Наше долгожданное путешествие началось для меня весьма печально. В домодедовском дьютике, поборов жабу, купила себе дорогущий крем-новинку от Сислей и… благополучно оставила пакет в туалете. Прибежала назад минут через 5, но у него, конечно, к тому моменту уже выросли ноги… Сидя в самолете, я мрачно перебирала в уме предметы своего багажа, которые могла б забыть вместо покупки, и так уж получалось, что всё, кроме паспорта, ipada, ну и, пожалуй, очков, потерять было б предпочтительней… В общем, вволю порезвилась моя жаба, отыгралась на мне по полной…
Лишь выйдя через несколько часов во влажный и теплый средиземноморский воздух, наконец-то опомнилась и почувствовала, что наше путешествие началось…
Римский Аэропорт Фьюмичино, хоть и расположен всего в 60 км от порта Чивитавеккья, не имеет с ним прямого транспортного сообщения. Можно доехать по железной дороге с пересадкой в Риме — если время позволяет, и багаж не тяготит.
В противном случае надо брать трансфер. Их предлагают многие транспортные компании. Групповой трансфер — 90 евро на двоих. Поскольку наш рейс прилетал в 2 часа, а с 4 уже начиналась посадка на борт, его и заказали. Но в нужное нам время групповых шаттлов не оказалось, и учитывая сей факт, нам предложили индивидуальный за 100 евро, всего на 10 евро дороже. (Обычная стоимость такси от аэро- до морского порта около 150 евро)
Сработали четко: водитель ждал в зале с «фамильной» табличкой, мерседес долетел как ласточка прямо до посадочного терминала. Тут-то мы и увидели наш Роял Клиппер наяву. Он стоял у причала «голенький», без парусов, но даже так показался мне огромным. Я бывала раньше в круизах на гигантских пассажирских лайнерах, но там они воспринимаются скорее как плавучий отель, соответственно и размер оценивается с иных позиций. А тут все-таки парусник…
Роял Клиппер, на котором нам предстояло провести следующие 4 ночи, по своему уникален. Он занесен в Книгу рекордов Гинесса, как самый большой в мире парусник с квадратными парусами.
5 мачт, 42 паруса, длина 133 м, водоизмещение 5061 тонн, пассажировместимость 227 человек.
14
17
2
Все началось с того, что жил в Швеции мальчик Микаэль, бредивший, как и многие в его возрасте, парусниками и морскими путешествиями. А дальше, прямо, как пела когда-то Радмила Караклаич:
Маленький мальчишка маленький кораблик
Сделал из тетрадного листа,
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта…
Мальчик вырос и воплотил свою детскую мечту, построив три корабля — точные копии чайных судов-клипперов XIX века. Чайными (а чаще опиумными) их называли по характеру грузов, перевозимых между странами Востока и Европы. Острый нос, узкие, «режущие» воду борта (отсюда и Clipper) делали их самыми быстроходными судами своего времени, позволявшими без труда обходить торговые корабли конкурентов. Клиперы же ХХI века перевозят исключительно пассажиров, а Микаэль Крафт и поныне является владельцем основанной им компании Star Clippers.
Наш Роял Клиппер — самый младший из трех братьев. Два других — четырехмачтовые близнецы Стар Флаер и Стар Клиппер чуть поменьше и постарше. Со Стар Клиппером нам в круизе удалось не просто встретиться, но и прокатиться наперегонки, померяться… эээ… чем там парусники меряются?
Регистрация прошла быстро и беспроблемно. Обменяли паспорта на круизный «мультипасс» — пластиковую карту, заменяющую собой на корабле кучу предметов — паспорт, ключи от каюты и даже бумажник.
Одно из декларируемых преимуществ круизов компании Star Clippers — это небольшое число пассажиров на борту, из-за чего проблемы очередей — будь то регистрация, тендерные перевозки или шведский стол — попросту не существует.
У входа всех поднимающихся на борт приветствовал капитан. Сергей Утицын, собственной персоной.
3
Русский, бывший крузенштерновец, с большим опытом управления судном. Кстати, капитан «старшего брата», Стар Клиппера, тоже русский, тоже из крузенштерновцев и даже тоже Сергей…. Русская, точнее советская еще, парусная школа, оказывается, высоко ценится на мировом рынке.
Легкий перекус чем шеф-повар послал, и вот она, наша каюта номер 231, на средней палубе, в середине корабля. Специально бронировала в середине из-за опасений морской болезни. Помню, как меня уболтало на рыбалке в Намибии. В то время, как друзья весело таскали из воды рыбех, я валялась на корме на каких-то канатах и мечтала, чтобы мне дали спокойно умереть…) Правда там был маленький катерок, и открытый Атлантический океан, но все-таки… Понятно, что на парусном корабле качки не избежать, но хотелось свести ее к минимуму.
Каюты на Роял Клиппере шести категорий, отличающиеся только размером — в основном 10–14 кв. м, большинство с окном — двойным иллюминатором. Дерево, мрамор… Большая кровать, телевизор с ДВД, отдельная душевая — в общем, все компактно, но вполне удобно.
1 из 2
3
5
Быстренько приняв душ и раскидав вещи по полкам, пошли исследовать корабль. Здесь нет лифтов, широких променадов, как на больших круизных кораблях, лестницы крутые и узкие, двери на палубу так и норовят прихлопнуть пальцы, а ступеньки, канаты, металлические болванки вырастают под ногами в самых неожиданных местах. В общем, ура, настоящий парусник!
5
4
5
В первую очередь примерим. На всякий случай.)
8
Сейчас корабль ходит под флагом Мальты:
1
Не упустили шанса проверить курс, порулить… И даже, пользуясь добротой капитана, залезть на капитанский мостик и понажимать кнопочки))
1 из 2
7
Обнаружилась библиотека с роскошной обстановкой, камином и неожиданно большим количеством книг на русском. Многотомное собрание Чейза, Пикуль, Грин и прочие книги на морскую тематику (подозреваю, принесенные из домашней библиотеки капитана) и немного детективно-любовной «жвачки», явно оставленной прошлыми пассажирами…
Крестной матерью нашего красавца является не кто-нибудь, а сама королева Швеции Сильвия…
1
18–30 объявили учебную тревогу, собрали всех в Тропическом баре. Это открытый салон на главной палубе, место всех основных корабельных тусовок. Надо сказать, подошли к этому действу добросовестно, всех заставили надеть оранжевые жилеты, ко мне подошел матросик и подтянул болтающуюся жилетку по фигуре… Провели покаютную перекличку на трех языках. Начинали с английского, и если никто не отзывался, переходили на немецкий, потом на французский. С утра процедура повторилась еще раз.
Компания Стар Клипперс славится своим интернационализмом. Как среди членов команды, так и среди пассажиров обычно граждане десятка, а то и больше стран. Официальных языков, на которых делаются объявления, на корабле 3: английский, немецкий и французский. Сам Сaptain Sergey, как я уже писала, — русский, старпом Лорето и отельный менеджер Паоло — итальянцы, круизный директор Таня — немка, шеф-повар — филиппинец, на ресепшн работают две Насти из Украины. Есть русские и среди технического персонала. Как-то, гуляя по верхней палубе, увидела, как двое в форменных комбезах копошатся в подобии огромной швейной машинки. Спросила у них по-английски, то ли это, что я думаю. Получила по-английски же утвердительный ответ, а отойдя на пару шагов, услышала за спиной что-то наподобие:
— Вася, ты куда на… катушку дел?!
Среди матросов подавляющее большинство темнокожие, по виду — из Карибского региона, кухня — за филиппинцами и другой ЮВА.
5
1
Такая «разношерстность» лично мне по вкусу, но возможно иногда она создает и проблемы. Во всяком случае, капитан в своем приветственном слове наложил вето на три темы на вверенном его заботам судне: «У нас здесь нет религии, у нас здесьнет политики и…» А вот третью отгадайте, какая еще тема имеет схожий конфликтный потенциал…))
Подошло время ужина. Ужин тут не только собственно еда, но и социальное событие. Здесь знакомятся, общаются, обмениваются впечатлениями. Метрдотель обычно спрашивает, на каком языке вы хотите говорить, и сажает к «одноязычным». На ужин — никакого шведского стола, только меню. Хотя формально дресс кода на корабле нет, к ужину все равно все стараются принарядиться. Нет, до галстуков и вечерних туалетов дело не доходит, в основном стиль smart casual — брюки, рубашки, джемперы, платья… Придти можно в любое время, хотя большинство стараются подтягиваться к началу. Люди в массе открытые, настроенные на общение. Мы познакомились с двумя пожилыми английскими парами, с которыми потом дружески беседовали, случайно пересекаясь в барах или на палубе.
И вот наступил самый торжественный момент дня!
В 22–00 под величественную композицию греческого композитора Вангелиса «Завоевание рая» из фильма «1492» наш Роял Клиппер плавно отчалил от чивитавеккского причала и заскользил в непроглядный сумрак Средиземного моря…
Лампочки на мачтах светились как Огни Святого Эльма…
5
5
Короткое путешествие по Западному Средиземноморью на борту парусника Royal Clipper