Гослар — очаровательный городок в северо-западных предгорьях Гарца, примерно в 70 км к юго-востоку от Ганновера в немецкой земле Нижняя Саксония. Приятная атмосфера города вместе со старинной архитектурой способствовали тому, что Гослар стал чуть ли не самым посещаемым городом в Гарце.
Он был основан в 922 году, а спустя два столетия получил права города. В XI и XII веках это была популярная резиденция императоров, а с 1340 по 1802 год Гослар гордился титулом вольного имперского города. На протяжении сотен лет это был процветающий шахтёрский город, богатство текло из серебряного рудника Раммельсберг на окраине.
Город пережил войну без повреждений, отчасти благодаря наличию госпиталя для военнопленных, и является удивительно хорошо сохранившимся образцом города позднего средневековья. После войны Гослар оказался в Западной Германии, в отличие от большинства других городов Гарца. В какой-то мере это безусловно способствовало лучшей сохранности исторического центра.
На первый взгляд, Гослар — лишь один из многих причудливых городков в этой части Германии. Здесь есть и другие живописные города региона, которые стоит посетить, включая Вернигероде и Кведлинбург, но Гослар всё же можно считать первым среди них.
Каждый узнает, когда добрался до Старого города, когда пройдёт через надвратную башню или мимо неё. Хотя остатков городских стен, которые когда-то окружали Гослар, немного, несколько средневековых башен всё ещё стоят.
Пройдя через одну из них, встречаешь шквал фахверковых домов с серыми шиферными крышами. Это фирменный образ Гослара, и он не разочаровывает.
Исторический центр города имеет почти круглую планировку и в нём можно найти почти 1800 фахверковых домов разных эпох, что является рекордом во всей Германии.
Улица за улицей с красивыми резными фахверковыми домами.
Это прекрасный город для прогулок по извилистым улочкам и любования хорошо сохранившимися живописными домами. Многие горожане украшали свои дома искусной (а иногда и довольно озорной) резьбой по дереву.
Без сомнения, лучшее, что можно сделать в Госларе, это просто прогуляться. Его улочки не только лучше всего отражают настроение города, но и невероятно фотогеничны.
Я не знаю, насколько оживлённо здесь было каким-нибудь летом до Ковида, но приехав сюда в мае 2022, мы увидели, что здесь не сильно людно, хотя, конечно, улицы и не пусты.
Не хватает только шутов, рыцарей, крестьян и детей в лохмотьях, которые блуждают по улицам. Гослар — нетронутый и величественный средневековый город, сверкающий историей. Самый лучший способ описать Гослар — это действительно сказочный город, взятый прямо из книги братьев Гримм.
Гослар приглашает в насыщенное событиями путешествие во времени от Средневековья до наших дней. Там, где когда-то правили императоры и короли, сегодня туристы находят город с живописными улицами и площадями, где можно прогуляться, задержаться, сделать покупки, развлечься и расслабиться.
Как и в любом хорошем европейском городе, обязательно захочется посетить главную площадь Гослара, Рыночную.
Местные жители и приезжие наблюдают за размеренной жизнью, выпивая чашку кофе в одном из многочисленных уличных кафе или наблюдая, как городские часы отбивают новый час.
Самые впечатляющие здания на площади — это готический Кайзерворт и ратуша. Госларская ратуша с аркадами середины XV века неизменно расширялась в течение более чем 400 лет.
Однако решающее значение на окончательное благоустройство зданий вокруг Рыночной площади принёс XVI век, время расцвета Гослара, когда Ганзейский и Вольный имперский город извлёк выгоду из бума добычи полезных ископаемых.
Главное здание ратуши было завершено задолго до того, как в 1494 году купцы построили в непосредственной близости свою гильдию. Они были самыми богатыми и влиятельными горожанами города и продемонстрировали это этим зданием, которым они почти затмили ратушу.
Фасад перестраивался несколько раз на протяжении столетий, но барочные фигуры восьми императоров чувствуют себя вполне комфортно в готическом убранстве своих ниш.
Ещё одной выдающейся достопримечательностью является Рыночный фонтан. Этот фонтан, увенчанный золотым орлом, отмечает центр Гослара. Нижний бассейн был построен в XII веке в романском стиле. Сто лет спустя местные жители добавили верхнюю чашу, а в XIII веке орёл воссел на трон. Но официальные путеводители часто умалчивают о том, что орёл на фонтане гораздо новее, датируется XVIII веком.
А того, старого, изрядно постаревшего и потускневшего мы увидели позднее под толстым стеклом в музее императорского дворца. И ей богу, какой-то орёл несолидный, петух ощипанный скорее.
Недалеко от Рыночной площади находится Шуххоф, вторая старейшая площадь Гослара. Перевод — Обувной двор, говорит за себя — величественные фахверковые дома и аркады с магазинами когда-то принадлежали сапожной гильдии.
Нагрудный платок — так необычно переводится название этого дома, построенного в 1521 году, одного из самых красивых патрицианских домов в Госларе. Прямого угла в этом доме, трапециевидном в плане, практически нет, и строителям пришлось приложить особые усилия для возведения каркаса и конструкции крыши.
Резчик дал волю своему воображению на фахверковых перекрытиях верхнего этажа. В красочном миксе можно найти фигуры из античной мифологии, фигуры животных и сцены, символическое содержание которых сегодня сложно расшифровать.
Здесь множество резных деревянных фигур — дьяволы, ангелы, величавая дама верхом на козле и знаменитая Баттер Ханна, небрежно почесывающая свой зад, взбивая при этом масло! Ясно, что пуританское мышление так и не овладело гражданами Гослара. Можно было бы ожидать, что эти резные фигурки будут размещены внутри дома. Но нет, они смело закреплены снаружи на всеобщее обозрение горожан.
Ещё один интересный дом — Гильдии пекарей. Красивый эркер, широко построенный на деревянных подкосах, украшает фахверковые перекрытия верхнего этажа с 1557 года. Такие дома показывают, как крепла и процветала буржуазия.
Непосредственно к ратуше примыкает романская церковь в честь святых Космы и Дамиана с романскими витражами и бронзовой ренессансной купелью для крещения. Эта церковь, впервые упоминаемая в документах в 1151 году, была построена по образцу уже не существующего собора и первоначально представляла собой трёхнефную крестообразную базилику с двумя западными башнями. В XIV–XV веках алтарь был расширен, и с каждой стороны были добавлены новые нефы.
Сегодня церковь не только впечатляет своим центральным расположением на рыночной площади, но и своими высокими и очень разными башнями, является одновременно ориентиром со многих уголков старого города и очаровательной смотровой площадкой.
Особого внимания заслуживают девять средневековых стеклянных окон первой трети XIII века, бронзовая купель для крещения 1573 года, остатки настенной росписи в стиле поздней готики и резной алтарь в стиле барокко 1659 года.
Посмотрим ещё на одну известную церковь. Со своими массивными башнями Якобикирхе возвышается недалеко от монастыря Нойверк. Бывшая базилика 1073 года пережила не только радикальные структурные изменения около 1500 года, но и религиозные потрясения Реформации.
В 1529 году Лютер вручил делегации из Гослара письмо в Якобикирхе, в котором требовалось введение Реформации. В своем письме Лютер поощрял граждан в их реформаторской деятельности, но ради правды стоит упомянуть, решительно выступал против насильственных эксцессов. Только не все послушались.
В 1803 году церковь снова стала католической и получила части ценного интерьера из Рихенбергского монастыря, который позже был разрушен. Сегодня Якобикирхе является старейшей из сохранившихся церквей в Госларе.
Нойверкская церковь смотрится необычно ново для бывшей монастырской церкви цистерцианского монастыря, основанного в XII веке, представляет собой трёхнефную крестообразную базилику. Такое впечатление возникает, вероятно, из-за кропотливой реконструкции, на самом деле все архитектурные части всё ещё находятся в том же виде, в котором они были когда-то построены, что делает церковь редкостью в северной Германии.
Большой Святой Крест, который был основан в 1254 году как благотворительная организация, по большому счёту аналог больших госпиталей Дьё, которые мы видим во Франции, например в бургундском Боне. Здесь находили место для сна и пищи нуждающиеся, немощные и сироты, а также паломники и другие путники. Уникальный для Германии — с отдельными комнатами для престарелых в боковом крыле, объект по-прежнему выполняет свою социальную задачу сегодня, спустя 750 лет после его основания. На первом этаже до сих пор продаются кустарные изделия с благотворительной целью — украшения, одежда ручной работы, шарфы, гончарные изделия, изделия из стекла, кожанные кошельки.
Когда-то в Госларе насчитывалось 40 мест, где за последние 1000 лет вода использовалась для привода мельничных колес. Сегодня только мельница «у бурлящего ручья» Клапперхаген напоминает о тех временах. Эта мельница была построена в начале XVI века и на последнем этапе эксплуатации принадлежала кожевенной мануфактуре.
Сам ручей, протекающий через город, сейчас закованный в бетон, выглядит конечно по другому, чем в средневековые времена.
Гослар также может похвастаться самым большим частично сохранившимся романским дворцом в Германии. Он был построен между 1039 и 1056 годами. У германских императоров была одна особенность — в отличие от других правителей они не проживали в одном месте, а вместе с двором «кочевали» по разным частям империи. И именно поэтому в Германии возникали дворцы-пфальцы, которые образовывали сеть резиденций, по которым мог передвигаться монарх и его двор и которые обеспечивали его необходимыми удобствами.
Императорский дворец в Госларе был построен Генрихом III, и в XI–XII веках город был одним из излюбленных мест пребывания императоров. Но постепенно он перестал служить имперским нуждам и начал приходить в упадок. К 1802 году остались только руины, которые были проданы 19 июля 1819 года. Сохранилось только северное крыло, которое до сих пор напоминает о былом величии здания. В 1865 году даже стоял на повестке дня городского совета Гослара вопрос о сносе остатков дворца. Но этого удалось избежать, и вместо этого было принято решение отреставрировать здание. Конечно же, на такое решение повлияло общественное настроение на волне пангерманизма в середине XIX века, связанное со строительством Второго рейха. Работы начались в августе 1868 года. 15 августа 1875 года это место посетил император Вильгельм I, который фактически дал проекту «народное благословение». В 1879 году реставрация здания была завершена. После реставрации дворец стал национальным памятником.
Вытянутое главное здание соединено в южной части крытым романским коридором с двухэтажной часовней святого Ульриха, где под крышкой саркофага покоится в восьмиугольной позолоченной капсуле сердце императора Генриха III. «Потому что сердце его всегда было в Госларе», как сообщается в средневековой хронике.
Перед дворцом стоят конные статуи императоров Фридриха I Барбароссы, Вильгельма I Великого и Брауншвейгского льва.
Центром здания бывшего дворца является Императорский зал, занимающий верхний этаж и являющийся одним из крупнейших в своем роде в Германии.
Вся поверхность стен площадью почти 800 квадратных метров была украшена художником-историком Германом Вислиценусом сценами, рассказывающими историю Священной Римской империи.
В небольшом здании через лужайку от дворца находится трон, использовавшийся императорами Первого рейха. Сфотографировал толко сам павильон в псевдороманском стиле. Он был закрыт и сам трон через грязное стекло с бликами запечатлеть не представлялось возможным.
Гослар в историческом центре, на счастье, избавлен от несуразных экземпляров современного «искусства» эпохи постмодерна. За исключением творения немецкого скульптора Райнера Кристера, которое зачем-то разместили прямо около ратуши. Эта тревожная скульптура изображает узкую голову, пробитую примерно 10 большими гвоздями, рот открыт с болезненной гримасой. Значение этого загадочного произведения до конца не известно, хотя со временем оно получило множество интерпретаций. Одно из предложенных объяснений состоит в том, что гвозди символизируют упрямство местных горожан или что болезненное выражение лица изображает трудные, вызывающие головную боль решения, которые должны принимать городские власти. Другое объяснение предполагает, что скульптура является памятником против террора или ограниченности. На мой взгляд, это всего лишь попытки приписать какую-то «великую идею» произведению, которое всего-лишь плод больного воображения его автора. Хотя, может, это реклама местного шурупного заводика?
Почти весь Гарц мы проехали пять лет назад, но без Гослара впечатление о этом районе осталось бы неполным, этот город главный здесь, в предгорьях, он обязателен к посещению.