Куршская коса — одно из самых популярных мест в Калининградской области. Эта саблевидная полоса простирается на десятки километров на северо-восток из России в соседнюю Литву. Песчаный мир, что был создан природой, имеет длину в 98 километров, разделяется между государствами почти поровну. Попасть сюда, значит, увидеть массу интересных мест природы, а также насладиться разнообразием рельефа, высот и конечно же сногсшибательными видами.
Чтобы посетить как можно больше достопримечательностей на Косе советую выдвигаться пораньше. Здесь можно увидеть с десяток значимых объектов. Один из них и, наверное, самый популярный — Танцующий лес — был закрыт в первой половине 2022 года. По этой причине мы уже заранее планировали разделить изучение Куршской косы в два заезда, выбрав примерно половину достопримечательностей на первый раз.
Стартовали рано утром в один из выходных на личном автомобиле. К слову, именно на машине ехать выгоднее, потому что можно в своем темпе посещать объекты и не торопиться на автобус. Дело в том, что точки маршрута на Куршской косе располагаются на приличном расстоянии друг от друга. Передвигаться между ними лучше на легковушке для экономии времени. Автобусы же будут останавливаться в определенных местах, а ходят они по расписанию. Еще один неплохой вариант — поездка на велосипедах. Отличная возможность для физической активности. Однако подниматься на разные высоты с велосипедом будет проблематично. Но возможно их можно попробовать оставить у дороги, привязав к дереву, чтобы они не пропали.
Чтобы добраться до Куршской косы, необходимо доехать до Зеленоградска и уйти на восток от города. В скором времени гостей встретит разрастающаяся пробка на въезд. Он, к слову, платный: 300 рублей за человека и 150 рублей за автомобиль. Пенсионеры и школьники могут проехать бесплатно, как, впрочем, и местные жители. На территории Куршской косы есть несколько населенных пунктов. Жители минуют общую пробку и двигаются по соседней полосе, чтобы без очереди проехать на территорию и попасть домой.
Дорога на Куршскую косу обустраивается. В нашу поездку мы стали свидетелями этого.
Въезд осуществляется через два пункта оплаты. Лучше готовить деньги заранее, чтобы как можно скорее пройти через КПП. После оплаты выдают билеты и памятку-схему, где обозначены все основные достопримечательности на карте. Очень удобно. Мы пробыли в пробке минут двадцать, а после оплаты помчались навстречу лесной прохладе.
Дорога здесь заметно уже, чем привычные полосы на обычных дорогах. Есть ограничение скорости. В основном — не выше 60 км/ч. В каждую сторону по одной полосе. Ехать комфортно.
Остановки по пути следования имеют небольшие съезды с дороги и места для парковки автомобилей. Их достаточно мало, особенно, если на дворе теплый солнечный день, да к тому же еще и выходной. Желающих припарковаться здесь хоть отбавляй. На каждой такой парковке есть точки продаж кофе и чая, а также туалеты.
Первой нашей остановкой стал «Королевский бор». Отсюда можно направиться в две противоположные стороны: к морю и к заливу.
Мы сначала движемся к морю, а по пути встречается экспозиция, посвященная редким и исчезающим видам растений и животных.
Минуя информационные стенды, проходим вглубь. Здесь шикарные запахи хвойных деревьев и свежесть молодого майского леса.
Недалеко от берега встречается арт объект «Уноси мусор с собой». В импровизированной теле животного помещены различные предметы деятельности человека, что были выловлены в море. Отличная демонстрация того, как люди умеют загрязнять природу.
Тут же рядом небольшой уголок с полезной информацией по географии и беседка для отдыха.
Дальше же располагается выход к морю. Шикарный практически безлюдный пляж и отличные виды.
Побыв здесь буквально минут 5-10, отправляемся назад. На другой стороне дороги начинается сам «Королевский бор». Это экологическая тропа почти в три километра, по которой можно прийти к Куршскому заливу. Своим названием место обязано сложившейся практике ведения охоты в этих девственных местах во времена королей, начиная с 16 века. Известность о животных дошла до браконьеров. Стали исчезать олени. Тогда король Фридрих Вильгельм I отдал приказ создать заповедник «Королевский бор».
Двигаемся по маршруту. Можно встретить нечто, похожее на колесо, но что это такое, мы так и не поняли.
По пути следования встретят информационные стенды, которые покажут, что можно увидеть на маршруте.
Нас впечатлило поваленный ствол. Совсем недавно как раз был очередной шторм. Возможно именно он расправился с величественным деревом.
Понравилось решение людей обойти растущее дерево.
Также среди деревьев выделяется туя складчатая, которая может достигать в высоту 60 метров с диаметром ствола в 2 метра. Среди кипарисовых туя складчатая является одним из самых высоких деревьев. В естественном ареале она обитает на тихоокеанском побережье Северной Америки, где произрастает на высоте около 1800 метров. Обычно растет в хвойных и смешанных лесах. Доживает до 500-600 лет. Растущие на Куршской косе туи были высажены 100-150 лет назад.
Добираемся до интересных достопримечательностей. Одна из них — деревянный ксилофон, на котором установлены фрагменты разных деревьев. С помощью обычной палки на «инструменте» можно поиграть. Удивительно, но каждый кусок дерева будет выдавать отличный от других звуков.
По соседству расположилось дупло, где предлагается почувствовать себя совой. В принципе внутрь пролезет взрослый человек. Проверено.
На берегу залива создали отличную конструкцию с двумя смотровыми площадками.
Во время подъема можно увидеть симпатичные работы умельцев.
Виды отсюда отличные. Есть специальные бинокли, с помощью которых можно разглядеть узкую полоску суши за заливом. Обратный путь, кажется, как будто длиннее, но в итоге добираемся до машины и отправляемся дальше.
Следующим пунктом становится орнитологическая станция «Фрингилла». Здесь находится внушительная стоянка, которая просто забита машинами. По соседству располагаются киоски с различными сувенирами.
Сама же станция открыта в 1901 году немецким теологом и естествоиспытателем Иоганнесом Тинеманном. В 1930-е станция славилась, как место массового кольцевания птиц, в котором изучалась миграция птиц, их поведение. В последние годы войны станцию закрыли, но вновь открыли в конце 1950-х годов. Сегодня станция все также работает. Две трети всех кольцуемых птиц в стране, кольцуется на этой орнитологической станции.
Добрались до озера Чайка. Это самое большое озеро на Куршской косе. Современный вид получило после 1882 года, когда закрепили дюну Крутая, а летучий песок перестал поступать с нее на равнину. Ключи питают ручьи, которые наполняют и обновляют озеро.
Здесь можно выйти по специально созданную прямо над водой конструкции и насладиться отличными видами. Раньше в окрестностях озера гнездились около 800 пар озерных чаек. Их даже окольцовывали прямо в гнездах. Гнезда располагались очень близко друг к другу. Известно, что за целый сезон можно было собрать порядка 5 тысяч яиц. В 1950-х здесь существовало утиная ферма, а в 1970-х была попытка развести карпа, для чего озеро углубляли и очищали от донного ила.
Мы же сумели покормить рыб, которые на мгновения показываются на поверхности мутной воды.
В центре озера разглядели крест. Удивились, к чему он здесь. Оказалось, что его установили специально, чтобы на Крещение нырять в прорубь. Дело в том, что озеро мелкое, а месте установки креста достаточно подходящее для создания проруби. Крест — своеобразный ориентир.
Отправляемся на другую сторону дороги. При восхождении советую пойти направо. Здесь начинается подъем на высоту Мюллера. Это природная достопримечательность. Высота стала самой высокой точкой дюны «Крутая». Назвали высоту по фамилии немецкого лесничего Людвига Мюллера, который будучи работником кенигсбергского Управления лесами, изучал лесные почвы и внедрил новый способ лесопосадки. Такое выращивание лесов позволяло укрепить движущийся песок.
Сам же метод реализовал уже Франц Эф, по имени которого на Куршской косе названа другая высота, что располагается дальше. Дюна Брухберг (она же Крутая) ползла в сторону поселка Росситтен (теперь это поселок Рыбачий). Остановилось это движение с помощью посадок деревьев в 1882 году.
Маршрут достаточно легкий. Неторопливым шагом предстоит подниматься все выше и выше по песчаной тропе. Данная местность считается древнейшей на косе. Это остров ледникового происхождения Расите, что послужил основанием для образования песчаного тела полуострова.
На пути следования можно знакомиться с информацией на стендах.
На вершине ожидает смотровая площадка. Мы достигли высоты в 44 метра над уровнем моря.
С площадки открываются классные виды в обе стороны. С одной стороны, можно увидеть залив, озеро Чайка, лесные массивы.
С другой видно Балтийское море.
Внизу располагается массивный валун, где присутствует надпись на немецком языке: «Высота Мюллера, 1882». Это дань памяти успешному лесничему и времени, когда удалось остановить схождение песка с опасной дюны.
Обратно идем новой дорогой, по которой осуществляется вполне комфортный спуск по лестнице к началу маршрута. Можно увидеть красивый лес и передохнуть на предусмотрительно установленных лавочках.
Вновь садимся в машину и едем дальше на северо-восток. Остановку у Высоты Эфа невозможно проехать мимо. Здесь огромное количество машин на парковке и по соседству. Есть масса точек общепита.
Можно пройти через крытые киоски, где масса интересностей для приобретения.
Нам же предстоит пройти по аллее, которую заложили в честь 70-летия образования пожарной охраны Калининградской области. Высота Эфа — самая высокая точка Куршской косы. Чтобы добраться до нее предстоит преодолеть несколько сотен длинных ступеней, поднимаясь все выше и выше среди хвойных деревьев.
В финале ждет дюна Ореховая, на которой и располагается Высота Эфа. Точка носит это имя как раз в честь человека, который реализовал метод облесения движущихся песчаных дюн. После применения песчаные массы перестали рассеиваться и терять песок, который сходил на ближайшие населенные пункты.
Ореховая дюна считается одной из самых высоких в Европе. Высота Эфа же достигает 62 метров. Здесь слышные «Поющие пески». Это неповторимое звучание, которое запоминается.
Прогулочная зона составляет чуть меньше трех километров. На территории находится несколько смотровых площадок.
С самой же Высоты Эфа можно разглядеть вдалеке поселок Морской, а за ним уже виднеется Литва. Сходить с деревянных троп запрещено. Это понесет за собой штраф. К тому же, считается опасным.
Обратный путь конечно же дается легче. Усталость сказывается, а еще есть желание пообедать. Остается добраться до начала маршрута к Высоте Эфа, где есть масса точек продаж еды и напитков.
Мы выбрали для себя самый первый киоск слева (если стоять спиной к дороге), где нам предложили отличные хот-доги. Действительно вкусные и сытные, а еще огромные. Отлично подкрепившись, мы отправляемся в последнюю точку нашего сегодняшнего маршрута. Это пляж на противоположной от Высоты Эфа стороне.
По пути встречается запоминающийся стилизованный под рыбу ресторанчик «На крючке».
Море встречает своим небывалым сияние. Яркий пляж и светлый песок, тихие волны и немногочисленные гости. Здесь можно отлично отдохнуть на греющем солнце и даже помочить ноги в прохладной воде.
Многочасовое путешествие подходит к концу. Мы на час-полтора располагаемся на заранее взятом с собой покрывале и просто слушаем море, которое забавно играет в лучах молодого майского солнца.
Путешествие на Куршскую косу — обязательное условие для полноценного знакомства с Калининградской областью. Это отличный заповедник со своей историей и значимыми достижениями ученых, в честь которых и названы Высоты Мюллера и Эфа. Здесь масса отличных троп для прогулок и интересных достопримечательностей. Здесь вы сможете насладиться природой и отдохнете от городской суеты.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия