На второй день нашего пребывания в Черногории, Алексей предложил нам покататься на кораблике по Боко-Которской бухте (15 евро).
Кораблик небольшой. На верхней палубе мы заняли лежаки, разделись до купальников и настроились на коктейль из красивых видов, ласкового солнца и морского бриза.
Кораблик отчалил от берега, гиды вещали поочередно на разных языках, в том числе и на русском.
Укрытие для подводных лодок (лодку немного видно).
1
Тем временем на небе начали собираться облачка — мы порадовались, что не сгорим. Облака продолжали сгущаться, а ветер крепчать. На подходе к Герцег-Нови разыгрался настоящий шторм (на удивление, качки почти не было!).
6
Боко-Которская бухта
1
По кораблику сделали объявление, что порт в Герцег-Нови закрыт, купание в Голубой бухте отменяется, мы разворачиваемся и ждем, когда все утихнет. Потом закрыли и другие близлежащие порты, и мы ушли в глубь Боко-Которской бухты, в Пераст.
Там была тишь да гладь.
10
Боко-Которская бухта. Пераст. На острове - действующий монастырь, поэтому туда на попасть.
В Перасте успели немного погулять по городу и залезть на колокольню.
8
Боко-Которская бухта. Пераст.
Вид оттуда очень красивый открывается,
7
Боко-Которская бухта.
1
а вот подъем и спуск слегка экстремальные: ступеньки высокие, а потолки в перекрытиях низкие, но удовольствие получили :-)
Потом начался ливень, и мы вернулись на кораблик. Все каким-то чудом разместились на закрытой нижней палубе.
В Которе выходить не стали, т. к. дул холодный ветер, а дождь все не переставал лить. От холода нас спасали пляжные полотенца.
3
Боко-Которская бухта.
Когда вернулись в Тиват, на небе светило солнце, как будто никакого шторма и не было :-)
1
Самостоятельные поездки
Хозяева пансиона предложили взять напрокат их машину-минивэн за 30 евро/день. Такую большую машину мы не водили, да еще дороги узкие и горные — мы отказались.
После непродолжительных поисков в Тивате взяли на прокат компактный Yaris (механика) за 40 евро/день на 5 дней.
Первое, куда отправились — смотреть Боко-Которскую бухту в направлении Котора. Причем по дороге, идущей по берегу.
7
3
До парома (Лепетане) дорога двухполосная, а вот дальше начинается экстрим. Особенно, когда навстречу идет автобус. Дорога шириной в одну полосу, ограниченная с одной стороны морем, а с другой - либо бетонным бортиком, либо канавой для отвода воды, либо домами…
Временами кто-то сдает задом до ближайшего съезда к дому или расширения дороги. Со стороны моря тоже стоят ограничители — бетонные бортики или «зубы».
2
Периодически в «зубах» и бортиках встречаются прорехи — тонизирует.
Доехали до Котора, посмотрели на крепость снизу, взяли карту на стойке информации, распросили дорогу наверх, оценили масштабы бедствия
1
и решили в гору лезть с утра пораньше, пока не начало припекать солнце.
Вернулись к машине и поехали в Пераст, который не успели осмотреть в прошлый приезд из-за дождя.
4
2
Старинный светильник с энергосберегающей лампой :-)
2
В эту поездку нас постигло первое и, по-моему, единственное гастрономическое разочарование. На дороге увидели щит с рекламой ресторана «Старый мельник» — решили зайти пообедать. Персонал надутый от осознания собственной важности. Ну да ладно, заказали обед и пошли гулять по территории, благо есть что посмотреть.
Тут и водяное колесо,
и пруды с рыбами,
1
и мостик через речку.
3
Нашли даже причал для катеров, чтобы посетители могли приходить со стороны моря.
Территория отличная!
1
С едой оказалось хуже. Ризотто с морепродуктами, которое мы заказали, состояло, в основном, из клейкого недоваренного риса. Морепродукты были лишь обозначены :-( А денег взяли сообразно антуражу.
Зато в красивом месте переждали сиесту :-)
На обратном пути решили искупаться. В путеводителе читали, что в селении Доброта хорошие пляжи. Свернули на первом попавшемся указателе на пляж и не прогадали.
В дальнейшем, пока у нас была машина, ездили туда регулярно.
На следующий день решили доехать по берегу до Герцег-Нови. Дорога очень красивая!
3
3
Третий день проката машины был отдан Котору. Путь от Тивата до Котора через туннель занимает минут 10.
В 8 утра мы уже начали подъем на крепость, пока камни еще хранили утреннюю прохладу, а солнце освещало только противоположную сторону бухты. Добрались до первой точки остановки — церкви Богоматери здоровья. Отсюда порт был как на ладони. А до верха было еще столько же, если не больше.
10
Еще до подъема нас мучил вопрос: «Зачем было городить такую длинную стену в практически неприступных горах, если порт простреливается уже с нижней площадки?» Разгадка таилась наверху.
8
Оказалось, что то, что видно с моря — это только «прелюдия», а основной город прятался за горой.
3
Попасть в него можно по ущелью справа, если стоять спиной к морю. Вот для контроля этого ущелья и была построена крепость.
Слева естественной защитой городу служила река.
8
Сейчас город разрушен, хотя несколько домов заселены — сверху видно лошадей и работающих по-хозяйству людей.
Подъем на вершину занял около 50 минут. Не сказать, что он стоил нам больших усилий.
Потом гуляли по Старому городу.
5
4
Просто окошко.
1
В четвертый день отправилить вдоль Адриатического побережья.
Первая остановка была в Будве. Зашли на «Словянский пляж», выкупались и сбежали оттуда. В Черногорию мы собирались поехать несколько лет назад и именно сюда. Как хорошо, что мы этого не сделали!!! Я даже не смогла уговорить своих приехать еще раз посмотреть старый город. Правда это было уже после Пераста, Котора и Дубровника :-)
Осталось сожаление, что сразу немного не разобрались, как доехать до Могрена, а потом уже как-то не сложилось…
Дальше ехали не останавливаясь до Бара, поскольку уже было жарко, а в машине исправно работал кондиционер. В Баре остановились на диком пляже в тени растущих на берегу сосен. Народу очень много, но как-то никто никому не мешает. Водичка чистая, правда, немного холоднее, чем в Тивате. И волны побольше…
Проголодавшись, пошли в первую попавшуюся konoba. Обстановка уютная, все очень вкусно и недорого. И еще был очень вкусный деревенский хлеб.
На обратном пути заехали в Свети Стефан.
11
Свети Стефан
2
В пятый, последний день, отправились в Цетине. Как только началась горная дорога, на придорожных камнях появились надписи «auto-slep»(«s» с крышкой) и дальше номер телефона. Это надо же, какой язык емкий! И без переводчика ясно, что такое «авто-шлеп»!
А еще по дороге в Бар нам тоннель встретился с табличкой «Haj-Nehaj» (там крепость с таким названием рядом).
Словом, сербский язык радовал частенько :-)
Вот здание театра. «Позориште» — это театр!
Цетине очень понравился, уютный такой.
1
На столбе — расстояние до ведущих мировых музеев.
2
Монастырь
Осталось впечатление, что построен для жизни, а не для показухи.
Трансформатор.
Поднимаясь на гору к могиле Митрополита Даниила, чуть не наступили на змею. После этого начали внимательно смотреть под ноги.
1
Что за птичка живет в этом скворечнике?
1
Нашли здание посольства России. Когда-то оно было красивым, а сейчас заброшенное, хотя вывеска есть, и выцвевший флаг болтается… Обидно стало… Уж либо в хорошем состоянии поддерживать, либо атрибуты снять…
Вот памятник Ивану Црноевичу.
Тук вот ты какой Иван Царевич! Так может быть и горы у них не черные, а царские?! Ведь название страны пишется CRNA GORA!
А еще в Цетине есть рельефная карта Черногории 1917 года, выполненная в масштабе 1:10000.
1
Экскурсии
Еще ездили на 2 экскурсии: в Дубровник (35 евро) и по каньонам Морочи и Тары (40 евро).
Дубровник
Отъезд был назначен на 13.00. В этот день солнышко припекало особенно щедро. В микроавтобусе работал кондиционер, но все равно было жарко.
Дорогу до границы сократили, переправившись через Боко-Которскую бухту на пароме. Черногорскую границу прошли быстро, а вот хорваты держали нас больше часа. На солнцепеке…
Наконец, когда нас впустили на территорию Хорватии, выяснилось, что идет ремонт дороги. Ну да, бывает. Только они полностью снали асфальтовое покрытие с обеих полос двухполосной дороги — жара и пыль столбом. Да еще одну полосу закрыли. Движение регулируется вот такими светофорами на колесиках-то одна сторона едет, то другая.
Долго же мы до Дубровника ехали!
Правда, нет худа без добра — когда приехали в Дубровник, жара уже пошла на убыль.
Первое, что поразило, когда мы вышли из автобуса — количество туристов. Как селедок в бочке! Второе, что поразило, что вода в фонтанах — питьевая. Гид рекомендовал пить и умываться при каждом удобном случае во избежание перегрева. Пили активно, вода, действительно, хорошая.
Описывать шедевры архитектуры не хочется — в Дубровнике побывать надо. Но лучше не в пик сезона!!!
1
2
2
2
На обратном пути обе границы прошли быстро.
До свидания, Хорватия!
2
Каньоны
Выезд в 6.30 утра, возвращение — в 20–21. Мы наткнулись на громадную очередь на паромной переправе, поэтому возвращались назад в объезд через Котор.
Почти весь день в автобусе. Кто плохо переносит горные дороги и перепады высот, лучше взять таблетки от укачивания.
От экскурсии в восторге! Столько красоты и сразу я еще не видела.
Я просто некоторые фотографии приведу с комментариями.
Каньон Морачи
8
Каньон реки Морача
6
Каньон реки Морача
Монастырь Морача
5
Монастырь Морача
Здесь потрясающая акустика!
1
Каньон реки Тара. Второй по глубине после каньона Колорадо.
5
Каньон реки Тара
Мост Джурджевича через реку Тара — самый высокий автомобильный мост в Европе (160 м над уровнем реки).
9
Мост был построен до Второй Мировой войны инженером Лазарем Яуковичем. Им же и был подорван, чтобы отрезать проход немцам. За это инженер был расстрелян… Могила находится возле моста.
Свое название мост получил от имени владельца фермы, которая расположена рядом.
Черное озеро. Национальный парк Дурмитор.
9
Горы
8
7
Водохранилище вблизи города Никшич.
12
Водохранилище служит резервным накопителем воды для ГЭС, расположенной неподалеку.
7
На горизонте алюминиевый комбинат. Ну разве похоже на то, что рядом промышленный город?
Если приглядеться, справа на заднем плане можно разглядеть плотину, деньгами на строительство которой помог последний российский император Николай II. Водохранилище является резервным для работы электростанции, примерно половину электричества которой забирает аллюминиевый комбинат города Никшич.