Каждый раз, когда мы бывали в Греции — «на родине богов и героев», как говорил об этой благословенной стране великий русский поэт А. С. Пушкин, нам всякий раз необычайно везло с погодой!!!
Вид на Пифийское ущелье, которое стиснуто горами и извивается, словно хвост древнего чудища Пифона, некогда жившего в этих местах и хранившего сакральные тайны земли. Место завораживает своей мрачноватой красотой и, действительно, здесь явственно ощущаешь всеми фибрами души и клеточками тела, нечто мистическое и запредельное.
Великолепная погода сопровождала нас по Дельфам неизменно, во все наши приезды в Дельфы. Мы сдесь бывали всегда в разгар зимы, которая известна повсеместно предрасположенностью к низкой облачности, плохой видимости, сырости, туману, дождям и снегу.
Поэтому в моем сознании зимние ненастья никак не корреспондировались с Грецией и тем более с Дельфами, пока случайно у кого-то в Интернете я не нашла такую для меня удивительную картинку Дельфийского святилища….
Дааааааа …. УЖжжжжжж… не позавидуешь этим горе-туристам, потому как все потрясные и захватывающие дух виды предгорий, ущелья, раскопок, и долины Кирры их миновали… в клубах плотного тумана…
1
Но зато как повезло тем, кто, несмотря на все превратности ненастья, удосужился дождаться такого уникального момента — двойной радуги над древнейшими развалинами (фото с мнтернета)
Только, оказавшись здесь, на месте таинств и священнодействий оракула, проникаешься осознанием того, что Дельфы — воистину, одна из самых драгоценных жемчужин в мировом историческом наследии и пониманием того, почему древние греки почитали эту долину как священную. Как, впрочем, и все, что связано с Дельфами даже и сегодня греками воспринимается с неким священным трепетом!!!
Развалины огромного храмового комплекса в сочетании с окружающей природой и сейчас производят неизгладимое и незабываемое впечатление!!!
вид на угрюмые скалы Федриады и развалины храма Апполона.
Суровость и величественность, характерные для здешнего ландшафта, несомненно, сыграли свою роль в основании оракула. Дельфы — это один из важнейших культовых центров Древней Греции, поэтому путешествие к горе Парнас, правильнее было бы назвать паломничеством, как и в стародавние времена.
В древних Дельфах находился храм Аполлона, и прежде чем принять какое-либо важное решение, греки отправлялись принести богу жертву и послушать, что скажут жрица и оракул,- и без такого жертвоприношения и гадания в Дельфах в Греции не начиналось ни одно дело.
Сам Александр Македонский, как и его отец — Филипп II, ходил в Дельфы перед началом своего индийского похода.
Вера в могущество дельфийского оракула была столь велика, что греки буквально считали Дельфы «пупом земли».
И не без оснований.
на фото ниже — пуп земли — Омфалос из музея Дельф — возможно, тот самый, что якобы некогда «упал с неба»
Согласно легенде, два орла, выпущенные Зевсом в разных концах света — на востоке и на западе — встретились над склонами горы Парнас, в тот же момент с неба упал конической формы камень, который и обозначил центр Вселенной. Пуп земли в самом что ни на и есть прямом смысле этого слова
нынешний ПУП, кторый стоит именно на ттом самом месте, где он упал по историческим имточникам и, где его расскопали
Перефразируя известный афоризм, скажем, что «в каждом мифе, лишь доля мифа…" И у ПУПа Земли есть своя глубинная архаика.
Дельфийский пуп олицетворяет космический центр, из которого питается вселенная. Это убежище. Символ катарсиса и способности отвращать несчастье. Место, где сообщаются три мира. Каждое священное место — это пуп. Точка, из которой разворачивается не проявившееся еще пространство
Пуп — центр мира, подобно тому, как Солнце — центр вселенной. Так же Пуп — символ земли и всякого рождения, часто описывается как гора или остров, поднимающийся из вод хаоса. Не случайно и форму он имеет полусферы — половины яйца. Это место встречи Неба с Землей. «То, что жители Дельф назвали омфалом, было сделано из белого камня и рассматривалось как центр земли» — так Павсаний (X, 16, 2) описывал ПУП при своем посещении Дельфийского оракула
История и мифы в Дельфах настолько плотно переплетены друг с другом, что их невозможно отделить друг от друга. Именно здесь в Дельфах тебя настигает понимание того, что мифы — это некогда реальные события, только за давностью времен получившие статус мифов и легенд.
Поэтому чтобы начать рассказ о возникновении Дельф уже даже и не знаешь, какое слово будет правильнее употребить «история» или «легенда». Ну, как бы там ни было, на самом деле, мы пойдем традиционным путем…
http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс
Мифы и легенды о возникновении Дельфийского оракула
С происхождением дельфийского оракула связано несколько мифов, логично перетекающих друг в друга.
Изначально оракул, как и ПУП, принадлежал богине земли Гее. Породив от Тартара чудище Пифона (Питона), или Дельфиния-ию (по другим данным это была особь женского полу — что, кстати, скорее всего), Гея поставила свое уродливое детище главной хранительницей всех древнейших тайн Земли. А место стало называться Пифон или Дельфы, в честь обитавшей здесь гигинтскоой змеици или драконихи, которая верой и правдой служила своей прородительнице-богине — Гее.
В это время Зевс закрутил роман со смертной женщиной Лето (лат. Latona), которая вне брака понесла в себе плоды их любви. Егойная наиревнивейшая жена — Гера, возненавидела свою очередную соперницу и задумала её погубить. Всячески преследуя Лето-Латону, Гера подбила Пифона безконца беспокоить, а, по возможности, и уничтожить без суда и следствия Лето, коротая скиталась на сносях по всей земле, лишенная возможности родить…
Пифон, испепеляя земли, уничтожал людей и все живое в округе, сеял разорение, смерть и страдания.
Как только не без помощи богинь Лето-Латона разрешилась от бремени сыном Аполлоном, который вышел на свет следом за своей сестрой Артемидой, то в его лице она приобрела могучего заступника. Будучи всего пяти дней от роду, Аполлон прибыл на эту наследованную по линии матери землю — Гея вручила Дельфийский оракул дочери Фемиде. Та передала его сестре Фебе, от которой он перешел к — внуку Аполлону). Здесь Аполлон, защищая себя и свою мать, убил чудище, пронзив его не знающими промаха золотыми стрелами, подаренными ему при рождении божественным кузнецом Гефестом.
Так как после уничтожения Пифона, с незапамятных времен охранявшему вход в прорицалище, Аполлон стал хранителем сакральных знаний земли, поэтому он, в темпе достойном богов, обучился искусству прорицания у Пана и овладел оракулом. Таким образом в Дельфах, как в прочем, и во всей Ойкумене завершилась смена власти: тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпийского космического порядка, выразителем которой стал выступать «метатель солнечных лучей». После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и, во искупление убийства чудища божественного происхождения, учредил поминальные игры в его честь — Пифийские игры. В память об этом событии Аполлон так же получил эпитет Пифийского.
Аполлону, чтобы заведовать тайным знанием, которое логично стало его трофеем после победы над Пифоном, необходимы были все атрибуты культа — храм, жрецы и прочие служители культа и, само собой, проирицательницы — Пифии. Он, со свойственной богам изобретательностью, организовал все это. Именно Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусств, златолукий и златокудрый талантливейший менеджер, собственно, и раскрутил Дельфы до мирового уровня тех времен. Пройдя по этой ссылке, можно очень подробно ознакомиться со всей легендой деятельного бога муз и поэзии — Аполлона, который обеспечил Дельфам непреходящую славу и подлинное величие.
http://www.greekroman.ru/apollo.htm
Главной и самой известной прорицательницей оракула при Гее была нимфа Дафна, ставшая предметом неотступных домогательств чрезмерно любвеобильного Аполлона. И чтобы сохранить нетронутыми свою преданность вере и, соответственно, свою девственность, Дафна, преследуемая Аполлоном, в самый ответственный момент взмолилась и превратилась в дерево — лавр, который Аполлон в знак своей первой любви сделал неотъемлемой частью культа Дельфийского оракула. Да и сам никогда не снимал с головы лавровый венок.
Рельеф местности и современные геологические открытия, традиция и данные археологии согласны в том, что для образования такого мощного Культа оракула-долгожителя на территории Дельф существовало достаточно веских и объективных предпосылок. И сам оракул появился здесь по крайней мере, с до микенской эпохи — это до1400–1100 до н. э.
Краткий экскурс в историю Дельф
Дельфийский оракул поражает воображение современных людей так же, как и древних. С XVI века до н. э. это был самый популярный греческий оракул, к которому стекались люди со всей Эллады и из-за ее пределов. Его престиж был настолько велик, что большинство эллинов после 500 года до н. э. считали, что оракул возник в первые дни сотворения мира. Каково бы ни было его происхождение, можно утверждать наверняка, что Дельфийский оракул быстро начал приобретать известность и привлекать могущественных и богатых посетителей из разных частей Греции. Как отдельные люди, так и целые города стали просить у него совета. Он приобрел необычайную известность в Элладе уже к 700 году до н. э.
По мере того как возрастало богатство оракула, учащались и вооруженные конфликты. В 596 до н. э. Афины и Сикион объявили Священную войну городу Крисе, жители которого владели дорогой к святилищу и обирали паломников, приходивших к божеству за советом. Город был разрушен, плодородные долины Крисы, прославленные своими оливковыми рощами, вошли в состав владений храма. Во время греко-персидских войн в 490–479 до н. э. оракул занимал поначалу неопределенную позицию, но, когда персы приблизились к Дельфам, бог чудесным образом вмешался, устроив землетрясение. На захватчиков обрушились обломки скал, так что до Дельф они не дошли. Святилище и его сокровищница понесли существенный урон во время 3-й Священной войны 355–346 до н. э., когда оракул и плодородные долины Крисы были захвачены и разграблены фокейцами. 4-я Священная война (339–338 до н. э.) дала повод вмешаться Филиппу Македонскому, в результате чего греческие полисы утратили свою независимость.
В 279 до н. э. в Дельфы вторглись галлы, но они, как утверждает традиция, подобно персам двумя столетиями прежде, не были допущены до святилища благодаря вмешательству Аполлона. Римский полководец Сулла конфисковал сокровища храма в 86 до н. э., чтобы выплатить жалованье солдатам, а об императоре Нероне сообщается, что он вывез отсюда в Рим 500 статуй. Тем не менее, когда ок. середины 2 в. н. э. Дельфы посетил Павсаний, весь священный участок представлял собой огромный музей скульптуры под открытым небом. Подробное описание Дельф, имеющееся у Павсания, позволило идентифицировать многие здания и памятники, обнаруженные в ходе раскопок.
Константин Великий, первый христианский император, перевез в Константинополь, наряду с другими памятниками, колонну, образованную тремя переплетенными бронзовыми змеями с золотым треножником наверху, которую греческие города возвели после победы над персами при Платеях в 479 до н. э., и установил ее там на ипподроме (где она и остается до сих пор, разумеется, без треножника, похищенного крестоносцами).
Почти тысячу лет пифия пророчествовала на дельфийских высотах. В 362 г. н. э. врач Орибазий по поручению римского императора Юлиана захотел узнать, как долго еще просуществует оракул в мире, обращающемся к христианству. Ответ содержал следующее пророчество: «Возвести царю, что благоустроенный дом пал! У Аполлона более нет прибежища, священный лавр увял. Навеки иссякли его источники, умолкло журчание воды». Около 390 г. оракул был разорен и закрыт императором Феодосием I. Язычники продолжали обращаться к оракулу вплоть до его официального закрытия в 390 н. э. императором Феодосием, который запретил все языческие культы в Греции.
Культ Аполлона и расцвет Дельф относят к VII–VI веку до н. э., однако последние обращения к дельфийскому оракулу были зарегистрированы уже в христианскую эпоху — в начале III века н. э. — это всего 1800 лет назад!!!
Землетрясения и камнепады разрушили святилище, постепенно Дельфы пришли в запустение. В средние века Дельфы были забыты и похоронены под обвалами камнепадов. В 7-м веке на развалинах Дельфийского оракула возник небольшой поселок, который и просуществовал до конца XIX века.
В XVII в. два ученых, Жак Спон и Джордж Уэлер, определили расположение Дельф. В XIX в. среди домов деревни Кастри, возникшей на руинах древнего святилища, производились несистематические раскопки.
Многовековое забвение Дельф окончилось, когда в 1862 г. император Франции Наполеон III предложил греческому правительству купить это место. В поддержку домогательств Парижа на монопольное владение Дельфами Наполеон III послал военную эскадру кораблей, которые некоторое время курсировали на траверзе бухты Итса. 25.04.1891 г. греческий король Георг предоставил французским археологам эксклюзивные права на раскопки в Дельфах. Это было совсем не то, о чем мечтал Наполеон III, но это подарило миру Дельфы, возродило интерес к их славному прошлому.
И только на исходе 19 века в 1892 г. французская археологическая школа в Афинах приступила к систематическим раскопкам, предварительно перенеся современную деревню на 1,6 км по склону к западу в сторону Амфисы. Таким образом, французская археологическая экспедиция раскопала таинственные руины Дельфийского оракула.
Сегодня эта территория считается археологическим заповедником и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благодаря этим трудам современных археологов и дошедшему до нас из глубины веков своеобразному путеводителю древнегреческого писателя Павсания (ок. 115–180 н. э.), очень подробно описывающего Дельфы, стало возможным идентифицировать многие здания и памятники, обнаруженные в ходе раскопок. Так и была сделана полная реконструкция Верхних Дельф, которая изображена в огромную величину сразу при входе в здание музея, прилегающего в левому краю открытой части Верхних Дельф.
Кастальский ключ
В древности каждому, прежде чем войти в святилище, необходимо было совершить омовение — точнее пройти обряд «очищения» в водах Кастальского ключа. Вода источника считалась священной, она очищала от скверны не только паломников, но и служителей культа
Кастальский ключ находится в ущелье Федриады, у подножия скалы, которая сегодня называется Флембукас, а в древности носила название Юампейя. Отсюда овраг переходит в ущелье Плистона, ныне — Медвежий овраг (Аркудоррема), где, согласно мифу, и было жилище Пифона, из-под земли пробивается Кастальский ключ, дающий начало потоку, который протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст, протекающую по ущелью.
Название своё ключ получил по имени нимфы Касталии, которую постигла такая же участь, как и её товарку нимфу — Дафну. Став очередной жертвой домогательств Аполлона, Касталия, чтобы сохранить нетронутыми девичью чистоту, предпочла броситься в воды горного ключа, ранее подаренного ей речным богом Кефиссом
Касталия стала священным источником Дельф, и ее вода играла важную роль в культе и функционировании Дельфийского святилища и оракула. Ею омывалась Пифия, мыли волосы жрицы Аполлона и служители храма, этой водой мыли и сам храм Аполлона. Здесь обязательно должны были омываться и теопропы (по-нашему — паломники), то есть люди, пришедшие за пророчеством, чтобы очиститься духовно. Они так же брали в этом ручье воду для окропления приносимых и приводимых ими жертв для поклонения божеству. Ко всему прочему, пилигримы приносили щедрые дары и к самому источнику, которые они оставляли здесь же у ключа — в скальной стене, где с этой целью еще в глубокой древности были вырублены ниши
Кастальский ключ в Древней Греции почитался, как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Он так же обладал способностью давать пророческую силу и считался символом поэзии, отсюда современное значение «Кастальский ключ» — источник вдохновения.
Так же сохранилась свидетельства, что воду Кастальского источника пили перед Пифийскими играми участники состязаний.
До нас дошли строки о Кастальском источнике безвестного древнегреческого поэта:
«В чистый храм божества вступи, о путник, очистив
Душу, коснувшись едва струй из источника нимф.
Добрым довольно и струйки одной, а негодного мужа
И Океана всего воды не смогут отмыть».
Вода из Кастальского источника посредством водопровода подавалась в одноименную купальню, которая находится между теменосом Аполлона и древним гимнасием Дельф
Первый водопровод был сооружен ок. 600–590 гг. до н. э. у древней дороги, и именно его мы видим сегодня рядом с современной автомобильной дорогой. Нижняя Касталия, как еще называется эта купальня, представляет собой прямоугольное сооружение размерами 8,20 м х 6,64 м, с прямоугольной искусственной чашей, с системой водопроводов и кранов. Перед ней находился вымощенный плитами двор, к которому вела лестница из трех-четырех ступеней. Вода попадала из источника в водопровод, который был тщательнейшим образом скрыт под землей. В последующие века, до римской эпохи, источник неоднократно перестраивался и ремонтировался по мере необходимости.
Так источник выглядит сегодня. В левой стороне видны ступеньки, ведущие вверх к более позднему отводу источника.
Новый его отвод — Касталия Скальная, датируется 921; в. до н. э., и именно ее видел и описал путешественник Павсаний.
Она находится на 50 м выше архаической купальни и располагается ближе к источнику. Для ее сооружения потребовалось убрать часть скалы шириной более 11 м и высотой более 12,5 м. В образовавшихся отвесных стенах были выбиты ниши для подношений верующих нимфе Касталии. Самая большая из этих ниш была во времена турецкого владычества превращена христианами в церквушку Иоанна Предтечи. Под нишами в скале была высечена узкая, но длинная ванна длиной 10 м, а шириной 0,5 м, в которую вода из источника поступала по скрытому водопроводу. Эта ванна была под навесом, и один край ее открывался, так что была возможность ее чистить.
Сегодня это часть источника выглядит таким образом:
Фото этой же части источника ближе
Новейшая купальня была открыта в 1878 г., а архаическая — в 1960 г. На обоих памятниках были проведены консервационные и восстановительные работы.