Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Железноводск — Россия Июнь 2022

Продолжение рассказа об отдыхе с ребенком в Кавминводах. Начало можно прочитать здесь и здесь про Пятигорск.

В субботу 4 июня нет практически никаких процедур и почти все обитатели санатория разъехались по экскурсиям. В столовой — пустота, и как-то захотелось тоже куда-нибудь отправиться. Ну раз экскурсия не куплена — выбираем направление, доступное на общественном транспорте. В Кисловодске нам и так жить неделю, так что остается Железноводск и Минеральные Воды.

Выбрала Железноводск, всё-таки он более туристический. Электричка туда ходит два раза в сутки (и то, только по выходным), так что нам не подходит. Едем на маршрутке.

Маршрутка 113 отходит от Верхнего рынка, от санатория идти минут 15–20 пешком. Ходит часто, по наполняемости. Еще многие маршрутки проходящие по проспекту Калинина, можно сесть и там. Цена билета 50р, ехать не больше получаса. Обычный микроавтобус, без кондиционера, жарко. Хорошо если окна открываются.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

План был выйти на остановке пл. Ленина около горадминистрации и памятника Ленину, обойти гору Железная по часовой стрелке, попить воды из всех (ну или почти всех) источников, спуститься по Каскадной лестнице к озеру, погулять там и сесть на маршрутку обратно у санатория им. 30-летия Победы. Всё удалось выполнить кроме прогулки у озера, уже стало слишком жарко и устали, только глянули на него одним глазком.

Город очень понравился, такой спокойный, маленький, всего меньше 25 тыс.жителей, навел меня на мысли о Швейцарии, хоть я там и не была. Город совсем не старый, основан в 1810 году и сразу как курорт (хотя статус города получил только в 1917 году), даже Пушкин туда приезжал, но современное благоустройство и строительство санаториев началось уже в 20 веке.

В Первую мировую войну и Великую Отечественную там размещали раненых и эвакуированных детей. В 1942 году Железноводск был даже оккупирован немцами, но уже в следующем году освобожден и снова наполнен ранеными солдатами. Только в 50-х годах началось жилое строительство, но конечно же в обычных спальных районах мы не побывали, только в курортной зоне.

Прочитала интересный факт, что в Железноводске ежегодно отдыхают более 80 тысяч курортников в более чем 20 санаториях. Это суммарно меньше в два раза, чем только в одном санатории им. Лермонтова, в котором мы отдыхаем.

Огромный плюс для меня был в том, что хоть мы и ходили вокруг горы, но там практически не было лестниц (а где были ступеньки — были и варианты их обойти). Отлично для прогулок с маленькими детьми даже с коляской.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

Расскажу какие достопримечательности мы успели посмотреть.

От остановки поднялись по широкой лестнице на улице Чайковского до Пушкинской Галереи. Этот курзал был построен в 1901 году, очень похож на Лермонтовскую Галерею в Цветнике в Пятигорске, прям почти один в один. Как говорит Википедия «Оба курзала сделаны Петербургским металлическим заводом и Варшавской производственной фирмой «Гостынский и К» и прибыли на Кавминводы по железной дороге в разобранном виде. Образцом для их создания послужил павильон машинного отдела Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, построенный по проекту профессора А. Н. Померанцева. Творческие находки русского специалиста сумел развить и воплотить в виде разборных помещений польский архитектор З. Э. Хржановский. Открытие Железноводского курзала состоялось в 1902 году и совпало с 65-летием со дня смерти А. С. Пушкина. " Поэтому ее и назвали Пушкинской. В 1918 году здесь провозгласили Советскую власть в Железноводске. Сейчас это выставочный центр и концертный зал. Внутрь попасть не удалось.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

Дальше прошли к дворцу Эмира Бухарского. Очень красивое здание, но в очень плохом состоянии. Много элементов восточного стиля: арочные окна, бело-синяя керамика, купол и минарет, резные деревянные балкончики, колонны, веранда… Дворец был построен при императоре Александре III для его бывшего сокурсника по кадетскому корпусу, эмира и русского генерала Сеид Абдулла-хана по проекту архитектора В. Семёнова. Генерал любил полечиться «на водах»: здоровье требовало и должность позволяла, а тут еще и удачно подарок от императора подоспел: участок земли на Железной горе. Правда окончания строительства он не дождался, умер, а новый эмир не слишком интересовался и отдарил в 1913 году дворец обратно императорской семье. Здание успело побывать и санаторием «Ударник» (в нем даже отдыхали Клара Цеткин в 1924 и Надежда Крупская в 1929), и военным госпиталем.

Сейчас это один из корпусов санатория им. Тельмана. В некоторых частях здания даже окна поменяны на современные пластиковые, но визуально нет признаков что им пользуются. Кругом всё заросло, через окна видны остатки мебели и многолетний слой пыли.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

От дворца спустились к маленькому скверу с Музыкальной беседкой (1974) и современной скульптурой — солнечные часы «Знаки зодиака» (установлены в 2000 г.). Почему они часы я не поняла, но если большой камень в середине покрутить и загадать желание, то должно сбыться, как сказали курортники, пытавшиеся, не смогшие сдвинуть эту каменюгу с места перед нами. Мы конечно тоже попытались, и кажется даже крутнули на пару миллиметров. Дочь загадала чтоб все птицы с ней дружили, и действительно, птицы активно нас сопровождали на маршруте, и красиво пели, так что, видимо, сработала.

Ну, а Музыкальная беседка, просто симпатичная, кудрявая. Уже после я прочитала, что в ней надо попеть внутри, т. к.там прекрасная акустика. Попробуем в следующий раз.

Мимо домика Лермонтова, где он провел свой последний день жизни мы случайно проскакали, не заметив. Возвращаться не стали, времени мало.

Краеведческий музей тоже только снаружи сфоткала. Здание выглядит оооочень пожившим.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

Напротив музея находится Общекурортная бактериологическая лаборатория. Здание прямо привлекает взгляд барельефами, так и веет курортной историей от него. Вроде бы оно построено в 1904 и было раньше курортным управлением с почтой и телеграфом.

От лаборатории мимо памятника М. Ю. Лермонтову буквально два шага до Лермонтовского источника. Он, кстати, самый старый, был открыт в 1910 году, и благодаря ему и появился курорт. Бювет в классическом стиле с ротондой и колоннами был построен уже через 6 лет, в 1916 году. Там хорошо, прохладно, и вода вкусная.

Немного охладились и дальше в путь мимо санатория им. Кирова, который нависает с горы по правую руку.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

Потом мимо санатория Горный Воздух, который наоборот слева и внизу, а за ним открывается вид на долину.

Там рядом интересная скульптура из металлолома — Курортный кот, можно присесть рядом с ним на лавочке, отдохнуть, только не в такой жаркий день, так что бежим мимо, поскорее под деревья, которые уже совсем рядом и будут дарить нам тень всю оставшуюся дорогу вокруг горы Железная.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

Мы идем по терренкуру № 1, но против движения, так что дорожные столбики, то обычные, то с разными героями или картинками, показывают нам убывающе расстояние, сколько осталось до конца маршрута, а не сколько мы прошли.

Примерно за 1.5 км до окончания маршрут встречаем еще один источник — Владимирский. Вода там достаточно нейтрального вкуса, единственная из всех, которая понравилась ребенка. Наливать можно из красивых краников со львами.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

На развилке дальше стоит деревянная скульптура-страшилка, там можно или пойти на более длинный маршрут, или свернуть к туалетам. Ну или продолжить путь по терренкуру номер 1.

Проходим дорожные камни Бэлла, Демон, еще одну ажурную беседку. По левую руку — скульптура Горный козел, точнее его голова. Вот и почти обошли гору. Вся дорога очень комфортная, под раскидистыми деревьями и проходит в тени. Выложена брусчаткой, современной, не 19 века, широкая, много скамеек, указателей, без ступенек, без подъемов и спусков. Идеальна для курортников любого уровня мобильности.

Не доходим метров сто до первого указателя — начала терренкуров, спускаемся к источнику. Первый — Славяновский. Достаточно горячая вода льется из кранов, до 56 градусов. Как раз собрались отдыхающие попить водички перед обедом — толпа. На вкус — ядреная, детям не подойдет. Я всё думала — почему не славянская, а оказалось просто этот источник открыл инженер-гидрогеолог Н. Н. Славянов, углубив имеющуюся скважину, в его честь и назвали.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

Следующий источник со Смирновской водой (в честь доктора Смирнова). Похожа на Славяновскую, но не такая горячая. Обе кислые, но не по вкусу, а по качествам.

Павильон у этой воды самый большой и стоит на площади с фонтаном, в центре которого три кружки, там же рядом орел.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

От этой же площади начинается большая Каскадная лестница вниз, к озеру. На вершине этой лестницы силы внезапно покинули нас, как только мы поняли, что солнце всю дорогу будет светить прямо в лоб.

Так что по лестнице спуститься не довелось, благо есть дорожки через деревья и кусты, где хоть какая-то тень.

Железноводск, июнь 2022 (часть 3)

Выскочив из кустов у подножия лестницы, мы поняли что озеро нам не осилить (вокруг него, кстати, тоже солнцепек), так что решили оставить его на следующий раз. Добрались до улицы Ленина, махнули первой проезжающей маршрутке (там много какие идут в Пятигорск хотя бы проездом, наша оказалась № 213 и 47р) и поехали обратно, обедать и отдыхать.

Вот такое путешествие на полдня. Город мне понравился, так что есть планы и приехать еще раз посмотреть что не досмотрели, и возможно даже поехать как-нибудь туда отдыхать.

Цикл материалов "кавказ 2022"

1. Кавминводы, почему туда и дорога
  2. Пятигорск, июнь 2022 (часть 2)
  3. Железноводск, июнь 2022 (часть 3)
  4. Кисловодск, июнь 2022 (часть 4)

Теги: Культурно-познавательный туризм, Лечебный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия