 5.45, позавтракали в пути. Достаточно быстро преодолели уже знакомый маршрут до Хабаровска, погода была отличная, дорога хорошая, поток машин небольшой. В пути загружали карты, продумывали ночевки, искали кафе для обеда и ужина, заправки и места для ночлега. Благо связь здесь хорошая, интернетом можно было пользоваться спокойно, но все-таки рекомендую заранее побеспокоиться о загрузке карт по всему маршруту следования.
В 14.00 пообедали в кафе Аппетит под Хабаровском в селе Отрадное, удобная остановка по пути, хорошая еда, отличные цены. На подъезде к Хабаровску на обочинах встречалось много людей с ведерками, продавали ягоду. Остановились из любопытства и решили купить — оказалась голубика, похожа на чернику, но более кислая и не пачкается. Собирают здесь же, недалеко.
В 17.00 пересекли Хабаровский мост и оказались в Еврейской Автономной области. Здесь было довольно плотное движение, ехали медленно, дорога петляла, обгонять длинные хвосты, тянущиеся за фурами и большой техникой было сложно. Трафик стал не таким плотным уже после Биробиджана, дорога здесь тоже была уже значительно лучше. Особенно в закатном свете понравился участок возле Теплоозерска, идеально ровное дорожное покрытие, красивые понорамы, уютные поселки на холмах. Ужинали в кафе Восток на трассе, где то в районе Облучья, 800₽ на двоих (первое второе и компот). Уже темнело, цивлизация кончилась, усталость накапливалась и ехать становилось достаточно некомфортно. В этот день проехали больше, чем запланировали утром и пересекли всю ЕАО (1208 км). К 10 вечера добрались до кафе-гостиницы Дом у дороги. За 1700 взяли комнату с одной кроватью и туалетом на этаже. В целом приятное и уютное место, все останавливаются на ночь, с другими гостями почти не пересекаешься, но слышимость в комнатах отличная, ночью просыпалась от храпа соседа за стеной и утром слышала как туристы собирались в дорогу. В санузлах чисто и есть все необходимое.
День 2
Позавтракали в гостинице. Яйца с сосиской и хлебом 160₽, я заварила овсянку со вчерашней голубикой. Выехали примерно в 6 утра.
Первую половину дня ехали по длинным ровным отрезкам дороги, очень непривычно после Приморского ландшафта. Но немного скучновато, так и хотелось заснуть.
Заезжали в аптеку в Белогорск, затем срезали часть пути через Серышево чтобы не возвращаться. Маленькие, но аккуратные и чистые поселки, в Белогорске расположен маслоэкстракционный завод «Амурский», здесь производят комбикорма, разные продукты из сои, соевые масла.
К обеду были в кафе «777» на трассе, здесь же отель, стоянка для фур. Огромная очередь на кассе, кафе больше похоже на столовую с раздачей. Здесь расположена развязка трассы на Якутию и Читу, поэтому людей очень много. Очень вкусный рулет куриный с грибами, салаты и выпечка тоже неплохие. За обед с вкусняшками отдали 1000 руб.
Природа по дороге в Амурской области постоянно меняется, сначала поля, затем холмы, густые березовые рощи, дальше горы и смешанный лес, ближе к Забайкалью начинаются высокие лиственницы. Заправки все также ищем по пути, навигатор подводил, бывало что не ставил маршрут когда не было интернета, видимо не прогрузились какие то участки карты. Поэтому еще раз советую заранее загрузить все карты и проверить их работу без интернета. Больше всего переживали именно за заправки, их здесь немного, 95 бензин встречается редко, в основном 92. Много старых заправок, на таких старались не заправляться.
К 21.30 приехали к гостиничному комплексу «Маяк», уже в Забайкальском крае. В этот день проехали 1290 км. В гостинице мест уже не было, позвонили в Баракат в Чернышевске, это еще 120 км езды в сторону Читы, но там мест тоже уже не было, поэтому пришлось ночевать в машине. Одеяла, подушки и постельное не брали, но взяли спальники, из рюкзаков и вещей свернули подушки. Сидения в форестере складываются со ступенькой, пенным ковриком пытались сгладить неровность, но получилось не особо удобно. Пожалели что не взяли с собой одеяло. В общем ночевка вышла так себе, но лучше чем ничего. Возле заправки видели палатку, кому-то машина и вовсе не позволяла ночевать внутри. Платные душ и баня на стоянке есть. Хороший ресторан, подают блюда русской, китайской и корейской кухни. Все вкусное. Туалет был при кафе, больше не нашли, работала только одна кабинка, показалось мало на такую большую парковку. Но т. к. вставали и ложились рано, очереди особо не было. Утром вся стоянка была заполнена фурами, было немного и легковых машин с туристами. Кафе вечером тоже было полным, здесь отдыхают дальнобойщики после длинного пути.
3 день
Позавтракали в кафе Маяк (жареные яйца с колбасой; вкусные сырники со сметаной 160р) и в 6.30 выдвинулись в сторону Улан Удэ. По пути остановились в комплексе Баракат на душ, т. к. в Маяке ещё был закрыт
По пути тайга начала сменяться долинами с небольшими лесками, открывались очень красивые пейзажи.
В 12.30 добрались до Читы, по пути шёл дождь. Заехали на обед в кафе «У трактора», впервые в этом путешествии ели бузы, хушуры и чебуреки, отдали 680₽. Очень вкусно, чисто и опрятно.
За Читой раскинулись деревеньки среди высоких хвойных лесов, леса здесь тёмные и густые, словно из сказок про бабу Ягу)
Абсолютно другой пейзаж встречает в Бурятии, после деревни Мухоршибирь начинаются совсем новые для нас ландшафты: бескрайние степи на невысоких сопках, цвета земных пород совсем другие, рыжие и яркие, небо высокое, деревьев и кустарников почти нет. Растительность стала появляться в Тарабагатайском районе, здесь есть местная достопримечтальность — гора спящий Лев, с видом на реку Селенгу, протекающую вдоль гор и невысоких лесов. Нас уже ждали в Улан-Удэ, поэтому очень быстренько забежали на смотровую, сфоткали Селенгу и отправились дальше в путь. В пол 9 вечера уже были у родственников в Улан-Удэ. Улан-Удэ сразу показался приятным городом бежевого цвета, совсем не серым, как многие другие) Вечером достаточно хорошо освещен, чистый, с понятными дорогами.
4 день
Утром после завтрака собрали вещи и загрузили в машину. До обеда немного прогулялись по Улан Удэ, посмотрели центр, город понравился, аккуратный и чистый, много зданий реставрируется, забросов и пустырей нет. Пообедали втроем в кафе Бууза рум в центре за 700р. (суп куриный с лапшой, монгольский гуляш, салат греческий, чай, морс, обслуживали долго, но за счет в 700₽ и замечательный интерьер — простительно).
После обеда выдвинулись в сторону Байкала. По совету родственников остановились на перевале Мандрик возле молитвенного барбана — побурханить. Таких священных мест на Байкале очень много, на них повязаны разноцветные ленточки, можно остановиться на любом. Необходимо взять жидкость белого или прозрачного цвета (молоко, водку, тарасун или воду), намочить безымянный палец правой руки и начиная от солнца разбрызгать жидкость по всем сторонам света, не попадая на землю, при этом думать о чем то добром, остатки жидкости выпить. Также путешественникам необходимо делать подношения на святых местах, оставлять монетки или другие ценные вещи. Бурханить принято для того, чтобы задобрить местных духов, чтобы они были благосклонны к путешествующим. Считается, что тем, кто хорошо побурханил повезет в путешествии, погода будет хорошей, а дорога спокойной.
Обогнули все южное побережье озера, были озадачены ездой местных, очень торопятся и обгоняют в закрытых поворотах, на перевалах и серпантинах. Показалось, что у нас в Приморье правилам и дорожному этикету следуют гораздо больше, чем здесь. Перевалы возле Байкала очень красивые, горы, густые леса, по правую сторону все время открывается вид на озеро, но подъехать к берегу нельзя, озеро и трассу разделяет железная дорога и лесополоса. Поэтому поздороваться с Байкалом удалось только в Слюдянке. Прибыли туда в 8 вечера, заехали на вокзал купить билеты на поезд по КБЖД на следующий день. Позже оказалось что необходимости в этом не было, билеты можно купить уже в вагоне, количество мест не ограничено. В Слюдянке подъехали к пляжу, погода была безветренной и вода в озере была совсем как зеркало, отражалось каждое облачко на закатном небе, а горизонта не было видно. Немножко посидели здесь на пирсе, полюбовались видами, отдохнули и поехали дальше в сторону Култука.
Еще днем мы спланировали ночевку в Култуке, и забронировали ночь в отеле с видом на Байкал. По приезду поняли что лучше останемся здесь на 2 ночи и как следует отдохнем с дороги. Отель «Байкальский рай» расположен под сопочкой на подъезде к началу Култукского тракта. Номера отеля достаточно свежие, с уютными балкончиками и видом на Байкал, территория ухоженная, есть хороший ресторан, где подают замечательные завтраки, терраса. Вечером здесь же можно поужинать за отдельную плату.
5 день
Утро началось по будильнику в 5.30 утра, персонал обещал вид на рассвет из номера, проснулась и поняла что солнце встает чуть левее, пришлось искать более удобное место обзора, обошла всю округу и засняла утреннее солнце с соседского забора, потом вернулась в номер, досыпать.
В 9 проснулись, сходили на завтрак, и в 10 часов выдвинулись к ж/д станции Култук. Она расположена совсем недалеко, в 10 минутах ходьбы от гостиницы. Поезд прибыл в 10.20, на «Нерпочке» за целый день мы посмотрели все галереи, мосты и тоннели КБЖД. Сразу дам несколько советов по посещению КБЖД:
— На станции «Серебряный ключ» при хорошей погоде выйти купаться и лежать на пляже, не ехать до конечной ст. Байкал и здесь подождать обратный поезд. Порт Байкал выглядит совсем не презентабельно, много народу, а посмотреть нечего.
— На ст Киркирей была остановка в 10 мин, вполне хватило чтобы осмотреть тоннели и сфотографироваться. Обязательно выйти осмотреться
— На подъезде к Итальянской стенке можно занять место у окна со стороны скал, чтобы посмотреть на нее без людей, выходящих из поезда.
— С мыса Хабартуй в сторону Култука открывается хороший вид на мост, здорово было бы здесь зайти на сам мыс, с поезда участок проезжается почти незаметно. Смотреть после выезда с тоннеля в сторону Култука
— Внимательно смотрите по сторонам. По пути несколько раз видели торчащие из воды головки нерп. Байкальская нерпа — эндемик, живет только здесь, за все путешествие больше нигде нерпу увидеть не удалось.
— Взять с собой термос и обед (бутерброды, снеки). По пути перекусить негде, в поезде продают только шоколадки и чипсы. Перекус в поезде на откидных столиках — обязательный этап путешествия по КБЖД.
— Если выбирать какой участок КБЖД пройти пешком, то я бы выбрала маршрут от ст. Малая крутая губа до ст. Ангасолка. Хороший вид на этот участок также открывается и с моря, поэтому здорово было бы походить тут на катере, поснимать поезда заходящие в тоннели.
Мы же объездили все станции на поезде, но этого было вполне достаточно. Точно не рекомендую покупать дорогущую экскурсию на старом паровозе, говорят, что экскурсия очень затянутая и нудная. Посмотреть на эти паровозы можно на конечной ст. Байкал и на ст. Половинная. Также, на всех станциях КБЖД есть листовки с QR-кодами на скачивание приложения-гида. При подъезде к достопримечтальностям КБЖД приложение само начинает рассказывать интересные факты про строительство того или иного тоннеля, моста или галереи. Очень интересно, слушали всем вагоном. И, самое приятное, что билет на «Нерпочку» в 2 конца стоит всего 300р за человека. Экскурсия на паровозе от 8 до 10 тысяч рублей.
Есть некоторые проблемы с туалетами на станциях. Скапливались очереди и иногда люди не успевали сходить. Остановки у поезда достаточно короткие, от 3 до 15 мин. Проводник заранее предупреждает на каких станциях нужно сходить в туалет.
Вернулись обратно на ст. Култук мы в 7 вечера, прогулялись к пляжу, муж искупался в ледяном Байкале, попили чай и пошли жарить шашлыки на закате возле отеля. Так и завершился наш очередной день путешествия.
6 день
Утром собрали вещи, позавтракали. Сделали пробный запуск дрона. Перед выездом из Владивостока решили купить новую игрушку специально чтобы снимать красоты в путешествиях, но научиться летать — та еще задача. Прилагаю наше первое видео «Окрестности Байкальсого рая»
Позже сдали номер и выдвинулись в сторону Аршана.
На въезде в Тункинский национальный парк необходимо оплатить пропуск на пребывание в нац.парке, по 200₽/чел. Сотрудники парка останавливают все машины и провожают в домик для оплаты, здесь же можно купить сувениры, карты, путеводители.
Пейзажи очень живописные, с северной стороны виднеются высокие горы, вдоль дорог раскинулись зеленые альпийские луга с пасущимися коровами и лошадьми, уютные деревянные домики. На подъезде к Аршану дорога сворачивает прямо к подножью гор, а по обе стороны от дороги простираются высокие хвойные леса.
По приезду в Аршан пообедали в кафе Хамар-Дабан. Туристов здесь оооочень много. В основном из Иркутска. Кафе и базы забиты, в выходные было очень тяжело найти свободную для ночлега комнату. Все заведения для питания и проживания выбирали по отзывам в интернете, ни разу не прогадали. После долгих поисков удалось забронировать на 2 ночи комнату с санузлом в гостевом доме Нефрит. Номер здесь уже был не такой комфортный как в Култуке, но за ту же цену, для ночёвки вполне сойдёт. Тем более в таких местах, как Аршан, нельзя сидеть в номерах, вокруг столько красоты!
После обеда сразу выдвинулись к первой местной достопримечательности-водопадам. Путь проходит через реку, мостик и рынок, на рынке можно приобрести травы и сувениры, дальше начинается благоустроенная тропа к водопаду. В начале тропы необходимо предъявить разрешение на пребывание, которое оплачивали при въезде в нац парк, или его фото. По пути к водопаду встречается много источников с минеральной целебной водой. Тропа совсем не сложная, прогулочная, но сложность состоит в том, чтобы аккуратно спуститься и подняться по тесным деревянным ступенькам в толпе людей к самому водопаду. Народу сюда приходит очень много, но по тропинке за водопад не идёт почти никто, т. к. тропа уже более сложная и нужна сноровка и опыт чтобы пробираться по отвесным скалам по веревкам и тросам. Хоть и начинался дождь и камни становились скользкими, мы решили идти. Тропа идет по ущелью, сверху нависают огромные скалы, вдалеке шумит водопад, людей почти нет, по пути встретили только две компании. Глубоко в ущелье уходить не стали из-за непогоды, вернулись обратно к водопаду. От водопада вверх идет еще одна тропа на пик, говорят что она соединяется с тропой из ущелья. Пройти по кругу было бы очень интересно, но не в этот раз. Мы поднялись на небольшой пик, с него открывается круговой обзор на реку, ущелье и пик Дураков, на пике встретили только одну пару из Красноярска, больше никто не рискнул подниматься по скользкой дорожке.
Спустились обратно до верхней площадки с зип-лайном и на нем с ветерком прокатились вниз до самого рынка, там купили немного трав и сувениров. Кстати цены на травы здесь оказались самыми бюджетными, а выбор самым большим. Купили Саган Дали и Иван чай.
Вечером заселились в гостевой дом, оставили вещи, в кафе заполнили термос, взяли еду с собой и пошли ужинать к речке с видом на горы. Здесь к нам прибежали попрошайничать местные собачки, составили нам компанию на весь вечер, угостились чебуреками.
7 день
Позавтракали кашей привезенной из Владивостока на кухне гостевого дома и в 8 часов уже выдвинулись на тропу к Пику любви. По пути в парке взяли палки в прокат. Начало тропы к пику — благоустроенный серпантин с памятками, табличками с легендами о Пике, мостиками и площадками из дерева, идти очень приятно и легко. Но это только нижняя часть тропы. Дорога в гору уже требовала определенных физических усилий. Несмотря на это, по пути мы встречали Аршанских четвероногих спутников — псов, сопровождающих туристов до самой вершины. Подниматься собакам достаточно тяжело, но они все равно идут, зная что туристы обязательно их покормят. Мы делились колбасой и сыром, но как оказалось больше всего собакам хотелось пить. Выделили кружку от термоса и наливали воду каждой собачке. Быстрым темпом, но с остановками, мы поднялись на вершину за 2.40. Усталость почувствовали только на подходе к пику, первые 75% пути прошли быстро и не уставали. Тем, для кого походы обычное дело, будет легко. На пике уже было несколько компаний, пока обедали, людей заметно прибавилось и было уже тесно. Виды здесь открываются классные, обязательно советую к посещению всем любителям небольших восхождений! С погодой очень повезло, было солнечно, обзор полный, гряда Восточных Саян как на ладони, внизу река Кынгарга и то самое ущелье, где были вчера. Хотели пойти выше, к пику Аршан, мимо нас туда пошли всего два человека, но пока обедали, поняли что путь не близкий, люди двигались по огромным валунам очень медленно, нужно время и подготовка поэтому решили выдвигаться в обратный путь, он требовал больше сил, солнце было в зените, спуск казался очень крутым, земля сыпалась из-под ног. Навстречу колоннами шли люди, становилось очень жарко и нам казалось что многие не дойдут до вершины, т. к. на середине пути уже были без сил. Мы совсем не пожалели что вышли так рано, в толпе туристов подниматься было бы гораздо сложнее т. к. тропа достаточно узкая, а скорость подъема некоторых групп очень медленная. Обратно решили спускаться по пологой стороне, а не через благоустроенную тропу, отсюда навстречу нам никто не поднимался, спуск был комфортным. Вернулись к подножью к 3 часам дня, сдали палки, купили мороженое и пошли к речке, расслабить ноги в прохладной воде после восхождения.
В этот день тоже взяли ужин и пиво с собой и устроили пикник на реке. Просто непозволительно здесь не наслаждаться чудесными видами возле Кынгарги.
Спать ложились рано, как только темнело, практически все время жили по Владивостокскому времени, в своем обычном режиме. Это был последний день в Аршане, завтра нас снова ожидал долгий переезд.
8 день
Позавтракали и выехали в сторону Иркутска.
В обед уже гуляли по 130 кварталу. Это историческая застройка Иркутска, многие деревянные дома здесь отреставрированы и воссозданы до своего первоначльного вида и являются памятниками архитектуры. Квартал выглядит очень уютно и ухоженно, каждый ажурный домик уникален и не похож на соседний, ставни, наличники, окошки, фронтоны крыш — все оформлено резными деревянными орнаментами. В конце квартала расположен хороший ТЦ Модный дворик, там пообедали в ресторане Антрекот, попробовали судака из специального Сибирского меню, кухней остались очень довольны.
После обеда выдвинулись в сторону Листвянки. Не смотря на будний день и не очень солнечную погоду, поток машин из Иркутска был достаточно плотный.
Первые впечатления от Листвянки не оправдали ожиданий. Очень попсовое туристическое место, неухоженное и неуютное. Именно так я представляю Сочи или Анапу, наверное, здесь тот же тесный пляжный отдых только в мини-формате. Ото всюду в рупоры зазывают на морские экскурсии, вдоль побережья Байкала тянется пробка, оказалось что в тупиковой части Листвянки закончились места для парковки и ДПС просто перекрыли дорогу, чтобы люди не проезжали дальше. Кругом разношерстные кафешки, непонятные гостиницы, туристические павильоны с экскурсиями и маленькие магазины. Мы оставили машину вдоль дороги и спустились на пляж. Искупались. Вода тут гораздо теплее чем в Култуке.
Пока сидели на пляже и рассматривали местный колорит, решила позвонить в речное пароходство, уточнить расписание теплоходов на завтра. На следующий день мы планировали маршрут по Большой Байкальской тропе, собирались утром выйти пешком в сторону Больших котов, и если останется время, прогуляться в сторону утеса Скрипер, а затем обратно на теплоходе вернуться в Листвянку. Дозвонившись в пароходство, расписание мне любезно сообщили, как и сообщили о том что билетов на ближайшую неделю на теплоход нет. Срочно отправились решать эту проблему, ведь в Листвянку мы приехали только за тем, чтобы пройти по ББТ. В экскурсионных ларьках нам отказали, заброску на катере в Большие Коты и обратно никто не осуществлял, посоветовали обратиться в туристический центр на автовокзале. С автовокзала нас отправили в экскурсионное бюро Даурия, осуществляющее пассажирские перевозки. Там и получилось договориться и приобрести билеты на катер в Большие Коты на завтрашнее утро, менеджеры в бюро сказали что нам повезло) За билеты отдали 1300 руб на двоих в одну сторону.
Через дорогу от пляжа местные продавали омуля разных копчений и солений, купили несколько рыб на пробу и отправились ужинать в забронированный заранее глэмпинг «Долина Мечтателей». Он и скрасил все наши сегодняшние впечталения от Листвянки.
На территории глэмпинга расположено несколько благоустроенных палаток с большими комфортными кроватями и хорошим постельным бельем, тепловыми пушками и простынями с обогревом. Санузлы и душевые комнаты расположены в отдельном помещении на территории. В целом достаточно необычный и комофртный формат отдыха, но не больше, чем на 1–2 дня.
9 день
Утром собрали все вещи, вкусно и сытно позавтракали в кафе на территории глэмпинга, на завтрак подавали яичницу, круассан и овсяную кашу, все очень вкусно и красиво подано. За панорамными окнами гуляли коровы и открывался чудный альпийский вид!
После завтрака поехали на причал, в 9.30 утра Листвянка еще спит и мест для парковки вдоль набережной было много. Оставили машину недалеко от причала и в 10 уже отплывали на катере в сторону Больших Котов. Волнения в Байкале почти не было и все мои переживания на счет качки на воде неоправдались. В Приморье морские прогулки по морю доставляют мне не малый стресс. По пути открывался красивый вид на ББТ, вдоль берега видели туристов на байдарках.
Было решено не терять время и сразу с катера выходить на тропу в сторону Листвянки. Все пассажиры быстро разбрелись по сторонам и мы оказались на тропе одни. От Листвянки нас отделяло 24 живописных километра вдоль озера.
Тропа в основном пологая, опасных и сложных участков нет, но нужно быть готовым к долгому пешему путешествию. В основном люди шли нам навстречу, в сторону Листвянки обогнали только одну пару. БОльшая часть путешественников планирует поход по ББТ с ночёвкой в палатках, чтобы пройти тропу полностью до села Большое Голоустное. На такой маршрут понадобится 3-4дня. Вдоль тропы много специально оборудованных зон для лагеря с костровищами, скамейками и столиками. Везде установлены указатели и таблички с маршрутом. С погодой нам очень повезло, голубое небо = голубой Байкал, сосны и скалы добавляли живописности, а поющие чайки музыкальности нашему путешествию! По пути встретили следы животных, сначала думали медвежьи, какое то время шли слушая музыку на телефоне, чтобы отпугнуть медведя) Из еды брали с собой хлеб, бананы, шоколадки и банку тушенки. Ее разогрели на горелке на одном из пляжей, съели с хлебом, а банку обпалили на костре и забрали с собой, завернутую в пакет, по совету наших новых знакомых из Красноярска. Необходимо сжигать все запахи еды для того чтобы не привлекать внимание медведя к туристам.
По пути встречается большое множество шикарных каменистых пляжей, вода совсем не теплая, освежиться по пути в самый раз. В целом маршрут очень красивый и я бы рекомендовала его к посещению всем и даже детям. Немного сложен из-за подъема в гору и менее живописен только последний (или первый) участок тропы на подходе к Листвянке. Здесь тропинка-серпантин сначала поднимается по лесу высоко в гору, а затем спускается прямо в Листвянку. Не спеша, останавливаясь на фото, перекусы и купание мы преодолели 24 км за 6 часов, примерно 4 из них тропа идет вдоль озера и примерно 2 по лесу.
Пешком дошли до причала, откуда отправлялись утром, на уже заставленной машинами парковке нашли нашу, и уже в 17 часов заселились в следующую гостиницу Арабеска.
Гостиница с приятным советским духом, расположена в трехэтажном панельном доме. Внутри чистая и просторная, с деревянными окнами и полами, для атмосферы все время хотелось включать музыку 70х и расхаживать по коридорам в халате и бигудях))
На ужин поехали в кафе Байкальская бочка, там попробовала безумно вкусную юшку из Байкальской рыбы и Байкальскую рыбу на углях. После отпуска вспоминаю юшку почти каждый день и пытаюсь заменить дальневосточной ухой, но все не то) Что за рыба была так и не поняли, возможно хариус. С собой на завтрак взяли пироги из этого кафе.
В эту ночь впервые за отпуск разыгралась гроза и шёл сильный дождь, но следующим утром от ливня и след простыл.
10 день
Выехали из гостиницы в 8.30. Сегодня предстоял долгий переезд в сторону Ольхона. По пути решили заехать в Бугульдейку, посмотреть знаменитый мраморный карьер. Дорога в этих местах грунтовая, но на любой машине вполне кофомортно можно доехать. Сам карьер находится по правую сторону от дороги, на холме. Перед подъездом расположено информационное табло. На проходимой машине можно заехать прямо на вершину, к карьеру, но мы пошли пешком. Контрастная белая порода на фоне сочной зелени и синих вод Байкала выглядит очень эффектно. Не ожидали увидеть такой масштаб. Человек на фоне огромных белых глыб кажется совсем крошечным. Огорчает лишь явное присутствие людей в этих местах. Почему то каждый турист желает увековечить название своего города на белоснежных глыбах. :(
Немного погуляли, среди камней встретили пищух, и отправились в дальнейший путь.
В 3 часа дня уже ехали по бескрайним степям. Высокое голубое небо, скалы, узкие дорожки среди степной травы. Через Тажеранские степи добрались до бухты Ая. Байкал здесь очень похож на море, волны сильные, берега на горизонте не видно, вокруг скалы. Я решила что пейзажи здесь похожи на Грецию, которую я видела только на картинках)
Вдоль берега в бухте стояло несколько палаток и трейлер.
Мы выбрали для себя место на сопочке, повыше и поближе к скалам. Припарковались, развели костер, замариновали шашлык, купленный по пути, расстелили машину (в Улан-Удэ у родственников взяли одеяло, чтобы спалось комфортнее). На закате пошли гулять по окрестностям. Сначала в северную часть бухты, затем в Южную. Гулять по скалам здесь можно очень долго, виды вокруг восхительные, а места дикие и неприступные. В скалах много пещер. Перед сном искупались в Байкале, посидели у костра, пошли спать когда еще не стемнело, а Ночью просыпались и любовались мириадами звезд через стекло багажника.
11 день
Проснулись в 5.30 встретили рассвет, собрали машину и выдвинулись в сторону Ольхона, в надежде попасть на первый паром без очереди. Прибыли к 6.45, встали за колонной машин. Прогулялась до переправы, посчитала машины. Мы 56-е. Переправа открылась в 7, в час ходит 3 парома, поэтому стояли не долго. Проезд на пароме бесплатный. На паром заехали в 8.15, а в 8.45 уже были на Ольхоне, сразу поехали в сторону мыса Хобой. По пути решили остановиться на пляже в Хужирском заливе, людей мало, вода прозрачная, чистый мелкий песок, очень широкий пляж, прямо из песка растут маленькие елочки, а над ними возвышается пара больших сосен. Остановились здесь искупаться и перекусить.
Асфальтированных дорог на острове нет, но на Форестере проезжали везде с комфортом. Самая сложная часть дороги начинается после кордона. 15 км ям, корней, грязи. В дождь навереное не смогли бы преодолеть этот маршрут. Ехали наугад, за туристическими УАЗиками, красиво было везде!
После корней начались пески — небольшая пустыня в бухте Песчаной. Благополучно преодолели и это препятствие. УАЗики здесь тормозят, люди купаются в бухте, покупают мороженое в ларьке. Мы поехали дальше и в 12.30 добрались до скульптуры хранитель Байкала. Скульптура представляет собой большое дерево с лицом старика. Внутри дерева выступы, на которые туристы складывают монетки, загадывают желания, и бьют в большой колокол, а заходя в небольшое дупло, преклоняются, перед духом и перед Байкалом. На ветвях дерева развешаны колокольчики, красиво звенящие на ветру. Скульптура хранителя стоит почти на обрыве, вокруг есть тропинки, можно прогуляться к мысам, с которых открывается захватывающий вид.
Кстати, на кордоне необходимо предъявить пропуск. Я оформила его заранее, еще в Аршане, на сайте Заповедное Прибайкалье. Нужно подробно заполнить все графы с личными данными, данными авто, и вписать предполагаемые места ночевки. От этого зависит стоимость пропуска. Наш вышел 1200 руб на двоих (на 4 дня: Листвянка, Тажераны, Ольхон). Кто-то успевает все заполнить стоя в очереди на паром. Проверяли пропуск только на кордоне на Ольхоне.
Дальше решили ехать в противоположную сторону от маршрута УАЗиков, чтобы разминуться с толпой туристов. Почти получилось. Доехали до мыса Шунтэ левый. Это место на Ольхоне впечатлило меня больше всего. Огромные величественные скалы возвышаются над Байкалом. Со всех сторон мысы врезаются в синюю гладь Большого моря (так называют местные часть Байкала, расположенную восточнее Ольхона). УАЗики приехали к месту уже после нас, потому получилось немного осмотреться в одиночестве. Этот мыс называют также Мысом Любви, т.к очертания скал здесь напоминают ноги рожающей женщины, согнутые в коленях. Существует красивая легенда для пар, желающих иметь детей, что после ночевки на мысе ребенок обязательно родится. Если пара хочет мальчика — то нужно идти на левую скалу, а если девочку — то на правую.
Дальше мы отправились к мысу Хобой. Мыс Хобой — самая северная точка Ольхона, священное шаманское место, собравшее вокруг себя много легенд. Если вдоль мыса пройти на катере, можно увидеть лик девушки, застывший в скале (по легенде, это окаменевшая бурятка, позавидовавшая богатству своего мужа). Также на мысе есть сквозные пещеры в которых шаманы проводят обряды и глубокие гроты, увидеть которые можно лишь с воды. Прогуливаясь по самому мысу можно посмотреть на самую широкую часть Байкала (до противоположного берега отсюда 79.5 км) и оценить благоустроенную территорию. Здесь есть парковка, туалеты, небольшие беседки для туристов, чтобы перекусить, информационные щиты и таблички с указателями и легендами, деревянная дорожка длиной около 500 м с обзорными площадками, и оооочень много людей. Прошлись по всем тропинкам вдоль мысов, но то ли от количества туристов, то ли действительно мыс с суши не выглядит таким красивым как ожидали, особо не впечатлились.
Обратно ехали вдоль западного побережья острова, здесь тоже расположено множество красивых мысов, по которым можно с удовольствием погулять. Мы остановились возле мыса Саган-Хушун (или Три Брата), посмотрели на Мыс Красный, заехали на Мыс Будун.
Ольхон — самая дальняя точка нашего авто путешествия. Между Мысом Хобой и Владивостоком 4300 км. На 11 день путешествия (с заездом в Аршан и Листвянку) мы преодолели уже 4712 км. Не смотря на то, что за один день объехали весь Ольхон, решили остановиться здесь на 2 ночи, и посвятить следующий день размеренному пляжному отдыху. Остановились на ночевку в Хужире в комфортном гостевом домике с хорошей кроватью, санузлом и завтраками. После заселения пешком прогулялись на Сарайский пляж, погода была отличная и подходила для купания, в воде даже можно было поплавать. Пляжам на Ольхоне можно позавидовать — широкие, с деревянными дорожками, прямо на пляжах растут высокие лиственницы с оголенными причудливыми корнями, которые только добавляют ландшафту привлекательности. С пляжа открывается вид на Малое Море и на разноцветные скалы на материке.
Вечером поужинали в кафе, рядом с кафе обнаружили магазинчик с местными сувенирами, набрали открыток, магнитиков из деревяшек, и разных мелочей на подарки.
В супермаркете купили вкусного ангарского мороженного, местных конфет с кедровыми орешками. У домика попили чай, и отправились спать.
12 день
Наконец то выспались! Почти в 10 пришли на завтрак, давали гречневую молочную кашу и бутерброды. После завтрака поехали на Хужирскую почту отправить открытки родственникам и друзьям.
Днем поехали смотреть скалу Шаманку и мыс Бурхан. Перед скалой установлен знак с QR кодом, и табличка гласящая о том, что место является священным и особо почитаемым, проход ограничен. Скала является домом хозяина Ольхона, местные жители до сих пор чтут традиции и считают что не нужно гневать духов своим присутствием без разрешения хозяина. Внутри скалы есть сквозные пещеры, входить в которые можно было только шаману для проведения обрядов. Также на мысе растянуты ленты, за которые нельзя заходить, волонтеры пытаются восстановить растительность на мысе и препятствуют вытаптыванию травы. Многие наши соотечественники не обращают внимания ни на какие указатели и таблички, прутся на скалу, пишут названия своих родных городов на камнях, топчутся за лентами. :(
Здесь же, на мысе Бурхан, расположены 13 священных столбов сэргэ. Ленты на столбах — это молитвы и просьбы к духу-хозяину. Считается, пока ленточка развивается на ветру- духи помогают в осуществлении желаний. Туристы и местные жители поливают камни молоком, вяжут ленточки и оставляют здесь монетки. Встречается много людей в национальных костюмах. В общем атмосфера таинственная и волшебная.
Мы спустились в бухту западнее мыса, взяли в прокат Сап и обошли Шаманку с воды. Сквозных пещер так и не разглядели, но успели искупаться и походить по кристально чистой воде Байкала. Погуляли по соседнему мысу, запустили Дрон.
Поехали обедать в кафе Омулёвая бочка. Здесь ели самые вкусные бузы за все путешествие.
Вечером отправились кататься на байдарке. Байдарку брали в прокат в сап-сёрф лагере «Просто сделай себя счастливым». Прокат со свободной платой, каждый сам решает, сколько денег может оставить на поддержание деятельности лагеря. Виктор Серебренников, автор этого проекта, хочет объединить людей, дать возможность наслаждаться отдыхом на Ольхоне без суеты, созерцать красоты и заниматься сап-серфингом. Сейчас на собранные средства он планирует построить в лагере мини-рампу для скейтбординга. Многие туристы живут на территории какое то время, помогают по хозяйству и также оставляют свободную плату за пребывание.
Это был наш первый опыт похода на байдарке. Вдвоем на одной грести было тяжело, синхронно совсем не получалось, поэтому гребли по очереди, прошлись вдоль скал, просто подрейфовали на воде и расслабились.
Вечером ужинали в Омулевой бочке, любовались видом на Байкал и Сарайский пляж, немного прогулялись и отправились в домик, собираться в обратный путь.
Перед сном пыталась снять звездное небо.
13 день
Проснулись в 6.20. На базе нам любезно организовали ранний завтрак: пшеную молочную кашу и блинчики со сгущенкой. Выехали из домика в 7.10. Подъехали к переправе в 8, были 14е в очереди (утро пятницы). На третий паром не успели и загружались на 4 рейс в 8.30. Ехали обратно на самом маленьком пароме «Дорожник», который вмещал всего 7 машин.
Сегодня держим путь в Улан-Удэ. По пути записались на замену масла в Иркутске. Пообедали в полюбившемся нам ресторане «Антрекот». Здесь подают блюда из Сибирского меню, попробовали котлеты из щуки с щучьей икрой. Вкусно.
Впечатления от Иркутска неплохие, как и в Улан-Удэ понятные дороги со знаками и разметками (в отличии от Хабаровска). Очень хотелось посетить набережную, но времени не оставалось. В 4 часа дня уже выезжали из города, торопились до темноты добраться до Улан Удэ. Прибыли в 11, опять остановились в квартире у родственников, уставшие с дороги сразу легли спать.
14 день
Хорошенько выспались и пешком пошли гулять по району, закупились конфетами АМТА от местной фабрики, пообедали на фудкорте в ближайшем ТРЦ, прокатились на трамвае в центр. На Арбате купили сувениры и травы, сравнили цены, и поняли что нужно было закупаться на рынке в Аршане.
Центр, да и кажется что весь Город, очень чистый и ухоженный, хорошие новые школы, аккуратные улицы. Непривычно, что остановки в общественном транспорте объявляют на двух языках: русском и бурятском. Ощущается особенный Местный колорит. В школах здесь всем детям преподают бурятский.
Радует, что культура коренного народ здесь важна и почитаема. В городе множество буддистских дацанов и храмов, традиционных построек и скульптур.
15 день
В 8.30 следующего дня выехали из Улан-Удэ. Обедали в 14.00 в кафе у Марины в селе Хилогосон. Все придорожные кафе однотипные, с одинаковым меню и видом обслуживания. Заказываешь еду на барной стойке, выдают чек с номерком, официантка выносит еду и громко объявляет номер заказа. Поднимаешь руку, получаешь заказ, ешь. В меню в основном обычная русская кухня — рис/гречка/картофельное пюре, котлеты, курица, рыба, простые салаты, борщи и супы, на десерт блины, пирожки, пирожные картошка, простые тортики и сырники. В общем, голодными ни разу не остались, всегда кушали сытно и вкусно.
В 18.00 заехали в Читу. Очень хотелось посмотреть город изнутри, а не проезжать по объездной. Но, к сожалению, город ни чем не зацепил, проехали по центральной улице и даже не нашли что сфоткать. Только зря проехали единственную заправку Роснефть, расположенную на объездной дороге.
Заранее, в пути забронировали комнату в гостиничном комплексе «Маяк», у которого ночевали в машине по пути сюда. Прибыли на ночевку в 23.00, за номер с двумя кроватями, санузлом и душем на этаже отдали 2000. В туалет так и не удалось попасть, все время было занято, пришлось пользоваться тем, что в кафе. С душем повезло.
В стоимость входили завтраки на 120р в кафе. Как раз на яичницу с колбасой.
16 день
Позавтракали в кафе Маяк и отправились в путь. Утром было 3 градуса, на деревьях блестел иней. Красивые виды радовали и на обратном пути. К обеду потеплело до 20 градусов. Обедали в том же кафе «777».
После обеда было дождливо, собирались ночевать в «Доме у дороги», почему-то заранее места не забронировали, не нашли номер телефона и думали что повезет как и по пути туда. Приехали в 21.00, но мест не было. По дороге обгоняли много грузовиков Советского цирка, они и заняли всю парковку и гостиницу. Позвонили в гостиницу Архара, там были свободные номера. Решили разворачиваться и ехать обратно 20 км, но поспать последнюю ночь в дороге с комфортом. Здесь за 2000р нам предоставили отличный номер с ремонтом, санузлом, хорошей кроватью и постельным бельем и телевизором. Почему то уже очень захотелось посмотреть телевизор, но настроить его мы так и не смогли.
17 день
Выспались, в 6 утра вышли из гостиницы, заехали на завтрак в «Дом у дороги», и выдвинулись в путь в 7 часов. По дороге купили Архаринский цветочно-липовый мёд. Его здесь продают вдоль дороги на каждом километре пути, решили попробовать. Вкусный. В дороге все время не покидала мысль, что уже сегодня мы будем спать в своей постели, у себя дома, смотреть свой телевизор! Ура! На обратном пути уже накопленная от долгой дороги усталость давала о себе знать, постоянно хотелось спать. Все-таки лучше делить путь на более короткие отрезки и больше отдыхать.
Специально заехали в Хабаровск посмотреть фонтаны, но оказалось что они работают только в среду, пятницу, и по выходным. Был вторник, поехали дальше.
В 14.30 уже были в кафе «Аппетит», пообедали. Дальше началась мучительная дорога, все время тащились за фурами и грузовиками, дорога очень узкая, с закрытыми поворотами и ремонтами, обгонять не получалось. Не на долго останавливались в Кировке, поужинали. Добрались до дома только в 12 ночи. На адометре 9000 км.
Вот такое насыщенное и длинное получилось наше первое автопутешествие по России! Так много увидели, но пересекли всего лишь ¼ часть страны. Масштабы поражают, на карте все кажется гораздо меньше, промежутки пути короче и ближе, а по факту переезд из одной области в другую занимает целый световой день! Для сравнения, три года назад за один световой день мы пересекали всю Южную Корею с Юга на Север на автобусе:)
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия