К красотам горного Алтая ведет Чуйский тракт. Эта дорога и сама считается одной из самых красивых. За каждым поворотом открывается новый вид, один краше другого. Леса, реки, сначала холмы, которые становятся все выше, и вот уже вырастают скалы. От окна автобуса не отлипнешь, фотоаппарат щелкает постоянно. Люблю Алтай, уже несколько раз ездила по Чуйскому тракту, но всегда находится что-то новое. В этот раз я ехала к ледникам Актру, которые меня «зацепили». Я нисколько не альпинист, но горами всегда восхищаюсь, захотелось поближе посмотреть на ледник. «Подальше» я смотрела на ледник «Семерку» в Приэльбрусье. Выбрала трехдневный тур, из которого практически два дня это дорога, ведь ехать от Новосибирска 800 км. Но дорога с остановками на покушать и что-нибудь посмотреть.
Семинский перевал находится на 583-м километре Чуйского тракта, на высоте 1717 метров. Дорога пересекает Семинский хребет между вершинами Сарлык (высота 2507 м) и Вершина Тияхты (1900 м). На склоне Вершины Тияхты находится учебно-тренировочный центр «Семинский» с горнолыжным спуском, подъемником и летними беговыми дорожками для лыжероллеров.
На перевале установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи.
Здесь же расположен небольшой базарчик с сувенирами и традиционными дарами Алтая: медом и медовухой, чаем и лечебными травами. Очень вкусные здесь чебуреки, за ними всегда очередь.
А дальше через 75 километров живописный перевал Чике-Таман. Высота перевала — 1295 метров. Со смотровой площадки можно полюбоваться окружающими видами. А они хороши!
Можно перейти на другую сторону и посмотреть там. Такой простор! На осыпи в прошлый раз был виден ржавый остов машины, видимо, сорвавшейся здесь, сейчас его уже не видно.
Я прошла чуть дальше, к березкам. Гусеницы! Их много и они пожирают листву.
Рынок на этом перевале посолиднее.
Памятник посвящен трудовому подвигу строителей Чуйского тракта. Немного истории. К концу 1916 года, обработав материал Вячеслава Шишкова, посланного в экспедицию по изысканию оптимального варианта Чуйского тракта, было решено строить дорогу по долине Катуни. Однако строить грунтовую дорогу ее начали лишь в 1928 году. Живших в радиусе 30 км от дороги привлекали на трудовую повинность. В 30-е годы главной рабочей силой были зэки. Люди от невыносимых условий умирали десятками. Их зарывали в общих могилах возле тракта и даже просто закапывали в дорожное полотно. Работало здесь от 5 до 12 тысяч зэков, за 1933–1935 годы было построено 330 км шоссе, перелопачено 2,5 млн. кубометров грунта. И все вручную, кайлом и лопатой. Руководителей строительства по традиции того времени объявили врагами народа и расстреляли.
Чуйский тракт был в числе дорог стратегического значения. Освоение целины, увеличение грузооборота, обновление автопарка способствовали его развитию: в 1950–1980-х годах реконструировались целые участки и строились новые мосты.
В 1961 году началом тракта стал не Бийск, а Новосибирск. Последнее коренное переустройство прошло в середине 80-х годов, когда проложили новую дорогу через перевал Чике-Таман. 26 мая 1922 года Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения. Сейчас Чуйский тракт — дорога федерального значения.
Новым местом для меня оказался кордон Кур-кечу (в переводе «переправа через мост» или «опасная переправа») в месте впадения реки Большой Ильгумень в Катунь — Ильгуменский порог. Существует легенда о том, что когда-то один из алтайских предводителей шел на войну и, чтобы переправиться через Катунь, велел пробить в береговых утесах отверстия и укрепить в них канаты из кожаных ремней, а за канаты зацепить повода плота.
Для меня это просто живописнейшее место, а для кого-то действительно порог 4–5 категории сложности. В конце августа — начале сентября здесь проводится кубок России по рафтингу «Ак Талай Маргаан — Катунь». Вдоволь нафотографировав, мы посидели на гигантских валунах, любуясь слегка голубоватой бешеной в этом месте Катунью. Чувствуется мощь этой реки. Дух захватывает от скорости течения. Я сплавлялась на рафте по Бии, но здесь видно, что покруче.
Река Большой Ильгумень большой не показалась. Через нее, чтобы спуститься к порогу, мы перешли по мостику.
Вода в ней прозрачная, и видно, как она впадает в голубоватую Катунь. Лежащие в ее русле, мне показались похожими на Семиланские.
Знаменитый Ининский мост. Это подвесной мост через Катунь у села Иня, построенный в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина, который спроектировал его еще будучи студентом. Заметьте, его построили на год раньше, чем мост Золотые ворота в Сан-Франциско:-). Это первый в России двухцепной висячий мост. Строили мост около трех тысяч заключенных Сиблага НКВД. Ясно, что никто с их жизнями и здоровьем не считался. Строили практически вручную и в лютый зимний холод, и в жару, днем и ночью. За два года возвели мост длиной 142 метра. Наиболее отличившихся строителей амнистировали. Но кто же прощает «врагов народа»: автомобиль с амнистированными сорвался в пропасть. А мост прослужил до 1970 года и был выведен из эксплуатации. Автомобили по нему уже не ездят, а мотоциклисты и пешеходы переправляются. С 1994 года Ининский мост является памятником архитектуры
Вообще, много пришлось фотографировать из окна автобуса, ведь остановок было меньше, чем хотелось бы. А вот такое странное фото получилось нечаянно: как будто вместе соединены по горизонтали три фото.
Вскоре мы приехали еще к одному знаковому месту — слиянию Чуи и Катуни. Реки хорошо различимы по цвету: Чуя белая, а Катунь голубоватая. Простор и ширь — великолепно!
Видно, что несколько рафтов сплавляются по Катуни.
Присмотритесь внимательно к скале на противоположном берегу. Справа — как бы морда лошади, которая прислонилась к огромному мужскому лицу со специфическим носом:-)
Едем дальше. Вот такие чуйские воины охраняют покой своей госпожи.
А нам в первый день путешествия осталось посетить Гейзеровое озеро. Я уже восторгалась им раньше, да и оно никого равнодушным, наверное, не оставит. Правда, в этот раз представления оно нам не устроило: ключи на дне бездействовали, рисунок оставался постоянным. Но все равно было красиво и необычно!
К озеру ведут деревянные мостки, территория облагорожена. Посетителей очень много. Перед озером их встречают забавные персонажи из сказок.
Первый день нашего путешествия подходил к концу. Нас ждал обильный вкусный ужин в столовой и ночной отдых в Акташе, в одном из деревянных домиков базы «Avalon». Вообще, мне показалось, что баз отдыха, или гостевых домиков здесь много. Вот такие дома с потрясающими видами ждут гостей у Гейзерового озера.
И возможно, даже такой:-)
Наутро после сытного завтрака наша группа разделилась: одни поехали в альплагерь Актру, другие полетели поехали на Луну и на Марс. Луна и Марс — это места с разноцветными пейзажами. На Марсах, а их два, я уже была в один из туров на Алтай, а вот Луна — это новое для меня.
Но я выбрала поездку к ледникам Актру, поэтому фото Луны и Марса здесь не мои.
Поездка к ледникам Актру — это целая песня, которая запомнится надолго. Чего только стоила наша заброска в альплагерь! Об этом я написала отдельный рассказ. Но как же там было ново для меня! И красиво! Но не пасторальная красота, а суровая, величественная, строгая.
На третий день рано утром, еще до завтрака, мы с Ирой и Леной (мы сидели рядом в автобусе и жили в одной комнате) прогулялись к речке через дорогу от нашей гостиницы. Там было так спокойно! Тихая речка с деревянным мостиком, зеленые пирамидки елей, чистейший воздух.
Потом появились лошади с жеребятами. Не обращая на нас внимания, они пощипали травы и зашли в речку на водопой.
А нас после завтрака ждали 800 километров пути домой, в Новосибирск. Остановки, конечно же, были. Традиционная — у памятника Кольки Снегирева. Памятник посвящен мужеству шоферов Чуйского тракта. Это сейчас дорога хорошая, а давным-давно была опасной, но нужной. Она связывала Россию с Монголией. При освоении Чуйского тракта в 30-е годы прошлого века появилась песня «Есть по Чуйскому тракту дорога», Колька Снегирев — герой этой легендарной песни. В 70-е годы в этом месте был поставлен памятник, кстати, прототипом Кольки Снегирева — Николаем Ковалевым и его друзьями. Позже появился новый памятник — легендарный ЗИС, стремящийся вверх по постаменту. В сентябре 2014 года на постамент вместо ЗИСа поставили АМО и «Виллис».
А вид отсюда какой замечательный!
Перейдя дорогу и чуть поднявшись, можно увидеть фрагмент Китайского шелкового пути и даже постоять на нем.
А рядом новый памятник, который посвящен «коренным жителям Алтая, чья история тесно переплетена с историей Чуйского тракта — „дорогой Жизни и Смерти“.
Шишков Вячеслав Яковлевич, тот самый, который написал „Угрюм-реку“ и многое другое, был еще и инженером, и в 1913–1914 годах возглавлял геологическую экспедицию, работавшую по изысканию оптимального варианта Чуйского тракта. На табличке памятника можно прочесть его слова: " …Весь бы тракт можно слезами залить, что сочились из узких глаз полудиких, с чистой душой кочевников…»
Недалеко на полянке стоит закрытое пока строение. Я к нему подошла под посвистывание и мелькание, наверное, сурков.
Следующая остановка у святилища Адар-Кайя. Это археологический комплекс, состоящий из Чуйского оленного камня и наскальных петроглифов. Возраст около 2.5 тысяч лет. У подножия горы (для ориентира: на фото внизу слева человек в розовом) около 100 рисунков. В западной части находятся курганы захоронения, мы к ним не подходили.
Большинство петроглифов — это изображения животных. Нижний мир — это змеи и рыбы, змея здесь, кстати, есть: она изображена зигзагами; верхний мир — птицы. В основном здесь изображен средний мир, где мы и живем. Ученые по типу набивки изображений датируют из разными периодами, вплоть до 6–4 тысячелетия до н. э. Самые древние изображения древние люди выбивали каменными орудиями, поэтому они выполнены грубо. С появлением железных орудий изображения стали набивались контурами, а линии стали более тонкими и четкими.
Чуйский оленный камень — это вертикальная каменная стела. Примерная треть стелы находится в земле.
На камне можно различить лицо воина, на поясе у него кинжал. Одна из легенд гласит, что когда-то здесь проезжал скифский воин со своим отрядом. Он достал лук, выстрелил далеко в скалу и сказал, что стрела в кого-то попала. Его воины забрались на скалу и увидели, что стрела попала в большого змея. Возможно, эта легенда связана с тем, что на скале позади Чуйского Оленного камня есть изображение змеи, что нетипично для сюжетов наскальных петроглифов бронзового века.
И последняя наша остановка, о которой здесь стоит упомянуть — это смотровая площадка над Катунью. Ярко бирюзовая осенью и уже голубоватая сейчас Катунь — красавица! А среди дивного пейзажа в обрамлении алтайских гор — вдвойне!
А потом была долгая дорога домой. Я пыталась фотографировать виды за окном и вообще: сохранить в памяти эти волшебные красоты.
Когда стемнело, я с удовольствием пересмотрела фото и стала думать, куда же поехать на Алтае в следующий раз:-)
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм