Мы около трех лет назад впервые засобирались в Андорру, но все никак наши дороги не шли в том направлении… У нас не оказалось времени на посещение этой мизерной страны, даже когда мы были в Тулузе и в Каркасоне всего-то полтора месяца назад:
Долгое время для меня название — Андорра было созвучным со словом Пандора и ассоциировалось с печально известным мифическим ящичком Пандоры, принесшему человечеству столько всяческих бед, при его открытии.
Готовясь к поездке, я очень много прочитала о стране и просмотрела сайтов в интернете и уже была готова к тому, что Андорра далека от Пандорры как небо от земли, а может еще и дальше???!!!
Что в реальности дела обстоят таким образом — горное княжество является одним из самых безопасных мест в Европе и являет собою образчик благоденствия, процветания и райского блаженства, особенно для горнолыжников и шоперов!!!
Мы, переполненные впечатлениями от встречи со старинным городком Кардона и от проживания на католическое Рождество в одном из лучших отелей-замков в Европе — парадор де Кардона, засобирались в Андорру.
Утром 25-го декабря, распрощавшись с полюбившимся сногсшибетельным местом-Де Кардона, мы дружной компанией — мама, ее младшая сестра Татьяна и мы с Сашей — направились строго на север в сторону Андорры.
Я даже немного волновалась предвкушая, наконец то, встречу с этой страной мечтой!!!
4
(фото из интернета. Повезло же крму-то в живую такую картинку увидеть!!!)
От Кардоны до Андорры всего около 100 км пути. Для такого виртуозного водителя, как Саша, это почти час езды, даже при том условии, что на этом участке прямой скоростной дороги нет!!! Зато чудесной красоты обычная двухрядка (великолепного качества) вьется между захватывающих дух предгорных пейзажей!!!
2
В целом же Андорра расположена часах в трех езды и почти в 210 км от аэропорта Барселоны в Испании. Существует еще одна возможность попасть в Андорру — через Францию, но для этого необходимо лететь с пересадками до аэропорта Тулузы. И далее добираться уже либо машиной, либо так же автобусом до Андорры 180 км по серпантину, который иногда зимой перекрывают из-за заносов. Туристы чаще выбирают именно вариант перелета через Барселону… оно и понятно!!!
У нас был относительно свободный график для осмотра Андорры: мы могли растянуть удовольствие на пару другую дней, если бы вдруг захотелось!!! И так как мы не знали, что нас ждет впереди, то рано утром на довольно большой скорости мы подъехали к Испанской таможне
1
Здесь мы воочию увидели, как таможенники шерстят тех, кто возвращается ИЗ Андорры… Зрелище не из приятных, скажу я вам… а уж оказаться в шкуре всех этих людей, так сОООвсем не хотелось… Но что поделать, в чужой монастырь со своим уставом не ходят и мы приготовилсь ко всему…
Но на нас никто даже не обратил ни малейшего внимания и не только потому, что мы ехали со стороны Испании. Но, в первую очередь, потому, что у нас машина была с немецкими номерами!!! Так как для нас с Сашей эта поездка началась задолго до этого момента и ОООчень далеко от этого места — в Германии (это сюжет для отдельной истории). Где мы и взяли в ренту нашу ласточку — Мерседес Е-220 голубой технологии, автомат, с двойным трубоприводом и на зимней резине. И минуя столько таможень — Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, в итоге Испанию — уже знаем реакцию таможенников на эти номера машины!!!
И вот мы совсем беспрепятственно проследовали таможенную территорию со стороны Испании и въехали в так называемый коридор — нейтральная зона между границами двух государств, в данном случае длинной около одного километра.
А что, собственно, мы знаем об Андорре???
Страна расположена на юго-западе Европы, на южном склоне восточных Пиренеев между Францией и Испанией. С какой стороны к ней ни подъехать, взгляд неизменно упирается в горные цепи, большую часть времени покрытые снежными шапками, которые окружают Андорру, словно крепостные стены с гигантами-стражниками на них!
Этимология слова — АНДОРРА
Существуют три версии происхождения слова — Андорра:
1. от имени иберийского племени андосинов при сочетании иберийских слов андо (высший) и оре (железо);
2. Либо слово Андорра берет начало от кельтских ан (дуть) и дор (ветер);
3. Возможно, название страны происходит от баск. andurrial — «пустошь».
ТЕРРИТОРИЯ АНДОРРЫ
Это государство настолько маленькое, что площадь Москвы в пределах МКАД вдвое больше всей площади Андорры. Площадь княжества составляет всего 468 кв.км это можно прировнять еще к площади Санкт-Петербурга!!! Но при этом Андорра находится лишь на пятом месте в списке из семи карликовых государств, располагающихся на материковых землях старушки Европы, после:
1. город — государство Ватикан (0,44 кв.км.)
2. княжество Монако (1,95 кв. км.)
3. республика Сан-Марино (61 кв. км.)
4. княжество Лихтенштейн (157 кв.км.)
Такие мизерные территории делают Андорру одной из самых маленьких стран мира. Я не считаю те мини-земли в Европе, которые являются поданными Британии и Дании (Гернси, Гибралтар, Джерси, Мен, Мальта и др.).
ИСТОРИЯ АНДОРРЫ
Так как я историк не столько по своему первому образованию, сколько по призванию, то естественно, не довольствуясь краткой историей страны, решила в этой главе разместить все, что нашла по истории от возникновения человеческой деятельности на этих землях, до и создания и укрепления Андорры как государства.
Да и потом, коль столько потраченно времени, то пусть все будет собрано в одном месте, где при случае я всегда могу вернуться и обновить в памяти инфу!!!
Первые поселения людей на территории современной Андорры относятся еще к ледниковому периоду. Окончательное заселение относится ко времени после отступления последнего ледника. В 3500–2000 до н. э. небольшие группы людей обитали в долине реки Валира и в горных пещерах. Вместе со скелетом женщины, жившей более 4 тысяч лет назад, были найдены наконечники стрел, изделия из камня и кости, фрагменты керамики. В последующем обитатели Андорры, принадлежавшие, очевидно, к народу иберов, стали строить деревни у подножия гор и пользоваться изделиями из бронзы. Они сооружали мегалитические памятники и дольмены, поклонялись силам природы, духам лесов и озер. На территории Андорры были найдены иберийские монеты.
В 220 до н. э. между Карфагеном и Римом разгорелась упорная борьба за власть над Иберийским полуостровом. В 219–218 до н. э. Пиренеи пересекло карфагенское войско во главе с Ганнибалом, который отправился в поход на Италию. Однако после поражения Карфагена во Второй Пунической войне Иберией завладели римляне. Они принесли в Андорру свои законы и язык. При римском владычестве население стало пользоваться более совершенной сельскохозяйственной техникой и выращивать большие урожаи.
Территория Андорры оставалась в составе Римской державы до 414, когда она попала под власть германского племени вестготов, создавших свое королевство в Южной Франции и Испании. В начале 8 в. вестготское государство было уничтожено арабскими завоевателями, которые вторглись на Пиренейский полуостров из Северной Африки. Однако серьезных следов пребывания арабов в Андорре археологи не обнаружили, за исключением развалин мавританской башни около населенного пункта Ордино. По-видимому, завоеватели использовали ее долины в качестве кратчайшего пути в Южную Францию.
Создателем Андорры считается франкский король и император Карл Великий (768–814). Согласно преданиям, 5 тысяч андоррцев во главе с Марком Альмугабером помогли его армии в сражении с арабами. В знак благодарности король объявил в 788 жителей Андорры «суверенным народом» под своим покровительством. Страна была включена в состав Уржельского епископства. Андоррцы должны были уплачивать франкам символическую дань в 1–2 форели из реки Валира
В 817 Андорра и расположенные к югу от нее земли официально перешли под суверенитет Франкской империи и были включены в состав Тулузской марки. Император Людовик Благочестивый (814–840) даровал в 819 жителям Андорры Великую Хартию свободы (Маgna Carta).
После распада империи король Франции Карл Лысый (843–877) передал в 843 территорию Андорры графу Серданьи и Уржеля Сунифреду I в. благодарность за помощь в отражении набега норманнов. В течении 9 и 10 вв. Уржельские графы, покупая, присоединяя и обменивая земли, постепенно расширяли свои владения в андоррских долинах. Но затем, благодаря пожертвованиям со стороны графов и частных лиц, стали расти владения Уржельских епископов.
Наконец, в 1133 граф Эрменголь IV «навечно» продал епископу Беренгеру все права на долины Андорры за 1200 су. Епископы превратились в феодальных владетелей, которым жители Андорры должны были уплачивать подати. В 1162 они составляли ежегодно 4 окорока, 40 хлебов и вино. В 1176 андоррцы обязались предоставлять сюзерену дополнительно обед на сто человек каждые два года на Рождество. Это обязательство было подписано 838 главами семей, что позволяет оценить число жителей Андорры в это время в примерно 2300 человек.
Епископы, в свою очередь, в середине 11 в. передали оборону Андорры в руки феодального рода Кабоэ, которые получали права собственности и привилегии в долинах в обмен на присягу верности по отношению к епископам. В 1185 представительница рода Кабоэ Арнауа вышла замуж за Арно, наследника виконта де Кастельбон. Арно и его дочь-наследница Эрмессенда были приверженцами альбигойства.
Отряды виконта и графа Фуа разрушили собор в Уржеле и множество других церквей в Андорре и ее окрестностях. В 1201 епископ Берна де Виламур вынужден был признать за виконтом и его дочерью ленные права на долины Андорры. В 1208 Эрмессенда вышла замуж за Роже Бернара II, графа Фуа. В 1257 граф Роже Бернар III путем династического брака присоединил к своим владениям Беарн и превратился в самого могущественного феодального правителя Южной Франции.
Графы отказались повиноваться Уржельским епископам, и между ними завязалась упорная борьба, сопровождавшаяся кровавыми столкновениями. На стороне епископа Педро де Кастробоно выступил правитель Арагона Педро III Великий (1276–1285), а его брат Хайме II Мальоркский, женатый на сестре Роже Бернара III, поддерживал графа Фуа. Наконец, Педро III принудил графа и епископа придти к соглашению. 8 сентября 1278 в Лериде был подписан «акт-пареаж», который устанавливал совместное правление в Андорре епископа Уржеля и графа Фуа. Оба они становились князьями Андорры. 6 декабря 1288 последовал второй «акт-пареаж»
Герб Андорры
Желающие по-больше узнать о значении флага и герба Андорры могут пройти по этой ссылке
Оба князя-соправителя жили вне территории Андорры, но назначали в нее своих представителей — викариев, или «вигье». Каждый из них ежегодно поочередно управлял страной. Андоррцы обязались уплачивать регулярную дать князьям — по четным годам епископу, по нечетным — графу Фуа. В тот период она вносилась натурой — хлебом, молоком, овощами и сыром.
В 1419 представитель Долин Андорры Андреу д’Алас добился от епископа Франциска де Товиа и графа Жана I разрешения на создание в стране выборного органа — «Совета земли», который впоследствии превратился в Генеральный совет. Главы наиболее влиятельных семей получили право избирать своих представителей в этот орган.
Благодаря своему особому положению, страна смогла в последующие века сохранить свою независимость от мощных государств, складывавшихся по обе стороны Пиренейских гор. Ее жители пользовались привилегиями граждан нейтрального государства, не служили в армии, не вносили военных податей и извлекали немалую выгоду из свободной перевозки товаров через Пиренеи.
Арагонско-каталонская корона неоднократно пыталась завладеть землями графства Фуа: при королях Педро III в. 1280–1283, Альфонсе II в. 1333–1334 и Мартине в 1396–1400. Но история распорядилась иначе. В 1479 граф Гастон IV Фуа унаследовал трон королевства Наварра. Хотя в 1512 король Арагона и Каталонии Фердинанд II завоевал южную часть Наварры и долины Андорры, которые он подарил в 1513 своей второй жене Жермине де Фуа, андоррцы сохранили лояльность в отношении королей Наварры и графов Фуа и продолжали уплачивать им дань. В 1589 король Наварры Генрих III стал французским королем Генрихом IV (1589–1610), а его преемник Людовик XIII (1610–1643) официально присоединил Фуа к французской короне. Князем-соправителем Андорры становился, таким образом, король Франции. С испанской стороны Пиренейских гор сюзеренами Андорры оставались Уржельские епископы.
В начале 18 в. Андорра сохранила свой нейтралитет в ходе войны за Испанское наследство, от которого сильно пострадала территория Каталонии. В 1715 епископ Уржельский Симеон де Гинда-и-Апестеги (1714–1737) официально предписал консулам Долин не повиноваться ничьим распоряжениям, за исключением тех, которые исходили от него и короля Франции.
Славу просветителей приобрели в 18 в. юрист Антони Фитер-и-Росселль и священник Антони Пуиг. Первый из них собрал и в 1748 издал в виде отдельной книги материалы о традициях и обычаях Андорры. Второй в 1763 выпустил книгу законов и обычаев страны — «Политар Андорра».
Революция во Франции свергла монархию, и после казни Людовика XVI в. 1793 андоррцы остались без своего князя-соправителя. Французские революционеры отменили дань, вносимую Андоррой, как феодальную повинность, и республика отказалась от сюзеренитета над долинами. Однако жители маленькой страны опасались теперь, что она будет поглощена могущественными соседями. В 1794, в ходе войны с Испанией, французские войска вступили на территорию Андорры и дошли до Сольдеу, стремясь захватить Сео-де-Уржель. Представители долин встретились с французским генералом Шабре и смогли убедить его отказаться от проведения операции.
В 1806 французский император Наполеон в специальном декрете объявил, по просьбе андоррцев, о восстановлении действия «акта-пареажа». Князьями-соправителями вновь признавались глава государства Франции и епископ Уржельский. Это положение ненадолго прекратилось в 1812–1813, когда Андорра была аннексирована Францией и включена в состав территории Сегр (в 1813 — департамент Сегр-Тер).
В 19 веке страна начинает постепенно открываться миру. Андорру посещают европейские путешественники, которые с восторгом отзываются о красоте ее природы. В 1848 парижская опера поставила спектакль Галеви «Долина Андорры», а в 1852 в Мадриде исполнялась одноименная сарсуэла Гастамбиде.
Серьезную угрозу для нейтралитета Андорры представляли гражданские войны в Испании. На ее территории часто искали убежища как либералы, так и карлисты. В 1866 по инициативе богатого землевладельца Гильена де Пландолит-и-д’Арено в стране развернулось движение «Новая реформа», и 14 апреля 1866 епископ Жозеп Кайшаль-и-Эстраде (1853–1879) утвердил положения андоррской конституции. В 1869 ее ратифицировал и император Франции Наполеон III (1852–1870). Генеральный совет — высший законодательный орган — состоял из 24 членов, которые избирались «синдиками», главами местной власти. Ограничивалась светская власть епископа. Его влияние, по существу, свелось к церковным делам.
В конце 19 века экономические трудности привели к росту эмиграции из Андорры. Расширение связей с заграницей способствовало развитию средств коммуникаций. Были проведены первые телеграфные и телефонные линии. Однако Андорра оставалась еще мало известной и изолированной страной. Лишь путешественники время от времени посещали ее.
В 1914 папа Пий X провозгласил Святую Деву Меричелльскую «патронессой Долин Андорры»
8 сентября 1921 архиепископ Таррагоны и Уржельский епископ Жусти Гитарт-и-Вилардебо (1920–1940) короновали ее икону. В ходе церемонии был впервые исполнен национальный гимн Андорры. В нем поется: «Я одна являюсь единственной дочерью императора Карла Великого, верующей и свободной вот уже одиннадцать столетий. Верующей и свободной останусь я всегда». День 8 сентября стал национальным праздником княжества
Храм, в котором хранится образ Святой Девы Меричелльской
Стоит обратить внимание, что у католиков под «образом» в большинстве случаев предполагается скульптура, а не икона, как у нас — в православии
Образ Святой Девы Меричелльской на марках
Кстати, о марках…
Первые почтовые марки для Андорры выпустила испанская администрация в 1928 году. Для этого были использованы почтовые марки Испании на которых и делали надпечатку на испанском «CORREOS ANDORRA». Следом в 1929 году были отпечатаны уже специальные марки для Андорры. На марках появились достопримечательности княжества и групповой портрет части первого состава Генерального совета Андорры, который появился по конституции 1869 года.
Через три года то же самое сделала Французская администрация, которая решила не отставать от испанской и в свою очередь выпустила в 1931 собственные почтовые марки для Андорры. Для этого были использованы марки Франции на которых сделали надпечатки названия территории по французски — «ANDORRE». С 1932 года начали печатать специальные почтовые марки для французской администрации на которых опять же можно видеть местные достопримечательности.
Развитие способов доставки корреспонденции потребовали в самом начале и выпуск специальных марок для указания способов доставки. Еще в 1928 году испанская администрация выпустила первые марки для ускоренной доставки корреспонденции (URGENTE). А французская администрация в 1950 году выпустила первую почтовую марку для оплаты корреспонденции, доставляемой самолетами. Подобный же выпуск испанская администрация сделала в 1951 году.
В 1929 в стране была сооружена первая крупная электростанция (до тех пор ток давали небольшие электрогенераторы, принадлежавшие отдельным общинам. Все права на эксплуатацию гидроресурсов получила новая фирма «Форс идроэлектрик д’Андорра». На работу в ней были привлечены трудящиеся из-за рубежей страны.
В 1930-х в Андорре развернулась борьба за введение всеобщего избирательного права. Социально-политические потрясения 1933 получили название «андоррской революции». 10 июня судебные власти распустили Генеральный совет и викарии князей назначили проведение новых выборов. 17 июля была проведена реформа избирательной системы: право голоса получили все мужчины старше 25 лет. Андоррцы добились также отмены ряда феодальных законов, получив льготы в пользовании общинными землями, лугами, лесами и водами.
Наши предприимчивые соотечественники в истории Андорры тоже умудрились оставить «русский след». В 1934 русский эмигрант Борис Скосырев, именовавший себя «графом Оранским», предложил Генеральному совету провозгласить его «королем Андорры», пообещав осуществить реформы и модернизацию страны. Когда епископ Уржельский отверг его притязания, Скосырев объявил ему войну, провозгласил себя «суверенным князем» Борисом I и назначил проведение всеобщих выборов. Однако отряд испанской гражданской гвардии, посланный епископом, арестовал претендента и доставил его в Барселону, где он был отдан под суд, а затем выслан из Испании. Но усилия по модернизации страны продолжались. В 1935 Генеральный совет выдал концессию на организацию «Радио Андорры».
В ходе гражданской войны в Испании в 1936–1939 и Второй мировой войны 1939–1945 Андорра оставалась нейтральной, хотя на ее территории находили убежище многочисленные беженцы. Трудности страны усугубились разрушительным наводнением 1937. В 1940 дело чуть было не дошло до вторжения германских войск из Южной Франции и испанских из Сео-де-Уржеля, но вмешательство папского нунция предотвратило конфликт. Тем не менее, реакция военных лет сказалась в Андорре. В 1941 всеобщее избирательное право для мужчин было вновь отменено. В 1944 германские части и отряд испанской гражданской гвардии вступили в Андорру, но уже в 1945 они были выведены.
После Второй мировой войны избирательные права населения были восстановлены. Пост первого синдика (главы андоррской власти) в 1937–1960 бессменно занимал Франсеск Кейрат Франшес, в 1961 его заменил Хулиа Реиг Рибо. В 1964–1972 первым синдиком являлся Франсеск Эскуде Ферреро, в 1972–1978 на смену ему вновь пришел Х.Реиг Рибо.
В 1950-х страна быстро развивалась. Население Андорры за 1952–1964 удвоилось и достигло 12200 человек; повысился уровень жизни. Начался коммерческий подъем и рост туризма, прежде всего связанного с лыжным спортом, объявленным национальным видом спорта в Андорре.
Новое поколение андоррцев стало получать образование за границей. В 1966 было введено социальное законодательство, в 1968 основана «Андоррская страховая касса», организована автоматическая телефонная и телексная служба. В 1967 Андорру посетил ее князь с французской стороны — президент Франции Шарль де Голль (1959–1969). А в 1973 произошла первая с 13 века встреча обоих князей — епископа Жоана Марти Аланиса (1971–2003) и президента Франции Жоржа Помпиду (1969–1974).
В 1970 избирательные права получили, наконец, все андоррцы обоего пола старше 21 года, а в 1977 эти права были предоставлены и иностранцам в первом поколении старше 28 лет. В 1985 избирательный возраст снижен до 18 лет. На посту первого синдика в 1978–1982 находился Эстанислау Сангра Понт. А в январе 1982 была проведена важная политическая реформа: исполнительная власть была отделена от законодательной, и 14 января 1982 создано андоррское правительство во главе с Оскаром Рибасом Реигом (1982–1984). В том же году страна вновь тяжело пострадала от наводнений, которые вызвали человеческие жертвы, причинили значительный ущерб и на время прервали связь между Андоррой и заграницей.
В 1984–1990 у власти находилось консервативное правительство Жозепа Пинтат Соланса. Однако на выборах 1989 победу одержали национал-демократические кандидаты, и в 1990 пост главы правительства вновь занял О.Рибас Реиг (1990–1994). Был принят новый уголовный кодекс.
На референдуме 14 марта 1993 большинство участников проголосовало за введение новой демократической конституции, которая упраздняла существовавшую с 1278 феодальную систему власти. В соответствии с конституцией, суверенитет Андорры передавался от князей гражданам и представительным органа страны. Князья оставались главами государства и сохраняли право вето в вопросах международных отношений и законодательства. Конституция впервые гарантировала гражданам основные права человека и политические свободы, разрешала создание партий и профсоюзов. Правительство страны получало право вводить налоги на доходы.
Текст основного закона получил в 1992 официальное одобрение князей, а 2 марта — Генерального совета Андорры. 4 мая 1993 конституция официально вступила в силу.
4 июня 1993 Андорра заключила договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с Францией и Испанией, а 28 июля того же года вступила в ООН.
В Андорре возникли официальные политические партии — правящее Национальное демократическое объединение, оппозиционный Либеральный союз (Либеральная партия Андорры) и др. На выборах в декабре 1993 национал-демократы получили в Генеральном совете 8 мест, либералы и социал-демократы («новые демократы») — по 5, Национальная коалиция и независимые — по 4 и социал-демократическая «Национальная демократическая инициатива» — 2. Однако в ноябре 1994 Рибас Рейг ушел в отставку после того, как выдвинутые им проекты налогообложения и развития инфраструктуры вызвали широкое недовольство населения. Правительство возглавил лидер либералов Марк Форне Мольне. Либералам удалось одержать победу и на последующих выборах. В 1997 они завоевали 18 мест, 6 достались Национальному демократическому объединению и по 2 — «Новой демократии» и «Национальной демократической инициативы». В 2001 либералы получили 16 из 28 мест в Генеральном совете.
При правительстве либералов Андорра укрепилась в роли крупного туристического и торгового центра. Страна остается «налоговым раем» — отсутствуют прямые налоги. Продолжается модернизация княжества. Расширилась телевизионная сеть, андоррцы получили возможность широко принимать испанское частное телевидение. Было создано Телевидение Андорры. Правительство разрешило предоставление водительских прав молодым людям с 16 лет. На рубеже 20 и 21 вв. в стране развернулась бурная компьютеризация.
РЕЛИГИЯ АНДОРРЫ
Большинство жителей — католики. В силу исторических традиций, римско-католическая церковь имеет в стране очень большое влияние и накладывает на нравы и обычаи жителей Андорры, куда больший отпечаток, чем в соседних Испании и Франции. Андорра — одна из самых безопасных стран Европы. Общественные нравы, воспитанные на строгой католической почве, достаточно взыскательные. В стране категорически запрещена деятельность союзов, политических объединений и т. д., поэтому отсутствуют какие-либо манифестации и забастовки.
Традиции в Андорре сильны необычайно. Суровые крестьяне-горцы, домовитые и набожные, всегда старались жить укладом своих предков. Но за последние десятилетия жизнь андоррцев сильно изменилась. Повсюду, даже в самых отдаленных селениях, появился электрический свет, телефон, жители стали обзаводиться телевизорами, автомобилями, компьютерами, интернетом и т. п. и т. д.
Впереди показалась таможня Андорры!!!
1
Зная мое устойчивое авантюрное настроение, муж меня строго настрого предупредил, что в таких местах фотографировать запрещается!!!
запрещается — оно и понятно…
Но что делать, если ОООчень хочется???
Реакция андорских таможенников на нашу машину та же что и во всех предыдущих случаях — уважительно никакая. Во всем мире немцы известны как поборники закона и порядка!!! Нам было приятно каждый раз наблюдать лица и взгляды как таможенников, так и блюстителей порядка разных стран на номера нашей машины!!! Будто бы безупречная репутация немцев имела к нам непосредственное отношение?!?!?! Но если хотите знать она нас очень обязывала стремиться быть такими!!!
Первое что нас встречает после пересечения границы — это полицейский пост. По сути, — единственный, что мы встретили во всем государстве!!!
1
Мы, конечно, были впечатлены, что страна с населением чуть ли не 85 000 тыс. человек (30 сентября 2008 г., по данным учёта паррокий), из которых только 11 000 являются коренными андоррцами, не имеет армии и по сути даже полиции. Ведь и преступности здесь нет, не смотря на то, что туристов — море. Да и к тому же, около 50 тыс. чел. приехали из других стран работать в сфере туристского сервиса. Представители около ста наций живут на крошечной территории, судя по всему, довольно дружно, коль обходятся без полиции и прочих регулирующих общественный порядок структур и органов!!!
Кроме регулировщиков, вы не увидите ни одного полицейского — их попросту в Андорре нет, за исключением разве что полтора полицейского, которые наделены величайшей властью — без колебаний выслать из страны любого иностранца, нарушающего местные законы или даже просто за вызывающее поведение, невзирая на его экономический статус. И, при этом, они абсолютно не вооружены!!!
В государстве нет армии со времен графских раздоров — воевать-то не с кем! В общинах сформированы лишь добровольные гвардии для встречи почетных гостей и производит в их честь салюты из ружей. Воинской повинности тоже нет. Имеется также дорожная полиция в количестве 60 человек на всю страну и тюрьма на 22 заключенных, которая, видимо, давненько пустует за отсутствием надобности. Тюрьму местные жители в шутку называют пятизвездочным — отелем.
Итак…
УУУРРРААА!!! мы в Андорре!!!
Что еще можно добавить к вышесказанному о географическом местоположении Андорры???
Это одно из самых высокогорных государств в Европе после Швейцарии. Наивысшая точка страны — пик «Кома Педроса» (2947 метров) расположена на северо-западе страны.
Самая низкая отметка в стране — Риу-Рунер (840 м). Она как раз находится на границе с Испанией. И здесь же, расширяясь, заканчивается глубокое ущелье, выходя на просторы юго-восточных предгорий Пиреней.
Да?!?!?!
Нам, однако, предстоит путем личного опыта и реальных впечатлений расширить наши познания об этой стране — мечте многих горнолыжников всего мира!!!
Этот глубочайший каньон с незапамятных времен был образован потоками воды, сходящимися на дне в горную реку — Великая Валира, которая вместе со своими притоками — реками Северная и Восточная Валира — распределил всю территорию Андорры на три долины, разделенную достаточно высокими горами. Таким образом, визуально физическая карта Андорры напоминает букву «Y», нижней своей частью расширяющуюся в сторону Испании
1
Три горных хребта Андорры разделены двумя долинами — р. Валира, пересекающей страну с северо-востока на юго-запад, и ее притока Ордино. Большие перепады высот и ступенчатое русло Валиры обеспечивают ее быстрое течение и изобилие стремнин и водопадов. В стране протекает большое количество других рек — Фонтаржент, Рансоль, Тристайна, Аринсаль и др. Многие из них берут начало у края ледников.
карта рек Андорры
С внешним миром Андорра соединена рядом перевалов, лежащих на большой высоте и часто занесенных снегом. Основной перевал со стороны Франции — Энвалира, открыт круглый год. Остальные (Сигер, Фонтаржент и Негре) из-за снега бездействуют почти 8 месяцев в году и используются преимущественно как вьючные тропы. Связь с Испанией легче: долина р. Валира представляет естественный путь коммуникаций и используется круглый год
Как говорилось выше, от испанско-андоррской границы еще какое-то время идет просторная долина. Мы неслись по ней в глубь страны, по CG 1 (GR7) до столицы этого карликового государства Андорра-ла-Велла. После столицы эта магистараль уже называется CG2 (GR7) и идет по ущелью вверх на северо-восток — в сторону Франции
на этой карте главная магистраль страны, одновременно это наш путь по малюсенькой стране Андорра, выделены красным цветом
Вначале эта долина ничем не примечательна. Минуем такой же не выразительный как долина зимой, городок Сан Джулия-де-Лория
На протяжении всего своего пути по ущелью Андорры, мы двигались навстречу водной стихии. Дорога, при этом, едва заметно, но постоянно и уверенно шла вверх. Собственно, это и есть главная и единственная автомагистраль страны, которая пересекает Андорру с юга-запада на северо-восток, всегда бок о бок с главной водной артерией Андорры — рекой Великая Валира, время от времени перебегая то на одну, то на другую ее сторону посредством вантовых мостов
1
Мы приближаемся к уже более рельефной местности и городку Санта-Колома
2
здесь нас ждет первый ландшафтный сюрприз… Мы не смогли не ответить для себя и не узнать, чтобы это значило??? Может быть это и есть одна из знаменитых вертолетных площадок, куда таки-то можно прилететь в Андорру сОООвсем не буджетным сопособом??? Во всяком случае, наиболее всего похоже на эту версию… Хотя с изъянами… так как ни одного вертолета в округе не было видно…
1
Углубляясь внутрь страны на машине, наблюдаешь, как заметно вырастают горы и ощутимо сужается ущелье
2
Еще совсем недавно — в прошлом веке — эта автотрасса представляла собой тропу контрабандистов. Только после 1914 Андорра стала выходить из своей традиционной изоляции: была построена первая дорога, связывающая ее с городом Сео-де-Уржель в Испании. Ныне она называется CG-1 и ее протяженность порядка 10 км от испанской границы и до столицы Андорра-де ла Велла.
В 1933 дорога была продлена от столицы до последнего городка страны Пас-де-ла-Каса на французской границе (на отметке высотой 2 440 м над уровнем моря). Теперь этот участок автомагистрали называется — CG-2 и тянется около 33 км. До постройки этой цивилизованной автодороги даже членам Генерального совета приходилось съезжаться на заседания верхом на мулах по горным тропам.
Логично, что все дороги так или иначе идут по дну ущелий разной высоты-глубины, проложенные реками. Это аглядно это демонстрирует карта дорог Андорры
Хочется особенно подчеркнуть, что вся длинна главной автомагистрали Андорры составляет чуть больше 40 км.!!! А, значит — не спеша, без особых усилий, можно пересечь Андорру на машине минут за 45!!! Даже с учетом ограничения скорости на территории населенных пунктов, которые беспрерывно сопровождают вас на протяженности всей трассы!!!
1
Не смотря на то, что это современная и очень хорошая дорога, но скоростной ее никак не назовешь!!!
Ндаааааааааа!!! Вот уж где не разгонишься!!! ОООчень велика вероятность всю страну-то и проскочить — ненароком не заметив!!! У самой столици горы настолько близко подступают друг к другу и сжимают все движение в свои тиски,
чтобы затем раздвинуться в необычайно живописную котловину, где и расположилась столица Андорра-ла-Велла
(фото откуда-то из рунета)
Андорра-ла-Велья (Вьеха) — самая высокая столица в Европе (1055 м над уровнем моря).
Долина Андорра-ла-Вьеха, карта столицы
Это на самом деле оказался не такой уж и большой город — за пару часов можно пешком пройти его из конца в конец
4
А вместе со своим восточным городком-сателлитом Эскальдес (Escaldes) они образуют один большой жилой район, где сосредоточено почти две трети населения всей страны!!!
(фото из интернета)
2
Именно потому, что в Андорре один населенный пункт практически перетекает в другой, имея чисто номинальное разделение БЕЗ указателей с их названиями, возникает проблема определить свое местоположение по карте. Дорожную ситуацию усложняют горы, поскольку не только в городах, но и между ними дороги, представляют собой серпантин. Можно было лишь примерно догадываться, где находишься
Нас постигла та же участь, что и многих новичков — мы умудрились проехать насквозь столицу страны, даже не успев этого понять. К счастью, из-за малых размеров, как страны, так и ее столицы, можно в любой момент вернуться, чтобы отыскать таки-то нужный поворот.
КЛИМАТ и ПОГОДА
Обычно к этому времени сильно заснеженную Андорру, в этом году постигла аномальная зима с полным отсутствием снегопадов. А недостаток снега, естественно, катастрофически сказался на экономике страны, зарабатывающей более 80% своего валового объема на лыжном туризме!!! Не смотря на то, что в этот наш приезд государство переживало тяжелый для него — без снежный период, горы здесь, все равно, производила неизгладимое впечатление, сопровождая своим присутствием любой вид столицы
1
Андорра считается одной из самый солнечных стран Европы — в год порядка 250 дней — солнечные.
На юге страны климат континентальный, с засушливым летом, средняя температура июля +20° C, января +2° C; осадков выпадает в среднем 400–500 мм в год. В горах летом от 5 до 10° C, зимой до -15° C; осадков выпадает 500–700 мм.
Снежный покров зимой достигает толщины до 2 м. Осенью идут дожди, приносимые ветром с Атлантики; летом и осенью в основном безоблачно.
Местная погода существенно различается в зависимости от высоты данной местности над уровнем моря и расположением на горном склоне
3
Зимой часты обильные снегопады. С октября по май — наиболее дождливое время. Среднегодовой уровень осадков (которые выпадают, как правило, ночью) — от 770 до 1100 мм.
Горный субтропический климат Перенеев, смягченный близостью Средиземного моря, обеспечивает сухой и свежий воздух круглый год. Относительно небольшой перепад температур между зимой и летом привлекает сторонников здорового образа жизни. Здешние воды, богатые серой, также славятся своими целебными свойствами.
Не они ли виновники того, что андоррцы в мире слывут долгожителями??? Не под воздействием ли всего этого природно-климатического супер-комплекса в Андорре один из самых высоких на земле показателей жизни??? И средняя продолжительность жизни у местных жителей намного больше в целом по миру??? Мужчины живут здесь в среднем 76 лет, а женщины 81 год!!!
туристическая карта Андорры
1
Хозяйственная деятельность человека сильно изменила облик страны. Леса, когда-то покрывавшие страну, занимают теперь лишь треть ее территории и продолжают вырубаться. Самые густые леса сохранились на самом севере Андорры и вдоль испанской границы на юге.
Лесные ландшафты преобладают до высоты в 2000 м. По долинам и нижним частям склонов гор произрастают жестколистные дубы, выше к ним присоединяются широколиственные бук и каштан. Растут ягодные кустарники и густые цветущие травы.
Еще выше начинаются горные хвойные леса из ели, пихты и сосны. Над лесным поясом раскинулись субальпийские луга с зарослями цветущих кустарников, рододендронов и азалий, стелющейся горной сосны, а также сочные высокотравные луга — прекрасные пастбища для скота. Далее им на смену приходят низкотравные альпийские луга, весной покрытые цветами — крокусами, горечавкой, камнеломкой, анемонами, дикой гвоздикой и др.
Животный мир также сильно пострадал от вмешательства человека. Еще встречаются кабаны, горные козлы, пиренейская серна изард; в лесах водятся куницы, волки, лисы, белки, каталонские зайцы, кроты и пиренейская выхухоль. Медведи почти полностью истреблены. Из птиц водятся глухари, фазаны, филины, канюки и королевские орлы.
Ездить на машине по Андорре в радость, не смотря на незначительные минусы!!! На дорогах всюду присутствует четкая разметка.
За пределами населенных пунктов встречаются дорожные знаки с подсветкой. Над знаком красуется миниатюрная солнечная батарея — она питает его электричеством, поэтому в любую погоду и в сумерках знаки всегда хорошо видны!!!
Светофоры размещены на дугообразных столбах, отчего они оказываются практически над серединой проезжей части. Это делает их хорошо видимыми на узких улочках. Все разъезды выведены через круговое движение, что очень эффективно разгружает трассу и не создает пробок!!!
Эта круговая развязка с замерзшим в центре фонтаном, бесподобно нам понравились!!! Для нас -россиян это большая диковина, что фонтаны на зиму не отключают!!!
1
А это в таком же странном состоянии уже другой фонтан и тоже на развязке. А где еще им водружать фонтаны при таком остром дифиците горизнтальных плоскостей???
Для нас это откровение, что у них при таком обледенении не перемерзают системы водоснабжения фонтанов и не лопаются трубы?!?!?! Может в Андорре законы физики работают по-другому??? Это осталось для нас загадкой!!!
(фото фонтанов ввзяты уже дома из рунета, так у меня прилично не поучился ни один кадр этой для нас экзотики)
Пешеход в Андорре — персона священная. Пешеходные переходы представляют собой возвышения с красно-белой зеброй — своеобразный лежачий полицейский, перед которым хочешь — не хочешь, но сбросишь скорость
2
По центру улицы иногда проходит полоса для общественного транспорта — она помечена красными поперечными линиями с надписью BUS
1
В центрах городов имеются автомойки AutoJet, представляющие собой кабину, закрытую стенами лишь с двух сторон. Бросаешь монету в автомат, берешь шланг и сам моешь машину. Зато грязных автомобилей в Андорре практически не встретишь.
Как и полагается европейскому городу, в столице есть проблемы с парковками. Не спасают даже большие многоэтажные подземные паркинги. Лишь в выходные дни и праздники можно припарковаться без проблем и даже иногда бесплатно. На платных стоянках оплата производится в автоматах. Например, в столице один час стоянки обойдется от 1,15 евро, в зависимости от района города и от паркинга.
Мы не упустили свой шанс пошопаться хоть и накоротке, но для этого нам пришлось потратить достаточно времени для поиска парковочного места.
Ушопавшись в андоррском КЦ «Андорра», мы чрезвычайно довольные поехали дальше созерцать красоты и чудесы мини-страны. День уже собрался клониться к закату, а нам еще предстояло осмотреть половину страны. Мы направились по GP-2 на север в сторону французской границы
Из-за дефицита места, движение по дорогам в Андорре в разное время суток может меняться — увеличиваться или уменьшаться число полос для движения в одном направлении, перекрываться часть дороги. Все это регулируется знаками с электронным табло, на которых высвечиваются зеленые стрелки с направлением движения или красные запрещающие знаки.
Вдоль Андоррских дорог довольно часто можно встретить цифровые табло с информацией о погоде, температуре, пробках. Они размещены, как правило, вместо традиционных дорожных знаков
Дороги в Ангорре, как в любой горной стране зачастую больше похожи на извивающихся змиев, стремящихся укусить самих себя за хвост
Городки в Андорре, в силу горного ландшафта, вписаны ярусами в склоны гор вдоль реки, поэтому улочки в них очень узкие и извилистые. Центральные дороги, как правило, делят городишки пополам. По одной из сторон такой трассы домишки сбегают вниз по склону, а по другой стороне вынуждены карабкаются усердно вверх!!!
2
Одни из них представляют деревеньки с романскими церквями и домиками в местном стиле, другие, в отдалённости от трассы, обладают ещё более значительной традиционностью
О горах
Многие горнолыжники останавливаются в столице страны и посещают различные курорты, сообщение с которыми в этой лилипутской стране организованно восхитительно просто!!! Даже самый отдаленный курорт — Пас-де-ла-Каса — легко доступен для тех, кто живет в столице, благодаря подъемнику-телекабине Funicamp. Он оснащен 24- и 32-местными кабинами и расположен на высоте 1333 метра над уровнем моря. Расстояние в 6 км подъемник преодолевает за 15 минут. Из столицы до подъемника ходит автобус.
1
В городе Канильо, неподалеку от Андорра-ла-Веллы, также имеется подъемник-телекабина, доставляющий туристов в зону катания Эль Форн, откуда легко можно попасть на любые трассы курортов Сольдеу — Эль Тартер.
Таким образом, три станции — Сольдеу, Эль-Тартер и Канильо — объединяются единым ски-пассом и имеют общую инфраструктуру
Соответственно, до любого курорта можно доехать на собственной или арендованной машине. Ко всему прочему, в каждый даже самый отдаленный населенный пункт страны бесперебойно ходят комфортабельные рейсовые автобусы, а время в пути составляет макисмум 30 минут!!!
Автобусы встречались нам практически всегда и везде: то они несутся нам навстречу, то мы следуем за ними, и по возможности, обгоняем их. Так что, мы на собственном опыте убедились, что в Андорре, действительно, с общественным транспортом дела обстоят очень благополучно и вполне даже можно обойтись без машины (если нет далекоидущих планов)
1
Это не смотря на то, что ни аэропортов, ни железной дороги в стране не существует, по причине невероятно сложного горного рельефа и в связи с отсутствием горизонтальных площадей необходимых размеров!!!
Глубокая горная долина Андорры, изгибаясь между склонами, равнинами, виноградниками и стремительными ручьями, открывает то тут, то там невероятно колоритные картины!!! Это обеспечивает живописные виды и незабываемое эстетическое удовольствие!!!
Андорра — страна величественных Пиренеев, бурных рек и неповторимых ландшафтов особенно великолепна зимой
3
(фото из интернета)
Для рельефа страны характерны обрывающиеся скалы, островерхие пики, бурные горные потоки, глубокие ущелья, узкие теснины и извилистые долины. Андоррские Пиренеи сложены из пород палеозоя и мезозоя, но многочисленные озера, нагромождения морен и гранитных валунов, цирки, дающие начало андоррским рекам, имеют ледниковое происхождение
А горные склоны усеяны множеством небольших ледниковых озер и источников минеральных и термальных вод
2
Андорра — поистине обетованная земля. Бассейны с термальными водами, сияющие облака снежной пыли горнолыжных курортов, исторические диковинки — и это еще не все…
ГОРНОЛЫЖНЫЙ СЕРВИС
Андорра также славится своими горнолыжными курортами и долгим сезоном катания, который обычно длится здесь аж до середины апреля. Мы сами не любители лыж, но у нас Катюшка серьезная сноубордистка, к тому же, начала осваивать лыжи, поэтому ради нее мы обратили пристальное внимание на тему гор, спусков и горнолыжного сервиса. Чтобы не по неслышке или поначитке, а воочию знать, как здесь в этом плане обстоят дела
2
Горнолыжные трассы курортов Андорры не только не уступают знаменитым альпийским трассам, но в чем-то даже превосходят их. Так считают специалисты. Все трассы маркированы, защищены ограждениями, на них установлены указатели и метки дистанции. Ежегодно на станциях появляются новые подъемники и организуются новые трассы
2
2
Отели вдоль дорог — это нормальное явление на горнолыжниых курортах Андорры, из которых она практически и состоит. Ведь здесь катаются почти круглый год, за исключением летних месяцев!!!
2
2
Каждая станция Андорры имеет собственную школу, в которой работают опытные инструкторы, а для детей организованы детские сады, где они будут играть и веселиться под присмотром воспитателей, пока родители осваивают трассы
1
Спортивные магазины и пункты проката обеспечат гостей необходимым снаряжением, рестораны и бары не позволят остаться голодными во время пребывания на станциях
1
Имеется возможность спуска по целине — heliski. Это настоящая фабрика адреналина. Сюда нет подъемников, и доставка катальщиков к вершине производится вертолетом. Катание здесь возможно только при хорошей погоде, и с обязательным присутствием инструктора-спасателя
1
Старейший курорт страны — Пас-де ла Каса — Грау Ройг (Pas de la Casa-Grau Roig), расположенный на границе с Францией, а самый крупный комплекс — Сольдеу — Эль Тартер (Soldeu-El Tarter).
1
Вместе эти курорты предоставляют 186 км разнообразных трасс как для начинающих, так и для опытных лыжников и сноубордистов. Курорт Пал (Pals) предлагает 20 трасс, 14 подъемников и слаломную трассу, проходящую через лес; Аринсаль (Arinsal)- 25 разнообразных спусков; но самым красивым и живописным курортом многие считают Ордино Аркалис (Ordino Arcalis).
4
1
1
Впереди замаячила французская граница… Точнее, мы доехали до самого тоннеля — Энвалира, идущего под наивысочайшим хребтом Андорры прямиком во Францию. Тоннелю чуть менее 10 лет и длинна его сравнительно небольшая для тоннелей Европы — это около 5 км.
Для сравнения. Мы довольно часто ездим по тоннелю между Францией и Италией под Монтбланом, так вот его длинна 12 км, то есть при разрешенной скорости не более 100 км.ч. ехать около 10 мин под землей (как-нибудь выберусь и напишу о нем пост. Тоннель под Монт Бланом того стоит!!!) А тоннель под Ла Маншем вообще достигает длинны 40 км. (но нам по нему пока не доводилось ездить)
1
И тем не менее Центральная и Южная Европа вся буквально испещрена тоннелями и огромное их количество порой далеко не доходит до отметки в 5 км. А для Андорры это самый длинный тоннель. Кстати, на сегодняшний день, по оценкам специалистов, именно Андорра обладает самыми безопасными тоннелями во всей Европе. А как раз вот этот тоннель считается самым безопасным из всех безопасных!!! Несмотря на то, что есть и более юные по возрасту тоннели по Европе
Но так как нам во Францию было не надо, мы довольствовались обозрением деревеньки Пас-де-да Каса на расстоянии, и перед самым тоннелем повернули обратно на юг — к Испанской границе.
Напоследок налюбовавшись вечерней красавицей столицей Андорра-ла Вьеха (Вела) в прздничном убрансвте и предновогоднем освещении и мы уверенно направились к испанской таможне
(фото из нета)
2
КУЛИНАРИЯ АНДОРРЫ
Нам не удалось ни вкусно и никак покушать в Андорре, не смотря на то что мы зашли и уже даже расположились в одном из самых колоритных ресторанов страны — он, увы… оказался на обеде до 19–00. И нам пришлось бы ждать многим более часа его открытия, а впереди, про между прочим, у нас бвыла ночная и незнакомая дорога по северной Испании до Сарагосы.
Ресторан не был закрыт, никто нас не выпроваживал, но никто и не обслуживал. Просто вышел официант и сказал до скольки у них перерыв, а ты хочешь сиди и жди, а хочешь езжай дальше… Это нас ОООчень удивило!!! За все годы наших путешествий и поездок по Европе мы впервые встретились с таким сервисом!!!
Поэтому про кухню Андорры могу судить только лишь по той кофе-чая паузе в гостиничном ресторане, что мы вкусили в обед после нашего автообзора столицы пред шоппингом или пересказать инфу из нета:
Национальная кухня Андорры, логично и гармонично, впитала в себя традиции испанского, каталонского и южно-французского кулинарного искусства.
«Любителям мясных блюд стоит отведать la parillada — мясо разных сортов: говядина, свинина, крольчатина, баранина, индейка, — приготовленное на гриле. Не меньшей популярностью пользуются форель по-андорски, тушеная утка с фасолью и яблоками, смесь поджаренных перцев и баклажанов escalivada и каталонская колбаса butifarra, которая подается в жареном виде с белой фасолью или в традиционном густом супе escudella. Ну и, конечно, морепродукты: густой суп porusalda с треской и овощами, mariscada — блюдо, в состав которого входят рыба, мидии, креветки, королевские креветки, осьминоги и прочие обитатели морских глубин или знаменитый суп с морепродуктами и рисом».
Мы, кончно, предпочли дорогу, нежели сидеть и ждать или бегать искать где поесть. Тем более после невероятно удачного шопинга у нас было полным полно всякой вкуснятины по фантастически низким ценам и вполне можно было не только перекусить, но и объесться без всякого там ресторана!!!
Прямо перед самой границей Андорры нас провожает огнями последний из немыслимого числа торговых центров. Соответственно — первый при въезде на территорию страны со стороны Испании -«тетя фри» коммерческицй центр, он же ЦК, он же centre comercial, он же СС
Возвращаясь в Испанию, мы без остановки миновали андоррскую таможню, слегка притормозив для приличия и по закону …
А перед испанской границей стояла очередь в ожидании досмотра, оно и не мудрено — накануне Нового года испанцы стремились сэкономить семейный бюджет на стоимости качественного, но совсем не дорого спиртного!!!
Машины проверяли выборочно, но успевали досмотреть большинство, народ трясли безбожно!!! Проверяли ручную кладь и даже заставляли выворачивать карманы!!!
На посту никого не интересовали документы, визы, гражданство, важно, чтобы вы не везли в Испанию спиртное и сигареты больше предусмотренной нормы. Да ужжжжж умеют испанские таможенники очень добросовестно искать «алко» и «табако»!!!
Дело в том, что беспошлинно ввозить в Испанию разрешено не более 200 сигарет, одну бутылку вина плюс еще одну бутылку любого крепкого алкогольного напитка.
В кои веки нам потребовалась чтобы немецкие номера нашей машины сослужили нам добрую службу не вызвав лишнего интереса испанских таможенников к нашему багажу!!!
Хоть мы и не везли превышающую дозу спиртного, но все же… мы везли его достаточно!!! Действительно, преогромнейший выбор и СУПЕР качество классного спиртного в Андорре, да по таким смешным ценам, что не сделать этих закупок просто было невозможно!!! Мама, естественно, не удержалась и, под чутким руководством Саши, накупила разных эксклюзивов для празднования своего юбилея в Москве, как на работе, так и среди родни.
Поэтому мы. на всякий случай, продумывали варианты ответов на возможные вопросы таможенников.
И вот мы, под видом педантично законопослушных немцев, без каких-либо задержек миновали испанскую таможню!!! Мы в который раз с благодарностью убедились в гипнотическом эффекте немецких номеров на нашей машине!!!
Ставшая дорогой сердцу Андорра прощай!!!
1
Вскоре, совсем не далеко от Испанской таможни началась огромная пробка… мы ничего не могли понять, что происходит… обогнать никаких шансов ни у кого нет… так мы тащились по ночной дороге, а впереди маячили красные огни стопов многокиллометровой вереницы авто. Оказалось… так тут бывает хронически… это плановые и регулярные облавы на контрабандистов…
Довольно пренеприятное зрелище среди ночи — до зубов вооруженные люди, хоть и в форменной одежде… миновать их можно было только по очень узкой и сильной кривой, искусно высталенной специальными разграничителями…
эта более чем двух часовая задержка сильно влияла на наши планы… Впереди у нас около 300 км ночной дороги!!!
После приблизительно двух часов езды по красивейшей горной дороге закрытой высочайшими живописными стенами ущелий, мы выехали на горную равнину! Мы с мужем не сговариваясь сказали вслух, что обязательно посмотрим этот участок дороги по дневном светет… как-нибудь…
…а где-то на границе Каталонии и Арагоны нас ждал необычайно приятный сюрприз
1
так обычно отмечается 0 параллель — Гринвич. Преодоление этой светящейся дуги Гринвича ночью создало у всех нас возвышенно приподнятую атмосферу и ожидание чего-то удивительного и замечательного, что еще только впереди! как не хотелось в сердце прощаться с Андоррой, но мы уже давно в Испании!!!