Довольно давно я определил, что мне больше всего нравится в путешествиях — это средневековая архитектура (фахверк, готические соборы и т. д.), горы и озера/речушки. В принципе, почти все мои путешествия попадают под данные критерии, а Эльзас, наравне с Баварией, наиболее подходит под них. И начать рассказ о путешествии хочется с главного, и самого крупного города региона — Страсбурга.
2
Немецкое название города «Штрассбург» (нем. Straßburg) означает «крепость у дороги». (Страс- (немецкое Штрассе, Straße/Strasse) обозначает «улица», а -бург (французское -bour, немецкое -burg) — «город, городок, крепость, укрепление».
Древнее название города — Аргенторат (лат. Argentoratum), по одной из версий, происходит от имени богини денег, которой поклонялись кельты, по другой версии, корень топонима «Аргенто» означает русло реки, ручей. Вторая частица названия «рат» означает военное укрепление, крепость. Это название вполне соответствует историческому положению города на северных рубежах Римской империи. К сожалению, до наших дней в Страсбурге не сохранилось Римского наследия.
Впоследствии в период феодальной раздробленности, город, благодаря наличию моста, оказался узлом дорожной сети на оси восток-запад, соединяющей германские микрогосударства, потеряв важное стратегическое положение на оси север-юг, проходящей по Рейну. Начиная с VI века город стал носить современное название, происходящее от двух немецких слов «дорога» и «крепость».
Первым делом, после заселения в отель я пошел к Маленькой Франции, вернувшись к вокзальной площади и пройдя по Rue du Maire Kuss») я вышел к каналу Илля.
3
Дойдя до шлюза, меня заинтересовало здание Командорства госпитальеров — комплекс зданий, которые когда-то принадлежали рыцарям этого ордена. С 1520 года они отошли больнице для больных сифилисом. С XVIII века командорство служило тюрьмой, которая была закрыта совсем недавно — в 1988 году.
4
В последние годы Сен-Жан имеет куда более высокий статус: здесь находится Национальная школа администрации (Ecole nationale d’administration), выпускники которой становятся видными политиками, в том числе президентами и премьер-министрами.
3
Обойдя здание командорства, я вышел к Дамбе Вобана. Дамба была спроектирована инженером, маршалом — маркизом Себастьяном де Вобаном примерно в 1690 году. По хитрому замыслу архитектора-стратега в случае нападения врага, реку можно было перекрыть и таким образом затопить всю южную часть города и, соответственно, войска противника.
Строительство дамбы длилось более десяти лет под руководством инженера Жака Тарада, его завершили только в 1700 году. Когда прекрасный и грандиозный замысел Вобана наконец обрел свое воплощение, плотина более походила на стену средневекового замка, чем на военное сооружение. Это заметили и страсбуржцы, после чего дамба получила второе название: «Большой замок». Наверное, немного в мире найдется мостов, которые называют «замками». А ведь по сути архитектурное произведение полководца и есть крытый двухэтажный мост со сложной системой шлюзов, которые должны были перекрывать реку в случае нападения неприятеля.
Впрочем, свое военное назначение дамба выполнила лишь однажды, может быть, такое редкое использование и позволило ей дожить до наших дней. Это случилось во время Франко-Прусской войны в 1870—1871 гг., но даже после полной реализации плана с затоплением, спасти город от немецких солдат так и не удалось. Напротив Дамбы Вобана расположены Крытые мосты.
8
Крытые мосты были построены намного раньше дамбы Вобана. Их первое упоминание относится еще к XIII веку. Уже тогда мосты обладали крышами, в те времена — еще деревянными — отсюда мосты и получили свое название. Однако крыши много раз переделывали, а в XIX веке полностью разобрали и перестроили сами мосты — они стали каменными.
Мосты изначально имели военное значение: в них укрывались от вражеских стрел и сушили порох. На мосту находятся высокие сторожевые башни, которые, кстати, в отличие от мостов, первое время крыш не имели. На них располагались смотровые площадки, в Средние века там выставляли дозоры. Позднее башни были укреплены тем же самым инженером-полководцем Вобаном, но до того времени они уже имели у себя «за спиной» долгую историю, ведь на какое-то время башни потеряли свое стратегическое значение.
Например, в Башне Генриха была мужская тюрьма, а в Башне Цепей — женская. Во Французской башне — и вовсе был бордель для солдат, который просуществовал там до XVIII века. Самой печальной по своей функции являлась Башня Палача — по названию несложно догадаться, что в ней происходило. В 1869 году Башня Цепей сгорела, восстанавливать ее не стали. Всего башен было пять, однако Башня Палача на мосту никогда не стояла, она находится в некотором отдалении, таким образом, она и сегодня не вписывается в общую панораму.
1 из 5
2
Маленькая Франция оказалась куда больше, чем я представлял себе по картам. Территориально квартал расположен между мостом Сен-Мартен (pont Saint-Martin) и Крытыми мостами (Ponts couverts) с дамбой Вобана (barrage Vauban), а с севера ограничен улицей Гран-Рю (Grand’Rue). C XII века в этом районе селились рыбаки, кожевенники и мельники, которым для работы был необходим беспрепятственный доступ к воде. Я прошел по центральному острову до Дома Кожевников, и решил зайти в местный ресторанчик Baekoffe попробовать эльзасской кухни.
1
Заказал tarte flambée- открытый пирог, тесто, на которое кладется начинка. Несмотря на внешний вид — по вкусу совсем не напоминает пиццу. К тарту взял айсвайн Artur Metz и бокал pino noir неизвестного винодела. Выйдя из заведения, я решил еще погулять по Маленькой Франции в «золотой час».
4
Вид на шлюзы и Маленькую Францию с моста Сен-Мартен. В это месте на реке Илль самый большой перепад высот — в средневековье тут находились мельницы и прочие устройства, использующие энергию течения. Здание слева отель, в глубине которого находится холодильная установка.
2
С этого же моста открывается вид на здание школы св. Фомы, которая была построена по проекту немецкого архитектора Фрица Бебло (Fritz Beblo) в 1905–1907 годах (в то время Эльзас принадлежал Второму Рейху) Масштабное величественное здание, настоящий замок на воде.
5
Пройдя по улочке около здания «с Золотым щитом» (Bouclier d’or) я вышел к «Дому Дубильщиков» (Maison des Tanneurs), наверное, самому красивому зданию Маленькой Франции
1 из 3
1
4
После довольно напряженного дня перелета и переезда, и учитывая, что я был на ногах с 2 ночи, почти не спав, я наконец то почувствовал умиротворение и наслаждался видом. Так как я не знал сколько у меня будет еще времени на Страсбург, то я решил пойти в отель через центр города и вышел на Гран Рю, но не мог не свернуть к улочке с церковью св. Фомы которая является вторым по значимости храмом в Страсбурге и одной из главных достопримечательностей города.
Первый храм был возведен в IX веке епископом Аделоком, он же построил и школу при храме. Конечно, от первых построек кроме воспоминаний не осталось ничего: оба сооружения неоднократно страдали от пожаров.
1
Церковь Святого Фомы — это единственный храм зального типа в Страсбурге: все его пять нефов имеют одинаковую высоту, что нехарактерно для Эльзаса: нефы в храмах здесь, как правило, по высоте отличаются друг от друга. Это делает здание особенно интересным в глазах ценителей архитектуры. Длина нефов составляет приблизительно 65 метров, а высота — около 22 метров (под куполом — ближе к 30 метрам). Ширина храма — 30 метров.
3
Над церковью возвышаются две колокольни: одна из них расположена над главным входом и имеет квадратную форму, вторая — над средокрестием — шестиугольная. Справа и слева от апсиды в алтарной части храма размещены две часовни в стиле поздней готики.
Строительство здания, которое мы видим сегодня на улице Мартина Лютера, начиналась еще в XII веке и велось в романском стиле, но неоднократно прерывалось. В общей сложности оно продлилось около четырехсот лет, а завершено было лишь в 1521 году, уже в стиле поздней готики. Спустя всего три года, после начала Реформации, церковь была передана протестантам.
1
Перейдя улицу с оживленным трамвайным движением, я прошел к площади Гутенберга. Памятник Иоганну Гутенбергу был установлен на площади Гутенберга в Страсбурге в 1840 году, в честь 400-летия изобретения книгопечатания (собственно, площадь до того называлась просто площадью Зеленного рынка, Place du Marché-aux-Herbes). Первопечатник Гутенберг, сын знатного торговца, родился в Майнце, потом перебрался в Страсбург, где открыл ювелирную мастерскую. Именно в Страсбурге Гутенберг изобрел наборный шрифт. Датой открытия печати считают 1440 год. В этом году было юридически зафиксировано, что именно Гутенберг разработал так называемое «искусственное письмо» — способ нанесения текста на бумагу с помощью механического станка (к этому году как раз завершилась тяжба с наследниками бывшего делового партнёра Гутенберга, обвинявшими его в единоличном использовании якобы совместного изобретения). Для печатания первой Библии были отлиты специальные узкие буквы, напоминающие рукописные (произошло это уже в Майнце, в начале 1450-х годов (1452 — 1455 гг.)). Цветной декор вокруг четного текста воспроизводился художниками вручную. Первый выпуск уникальной книги составил 45 экземпляров на пергаменте и 135 на бумаге. Книга дошла до нашего времени целиком и в значительном количестве экземпляров. Библия Гутенберга именуется 42-строчной, так как на каждый лист печатник смог уместить по 42 строки текста.
2
Интересна история создания памятника Гутенбергу в Страсбурге. Стоит отметить, что установка этого памятника была важна для страсбуржцев с идеологических и политических позиций, она была выражением соперничества с Майнцем (там памятник Гутенбергу работы Торвальдсена появился чуть раньше, в 1837 году).
Гутенберга в Страсбурге рассматривали как предшественника Лютера и то, что памятник был установлен неподалеку от протестантской церкви Св. Фомы, также имело большое символическое значение. Стоя лицом к северной башне страсбургского собора, символизирующего римский католицизм, Гутенберг воплощает в себе пророчество Гюго из «Собора Парижской Богоматери», где есть сцена, когда арихидьякон, одной рукой указывая на печатную книгу, а другой на собор, произносит: «Увы! Вот это убьет это». В те времена это понималось однозначно: свобода печати, пресса уничтожит власть церковников: следует учитывать, что сатирическая и политическая журналистика во Франции очень важную роль, выражая взгляды оппозиции в начальный период июльской монархии, особенно «сентябрьские законы» 1835 года (в том числе закона о печати, значительно осложнивший положение газет и по сути открывший двери для цензуры). Пресса становится важнейшим оружием республиканцев, числу которых принадлежал и скульптор Давид д’Анже. (ист. https://www.mishanita.ru).
1 из 6
2
Между площадью Гутенберга и Кафедральным собором пролегла Галантерейная улица (rue Mercière), украшенная строениями с фахверковыми фасадами. Тут то я попался на маркетинг, который в Москве на меня не оказывает никакого воздействия. Милая девушка у входа в кондитерский магазин подозвала меня и угостила шоколадным печением, печение оказалось на редкость вкусным, и стоило мне взглянуть по сторонам, так захотелось сразу купить каких ни будь вкусностей домой и просто на вечер отель. Решив, что конфеты надо брать все же свежими и стоит зайти перед отъездом, я закупился только лишь французским вкусным аналогом чупа чупса и пошел к Соборной площади.
1
Про Страсбургский собор и его убранство я расскажу позже, но на соборной площади есть еще одно примечательное строение — Дом Каммерцеля — одно из самых известных зданий в Страсбурге, популярная туристическая достопримечательность и признанный памятник архитектуры. Это также одно из наиболее хорошо сохранившихся позднеготических светских зданий эпохи средневековья на территории бывшей Священной Римской империи, красивейший фахверковый дом эпохи немецкого ренессанса. Дом Каммерцеля отличается исключительным обилием резного декора. Мало того, что он чрезвычайно богато украшен деревянной скульптурой, так еще имеет целых 75 окон, что также можно считать излишеством для относительно небольшого жилого строения. Дом был построен в 1427 году, затем дважды перестраивался: в 1467 (именно этот год значится на фронтоне портала) и 1589 году (как раз при последней перестройке он приобрел богатый резной фасад). Собственно, нижний этаж относят к готическому стилю, а верхние — к ренессансному.
С 1427 по 1467 год дом занимал суконщик Ханс Егер (Hans Jaeger/Joerger). Затем он перешел к семье Штедель (Staedel), затем, в 1571 году, к сыроторговцу Мартину Брауну (Martin Braun). Именно он добавил к дому два этажа, датируемых 1589 годом. От старого здания средневековой постройки он распорядился оставить лишь первый этаж с тремя декоративными арками. Остальные этажи были полностью перестроены, уступив место великолепной конструкции в стиле ренессанса, сохранившейся по сей день. Известно, что дочь сыроторговца Брауна в 1604 году вышла замуж за негоцианта Роберта Кёнигсмана (Robert Koenigsmann) по прозвищу Англичанин (именно он в 1620 году завез из Англии и впервые начал разводить в Страсбурге табачные культуры).
4
После этого дом перешел к семье Вольлебен (Wohlleben), затем к купцу Жану Бернхардту (Jean Bernhardt), а его сын перепродал его новому владельцу, бакалейщику Франсуа Фуксу (François Fuchs). Всё это время, то есть практически до начала XIX века дом был известен как «Альтес хаус» (Altes Haus, т. е. «старый дом»). Но в 1806 году он перешел в собственность бакалейщика из Вюрцбурга (Würzbourg) Филиппа-Франсуа Каммерцеля (Philippe-François Kammerzell), торговца колониальными товарами. Это был последний частный владелец дома, его имя здание и носит до сих пор. В 1879 году дом Каммерцеля был продан с публичных торгов и стал собственностью Фонда Нотр-Дам (Fondation de l’Oeuvre Notre Dame). (ист — http://www.mishanita.ru/2010/01/25/2936/).
2
Пройдя по улочкам старого города, я зашел в один из уютных двориков в старом городе.
4
Затем я вышел к набережной и перешел Илль. Мне хотелось зайти в ТЦ и купить еду, но я с ужасом осознал, что к 8 вечера перестают работать все магазины (некоторые закрывались уже в 7 вечера), потому я решил вернуться к вокзалу и купить провизию в круглосуточном магазинчике. На этом рассказ о первом дней в Эльзасе завершается. Буду постепенно выкладывать дальше материал, потому что на мой взгляд за более чем 15 лет путешествий это была одна из самых зрелищных и насыщенных красотой поездок.