Налюбовавшись просторами и панорамными видами на Иртыш и окрестности, отправляюсь в сторону улицы имени Семена Ремезова, чтобы пройти по ней как можно дальше, на сколько хватит сил.
Перед рестораном Ладейным, путь преградила улица Революционная, а мое внимание привлек двухэтажный жилой кирпичный дом — таунхаус с девятью изолированными квартирами.
Следующий дом обычный, трехэтажный, фасад которого украшен красивыми рисунками.
Теперь мне уже ничего не мешает выйти на одну из главных улиц города, носящую имя уроженца Тобольска Семена Ульяновича Ремезова — историка, художника, архитектора, русского исследователя Сибири. Одно время улица носила имя Клары Цеткин, но затем ей вернули свое историческое название, что очень правильно.
Перед шестиэтажным жилым домом по адресу улица Семена Ремезова, 3, в 2008 году ко дню празднования 420-летия Тобольска был разбит сквер, имени одного из самых выдающихся тобольских писателей, получивших всероссийскую известность и признание на литературном поприще Петра Павловича Ершова.
Автором сквера и скульптур по мотивам сказки Ершова «Конек-Горбунок», является народный художник России Михаил Владимирович Переяславец.
Главное украшение сквера - памятник молодого писателя с пером жар-птицы в руке, у ног которого находятся воплощенные герои его знаменитых сказок: Конек-Горбунок и Рыба-Кит с Тобольским кремлем на спине.
Есть в сквере и другие скульптуры: очень симпатичный Иван-Дурак с Горбунком,
Царь, прыгающий в кипящий котел
и еще одна огромных размеров Рыба-Кит, разместившаяся в фонтане. Через нее проложен изящный мостик.
На первом этаже жилого дома размещаются различные заведения, но я расскажу об одном — это кафе «Богдановские традиции», куда я зашла вечером поужинать.
Никаких изысков, крошечное уютное помещение с кухней, расположенной здесь же. Я опять заказала пельмени, ничего удивительного, кафе специализируется на них, но в меню есть и другие блюда: за соседним столиком туристы поедали холодную окрошку. Пельмени оказались крошечными и очень вкусными с нежнейшим, тончайшим тестом.
По улице Семёна Ремезова, 7, сразу за сквером находится кофейня, которая так и называется «Кафе у Ершова».
Далее располагается детская площадка, видно, что объект новый, видимо участок попал под программу благоустройства города.
Следующее здание по улице Семёна Ремезова, 11, — это бывшее Епархиальное женское училище, основанное в 1866 году.
В 1878 году для размещения училища у купца второй гильдии Михаила Пелищева епархией был приобретен главный жилой дом усадьбы, построенный в середине 19 века в стиле классицизма.
В конце 19 века со стороны двора к нему были пристроены протяженные низкие двухэтажные корпуса служб.
К 1917 году в училище обучалось 276 воспитанниц. По окончанию училища, в возрасте 17–19 лет молодые девушки служили учительницами в церковно-приходских школах и школах грамотности. В советское время в корпусах епархиального училища размещалась средняя школа № 13. В помещении домовой церкви располагался кинотеатр «Октябрь». Сейчас в здании размещается Тобольская иконописная школа при Тобольско-Тюменской епархии.
По адресу улица Семёна Ремезова, 19 современный Торгово-Деловой центр «Троицкий мыс» из красного кирпича.
На противоположной стороне по адресу улица Семёна Ремезова, 20 вижу веселенький такой, аккуратненький теремок из сказки — Трактир Ильинский.
Залюбовалась и даже подумать не могла, что это отреставрированный дом купца, мецената и общественного деятеля Александра Андрияновича Сыромятникова. Прадед Александра, Иван Федорович построил в Тобольске кожевенную фабрику в далеком 1788 году, отсюда и возникновение фамилии. Позднее в семье был организован семейный винокуренный и пивоваренный бизнес. Дом был построен в 1908-м году и до наших дней он дошел обветшалым и дряхлым, его разобрали и по старинным рисункам и чертежам построили заново. Открытие трактира в бывшем особняке Сыромятникова очень даже уместная идея, коммерческий ход.
Рядом и как раз напротив ТДЦ «Троицкий мыс» по адресу улица Семёна Ремезова, 22 высится красивое административное здание в аналогичном стиле.
А далее по обе стороны от улицы Ремезова и примыкая к Аптекарской улице расположено общественное пространство: справа это здание Администрация Тобольского муниципального района
и площадь перед ним, слева Площадь Победы
и здание Администрация городаТобольска.
Как вы помните, я посещала Тобольск в конце мая и город еще был украшен атрибутами, установленными к праздничным мероприятиям 1 и 9 Мая. Огромные красно-зеленые шары из ленточек, символизирующие гвоздику, я покажу еще не раз.
Намерения посетить Аптекарский сад рассыпались, внутри шла масштабная реконструкция и гулять, лавируя между работающей строительной техникой и рабочими, громко обсуждающими процесс, не было ни малейшего желания.
Жаль, жаль, значит погружение в природу и перезагрузка отменяются. На пересечении улиц Семёна Ремезова, 26 и Аптекарской расположено здание бывшего женского фельдшерско-акушерского училища.
В 1878 году в Тобольске открылась второе в России (после школы для фельдшериц при Петербургском воспитательном доме среднее медицинское учебное заведение для женщин-повивальная школа, в которой преподавали видные врачи с университетским образованием.
В 1895 году по указу Императора Николая II фельдшерско-повивальная школа была преобразована в фельдшерско-акушерское училище.
Оно располагалось в просторной деревянной усадьбе как раз напротив построенного в 1913–1915 годах кирпичного здания училища. Двухэтажное здание возведено по проекту губернского архитектора, инженера Л. И. Шокальского и является образцом архитектуры классицизирующего модерна.
После революции с 1918 по 1920 годы здание использовалось под лазарет для больных сыпным тифом, затем как больница: вначале как хирургическое отделение Тобольской городской больницы, затем как родильный дом, последним занимало здание инфекционное отделение горбольницы № 1.
С марта 2006 года в нем размещается Тюменский государственный университет.
По адресу Семёна Ремезова, 27а, расположено здание Тобольского медицинского колледжа имени Володи Солдатова.
18 апреля 1969 года Постановлением Совета министров РСФСР Тобольскому медицинскому училищу было присвоено имя Владимира Павловича Солдатова, героически погибшего во время борьбы с эпидемией тифа на Крайнем Севере.
Напротив колледжа по четной стороне улицы расположена средняя общеобразовательная школа № 13 имени Героя Советского Союза Григория Никифоровича Кошкарова.
У школы богатая история, ее основанием считается открытие в 1816-м году Богородице — Рождественского приходского училища, просуществовавшего более ста лет. В 1923 году в здании бывшего Епархиального женского училища была открыта «Школа-семилетка имени Троцкого», а в 1941-м году школа получила название «Средняя школа № 13». В 1965 году школа переехала в это новое типовое здание на 800 мест.
Григорий Никифорович с 1931 по 1938 годы учился в школе № 13. В 1941 году из девятого класса ушел добровольцем в Красную Армию. В 1942 году принимал участие в оборонительных и наступательных действиях под Сталинградом, на Донском и Центральном фронтах в должности командира огневого взвода. В июле 1943 году на Курской дуге Григорий Кошкаров получил смертельное ранение, скончался и был похоронен в селе Ольховатка Курской области. В 1944 году гвардии лейтенанту Григорию Кошкарову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В марте 2021 года в год 205-летия со дня основания школы ей было присвоено имя Героя Советского Союза Григория Никифоровича Кошкарова.
Володя Солдатов, выпускник фельдшерско-акушерской школы 1947 года, по распределению был отправлен в Ямальский район на мыс Вануйто заведующим фельдшерским пунктом. В конце 1947 года в тундре вспыхнул тиф, последняя эпидемия которого случилась в этих местах за сорок лет до этого. Организм 18-летнего фельдшера не выдержал ежедневного столкновения с болезнью в чумах северных народов и заразившись, он умер 3 февраля 1948 года.
Вообще на улице Ремезова, на этой одной из центральный и протяженных улиц Верхнего города, практически не сохранилось исторических объектов, пока я не дошла до пересечения с улицей Красноармейской, по которой влево уходит насыпь — Городской вал.
Вал протянулся от берега Иртыша до берега Курдюмки на полтора километра, ширина его была 7,8 метров, а средняя высота составляла 3,6 метров- солидная защита жителей верхнего посада. Свое оборонительное значение вал сохранял до середины 18 века.
Создавалась регулярная крепость по образцу земляного вала, возведенного в Москве, да и по всей России в те годы строились аналогичные. Но в Сибири вал, заложенный 22 апреля 1688 года, был одним из ранних фотификационных сооружений и в его сооружении принимало участие все население верхнего посада и окрестных деревень. Работами руководил воевода боярин Алексей Петрович Головин.
Сохранившийся участок городского вала является памятником археологии регионального значения, а высота сохранившегося участка вала достигает 2,5 метров. Видела, что по валу в сторону Иртыша шла группка молодежи, было желание бросить намеченный план и отправиться следом, но сгустившиеся тучи зловеще предупредили о возможном дожде.
Чтобы не грустить, Тобольск мгновенно перестроил меня на позитивный лад — напротив, рядом с домом по адресу Семена Ремезова, 46, на трансформаторной будке увидела яркий граффити — сюжет из сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок».
Авторами работы являются тюменские художники Елена Кураш и Павел Шепель, которые выполнили роспись всего за 3,5 дня.
Стрит-арт с персонажами сибирской сказки появился в рамках партпроекта «Единой России», был открыт 30 июня 2019 года и стал подарком жителям Тобольска на 432-й день рождения города.
Сразу за городским валом, по адресу улица Семена Ремезова, 41- 43, начинается территория бывшего винодельного завода. Шагая вдоль высокой кирпичной ограды, я прямо-таки даже расправила плечи, ускорила темп, наконец-то почувствовав, что сейчас увижу нечто интересненькое.
Старинные здания, выдержанные в едином «кирпичном стиле», характерном для торгово-промышленной архитектуры конца 19 — начала 20 веков и правда оказались очень интересны.
Тобольский комплекс казенных винных складов, построенный по типовому проекту в 1914 году, включал в себя семь основных сооружений: очистной винный склад, помещение для цистерн, сторожку с контрольным холодом, приемный покой со сторожкой, бондарную, каменный материальный склад и жилой дом.
До революции казенные Винные склады фактически являлись государственными ликёроводочными заводами. В советское время с 8 февраля 1920 года здесь располагалась единственная за Уралом Тобольская биофабрика. В настоящее время на территории комплекса размещается Тобольский межрайонный центр ветеринарии. У меня создалось впечатление, что не все здания используются, некоторые все же покинуты и предоставлены сами себе.
Небо хмурилось, здания из темного кирпича и без того мрачные словно стражники обступили меня со всех сторон. Слыша мужские голоса, завидя машины, я словно воришка, прокравшись на чужую частную территорию, перешагивая через лужи, сделала несколько кадров, и, сопровождаемая первыми каплями дождя, покинула территорию.
Оглядевшись в поисках кафе или какой-нибудь кондитерской, разочарованная отсутствием оных, зашла в Магнит, купила мороженое, достала зонт и отправилась на противоположную сторону улицы.
Я спешила воочию увидеть скульптурную композицию «Робинзон Крузо и Пятница», недоумевая, каким образом и на основании каких событий она была возведена именно в Тобольске. Все оказалось весьма прозаично — я не читала роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо-2» «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», более того, я даже не подозревала о его существовании.
Писатель описывает суровый климат Сибири, теплые дома «московитов», отапливаемые закрытыми печами, пищу сибиряков, драгоценную пушнину и прекрасное общество, которое он встретил в Тобольске – все так правдоподобно, словно он и сам побывал здесь!
А сюжет-то закручен лихо: после своих странствий Робинзон держит путь к себе на родину через Сибирь и в Тобольске оказывается совершенно случайно — Белое и Балтийское моря замерзли. Восемь долгих месяцев Робинзон Крузо вынужден, а может ему повезло находиться в «столице Сибири».
А скульптура в живописном сквере с фонтаном была установлена в 2007 году.
Смешная композиция, исключительно на мой взгляд, а учитывая в каких условиях я ее снимала, и как мне пришлось буквально жонглировать предметами, оказавшимися в руках, а именно зонт, мороженое, фотоаппарат, то было не до смеха.
Справившись с непосильной задачей, я опять перешла на другую сторону улицы и направилась к Тобольскому историческому некрополю — Завальному кладбищу.
Кладбище было открыто в 1772 году, а название это произошло от местонахождения кладбища — за земляным валом. Конечно же я посетила кладбище, не могли испугать не непрекращающийся дождь ни мрачность, гнетущесть места, покажу отдельно, а то и так слишком много информации в одном рассказе, но уже хочется закончить начатое.
Напротив, на фасаде жилого дома, огромная работа- мурал, созданная в рамках проекта «Формула искусства». Стрит-арт был создан на основе эскизов победившей в конкурсе Елизаветы Красниковой, уроженки Тобольска. Проект реализован командой профессиональных художников RASKRASIMVSЁ при поддержке СИБУРа, торжественное открытие фасада состоялось 11 октября 2020 года.
По словам автора, в истории России Ремезов больше запомнился как картограф, однако для тоболяков он известен, как строитель Кремля. Семён Ульянович посвятил всю свою жизнь работе в Сибири и он точно заслужил быть запечатленным на здании дома.
А далее, собственно Аллея Декабристов — то место, которое давно манило, которое и было моей целью в тот день.
А дождь меж тем так и шел, нагнетая и без того грустную ауру. Я медленно шла по аллее Жен Декабристов, придавленная мрачными, буквально осязаемыми облаками. Впрочем расскажу отдельно, есть у меня одна идея на этот счет.
За Завальным кладбищем находится кедровая роща Журавского, посаженная польским ссыльным Сильвестром-Иосифом Лукичем Журобским-Журавским в конце 19 века.
В 1864 году за участие в восстании 1863 года Журавский был сослан в Томскую губернию. Затем переселившись в Тобольск, в 1867 году поступил на службу в Тобольское губернское правление, где и проработал до 1910 года.
Если бы была хорошая, погода, я бы с удовольствием прогулялась по роще, тем более карта показывает, что ее территории находится небольшой пруд.
На скамейке перед рощей сидел намокший и, наверное, изрядно озябший Влюбленный ангел — второй в моей копилке.
Напротив, на другой стороне улицы привлекает внимание необычное сооружение из красного кирпича: церковь Евангельских Христиан «Слово Жизни».
А далее улица Семена Ремезова повернула налево, а я продолжила путь прямо, но теперь уже по Комсомольскому проспекту. На перекрестке дорог в 2010-м году установлена 26-метровая стела «Тобольск — жемчужина Сибири».
Авторами проекта стелы выступили жители Тобольска – архитектор Борис Трофимов и скульптор Николай Распопов. Главной идеей при проектировании конструкции стала концепция несоизмеримой важности Тобольска для жизни всей страны.
Прежде чем выйти на проспект, я оказалась в сквере, в совершенно замечательном, уютном пространстве, созданном умелыми руками из запущенного, поросшего бурьяном уголка. Согласно программе развития городской среды получилась великолепная зелёная зона отдыха для жителей близлежащих домов.
Облагораживание паркового пространства рядом с возводящимся жилищным комплексом «Мой квартал» – это подарок городу от застройщика – компании «СтоунСтрой».
Сквер Мой Парк назван именем Александра Васильевича Михайлова, жителя Тобольска, ветерана вооруженных сил. При создании сквера были сохранены все деревья, более того, после торжественного открытия сквера в июне 2021 года состоялось мероприятие по посадке еще 90 саженцев деревьев: это яблони, рябины, берёзы.
Невероятно, но Тобольский драматический театр ведет свою историю с мая 1705 года, именно в начале 18 века в «Летописи Сибирской» впервые упоминается о сценических представлениях в Тобольске. Первое здание театра появилось лишь к 1795 году.
Имеются свидетельства, что в период ссылок в Тобольск ссылались и актеры. Бывали случаи, что некоторых актеров "со строгим режимом" выводили сыграть спектакли, затем снова, надев кандалы, уводили в тюрьму.
В 19 веке заметную роль в становлении театра в Тобольске сыграл выдающийся писатель Петр Павлович Ершов, будучи преподавателем, организовавший театр в гимназии. Именем выдающегося писателя в декабре 1991-го и был назван театр.
Благодаря умелому руководству Ершова гимназический театр обрел большую популярность и стал фактически городским. 12 сентября 1899 года открыла свои двери Народная аудитория, легендарный театр-«теремок».
Историческое здание театра представляло собой памятник деревянного зодчества 1899 года постройки, полностью сгорело в 1990 году. Новое здание, построенное после пожара, в 2010-м году прошло масштабную реконструкцию.
Решив, что с большей частью достопримечательностей я познакомилась, а еще не вечер и вдруг силы пригодятся — назад поехала на автобусе.
Кондуктор мгновенно вычислила туристку и так запросто:
-А вы откуда? А завтра у нас будет концерт, даже Орбакайте приедет.
-Завтра вечером я как раз уезжаю, да к тому же я приехала смотреть не на Орбакайте, а на ваш замечательный город.
Вопросов больше не было.
Погода меж тем вновь наладилась, вид роскошных белоснежных облаков, разбросанных по голубому небу,
определил мой вечерний досуг — закат, сегодня я пойду провожать день на смотровую с видом на Иртыш! Довольная таким смелым и решительным шагом, направилась к отелю — следовало отдохнуть, время до мероприятия еще оставалось.
Увлекшись рассматриванием сделанных за день фотографий, не заметила, как прошло время, но вдруг напряглась, услышав за окном слишком знакомый звук, не может быть! Вскочив так быстро, словно был пожар, распахнула шторы — ливень! Господи, ну зачем опять, неужели сегодня мне было мало дождя?
Я опять легла, расстроенная, хоть плач, вся программа на вечер смазалась, как фото от сильной вибрации! А дождик между тем так же резко закончился и на небе появились облака! Не веря своему счастью, я быстренько оделась, схватила зонтик, камеру и в сгущающихся сумерках практически побежала на смотровую.
Уф, успела, но закат в тот день был более чем скромным, бледно-розовая узкая полоса лишь слегка прошлась по горизонту. Ну и ладно, зато сам факт этого события я запечатлела.
И тут вдруг вспомнила, что совершенно ничего не рассказала вам об Иртыше, а ведь река того стоит! Иртыш — самая большая по продолжительности река-приток на планете. Свой путь река Иртыш начинает на границе Китая и восточных склонов хребта Монгольского Алтая. На протяжении всего долгого пути, извиваясь, словно змейка, река течет по территории Казахстана, в России, в районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь, являясь главным ее притоком. Длина Иртыша составляет 4248 километров, что превышает длину самой Оби на 598 километров. Иртыш вместе с Обью образуют крупнейшую речную систему в России, третью в Азии и шестую в мире.
По поводу возникновения названия реки есть несколько вариантов и легенд, но я выбрала один, который понравился больше всего. Персидский географ аль-Гардизи в трактате раннего Средневековья, приблизительно в 1061 году, рассказал про рабыню царевича Шада. Увидев кочующих возле реки тюрков, девушка сказала им «иртыш», что означало «остановитесь».
А вот теперь со спокойной душой можно идти гулять дальше.
Но небесная канцелярия рассудила по-своему, решив, что дневных дождей мне было маловато. Сначала она разбудила дремавший ветер, потом постепенно открыла все имеющиеся в наличии краны и началась такая фантасмагория!
Удерживая двумя руками зонт, оцепенев от накала природных страстей, я сиротливо стояла около стен Кремля и раздумывала — куда идти в ночи?
Потоки воды текли по мостовой сквозь мои, уже на тот момент намокшие кроссовки, мокрые джинсы прилипли к ногам, а я медленно пошла в сторону другой смотровой — дождь мне был уже не страшен. Появилась новая мысль — поснимать собор, подгорицу. Но выйдя на простор, резкий порыв ветра с радостью подхватил зонт, и я едва успела удержать его, чтобы не вывернулся в обратную сторону.
Нижний город светился огоньками и мне стоило огромного труда, одновременно удерживая зонт и камеру сделать несколько кадров.
В свете фонарей были отчетливо видны струи дождя.
Вот честное слово, идти в номер не хотелось и я, вымокшая до основания, еще какое-то время послонялась по лужам, а потом все же отправилась в отель. Как же хорошо, что я предусмотрительно прихватила с собой из дому электросушилку для обуви, а в номере, в ванной комнате была горячая батарея.
Так что из этого дождевого коллапса я вышла победительницей!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия