Михаил Александрович Ногин мой ровесник. Уроженец небольшого городка Сердобска в Пензенской области, он окончил высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Работал скульптором в Москве, а в 1989 году был приглашен в Австрию, где немного позже в Вене открыл собственную мастерскую. И так получилось, что с творчеством Ногина мы вплотную познакомились именно в Австрии, в небольшом городке Тульн-на-Дунае, для которого он выполнил около десятка заказов. Среди которых барельефы, фонтаны, памятники. Я расскажу о трёх, которые во многом определили современное лицо города со ссылкой на его давнюю и новейшую историю.
Посмотрим на 2000 лет назад. Снежной зимой в I веке нашей эры римский конный отряд контролирует южный берег Дуная — северную границу Римской империи. Давно бы пора возвести укрепление, обеспечивающее дополнительную защиту. — Центурион, мы нашли подходящее место. Довольно скоро из земли вырастает форт Комагена, а вместе с ним и первые фундаменты будущего Тульна, города с 2000-летней историей.
Вплоть до IV века легионеры, дислоцированные в Комагене, защищали этот участок границы, контролировали важный в военном отношении брод, в поздней античности Комагена была даже базой Дунайской флотилии. В последние годы римского владычества есть сообщения о визите святого Северина, католического святого, известного христианского просветителя римской провинции Норик (территория современной Австрии) и чудесном спасении города от варваров. О тех далёких временах напоминает хорошо сохранившаяся подковообразная башня и примечательная конная статуя.
От римского форта не осталось ничего, кроме одной, на удивление хорошо, практически полностью, сохранившейся башни. В средние века она ещё послужила оружейным складом, а с начала XIX века — соляным складом.
Конный монумент представляет собой не кого иного, как императора Марка Аврелия, одного из известнейших правителей Рима в период его Золотого века. Хорошо знакомого зрителю по «участию» в сражении в начале фильма Гладиатор. Но там он уже уставший, в конце своей жизни и карьеры. В Комагене император объявился будучи ещё сравнительно молодым, лично проверяя состояние гарнизонов на границе с варварами.
Изготовлен был Марк Аврелий скульптором Ногиным в 2001 году. Но это не оригинальная статуя, а копия античной, которая стояла на римской площади Пьяцца дель Кампидольо до 1979 года, а сейчас скучает во дворе Капитолийских музеев. Хотя здесь местоположение императора более логично — он действительно был здесь, представляю, как он стоял и вглядывался в далёкий северный берег Дуная… здесь — цивилизация, там варвары, враги во многом непонятные.
Но через 4 года скульптором был создан полностью оригинальный грандиозный проект, который переносит нас в эпоху раннего Средневековья. Многофигурная композиция «Фонтан Нибелунгов» посвящена встрече Кримхильды, вдовы Зигфрида и бургундской королевы с гуннским королём Этцелем из эпоса «Песнь о Нибелунгах»
Тульн процветал как торговый центр и даже упоминается в «Песне о Нибелунгах», написанной около 1200 года. В нём также поётся о встрече Этцеля с Кримхильдой в Тульне. Отсюда пара вместе отправилась на свою свадьбу в Вену. Это событие сегодня рассматривается как символ культурной встречи между Западом и Востоком. Тот факт, что Кримхильда и Этцель встретились здесь, в Тульне, показывает значение города в ту эпоху.
Фонтаны берут своё начало из раскрытой книги — песни о Нибелунгах. Фонтаны поочередно усиливаются с обеих сторон, пока их потоки воды окончательно не соприкоснутся и не смешаются, что соответствует символике сближения культур Востока и Запада в Тульне. Страница книги справа пуста — будущее по-прежнему остаётся чистым листом.
На памятнике также можно увидеть Рюдигера фон Бехеларена, Бледара (брата Этцеля), Дитриха фон Берна, Гибича, сына Этцеля и двух принцев, несущих шлейф Кримхильды. После установки фонтана и скульптур в 2005 году площадь перед памятником была переименована в площадь Нибелунгов.
Оба памятника установлены на берегу Дуная. Здесь одна из значительных парковых зон города. Вообще, благодаря обилию парков и других зелёных насаждений, Тульн часто называют «город цветов».
Прямо на берегу в парке построена и сцена для выступлений, здесь часты концерты на открытом воздухе.
Здесь, же на краю парка, стоит и третье произведение скульптора Ногина, памятник художнику Эгону Шиле. Шиле был австрийским художником — экспрессионистом, наряду с Густавом Климтом и Оскаром Кокошкой, он является одним из самых важных представителей венского модернизма. Памятник установлен перед музеем Эгона Шиле в доме, где он родился.
Вернёмся в историю города. В 985 и 991 годах именно здесь встретились дворяне молодого маркграфства и тем самым положили начало Австрии. С XI века династия Бабенбергов сделала город своей резиденцией, его называли столицей страны. И даже когда центр страны переместился в Вену, Тульн по прежнему принимал активное участие в историческом процессе.
Так, в 1683 году город служил местом сбора армии Священной Римской империи перед битвой при Каленберге во время Второй турецкой осады Вены. Турецкие нашествия, наводнения и Тридцатилетняя война нанесли ущерб городу. Только со строительством железной дороги Франца-Иосифа и моста через Дунай в 1870-х годах Тульн пережил новый бум. В 1986 году Тульн подал заявку на получение статуса столицы Нижней Австрии, но был выбран Санкт-Пельтен.
Тульн сохранил множество свидетелей великих времен прошлых веков — от романского склепа при приходской церкви до сохранившегося ансамбля готических и барочных домов в центре города.
Сегодня Тульн небольшой город с населением около 14 000 жителей. Это тихий городок с размеренным жизненным ритмом. Несмотря на своё историческое прошлое, памятники и музеи, зелёные парки и роскошные цветники он мало посещаем туристами.
Его спокойный, размеренный ритм разбавляют лишь отдельные посетители, которые с удовольствием и не спеша гуляют по красивейшему парку вдоль реки или изучают архитектуру старинных улочек.
Красивую Главную площадь в Тульне, засаженную цветами, называют в народе «городской гостиной» или «общим садом». Площадь и прилегающие к ней торговые улицы являются популярным местом общения горожан.
Мощное трёхэтажное позднеисторическое здание было возведено в 1891 году по проекту Фердинанда Небески. Здание принадлежит администрации, а я то поначалу подумал, что театр.
Все уже привыкли, что ни один город бывшей Австро-Венгрии не обходится без Чумной колонны. В Тульне их две. Чтобы как-то различать, одну жители города называют Марианской колонной, а вторую Чумной. Хотя это одно и тоже. Но в Тульне не перепутайте! Колонна Марии напротив ратуши сделана из песчаника мастером Зогельсдорфом в 1745 году, а фонтан вокруг памятника был построен в 1989 году.
Чумная колонна или святой Троицы была установлена на Главной площади между 1694 и 1696 годами мастерами-каменщиками Паулем Стрикнером и Вольфгангом Штайнбеком.
Интересный исторический объект, называемый Карнер, расположен прямо за приходской церковью святого Стефана и, без сомнения, является жемчужиной позднероманской архитектуры, имеющей мало аналогов во всей Европе. Здание было возведено около 1240–50 года, вероятно, по поручению последнего герцога Бабенберга Фридриха II.
До 1785 года цокольный этаж Карнера служил оссуарием, а по-простому костницей для эксгумированных останков с кладбища, которое в то время ещё окружало приходскую церковь. Его верхний этаж был кладбищенской часовней. К его входу ведёт лестница. Вход в Карнер сам по себе является жемчужиной: великолепный романский воронкообразный портал буквально увлекает посетителя внутрь.
Внутри Карнера находятся фрески, которые бесценны с исторической точки зрения.
Приходскому храму Святого Стефана примерно 1000 лет, его история восходит к основанию прихода Бабенбергами. Учредительное письмо императора Генриха II датируется 1014 годом. В 2014 году в связи с 1000-летием на литейном заводе Рудольфа Пернера в Пассау были отлиты новые колокола в дополнение к четырём существующим колоколам 1752 года
Нынешняя церковь была возведена на фундаменте римской базилики в XII веке, но после нескольких перестроек приобрела барочные черты. Заслуживает внимания мраморный алтарь и великолепные хоры.
От первого здания остался только романский западный портал, так называемые Апостольские ворота. С 1200 года вход обрамляют две фигурные колонны. На них видны бюсты, которые изображают двенадцать епископов Пассау от Беренгара 1014 года до Вольфгера 1200 года. По совпадению их двенадцать, это число привело исследователей к предположению, что здесь до епископов на столбах были представлены двенадцать апостолов. Хотя не понимаю, что здесь исследовать, жители Тульна издавна называли вход Апостольскими воротами.
Две могучие башни храма Святого Стефана высотой 49 метров издалека формируют городской пейзаж. Южная башня принадлежит приходу, а северная башня муниципалитету — в ней у городского сторожа была смотровая и жилое помещение. У него была задача предупредить горожан звоном в колокола, если в городе вспыхнет пожар.
Миноритская церковь, построенная в 1739 году и отремонтированная в 1990 году, является одной из самых красивых церквей в стиле позднего барокко в стране. Впечатляющие смежные помещения переносят вас в прошлое — часовня Лоретто, ризница, склеп образуют ансамбль, который остался неизменным и по сей день. Церковь посвящена Непорочной Деве Марии и святому Иоанну Непомуку.
Нищенствующий орден Младших братьев, или Чёрных францисканцев, или миноритов обосновался ещё в XIII веке на северо-восточной окраине города на Дунае. От раннего монастырского здания осталась только готическая часовня.
Истоки церкви восходят ко временам монастыря миноритов в Тульне, который основали в 1225 году, когда был жив основатель ордена Франциск Ассизский.
Однако первоначальное здание церкви с влиянием романского и готического стилей было снесено в 1735 году после того, как к югу от него начались работы по строительству нынешней церкви, которые были завершены за короткое время между 1732 и 1739 годами.
Потолочные фрески составляют цикл, посвящённый покровителю церкви святому Иоанну Непомуку. Он был канонизирован в 1729 году, поэтому ему уделялось особое внимание в то время, когда церковь строилась.
Башня, которая была построена сравнительно недавно в 1819 году, изначально проектировалась довольно низкой, поэтому в 1889 году она была значительно поднята и получила крышу в стиле необарокко.
Примыкающее к церкви здание монастыря миноритов после его закрытия в 1807 году было отдано под императорскую кадетскую школу. В 1858 году здание было перестроено и превращено в казармы, а сейчас здесь находится ратуша Тульна, музей и залы для мероприятий.
Собственно, это и всё основное о Тульне-на-Дунае, в котором мы остановились на пару часиков по пути в Хорватию в конце августа прошлого года.