Кто читал мой прошлый материал о Тобольске, помните, какому накалу страстей мне пришлось противостоять накануне поздно вечером. Но спать я укладывалась совершенно спокойная, полностью доверившись прогнозам синоптиков. Собираясь утром сменила вчерашний осенний прикид на легкий, действительно летне-весенний и не прогадала: заявленные + 28 градусов реально присутствовали, слегка поджаривая и тем самым усложняя прогулку.
Все дороги в историческом Тобольске ведут к Кремлю, не буду оригинальной и я, но остановлюсь перед его каменными высокими стенами и башнями Гостиного двора: это историческое сооружение достойно отдельного рассказа.
Перед Кремлем расположена огромная главная площадь города с традиционным названием — Красная.
Красивая просторная территория благоустроена: прогулочные дорожки, лавочки, стриженные газоны, клумбы и конечно же большой фонтан.
На площади привлекает внимание Водонапорная башня, построенная из красного кирпича в неоготическом стиле, памятник архитектуры 19 века.
В теплое время года в башне работает сувенирная лавка, но меня больше волновал вопрос — а вот если бы можно было на нее подняться, какие замечательные панорамы раскинулись бы перед глазами! Но увы — топаю дальше и вот, пожалуйста, третий Ангел — Милосердный, подрабатывающий аудиогидом!
Поприветствовав малыша, направляюсь в сторону Тюремного замка:
нет- нет, посещать тюрьму, получившую славу одной из самых строгорежимных в стране и закрывшуюся практически в современное время, в 1989 году, я не собиралась. Возможно многим туристам и интересна экспозиция Музея сибирской каторги и ссылки, но я планировала лишь заглянуть внутрь каменных стен, чудесное утро и светившее солнышко мне были милее.
Сотни тысяч заключённых, прошедших этапной дорогой, отбывали свой срок на суровой сибирской земле, а Тобольский замок прославился как страшное место ссылки и по значимости уступал лишь Тюменскому острогу.
А вообще удивительно, что такое мрачное заведение, созданное в середине 19 века, разместили в центре исторического Тобольска, рядом с Кремлем.
Около входа на территорию Тюремного замка собралась толпа учеников, приехавших на экскурсионном автобусе. Интересно, воспримут ли они серьезно увиденное в казематах, ощутят ли трагизм заведения, посочувствуют ли ссыльным?
На Софийской площади перед Софийским собором в 1992 году по проекту народного художника СССР Олега Константиновича Комова был установлен памятник талантливому сибиряку Семену Ульяновичу Ремезову — выдающемуся сибирскому зодчему, писателю-летописцу, картографу.
Результаты проведенных им географических, этнологических и хронологических изысканий Сибири и изложенных в монументальном труде «Летопись Сибирская Краткая Кунгурская» актуальны по сей день.
Невероятно трогательно было наблюдать за стайкой ребятишек около памятника, перевозбужденные всем увиденным, они никак не могли выстроиться для общего фото.
Помятуя вчерашние приключения в ночи, я решила еще раз наведаться на смотровую площадку, расположенную за дворцом Наместника.
Прошла между зданиями Губернской судебной управы и Рентереей, задержав взгляд на последнем.
Очень интересное название «Рентерея», расшифровывается просто: помните в прошлом с крестьян взимали оброк, ренту?
А задуман этот, один из главных архитектурных шедевров сибирского зодчества, все тем же
Семеном Ульяновичем Ремезовым, как первое в Сибири триумфально-мемориальное сооружение.
Между тем я поспешаю вперед в предчувствии умопомрачительных панорам Нижнего посада!
Теплый приятный ветерок словно заигрывает, солнечные лучики пока что нежно щекочут, жалить они начнут позднее, к полудню. Подгора детально мне еще не знакома, я охватываю весь район и из общей массы частных домиков выхватываю взглядом высокие объекты, мысленно прочерчиваю маршрут, который мне предстоит сегодня пройти.
Наслаждаясь от предвкушения предстоящего похода, поворачиваюсь к Иртышу и вдруг:
— О, новый Странствующий ангел, ты тоже разглядываешь Нижний Тобольск и строишь увлекательные маршруты? Уже четвертый ангел в моей копилке!
Какое замечательное утро, подумалось мне, когда я поворачивала на Прямской взвоз, в разные промежутки времени называвшийся Базарным, Торговым, Софийским.
Шагая по огромным булыжникам, утрамбованным на мостовой, ограниченной высокой каменной стеной, я словно погружалась в исторический колодец.
Изначально из нижнего города в верхний, прямо к Кремлю поднимались по обычной грунтовой дороге, при чем по ней и люди шли и въезжали телеги, отсюда и взвоз. А представьте, как размывало эту дорогу жизни в ливень, аналогичный тому, что накрыл Тобольск накануне?
В настоящее время Прямской взвоз предназначен только для пеших, это прочная красивая лестница из дерева длиной почти в половину километра!
По обе стороны широкой лестницы расположены удобные перила для безопасного передвижения и небольшие площадки для желающих отдохнуть — устал подниматься, присядь, расслабься и наслаждайте моментом!
Тобольский Прямской взвоз — удивительный памятник архитектуры 18 века, аналогов которому не существует ни в одном из российских городов.
Боже мой, это кто там меня встречает, в самом низу, а? Уселся прямо на перила? Архитектурный ангел! Считаем — пятый малыш! Какое удачное утро!
Спустившись вниз и пообщавшись с местным добродушным собакевичем,
я повернула направо и медленно побрела по асфальтированному тротуару крошечного переулка Розы Люксембург, постоянно останавливаясь, любуясь окрестностями и поднимая голову на гору, где виднелись здания Кремля!
Переулок уперся в узенькую улочку Подшлюзы, слева протекает река Курдюмка, больше похожая на ручей, благоустроенные берега которой усыпаны одуванчиками.
Перейдя реку по ажурному Подшлюзному мостику,
полюбовалась новым оригинальным жилым комплексом, органично вписавшимся в Подгорный Тобольск, речужка, мостики очень живописны смотрятся.
По бережку реки направилась к улице Розы Люксембург, а затем к Базарной площади, бывшей Торговой, главной площади Подгорной части Тобольска, некогда служившей сосредоточением гостиных дворов, складов и магазинов.
По остовам чудом сохранившихся, но в настоящее время заброшенных зданий, можно только догадываться об их былой красоте. Обвалившаяся крыша, выбитые стекла и пустые глазницы проемов окон, облезшая штукатурка — вот, пожалуй, тот минимум проблем, с чем столкнулись сооружения.
Интересно, что улица, примыкающая к площади, носит имя Розы Люксембург, а адреса у зданий- Базарная площадь. Угловое здание под № 4 — Магазин Г. Н. Константинова, возведенный в стиле неоклассицизма в 1890–1900 годах. Особняк является ярким примером сочетания торговой и офисной функции.
В советское время в здании размещался магазин «Рыба-мясо», который местные жители назвали «Константиновским».Читала, что работы по сохранению памятника архитектуры, объекта культурного наследия регионального значения, запланированы начать и закончить к концу 2022-го года. В мае объект был девственно чист от «лесов» и строительных материалов рядом не наблюдалось.
На месте следующего здания еще в конце 17 века находилось деревянное строение, в котором размещалось городское управление. В 1749-м году было построено одно из первых каменных построек Тобольска — здание городового Магистрата.
Прервусь пока описывать и показывать разваливающееся прошлое, потому как по улице Хохрякова подошла к центральному входу на обновленную Базарную площадь, пустынную, тихую и совершенно не отвечающую своему названию, предполагающему базарное многоголосье, шум, гам, суету, запахи стряпни.
Я не сомневаюсь, что в определенные дни, праздники эта площадь напоминает человеческий улей, ряды торговых павильонов и лавок ломятся от изобилия товаров, но не сегодня. Ой, а сегодня компанию мне составил шестой ангел — Улыбающийся!
Обновление исторической площади произошло не вдруг, не по мановению волшебной палочки, а благодаря победе Тобольска во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, который Минстрой России проводит с 2018 года.
В спешном порядке покидаю площадь и все свое внимание концентрирую на огромной двухэтажной церкви Захария и Елизаветы.
По своему облику, по декоративной пластике фасадов этот великолепный храм не имел, думаю и не имеет в настоящем времени равных не только в городе, но и во всей Сибири!
Церковь с шестью престолами строилась с 1758 по 1776 годы сибирским мастером Андреем Городничевым по проекту неизвестного зодчего, присланному из Санкт-Петербурга. На золочение глав храма средства выделил известный тобольский купец Неволин.
Торжественная монументальная композиция, богатое разнообразие декора храма указывают на лучший образец сибирского барокко.
Невероятная мощь, потрясающая красота, а как гармонично храм вписывается в окружающий пейзаж. Очарованная я ходила по кругу и сидела напротив на лавочке, пора было идти далее, но храм не отпускал и именно поэтому, после многочасовой прогулки, изрядно утомленная я вернулась сюда снова, к нему. Долго сидела на лавочке напротив и не отрываясь смотрела и смотрела на это чудо архитектуры, на это великолепие сибирского барокко.
Прихожанином храма с 1825 по 1830 годы был гимназист Петр Ершов, будущий писатель, автор сказки «Конек-Горбунок», сквер его имени я уже вам показывала.
Рядом с храмом находится памятник Александру Александровичу Алябьеву и сквер имени выдающегося композитора. Почему именно здесь, да потому что с 1828-го года ссыльный Алябьев проживал в Подгорном Тобольске и совершал регулярные покаяния, о причине которых расскажу ниже. А вообще Александр Александрович и родился же в Тобольске.
Отец композитора, Александр Васильевич Алябьев, происходил из старинной дворянской фамилии, предок которого еще в 16 веке выехал из Польши в Россию. Деятельный и энергичный Александр Васильевич всю жизнь был весьма успешным, служил губернатором в разных регионах страны, сенатором, около 20 лет прослужил на северной и восточной окраинах России. С 1787 по 1796 годы Алябьев состоял Тобольским губернатором. Этот просвещенный человек содействовал расцвету издательского, музыкального и театрального дела Тобольска и сыграл главную роль в создании в городе первого профессионального театра в Сибири.
15 августа 1787 у четы Алябьевых родился сын — Александр. В 1796 году семья переезжает жить в Петербург, затем через несколько лет в Москву. В 1810-м году были изданы первые сочинения Алябьева- романс и вальсы. Во время Отечественной войны 1812-го года Алябьев познакомился с Денисом Давыдовым, Александром Грибоедовым и Николаем Толстым, отцом Льва Толстого. В свободное от службы время в годы войны и позднее Алябьев все время сочинял музыку. В 1823-м году он подает прошение об отставке, а получив приказ, уезжает жить в Москву.
В 1825-м году там и случилась пренеприятная, я бы даже сказала трагическая история, главным героем которой был Алябьев, увлекающийся не только музыкой, но и азартными играми. В один из вечеров в его доме играли в карты, случилась драка, затем смерть одного из участников, обвинение, арест, тюрьма. И вы знаете, что писал Александр Алябьев находясь в камере в ожидании процесса? Он сочинил несколько опер-водевилей, и знаменитый романс «Соловей» на стихи Антона Дельвига.
В конце 1827-го года согласно приговора Алябьев был лишен дворянского звания и сослан в Тобольск! В 1843-м году после бесчисленных прошений ему позволили вернуться в Москву, но дворянское звание так ему не вернули.
15 августа 2017-го года, в день 230-летия со дня рождения композитора, в Ботаническом саду Тобольска был установлен памятник Алябьеву,
автором которого был заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Григорьевич Мильченко. В конце 2020 года 3,5-метровый памятник перевезли на отреставрированную Базарную площадь и установили возле церкви Захария и Елизаветы в сквере имени Алябьева.
Хотя видно, что сквер совсем свеженький, новенький, высаженные деревья еще не распустили свои кроны, но место приятное. Здесь есть детская площадка, летняя сцена, рояль и фигуры в стиле топиари, многочисленные лавочки, есть даже качели.
А трансформаторная подстанция украшена граффити, посвященное Александру Алябьеву и выполненное местным художником Юрием Руденко.
Единственный минус во всей этой новизне — старинные дома, пребывающие в очень печальном состоянии и которые, я на это очень надеюсь, скоро отреставрируют и приспособят под соответствующие данному месту заведения: лавки, магазинчики, музеи.
Примыкающее к скверу длинное кирпичное здание по адресу Базарная площадь, 5 было построено в 1760-е годы и конечно же является памятником архитектуры. Это Торговый дом, корпус «питейного заведения».
Сдругой стороны к скверу по Базарная площадь, 6 примыкает более поздняя постройка -здание магазина колониальных товаров (казённый аптекарский склад), построено на месте деревянных торговых рядов в 1890-х годах.
Наружная архитектура здания решена в соответствии с эстетикой краснокирпичных построек и показательна кирпичным декоративным убранством. В здании размещались аптека, лаборатория, склады и квартира провизора, до в нем находился магазин братьев Ершовых. И еще одно здание, расположенное по адресу Базарная площадь, 11, это Новый Гостиный двор, был выстроен на средства городского общества в 1878–1880 годах. В Тобольске Гостиный двор является наиболее хорошо сохранившимся образцом торгово-промышленной архитектуры.
Покидаю облагороженные Базарную площадь, сквер Алябьева, отворачиваюсь от отреставрированного храма Захария и Елизаветы и погружаюсь в мир небытия, разрухи и полного увядания. Сейчас невозможно поверить, что улица Мира когда-то была одной из главных магистралей Подгорного Тобольска.
Улица со стихийной на тот момент застройкой существовала до 1788-го года, когда случился страшный пожар, погубившей более четырех десятков тоболяков, а многих оставивший без крова. Новое строительство велось уже согласно генеральному плану города и на улице сохранилось много каменных купеческих и торговых особняков. На своем веку улица сменила несколько названий: она была Большой Пятницкой, Большой Благовещенской, улицей Свободы и даже имени Сталина…
Улица представляет собой невероятный контраст с только что увиденным, к тому же и здесь видны следы косметического ремонта: лавочки, тротуары, высаженные деревья. Что это, для чего?
Угловое и некогда красивое кирпичное двухэтажное торгово-промышленное здание по адресу Мира, № 1 —Конторское заведение с лавкой, построено в 1910-м году в стиле модерн. Магазин принадлежал купцу Исаю Григорьевичу Баскину, специализирующемуся на торговле одеждой. В советское время в здании располагался магазин «Детский мир». Пока я разглядывала здание, мое внимание отвлек какой-то посторонний звук, подняв голову в окне второго этажа увидела рыженького котенка. Как он туда забрался и что, не может найти выход? Я позвала котенка, протягивая к нему руки предлагала прыгать — постараюсь поймать, но малыш не решился.
Не все дома на улице Мира сохранились в более и менее нормальном состоянии, когда можно еще надеяться на возможность реставрации, некоторые из них даже мне, любительнице заброшок не хотелось фотографировать.
Внимание отвлек новы ангел — Музыкальный, это уже седьмой в моей копилочке.
Рядом с ангелом по адресу улица Мира, 4, находится первое каменное двухэтажное здание построенное в 1760 году в Тобольске. Некогда особняк, принадлежащий купцам Володимировым, торговавшим пушниной, был настоящим дворцом, массивный и величественный он возвышался над хаотичной застройкой Нижнего посада. Пострадавшее после пожара 1788 года здание было восстановлено, но уже не в таких формах, как было изначально.
Позднее в доме размещалась аптека Александра Альбрехта. Дом знаменит еще и тем, что в июле 1829 года, путешествуя по Сибири, в нем останавливался знаменитый исследователь Александр Гумбольдт.
Одноэтажное кирпичное здание по адресу улица Мира, 4а постройки начала 20 века. В нем в годы Великой Отечественной войны находились горисполком и горком комсомола.
По адресу улица Мира, 5 в начале 20 века по заказу купца Гоголева-Лебедева был построен кирпичный одноэтажный продуктовый магазин. В 1908 году новый магазин был оборудован всеми доступными на тот момент благами цивилизации: электроосвещением, вентиляцией и центральным отоплением. В 1913-м году магазин приобрел купец Александр Владимирович Янушкевич, который увеличил ассортимент товаров. Помимо изысканной гастрономической продукции здесь можно было приобрести крупы и хлебобулочные изделия, строительные материалы, вино, парфюмерию, табачные изделия, музыкальные инструменты, швейные машины, несгораемые шкафы, канцелярские товары, книги.
У Янушкевича было еще и собственное колбасное производство. Кроме этого купец занимался издательской деятельностью и дореволюционные годы со станков его типографии выходили открытки с архитектурными памятниками Тобольска.
Позднее прогулку продолжим.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия