В этом рассказе я продолжу прогулки по историческому району Потаскуй, о котором немножко рассказывала в прошлой части. Возможно вы уже привыкли к этому необычному названию и оно вас не шокирует. Я — нет!
Как бы я не готовилась к путешествиям, не изучала карты интересующих меня достопримечательностей, не пролагала маршруты, особенно это относится к городам, по факту всегда делаю огромное количество лишних шагов. Совершенно невозможно предугадать, в каком направлении в определенный момент мне захочется отправиться, какой неизвестный объект я вдруг увижу в конце квартала и забыв про намеченный путь, направлюсь к нему! А далее вдали маячит еще один, а потом еще и в реальности получается история про девочку и грибы в лесу.
Но рассказывать в таком хаотичном порядке и запутывать вас я не собираюсь, а постараюсь сосредоточиться, собраться и изложить логические маршруты: вдруг кому-то они и пригодятся.
Иногда я, конечно же, стараюсь придерживаться разумных желаний и поступаю по ранее запланированному плану. Например, еще дома я наметила быстренько заселиться в отель и сразу же отправиться в замечательный музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова. Путь мой проходил по улице Советской, где сразу привлекли внимание красивые и разнообразные современные здания.
Слева расположен красивый жилой комплекс, возведением которого занималась строительная компания ГК «ТИС».
Пешеходная зона между домами было не что иное, как крыша большого подземного паркинга с безобразно и совершенно не эстетично торчащими вентиляционными трубами. И тогда за дело взялась арт-группа «Цвет города» под руководством Дмитрия Зеленина, а спонсором выступила, конечно же, ГК «ТИС». Кто бы сомневался, что облагораживание придомовых территории в интересах самой строительной компании — это является немаловажным фактором для привлечения потенциальных клиентов — покупателей квартир. И вот, в День города в 2013-м году, миру предстала обновленная крыша, но теперь это был оригинальное пространство — Литературный бульвар.
На пешеходной зоне установлены несколько тумб, с фасадов которых на прохожих взирают улочки городов из известных всеми нами литературных произведений: это и Париж мушкетеров, Лондон Шерлока Холмса, Москва Булгакова, Верона Шекспира и, конечно же Тюмень — привет от известного детского писателя Владислава Крапивина.
А еще в этой комфортной среде расположены уютные кафе и бутики.
Я прогуливалась здесь вечером, когда уходящее солнышко окрасило город теплыми пастельными красками.
При приближении к музею, я обратила внимание на оживленные группки и бесконечную вереницу людей, следовавших в музей и выходящих из музея. Оказалось, что именно в этот день, 21 мая, происходила всероссийская акция «Ночь музеев», организаторами которой являются Министерство культуры Российской Федерации и портал культурного наследия и традиций России «Культура».
Первая «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997 года, Россия присоединилась к акции в 2002 году, значит этой весной был своего рода юбилей этой замечательной традиции.
Зайдя внутрь комплекса Словцова, я поняла, что представленные на выбор тематические выставки меня не устраивают и не теряя времени отправилась в здание, расположенное напротив, по улице Орджоникидзе, 47 —Исторический Парк «Россия — моя история».
Я непременно расскажу отдельно о посещении этого интереснейшего интерактивного пространства, единственного в мире мультимедийного комплекса, представляющего всю историю страны с древнейших времен до наших дней.
География площадок комплекса простирается через всю Россию и насчитывает 23 города, в число которых входит и Тюмень.
На следующее утро я уже самостоятельно, без привязки к организованным выставкам посетила и комплекс Словцова,
о результатах расскажу отдельно.
На другой стороне перекрестка улиц Советской и Дзержинского не менее современный отель: DoubleTree by Hilton Hotel Tyumen.
А сейчас покажу две трансформаторные будки Сибирско — Уральской энергетической компании, расположенные в шаговой доступности от музеев. Они попали под художественный проект «Вектор улиц» и «Морфология улиц» и за несколько месяцев на будках были нарисованы интересные и яркие граффити.
На трансформаторной подстанции по улице Орджоникидзе, 47, за зданием исторического парка во дворе жилого дома представлена работа автора Ильи Маломощенко из Томска.
На пересечении улиц Хохрякова и 8 марта, недалеко от уже известного всем вам ресторана «Потоскуй», находится вторая трансформаторная подстанция, на которой представлена работа тюменской художницы Александры Мельниковой.
А сейчас, пока я не убежала куда глаза глядят, возвращаемся на перекресток к музею Словцова, здесь улица Орджоникидзе заканчивается, а далее продолжается коротенькая, протяженностью всего 650 метров улица Свердлова. Чем-то нафталиновым веет от этих названий, гораздо милее звучали бы старинные: Ишимская, Всехсвятская!
Еще в 19 веке по этой улице стекались к пристани, к складам и железнодорожной станции «Тура», подводы, груженые разнообразным товаром. В 1940-м часть улицы, носящей название Ишимская переименовали в честь сталинского наркома.
Особую роль в старинной Тюмени играла улица Всехсвятская, она разделяла два микрорайона тогдашней Тюмени: Тычковку и Потаскуй, а также город от кладбища. Но в 1922-м году ее переименовали в честь революционера, комиссара и прочая-прочая, всех регалий не перечесть.
Передо мной улица Даудельная, а за ней Аптекарский сад, у которого, конечно же, есть своя история.
" В доброе старое время в Тюмени был образцовый аптекарский сад Александры Ивановны Даудель, который снабжал травами не только Сибирь, но и восточную часть России…" : писал Иван Яковлевич Словцов, который будучи еще подростком прогуливался по саду и помогал хозяевам ухаживать за растениями.
В 40-х годах 19 века во владение провизору Александру Ивановичу Даудель за чертой города Городская дума выдала пять гектаров земли: «для складки и просушки трав, равно для разведения, по возможности, ботанических растений». По распоряжению Дауделя для начала территория сада была огорожена крепким забором, а затем он занялся выращиванием лекарственных трав и растений.
К концу 19 века после смерти хозяев садом никто не занимался, он постепенно превратился в неухоженный и заброшенный сквер. Но память владельцев сада Даудель в городе сохранилась, одна из улиц, примыкающих к бывшему Аптекаркому саду получила название — Даудельная.
В саду располагаются корпуса Перинатального центра, бывшей Городской больницы, построенной в начале 20 века.
Это красивое в прошлом здание, почти полностью закрытое буйной зеленью, выходит фрагментом фасада на Даудельную — Городская хирургическая больница. Памятник архитектуры регионального значения.
Этот уникальный образец лечебного здания в исторической застройке построен в 1915-1917-х годах на средства почётного гражданина Тюмени, купца 1 гильдии, городского головы А. И. Текутьева и исполнен в «неоклассицистических» формах.
В глубине сквера находится еще одно здание больничного комплекса, выполненное в характерной для «краснокирпичного» стиля манере — Городская больница, являющееся памятником архитектуры регионального значения.
Здание было построено в 1902–1904 годы так же на А. И. Текутьева. Известно, что в июле 1914-го года из села Покровского именно в эту городскую больницу доставили Григория Распутина после полученного ранения в живот.
Ровно через сто лет после этого события, в 2014-м году рядом с корпусом на спонсорские средства 15 предприятий Тюмени был установлен памятник Распутину. Скульптор Владимир Золотухин, материал- стеклопластик.
Уже на выходе из Аптекарского сада на улицу Свердлова расположено еще одно красивое здание из прошлой эпохи — бывшее Романовское училище, памятник архитектуры регионального значения. Народное училище в стиле модерн было построено в 1913-м году к 300-летию дома Романовых и было рассчитано на 300 учеников.
В годы первой мировой войны в нём располагался госпиталь для раненых воинов, доставленных с передовых позиций западного фронта. С 1941 по 1942 годы на территории больницы также располагался военный эвакуационный госпиталь. Совершенно неожиданно для себя я нашла вот эту информацию об училище: с середины 1942 год и почти до окончания войны в нем размещался Краснодарский мединститут. В настоящее время это один из корпусов Тюменского Перинатального центра.
Выйдя на улицу Свердлова, буквально через пару минут я остановилась перед фасадом храма — Всехсвятской церковью. Небольшая, круглая в плане церковь была построена по проекту тобольского архитектора П. И. Прамана в 1833–39 годах на территории городского Всехсвятского кладбища, закрытого в 1885 году.
Всехсвятская церковь в стиле классицизма представляет собой небольшое круглое в плане здание, перекрытое купольным сферическим сводом и завершённое миниатюрной главкой.
Маленькому храму была уготована очень необычная и интересная судьба: когда в тридцатые годы закрывали все церковные сооружения города, Всехсвятская церковь избежала этой участи и в течение многих лет была единственным открытым местом для молитвы.
В 1997 году в храме Всех Святых открываются детская Воскресная школа и библиотека. В 1998 году начинает действовать детский хор. В этом же году впервые в Тюмени накануне праздника Рождества Христова на территории храма был сооружен Рождественский вертеп. В 2001 году построена детская Воскресная школа. В 2004 году в храме завершается строительство отдельного здания колокольни, в помещении которой начал свою работу Молодежный центр.
Уникальность Всехсвятской церкви состоит еще и в том, что это единственное в Сибири круглое церковное здание с перекрытым сводчатым куполом.
Затем, разглядывая точки на карте, я поняла, что, если мне хочется увидеть отмеченные объекты, придется все же делать лишние шаги. Итак, ближайший объект находится на улице имени Николы Сакко.
В 18–19 веках улица носила название Большая Разъездная, потому как на ней находились места отдыха и кормления извозчичьих лошадей, отсюда они отправлялись в разъезд. В 1928-м году улицу переименовали в честь Николы Сакко, американского рабочего — анархиста итальянского происхождения, в 1927-м году казненного на электрическом стуле в штате Массачусетс.
Это один из двух эмигрантов, которым было предъявлено вроде как необоснованное обвинение в убийстве, наверное, и вы помните: «Сакко и Ванцетти». Ну так вот, если была Большая Разъездная, значит есть и Малая Разъездная, которую большевики в знак солидарности конечно же переименовали в улицу Ванцетти. Сейчас эти названия звучат забавно, но, а в 30-е годы это было видимо очень патриотично.
А вот и дома, очередная страничка из прошлого: под № 27 такой массивный сруб, этакий крепыш и традиционные глухие ворота, скрывающие личную жизнь усадьбы от посторонних.
Второй дом под № 25 с белыми резными наличниками и аналогичным балкончиком — изящный, какой-то даже воздушный, построенный в конце 19 — начале 20 века.
Он является уникальным образцом деревянной архитектуры Тюмени, выразительным и ярким объектом деревянного зодчества в исторической застройке города. Памятник архитектуры регионального значения.
Дальше по улице Водопроводной доходим до ее пересечения с улицей Комсомольской, которая до 1939 года называлась Тобольская, потому как здесь вдоль берега Туры проходила дорога на Тобольск.
По адресу Комсомольская № 17–19 в окружении современных многоэтажек уютно устроилась усадьба Дмитрия Епифановича Машарова, крестьянина из Екатеринбургского уезда, отца известного Тюменского фабриканта, основателя литейного дела в Тюмени — Николая Дмитриевича Машарова. Сохранившиеся до настоящего времени часть усадьбы — жилой главный дом и флигель были построены в 1900-е годы.
Позднее дом перешел во владение сыну тюменского купца, кассиру Товарищества Западно-Сибирского пароходства Г. А. Андрееву, а в начале 1910 года — в собственность Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли.
Я не удержалась и зашла внутрь открытых ворот, они словно приглашали — смелей заходи и любуйся. Угловой дом с постройками и службами, деревянными крылечками, ажурными окнами, карнизами выглядит сказочно!
Декор уличных, обшитых тесом, фасадов конечно же определяют оконные наличники, украшенные в свойственной тюменской манере — объемной резьбе.
Но почитайте, как их описывают специалисты, это же не просто тест, это песня: «Округлые, плавно заворачивающиеся волюты, покрытые легким акантовым орнаментом, сочные пальметы, пилястры с капителями, выпуклые консоли, наложенные на подоконные доски, тугие валики-свитки создают эффектную раму для плотного растительного орнамента, который заполняет все свободные участки наличника.» Разве можно такое повторить? Я и про сами наличники и про слова!
В 2006 году с сохранением планировки усадьба была отреставрирована, сейчас в ней находятся различные заведения, даже салон красоты, а в главном доме усадьбы кафе «BASILIC».
Пройдя еще один квартал по Водопроводной до пересечения ее с улицей Осипенко, (адрес Водопроводная 3/Осипенко № 13) обратила внимание на отреставрированный угловой каменный дом, стоявший немного в глубине двора — жилой дом и флигель из состава усадьбы тюменского купца II гильдии Осипа Антоновича Рогожникова.
Территория за забором, спасибо, что не за сплошным, а через прутики можно и все рассмотреть и даже пофотографировать!
Жилой дом в два этажа с подвалом, во внутреннем дворе вдоль всего фасада на четырёх деревянных столбах устроена открытая галерея. Декоративное убранство здания выполнено в «кирпичном стиле»-невероятно стильно смотрится усадьба, памятник архитектуры регионального значения.
В 1990-х фасады памятника по проекту А. И. Клименко и при спонсировании Сбербанка России были отреставрированы, детально воссоздана галерея, но внутри дом был переделан. С тех пор в бывшей усадьбе располагается Сбербанк.
Далее продолжу прогулку уже по улице Осипенко, где под № 19-21а расположен деревянный двухэтажный дом — усадьба Дмитрия Григорьевича Барышникова, гласного городской думы.
Обшитый тесом шикарный дом — памятник архитектуры регионального значения.
Это один из лучших в городе образцов деревянного зодчества, яркий образец деревянной жилой застройки Тюмени второй половины 19 века. Дом представляет интерес и как образец городской усадьбы.
Необыкновенная резьба, уникальный резной фасадный декор основан на местной переработке мотивов классических стилей и растительного орнамента. Здание в целом характеризует тюменскую школу архитектурной деревянной резьбы, даже ворота в усадьбе — произведение искусства.
Со стороны двора архитектурный объем обогащен крытыми крыльцами, ведущими в нижний и верхний этажи — жаль нельзя было зайти внутрь. В 1990-х годах фасадная резьба памятника отреставрирована мастером-резчиком Вадимом Макаровичем Шитовым. Внутри дома осталась прежняя планировка, сохранились угловые печи, лепнина в виде широких карнизов и орнаментальных плафонов.
Тюмень активно заселялась староверами, их вера придавала окнам в доме сакральное значение, элементы орнамента считались оберегами, поэтому им и уделяли особое внимание.
Обильное украшение изб и усадеб по стоимости порой превышало затраты на строительство самого дома. А по орнаменту на наличниках и рисунку резьбы можно было сказать, кто живет в доме, что любит, о чем мечтает.
Местные историки говорили, что «сибиряк лучше недоест, но богатые хоромы себе поставит».
В настоящее время в главном доме усадьбы разместилась Региональная энергетическая компания.
Во флигеле усадьбы находится первое в регионе кафе осознанного питания «Твоя культура», в котором предлагается растительная кухня без глютена, животных ингредиентов, а также белого сахара.
Следующая усадьба расположена по улице Осипенко 32- 34 была построена примерно в 1880-х годах и принадлежала семье тюменской мещанки Феоктисты Федоровне Волковой.
В начале 20 века флигель выделили из усадьбы и продали семье екатеринбургских мещан Воробейчиковых,
но принадлежал он Павле Петровне Воробейчиковой, у которой был в Тюмени собственный бизнес — она сдавала самые лучшие дома города внаём. Вот и флигель от усадьбы Волковой был куплен и сделан доходным домом.
Двухэтажный деревянный главный дом усадьбы — рубленный пятистенок под четырёхскатной кровлей. Обшитые тёсом фасады служат всего лишь фоном для оконных наличников.
Наличники второго этажа в традициях тюменского зодчества покрыты пышным стилизованным растительным орнаментом глухой резьбы.
Наличники нижних окон выглядят простыми и скромными, но и они слегка украшены резьбой.
В настоящее время во флигеле размещаются различные культурно-просветительные учреждения, на 1 этаже жилого дома находится кофейня, а в здании флигеля расположился театр танца.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия