Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 22:04
)))

Домбай — Россия Май 2022

Говорят, если путешественник уезжая забывает какую-либо свою вещь, то он обязательно возвращается в это место. Правдиво ли это утверждение — судите сами, но в нашем случае именно с Домбаем так и вышло! Отдыхая на курорте несколько лет назад и уезжая домой мы забыли в гостинице кое-что из вещей(не существенное, но собираясь в эту поездку я вспомнила данный эпизод).
Повторюсь, что несколько лет назад мы встречали в Домбае Новый год в гостинице, под названием «Ростов. Ру».Остались очень довольны приемом, номером с обалденным видом на горы и проведенной Новогодней ночью в ресторане отеля.
Видимо сына так же, как и нас очень впечатлила та поездка и засобиравшись в Домбай встречать Новый 2022 г. с женой он предложил и нам присоединиться и забронировать вместе полюбившийся отель. Но в ходе обсуждений мы ненадолго отодвинули поездку рационально решив, что зимний Домбай, засыпанный снегом мы уже видели и больше хочется погулять по теплому Домбаю, совершить трекинги по маршрутам, которых курортный поселок предлагает немало. Весна не за горами и несколько дней майских праздников очень удачно подойдут для поездки. К огромному сожаленью номера нашего «Ростов. Ру» были разобраны задолго, а для четверых вообще оказалось трудно подобрать что-либо приличное на эти даты. Но наше упорные поиски увенчались успехом, когда мы узнали о прекрасных аппартаментах жилого комплекса - «Вершина»:

В Домбай — на маевку!

В планах было увидеть живописное озеро Туманлы-Кель, пройти к водопаду Чучхурскому, увидеть Бадукские озера, которые находятся на территории Тебердинского заповедника (кстати, маршрут не из легких и весьма продолжителен), еще была пара маршрутов на выбор, с которыми решили определиться на месте. О них я пожалуй промолчу потому как гласит мудрая пословица — «Путешественник предполагает, а погода располагает» и из того что на планировали, мы не увидели ничего, а  погулять получилось совсем по другим достопримечательностям, но от этого не менее значимым.

Когда знаешь,что отдых только начинается и впереди предстоит четыре дня вдохновляющих и в то же время выматывающих прогулок по Домбаю,уже от таких видов кружится голова!

Вспоминая прошлый май примерно в этих же числах — почти летнюю жару, яркое солнце с зелеными склонами гор(когда вернувшись из поездки привезли загар как буд-то с моря)мы ждали этого путешествия, предвкушая аналогичные ощущения. Но ни для кого не секрет наверное, что май этого года был из ряда вон холодным и все метеорологические сайты, которые пришлось перелопатить в надежде на хорошую погоду в унисон заявляли о дожде (более того — снеге) и температуре воздуха от +4 до +12!!!
Мы не отступились от намеченной цели, набрали теплых вещей, разогревающего напитка и отправились в дорогу.

Первый день приезда:в Домбае +12 и туман,который накрыл к утру следующего дня поселок непроницаемой пеленой.

В первый день ожидался дождь, но по-факту на поселок лег сильный туман, что не улучшало нашего положения и пришлось определять маршрут дня спонтанно, сперва остановившись у р. Уллу-Муруджу, проезжая через Тебердинский лес, ведущий на Домбай. Уж очень удобно расположение реки-мимо не проехать. И вот маленькая вам подсказка, где купить вкусную чурчхелу. Да, этой кавказской вкусности полно в самом поселке на рынке и магазинах, но такой свежей как на трассе мы не покупали нигде, к тому же здесь и цены ниже, чем в поселке. И понятно, что остановились мы здесь не без корыстной цели.

В Домбай — на маевку!

Такое название река взяла от карачаевского наречия(Большая река). Уллу-Муруджу берет начало с ледниковых озер, маршрут к которым долгий и нелегкий. Чистота воды в реке смело конкурирует с самыми чистыми водоемами России и Европы и все потому, что горные породы, через которые протекает река содержат примеси серебра. Но полюбоваться прозрачными камушками сквозь воду не получится — река несется бурным потоком спотыкаясь о множество порогов, за счет чего она сильно вспенивается и в то же время насыщается кислородом — какая мощь!

А посмотрите, как она сказочно замерзает в зимний период:
Фото сделано в Январе 2016 г.

Хочу показать еще один удивительный водоем в Теберде-озеро Кара-Кель. Оно расположено прямо у дороги и какая удача, что мы здесь проезжали неоднократно — несколько раз останавливаясь и наблюдая, как меняется цвет воды и пейзаж вокруг в зависимости от погодных условий и дневного освещения. В самый первый день над озером спускался туман, окружающий его мифическую историю более загадочным ореолом.

В Домбай — на маевку!

Живописное, озеро с красивым названием находится на территории Тебердинского заповедника. В переводе название звучит как «Черное озеро». И если вы всмотритесь в водную гладь со стороны — оно и впрямь будет казаться черным. Такой эффект создают органические вещества в составе воды. Озеро как видно — небольшое, но глубина его в некоторых местах достигает 11 метров.

По заключению ученых, это древнейшее озеро образовалось при отступлении Тебердинского ледника, его возраст ученые оценивают в более чем 10000 лет (в отличие от многих других горных озёр, чей возраст не превышает 2000 лет).Озеро наполняется бьющими из земли ключами и подпитывается чистейшей водой от тающих на горных вершинах снегов. Древнее озеро всегда было овеяно различными тайнами и легендами и большая их часть связана с двойным дном водоема, образовавшимся в виду обвалившихся в него деревьев. По словам местных жителей, водоем не раз становился объектом исследования ученых и аквалангистов, но изучить и дать окончательное заключение по поводу его дна они так и не смогли.

Есть одна старая легенда связанная с названием озера, о пастухе по имени Кара, наспор нырнувшем в черные воды и утонувшем (его именем и названо озеро).Но на самом деле озеро очень приветливо. Летом здесь можно не только прокатиться на катамаране, но даже искупаться — озеро считается самым теплым на территории заповедника, а температура воды его летом достигает до +20 градусов. А можно просто устроить пикничок на берегу в такой уютной беседке:

В Домбай — на маевку!

В интернете уйма красивых фотографий Кара-Кель с отражением скальных пиков, только нам в этот день оно не полностью раскрыло свою красоту; мы еще здесь будем проезжать и может тогда повезет.
А сегодня мы полны энтузиазма и готовы преодолеть маршрут к Бадукским озерам, который берет начало от подвесного мостика на реке Теберда. Но с маршрутом мы погорячились. Дойдя до мостика обнаружили, что он закрыт — этот единственный путь к озерам! С нами к реке вышла пара молодых людей, которые не задумываясь перелезли через перила и решившись на поход позвали нас с собой. Идея показалась сомнительнной и мы не стали повторяться, а решили просто погулять по окрестностям, ведь красота какая вокруг!

В Домбай — на маевку!

И что за чудо река! Теберда — одна из крупных рек Карачаево-Черкессии и главная в районе Домбая. Река является главным притоком Кубани, несущей свои воды к Азовскому морю. Слышала об этой реке, вот теперь и увидела. Широкая, стремительная и неутомимая, необыкновенный цвет воды влюбляет в себя с первого взгляда:

Позже, мы узнали почему проход по мосту был закрыт. Местные зазывалы на джипах в начале мая это время на подобные маршруты не возят. И на своем автомобиле не проехать, т. к.проезды перекрыты шлагбаумом. Все потому, что до 15 -го числа в горах Домбая сохраняется вероятность обвалов. Пешие же маршруты вроде дороги на Бадукские водопады предусмотрительно закрыты (в обычное время здесь работают посты, берущие экологический взнос и предоставляющие нужную информацию).Так что имейте ввиду: все известные маршруты открываются только после 15-го мая. К тому же выйти на тропу можно только до 12 часов пополудни, а вернуться не позже 18.Так же мы разузнали, что маршрут не из легких — около 4 км в горку (да еще и не в самую благоприятную погоду).Как хорошо, что устояли и не повелись на авантюру наших попутчиков.

В Домбай — на маевку!

Настроение слегка подпорчено, время потеряли. Других маршрутов в первый день не планировали. А не прогуляться ли по Домбаю? Видели мы поселок весь усыпанный снегом, а ведь сейчас на дворе месяц май! Да только из-за тумана и не разглядеть — где же заканчиваются горы?

В Домбай — на маевку!

Через поселок протекают три горные реки Аманауз, Алибек, Домбай-Ульген.

Речка Аманауз,пересекающая поселок Домбай,готова вырваться из берегов в бурлящем потоке.
Поскольку большинство коренных жителей посёлка и окрестностей исповедует ислам, возникла необходимость построить собственную мечеть.

Вот уже более 30 лет в Домбае главной достопримечательностью поселка является недостроенная гостиница «Аманауз»,которая так и не дождалась своих туристов. Если внимательно приглядеться — футуристическое здание имеет балконы номеров, напоминающие кабинки канатных подъемников:

В Домбай — на маевку!

О строительстве большого гостиничного комплекса в Домбае заговорили в преддверии Олимпиады-80 в Москве. Тогда поселок был главным туристическим местом для альпинистов со всего союза.«Аманауз» строился на 630 туристических мест с культурно-развлекательным центром, планировка включает концертный зал и кинозал — согласитесь, не маленький размах для небольшого туристического поселка того времени. Строительство началось в начале 80-х и должно было закончиться в течении 5 лет. Самая популярная легенда о здании, которую рассказывают и по сей день-гласит о том, что строение спроектировано таким образом, чтобы этажи вращались, разворачиваясь к солнцу. От того в народе и называют гостиницу «вращающейся».Правда или вымысел, но легенда превосходная!
К сожаленью строительство знаменитой гостиницы резко прекратилось в 1985 г. Одна из причин — образовавшаяся трещина в фундаменте (хотя при строительстве учитывалась возможность сейсмологической активности в 9 баллов). Загадка! Но с тех пор относительно высотки ничего не меняется.

В Домбай — на маевку!

А я не удержалась и решила сфотографировать и наш отельчик «Ростов. Ру».Так и стоит старичок, посетителям на радость.

Наш полюбившийся отель с родным названием.

Решив совсем уж «тряхнуть стариной» мы пошли поужинать в знакомое кафе «У Зули».Какие тут вкусные хычины делают-пальчики оближешь! А заодно и отметили свой приезд. За столом наша дружная четверка бурно обсуждала маршруты оставшихся трех дней в соответствии с майской погодной аномалией, перевернувшей наши начальные планы с ног на голову;под звучный перезвон стукающихся керамических кружек с глинтвейном и тостов за удачный отдых.

В Домбай — на маевку!

Наверное, почувствовав наш оптимистичный настрой Домбай обеспечил нас довольно сносной погодой и оставшееся время мы провели совсем не скучно, неожиданно для себя открыв новые маршруты и проверив свои физические способности на склонах горы Муса-Ачитара(об этом походе напишу в другой раз)).

В день отъезда Домбай нам преподнес подарок — показал свои пики во всей красе и солнечном сиянии:

В Домбай — на маевку!

А раз так-то заедем-ка еще в одно местечко — пока погодка благоволит. Проезжая в который раз мимо озера Кара-Кель остановились на пять минут, чтобы рассмотреть его в ясную погоду-ну красота какая же — и хребет и хвойные макушки отражаются в озере как в зеркале!

В Домбай — на маевку!

Немного отклоняясь от трассы, рискнули проехать перевал Гум-Баши. Когда еще представится такя возможность?

Если обратиться к истории, то этот участок является частью Военно-Сухумской дороги, которая вела из Кисловодска в Сухум.В связи с закрытием дороги на её самом высокогорном участке Клухорский перевал (2781 м над уровнем моря), пальма первенства самой высокогорной автомобильной дороги России перешла к перевалу Гум-Баши (2187 м).
Если обратиться к истории, то этот участок является частью Военно-Сухумской дороги, которая вела из Кисловодска в Сухум.В связи с закрытием дороги на её самом высокогорном участке "Клухорский перевал" (2781 м над уровнем моря), пальма первенства самой высокогорной автомобильной дороги России перешла к перевалу Гум-Баши (2187 м).

Многие знают этот перевал как Марийский, исходя из названия ближайших аулов — Верхняя Мара и Нижняя Мара. Это один из немногих в России двухкилометровых перевалов, доступных для автомобиля. По дороге есть несколько удобных и асфальтированных смотровых площадок, вот одна из них и это только начало красоты! Раньше здесь ходили караваны. В местах их остановок росли небольшие городки, следы которых ученые исследуют до сих пор. Во время раскопок в этих местах археологами были найдены останки людей в шелковых одеждах, посуда и украшения.

В Домбай — на маевку!

А вот и «Песчаная голова»-самая наивысшая точка перевала:

На карачаевском языке слово «Гумбаши» или «Кум-Баши» означает «Песчаная голова». Все потому, что скалы здесь из известняков и песчаников.

Примечателен перевал еще и тем, что в ясную погоду отсюда можно увидеть Эльбрус на расстоянии 52 км. К сожаленью, на моих фотографиях выше видно, что в самый не нужный момент-в тот момент, как мы поднялись на перевал, набежали тучки и начал накрапывать дождь. Но разглядеть снежные склоны, примыкающие к Эльбрусу нам все же удалось, а вместе с ними и полюбоваться бескрайним океаном плато Бийчесын. Да ради таких видов определенно стоило поднятся! Высокогорные луга Бийчесын — это традиционное место летних пастбищ. Аромат разнотравья сводит с ума. В то же время погода упорно продоолжала портиться. Но сквозь облака местами проникало солнце, началась игра света и тени, откуда я черпала проплывающие сюжеты.

В Домбай — на маевку!

Ну вот и все, программа на сегодня выполнена, пора бы и домой возвращаться, а то загулялись мы что-то.
Закончить свой рассказ хочу фотографиями, сделанными уже не в горах, а в нашей степной местности, в Ростовской области. Как удивительна и необычайна наша природа! Каких-то несколько часов назад мы колесили по горным серпантинам, фотографировали тучи, которые как ни странно вызывали восторг, пытались убежать от ливня, который в итоге нас настиг.
А вернувшись в Ростов поняли, что еще немного и мы пропустили бы другой пейзаж-полный солнечного очарования — в полях рапс зацвел!