С утра Света предупредила всех, чтобы не налегали на завтрак. В Казановке, заповеднике хакасской культуры, нам сегодня предстоит традиционный хакасский обед. А к нему надо подойти в надлежащей форме, то есть хорошенько проголодавшись.
Музей-заповедник Казановка расположен в Аскизском районе, в котором проживает преимущественно хакасское население. Одна из основных его задач — сохранение хакасской традиционной культуры, старинных технологий, обрядов и верований.
Вдоль дороги уже привычно видеть стада коров. Да ладно бы только вдоль дорог. Коровы там — птицы вольные, гуляют сами по себе, где захотят. Хоть по самой дороге, хоть по лесной чаще, хоть по обрыву над рекой… Пастуха ни разу не видела.
7
1 из 3
4
Нас заинтересовали растущие повсеместно в степи очень декоративные кусты. «Да это пикульки»,- отреагировал наш водитель Андрей. Пикульками здесь называют дикие ирисы. Представляю, какая красота в степи весной, когда эти островки все покрыты нежно-сиреневым…
6
Нас встретила директор заповедника Виктория Кимовна. В который раз убеждаюсь, что в подобных местах работают очень неравнодушные, яркие люди, энтузиасты своего дела. Она выросла в этих краях, не понаслышке знает как построить юрту, в которой можно зимовать, как проверить подлинность шкурки баргузинского соболя, как найти в лесу съедобные луковицы дикой орхидеи — кандыка…
Юрты у хакасов в отличие от монголов не войлочные, а деревянные. Для утепления используется вымоченная и распрямленная береста. Традиционно деление юрты на мужскую и женскую половины.
3
Внутри главное место отводится очагу, как центру дома, и шире — как духовному объединяющему началу рода. Поклонение огню глубоко в традиции хакасов, богиня огня дает тепло и свет, охраняет домашний очаг и семью от злых сил, очищает пространство, приносит удачу и богатство хозяину…
Для сохранения благополучия семьи духа огня положено кормить. Этим занимаются женщины. Кормить в буквальном смысле, бросая в огонь кусочки еды, подливая молоко и масло. Ему же представляют нового члена семьи, будь то родившийся ребёнок или пришедшая в дом невестка.
Здесь я услышала подтверждение традиции, удивившей меня во время визита в казахскую юрту на озере Эльтон (https://www.tourister.ru/responses/id_37344): дом и хозяйство наследует не старший, а младший сын в семье.
Бабушка Виктории наставляла юную внучку не заглядываться на женихов-сирот и женихов-младших сыновей в семье. Ну с первым понятно: придётся все начинать с нуля, без помощи и поддержки со стороны семьи, а это всегда непросто. А вот что не так с младшим? Младший сын должен остаться жить с родителями, в их доме, значит и невестке жить придётся в доме свекра и свекрови, ухаживать за ними до смерти, вести хозяйство, но при этом все время быть «младшей» по статусу, с которой не особо считаются. Даже называть по имени родителей мужа ей не дозволяется… А как же называть? Иносказательно, например- «отец Сабая/Миши/Коли»
В общем, мудрая была бабушка.
Виктория и ее соратники занимаются поисками и сбором старых предметов быта: посуды, орудий труда, национальной одежды. Вот такие платья носили хакасские модницы сотню лет назад:
5
Обратите внимание на отделку бархатом и шелком. Торговля с Китаем была в этих краях хорошо налажена.
Широко распространено в хакасской традиции использование так называемых тёсей. Тёси — это что-то вроде оберегов, материальные воплощения духов — защитников юрты и ее хозяев. Делали их из дерева, тканей, шкур и шерсти животных. Каждый из них имел своё место в юрте, и отвечал за свой «участок».
3
Вот у Виктории в руках один из тёсей: в виде деревянной ветки-рогатки с тканевым «лицом» и косами. Место его (её?) — у детской кроватки. Эту «куклу» всегда делают синеглазой и беловолосой. Интересно чем это объясняется, вряд ли среди хакасских женщин много найдётся блондинок…
Вообще количество божеств в верованиях хакасов велико. И отношения с ними настолько сложны, что постороннему человеку разобраться в их иерархии совершенно невозможно.
Все они — обитатели Верхнего, Среднего и Нижнего Миров. Средний Мир — собственно человеческий мир, в котором мы существуем. А обитатели Верхнего и Нижнего миров всячески влияют на него, и помогая, и вредя. Обо всем этом нам поведал шаман Валентин, в своей шаманской юрте.
5
Я впервые видела человека, открыто заявляющего, что он шаман. И мама у него тоже шаман, причём сильный. Сила шамана измеряется количеством бубнов. У неё 4 бубна. У Валентина пока один. А бубен надо заслужить у высших сил. И вообще, шаманская доля нелегкая, это дар, но не каждому по силам его нести.
Он рассказывал много и интересно об обучении шамана, о его роли медиатора между миром людей и миром духов, о процессе общения с духами…
Света попросила ударить в бубен. Валентин спросил разрешения у духов. Духи не разрешили. Но, видимо, чтобы не обижать гостью, был найден компромисс: шаман вышел из юрты, и там ударил. Все были довольны.
4
Трудно конечно понять и принять всё это человеку, воспитанному с детства на принципах диалектического материализма. Но очевидно, что такой огромный пласт духовной культуры, существующий веками в народном сознании, не может не иметь под собой прочного основания. К шаманам и сейчас не зарастает народная тропа, несмотря на все достижения современного образования.
Тут ещё надо заметить, что половину нашей компании составляли люди с высшим медицинским образованием, то есть те, кто в силу своей профессии часто решает те же человеческие проблемы, что и шаманы. Сказали, им было интересно. Но веру в силу «таблетки и скальпеля» эта встреча не поколебала.
Следом нас пригласили отобедать, чем духи послали. В этот день духи послали салат из папоротника, кровяную колбасу, наваристый мясной суп с косточкой, тушеного барашка с картофелем, праздничную кашу «потхы», и на десерт — сибирские «трюфели» из ячменя с маслом и молотой черемухой…
1 из 2
6
Всё очень вкусное.
После сытного обеда по закону Архимеда, как известно, полагается поспать. Но у нас другие планы. Учимся варить ту самую потхы — кашу, без которой не обходится ни одно праздничное застолье.
Рецепт предельно прост:
Жирную деревенскую сметану вылить в предварительно разогретый казан и на медленном огне, постоянно помешивая, довести до кипения. Посолить по вкусу и аккуратно, помешивая, добавить муку. Варить, пока на поверхности не выделится масло (5–7 минут). После этого кашу сразу же снять с огня. Подавать в горячем виде. Можно приправить горстью талгана. Талган — ячменная мука грубого помола — основа хакасской кухни. Обжаренное зерно ячменя сначала обмолачивают,
3
Потом просеивают…
5
Потом мелют в определённом темпе, чтобы мука получилась не слишком мелкой и не слишком крупной.
2
В общем, процесс мы освоили:)
7
6
Это был единственный вечер, когда мы отказались от ужина. Запаса калорий от хакасского национального обеда хватило до завтрашнего дня…
Завтра мы покидаем нашу комфортабельную «Азию» и на два дня уезжаем на север, за новыми природными красотами Хакасии.
P. S. Здесь и далее авторы фото со мной — Светлана У., Оксана Г., Олег Т., Иван К.