В Саксонии много мест связаны с именем Мартина Лютера. Но только один город занёс его имя непосредственно в своё официальное название — это Лютерштадт-Виттенберг. Хотя многие, и в самой Германии, до сих пор называют город его нормальным историческим именем — Виттенберг.
Сам по себе, и без участия Лютера, Виттенберг — это немецкий город с богатой историей, основанный в 1180 году фламандскими переселенцами. К концу века скромное поселение решили взять под крыло герцоги Саксон-Виттенбергские, устроив здесь свою резиденцию. В конце XV века в городе почти постоянно жил курфюрст Саксонский Фридрих III Мудрый и Виттенберг стал важным политическим и культурным центром региона, в это время был построен местный замок вместе с самой известной церковью — Дворцовой.
В 1502 году был основан Виттенбергский университет, собравший многих известных лекторов, среди которых и были профессор богословия Мартин Лютер — с 1508 года, и его будущий соратник, профессор греческого языка Филипп Меланхтон — с 1518 года.
Забегая вперёд, вспомню о том, что в 1813 году Наполеон Бонапарт в одночасье распорядился закрыть известный университет с трёхсотлетней историей. Непонятно, какая шлея попала под хвост его лошади, хотя что взять с самодура, который славился своими резкими, порой противоречивыми решениями.
Город после пребывания императора-самозванца приобрёл среди безработных профессоров настолько отрицательную карму, что даже после Венского конгресса 1815 года они решили не возвращаться в Виттенберг, а создали в недалёком Галле 12 апреля 1817 года Виттенбергский университет имени Фридриха. Да-да, вот такой парадокс, в городе Галле до сих пор работает Виттенбергский университет. Входя в 50 лучших немецких университетов, учебное заведение обучает несколько десятков тысяч студентов.
А на остатках прежнего альма-матер сейчас скромно функционирует лишь семинария евангелистов. Да в 1994 году было открыто учреждение публичного права «Лейкорея».
После того, как Виттенберг потерял своё важнейшее учебное заведение, он существовал лишь как военный и промышленный город третьего порядка. В 1922 году решено было о переименовании города в Лютерштадт-Виттенберг, однако из-за ряда формальностей это переименование стало официальным лишь в 1938 году. По большому счёту, громкое новое название ни на что не повлияло. И сегодня Лютерштадт-Виттенберг — полузабытый всеми и практически непосещаемый туристами провинциальный городок с небольшим населением.
Хотя и с неплохим, но крохотным, историческим центром. Из-за своей незначительности город практически не пострадал в последнюю войну.
Давно ушли в прошлое времена, когда город был магнитом для теологов, философов и художников со всей Европы с момента основания Виттенбергского университета, о котором все узнали особенно после публикации Лютером своих тезисов в 1517 году. Здесь началось лютеранское движение Реформации, и в XVI веке Виттенберг на десятилетия стал одним из духовных и культурных центров Европы.
Обширное здание начала XV века, которое сегодня называют Домом Лютера, на самом деле — бывший монастырь августинцев.
В то время ещё известный под названием «Черный монастырь», название намекало на цвет мантий монахов-августинцев. Здесь нашли себе жильё студенты и профессора нового университета. Мартин Лютер также жил здесь с 1508 года. Монастырь был распущен в ходе Реформации. После чего Лютер получил уже приватизированную жилплощадь в 1532 году, где и жил со своей семьёй и женой Катариной фон Бора. После смерти Лютера университет занял здание и превратил его в общежитие для стипендиатов
Сегодня здание служит музеем, посвященным Реформации. В комнате, которую когда-то занимал Лютер и которая сохранилась в первозданном виде, его рукописи, его кафедра из местной церкви.
Музей истории Реформации — крупнейший в мире. Постоянная экспозиция рассказывает о жизни и «творчестве» Мартина Лютера и об изменениях в Европе во времена Реформации. Которые на мой взгляд не являются такими уж положительными, но немцы — фанатики радикально-протестантских революций, это чувствуется в каждом экспонате. В музее можно встретить монашеский костюм Лютера, табличку с 10 заповедями Лукаса Кранаха, Библию Лютера, а также рукописи и медали.
В 1844 году Лютерхаус был капитально отремонтирован Фридрихом Августом Штюлером. Лютеровская школа располагалась на первом этаже до 1937 года. А перед домом можно увидеть памятник неизменной спутнице реформатора.
И даже эти пока ещё хиленькие деревца вдоль улицы около Дома Лютера — не простые. 500 саженцев были в 2017 году подарены со всего мира представителями разных протестантских церквей и иных родственных с ними сект к годовщине Реформации, под каждым деревцем есть табличка.
Второе знаменательное место в Виттенберге, которое привлекает любителей истории Реформации, это дверь Замковой церкви Всех Святых. И ничего, что первоначальная дверь, где Мартин Лютер прибил 31 октября 1517 года свои 95 тезисов против продажи индульгенций, была уничтожена пожаром, и на её бронзовой замене 1858 года был помпезно выбит текст декларации. Для протестантов это место священно, именно оно считается «нулевым меридианом» дальнейшего распространения ереси по Европе.
Замковая церковь была построена в 1506 году на фундаменте оригинального замка курфюрста Саксонии.
«Крепкий замок — наш Бог», эта строчка из известного псалма и гимна Мартина Лютера крупными буквами красуется на шпиле этой впечатляющей церкви.
Содержание тезисов Лютера было спорным, акт их закрепления был довольно скромным и не отвечает сегодняшнему пафосному толкованию — двери Шлосскирхе служили всего-навсего университетской доской объявлений, от запроса по поиску свободной койки до предложения о продаже оригинала античного документа.
Лютер разместил свою листовку для стимулирования общественных дебатов по вопросу, а не для того, чтобы документ служил своеобразным манифестом для создания новой церкви. И я вполне понимаю мирное желание профессора богословия, но все мы знаем, куда вымощена дорога добрыми намерениями. Не виним Мартина Лютера, но тех «последователей», которые доразвивались в осуществлении идеи реформаторства до самой крупной и жертвенной трагедии XVII века — Тридцатилетней войны.
Следущее знаменательное место города Лютера — готическая церковь Девы Марии, известная как место, где часто проповедовал Мартин Лютер в течение 30 лет, находится всего в нескольких шагах от Ратуши. Это старейший памятник в городе, строительство длилось с XIII по XVI века. Главной особенностью церкви являются две одинаковые восьмигранные башни, построенные в стиле ренессанс в 1558 году.
Кафедра, с которой проповедовал реформатор, сохранилась до наших дней, но её можно увидеть только в Доме Лютера, в самой церкви уже не встретишь обстановки того времени.
Кафедра была известная — после Лютера она видела в течение многих лет известных деятелей церкви и общества, искусства и культуры, науки и политики, которые приглашались в Виттенберг для того, чтобы выдать на публику очередную нестандартную идею.
К сожалению, многие из дореформационных произведений искусства, наполнявших церковь, были уничтожены иконоборцами в 1522 году.
В интерьере доминирует большой запрестольный образ работы Лукаса Кранаха Старшего. Этот Реформационный алтарь был написан в 1547 году художником в пору, когда он был придворным живописцем при дворе курфюрста Саксонии, являясь при этом другом Мартина Лютера.
В церкви также можно увидеть и другие ценные панно Кранаха.
По соседству с церковью Девы Марии находится историческая часовня Корпус-Кристи, в которой с мая по октябрь проводятся религиозные службы на английском языке — она давно принадлежит англиканской церкви.
Главная торговая улица окружена красиво отреставрированными зданиями.
Среди исторических зданий на Рыночной площади доминирует ратуша 1535 года с большими ренессансными фронтонами.
Рядом с ней находится фонтан и бронзовые статуи Мартина Лютера и его спутника Филиппа Меланхтона.
Исторический центр города хорошо сохранился, чувствуется повсюду дух эпохи Возрождения.
Осталось упомянуть о ещё одном примечательном месте — Дворах Кранаха. Знаменитый художник Лукас Кранах Старший, о котором уже упоминал в связи с его работами в городской церкви, был назначен художником при саксонском дворе в Виттенберге в 1505 году курфюрстом Фридрихом Мудрым.
Он прожил здесь почти полвека и именно здесь создал те картины, которые сейчас находятся в крупнейших музеях мира.
Изображал курфюрстов и реформаторов, оформлял запрестольные образы или создавал камерные кабинетные предметы на религиозную тематику.
Лукас Кранах Старший стал даже местным бургомистром. В доме Кранаха теперь находится музей художника, а также мастерская, где можно наблюдать, как мастер работал над своими произведениями.
Рядом сохранилась типография, в которой, среди прочего, Лукасом Кранахом вместе с Кристианом Дерингом был воспроизведён перевод Библии Мартина Лютера. Вообще, Кранах был неплохим предпринимателем — получил аптечную привилегию, также торговал бумагой, красками, сахаром, воском, песчаником и пряностями.
В бывшей типографии сегодня располагается постоянная экспозиция «Мир Кранаха».
Оба двора являются памятниками архитектуры и были тщательно отреставрированы.
Скромен, очень скромен и немноголюден Лютерштадт-Виттенберг. Оживает город, судя по афишам, исключительно в дни мероприятий, посвящённых знаменательным датам Реформации. Хотя, возможно, я преувеличиваю и значение этих мероприятий — в городе нашлась только пара более-менее приличных отелей и пять ресторанов, абсолютно не заполненных даже майским субботним вечером. Трудно представить, что когда-то здесь кипела жизнь общеевропейского ранга, улицы видели курфюрстов, художников, учёных. Что ж, всё течёт, всё изменяется.