Внутри огромной «Дыни»
В прошлом своём материале из Душанбе я утверждал, что искать старину в столице Таджикистана абсолютно пустое дело. Так оно и есть, Душанбе город молодой, от момента начала его строительства ещё и ста лет не прошло.
Однако, не далее, как в 25 километрах от столицы есть городок Гиссар, который принимают за самое старое поселение на территории современного Таджикистана, оценивая его возраст в 3000 лет.
Чтобы вы запомнили эту солидную дату, пришедшуюся на 2015 год, расскажу вам одну занимательную историю про чайхану «Харбуза» в Гиссаре, возведённую в форме огромной дыни.
Мы увидели это массивное строение при въезде в Гиссар, ибо не было абсолютно никаких шансов его не заметить, а на обратном пути даже заехали туда с очень простой и понятной целью — пообедать, ведь это же чайхана, а в чайхане едят. Но, подъехав увидели хоть и новое, однако абсолютно депрессивное строение с гниющими стенами, обветшалым потолком и обвалившейся штукатуркой.
Находящийся, очевидно, в сторожах дядя любезно согласился запустить нас вовнутрь, за небольшую денюжку конечно, и поведал такую историю.
На строительство «Дыни», двухэтажного здания чайханы, было потрачено больше $150 000. Деньги, вроде бы, не государственные, а частного инвестора, значит вложенные средства планировалось отбить, хотя вполне возможно, что просто сделали местному олигарху некое предложение, от которого он не смог отказаться.
В любом случае размеры впечатляют: на первом этаже находился банкетный зал площадью в 1600 кв. м. рассчитанный на 1000 человек, на втором этаже — основной зал площадью в 2 000 кв. м., вместимостью на 1300 человек.
Этот второй этаж как раз и представлен в форме дыни.
Рядом с чайханой, на 22 гектарах земли, планировалось разбить чудесную парковую зону. В общем, всё по принципу «дорого богато», который мы неоднократно замечали в самом Душанбе. Но, впрочем, как любят говорить таджикские мудрецы: легко начать, да не легко кончить. Получилось так: провели несколько свадеб и на этом всё завершилось, «Дыня» просуществовала не более года. Почему не пошло дело не знаю, да и не суть. Главное то вот что, чайхану «Харбуза» в Гиссаре 27 октября 2015 года открывал сам президент Эмомали Рахмон по случаю 3000-я Гиссара.
Ну что, запомнили дату? Это такой приём специальный, ассоциирование: огромная дыня — провальный стартап — городу Гиссару в Таджикистане 3000 лет. Ну теперь я спокоен, идём дальше.
Духовные скрепы в тысячу лет
Перед поездкой в Таджикистан, желая стать более информированным, я посмотрел о Гиссаре и Гиссарской крепости небольшой репортаж казахского ТВ. Сюжет там простой, казахский корреспондент бродил с таджикским гидом по крепости, задавая последнему вопросы, а тот, соответственно, отвечал. Всё это действо происходило на русском языке, понятном большинству образованных казахов и таджиков.
И вот, когда уже мы сами появились в Гиссарской крепости, то обнаружили того самого гида из репортажа, любезно согласившегося провести экскурсию и для нас.
А теперь уже я, прошедший усиленную подготовку, расскажу для вас то, что запомнил, а чего не запомнил, то извиняйте, не расскажу.
Начну с того, с чего начинают все повествователи о Гиссаре, а именно, что эта территория упоминается в священной книге зороострийцев «Авеста» под названием город Шумон. Как правило, повествователи делают это мимоходом, что, мол, тут такого. Все читают и перечитывают «Авесту», обычно перед сном на ночь, вот и мы перечитывали и натолкнулись про нужный абзац про Шумон.
Я же, признаюсь в своей дремучести, ибо «Авесту» не читал, вообще ни разу. Но всё же непостижим образом знаю, что основателем и пророком зороастризма, а также автором священной книги «Авеста» является некий Заратуштра. Более того, и это абсолютное чудо, я знаю и то, что время жизни Заратуштры и сложения Авесты относят к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, то есть дело происходило 3000 лет тому назад.
Знакомая цифра, не правда ли? Вспоминаем: чайхана в виде огромной дыни — провальный стартап… точно, это же возраст Гиссара. Теперь то понятно, откуда таджики знают сколько Гиссару лет, они это вычитали в «Авесте».
Только стоит ли доверять этому источнику, с учётом того, что оригинальный экземпляр священных текстов, записанный на воловьих шкурах золотыми чернилами, был сожжен по приказу Александра Македонского? Конечно, «Авесту» восстанавливали по памяти и процесс этот завершили в 8-м веке уже нашей эры.
Однако, что-то очень сильно я сомневаюсь в исторической достоверности приведенных там фактов. Впрочем, мои сомнения в расчёт брать не стоит, ведь любой скажет: сначала прочти «Авесту», а потом рассуждай.
Также люди, серьёзно погружённые в историю вопроса, могут легко поставить меня и мои дилетантские рассуждения на соответствующее место, представив труды настоящих учёных, результаты раскопок и прочих исследований.
В одном из двух средневековых медресе в Гиссаре ныне музей. Фотографиями экспонатов из этого музея проиллюстрирую текст
Но здесь меня не переубедить: то, что было 3000 лет назад, наверняка не знает никто, даже маститые учёные, тут одни версии и домыслы, а возможны и откровенные фальсификации, выполненные по заказу власть предержащих. Дали команду сверху: обосновать возраст Гиссара в 3000 лет, учёные ответили: есть, будет сделано.
Впрочем, я тут не серьёзный научный труд пишу, моя задача популяризовать Таджикистан как туристическое направление, вызвать интерес к стране и его достопримечательностям. Поэтому я и подбрасываю всякие спорные и даже скандальные штуки, чтобы этот интерес подогреть. А так как я делаю это абсолютно бескорыстно, то и критиковать меня не за что.
Далее предлагаю перенестись в эпоху развитого средневековья, когда история Хисора (тогда Гиссар именовался именно так) подтверждается и многочисленными результатами раскопок, и письменными источниками.
Но особенно важно то, что эта эпоха начинается с периода правления династии Саманидов (865–999 года), а почему это важно сейчас попробую прояснить.
В принципе я уже касался этой темы в своём предыдущем материале из Таджикистана, который я назвал «Русский город Душанбе». Там я обратил внимание, что современное таджикское государство решительно опровергает своё рождение с решения советской власти столетней давности о создании Таджикской ССР, а устанавливает духовную связь и считает себя прямым преемником государства империи Саманидов, определяя тем самым срок своей истории в 1000 лет и даже более.
Официальная таджикская историческая доктрина такова: период правления династии Саманидов — это формирование централизованного государства со слаженным аппаратом управления, в рамках которого завершается процесс образования таджикского народа.
Свадебная фотосессия в старом гиссарском медресе
В последующие века на этой территории менялись династии (Караханиды, Газневидиы, Сельджукиды), был сложный монгольский период, эпоха государств Тимура и Тимуридов, Бухарский эмират, однако заложенная в эпоху Саманидов политическая и духовно-нравственная основа таджикского этноса и таджикского государства продолжала существовать, постепенно трансформируясь, существует она и сейчас.
Что касается нескольких десятилетий советской власти, ассоциируемых с русским влиянием, то позиция нынешней таджикской власти выглядит примерно так: мы ценим и уважаем советский период за развитие промышленности, науки и образования, но всё же считаем, что советская эпоха принципиального влияния на судьбу нашего государства не оказала. Наши духовные символы проверены временем — утверждает современная таджикская историческая мысль- это Исмаил Самани, самый успешный представитель династии Саманидов, а также представители персидской (таджикской) культуры, ренессанс которой пришелся на период его правления, такие как Рудаки или Фирдоуси.
Вот такая вот идеологическая установка современного таджикского государства, рассчитанная как на внутреннего, так и внешнего пользователя.
По поводу вышесказанного у меня такое мнение: когда государство внятно формулирует и продвигает некие духовно-нравственные, культурные и исторические скрепы, чтобы обосновать свою идентичность, то это вполне нормальное явление. Так поступает любое уважающее себя государство, и Таджикистан в этом плане не исключение, а напротив яркий пример. Насколько реальна духовная связь империи Саманидов и современного государства Таджикистан длиной в тысячу лет, сложный вопрос. По мне, так это искусственная история, но не лишённая смысла, и если это работает, а в стране прекратилась гражданская война, то почему бы и нет.
Кстати, гражданской войне в Таджикистане 30-летней давности, войне «юрчиков» против «вовчиков», я планировал посвятить часть этого рассказа, но понял, что сейчас это будет too much, перебор, но обещаю, обязательно вернусь к этой теме в следующий раз.
Однако, надо возвращаться к Хисору (Гиссару), историю которого я было взялся рассказывать. Наш гиссарский гид, имя которого я, к сожалению, запамятовал, причём сразу после того, как его услышал, несколько путанно делился историческими фактами древнего города.
Площадь перед Гиссарской крепостью. Веками на этом месте размещался древний город
Про то, как сменялись династии правителей, а сытые времена незаметно переходили в периоды лишений и голода. Или про то, как люди привыкали к мирной жизни, а потом приходили великие завоеватели, те же монголы, и разрушали город. Впрочем, Хисар всегда быстро восстанавливался, уж слишком выгодное географическое месторасположение занимал город, на одном из ответвлений Великого шёлкового пути, по дороге из Китая в Иран.
Далее можно было бы поведать, какие ремёсла были развиты в Хисаре, какие культуры культивировали в его окрестностях, или о гиссарских мечетях и медресе, но расскажу я лучше про крепость, коя испокон веков возвышалась над древним городом.
Реинкарнация крепости в Гиссаре
Крепость в Гиссаре существовала всегда. Собственно говоря, само название города Хисар или Гиссар, которое дали ему арабы, завоевавшие город в 8-м веке, так и переводится как «крепость, окружённая стеной» или что-то типа этого.
Однако, то строение, сияющее как новый медный пятак, что мы видим сейчас в Гиссаре под названием Гиссарская крепость, такая же древность и старина, как я Тиль Уленшпигель. В том смысле, что и я и Гиссарская крепость современники ныне живущим, а к старине имеем лишь опосредованное отношение.
Нынешняя Гиссарская крепость- реплика, или, если хотите, более-менее точная копия дворца одного из беков Бухарского эмирата.
От крепости, а дом высокопоставленного господина всегда строили в виде крепости, возведённой в 16-м веке, сохранилось немного. Я видел фотографии Гиссарской крепости конца 80-х годов 20-го века, так вот, на них представлены только ворота из жженого кирпича с двумя цилиндрическими башнями, между которыми расположена стрельчатая арка.
И всё, остальное новодел, возведённый совсем недавно.
Там в принципе строительство не закончилось до сих пор, собственно дом, где проживал господин, стоявший на холме, выше крепостных стен и построек, только начали возводить.
Сейчас крепость похожа на торговый центр, стилизованный под средневековую крепость, ибо внутри мы увидели магазинчики, а в них товары на продажу. Но в этом случае нужно просто включить воображение и представить, как 500 лет назад на самой верхней точке жил правитель, ниже размешались слуги, охрана, а также лошади, верблюды, и всё это было окружено глинобитной стеной и холмами.
Напротив дома- крепости шумела базарная площадь с ремесленными и торговыми лавками, с караван-сараем, а к крепости вели лестницы и террасы, обложенные кирпичом. Ничего этого сейчас нет, а есть только образ, который надо представить.
Возникает вопрос, когда и кто разрушил крепость — резиденцию бухарского бека? Ответ такой: стояло строение вплоть до начала 20-го века, и не просто стояло, а функционировало в соответствии с тем назначением, которое ему было предопределено 5 веков тому назад. Однако, Гиссарская крепость получила серьёзные повреждения в результате двух землетрясений 1907 и 1927 годов, между которыми свой разрушительный вклад внесли красноармейцы, выкуривавшие из крепости басмачей.
Но, как вы понимаете, дом бухарского бека не единственное воплощение Гиссарской крепости. Сколько было реинкарнаций у крепости точно не скажу, но немало. В этом своём материале я не стану пересказывать наивные легенды, связанные с Гиссарской крепостью, даже несмотря на то, что некоторые из них из героического эпоса «Шахнаме» персидского поэта Фирдоуси, коего и таджики ныне представляют за своего.
Приведу только одну историю, очевидно, реально имевшую место, она из 8-го века нашей эры, когда арабы покоряли Среднюю Азию.
Главным организатором военных походов Арабского халифата на Среднюю Азию был военный предводитель Кутейба, кстати, весьма известный исторический персонаж. В 709 году арабские войска подошли к Шумону, как тогда назывался Хисор (Гиссар), ибо, как мы знаем, последнее название придумали уже арабы. Кутейба посылает к правителю Шумона по имени Табари своего представителя с небольшим войском, призывая тем самым этого правителя повиноваться и сдаться.
Правитель Шумона Табари в жестоком сражении убивает представителя Кутейбы и всех воинов, пришедших с ним, а самому Кутейбе отправляет послание. Он говорит примерно так: не боюсь я тебя Кутейба, да и чего мне тебя боятся. Моя крепость такая мощная, что, когда я пускаю стрелу, она долетает только до половины высоты оборонительных стен. А лук у меня лучше всех прочих, и стрелок я лучше иных.
Не буду настаивать, что правитель Шумона Табари использовал именно эти слова и выражения, но смысл был таков. Что сделал Кутейба в ответ на столь наглый вызов? Он подогнал к крепости Шумона камнемётные машины и покорил город. После этого Шумон стал зваться Хисор (Гиссар), а у крепости этого города началась новая жизнь. История, вроде бы подлинная, ибо при археологических раскопках на территории крепости были найдены два каменных ядра, которых я, впрочем, не видел.
Можно было бы ещё поведать про злых монголов, разрушивших в пыль и Хисор и саму крепость, и про великого Тамерлана, возведшего крепость заново и использовавшего её в качестве арсенала для своих военных походов. Но, думаю, хватит. История у Шумона-Хисора-Гиссара длинная, 3000 лет, как-никак.