Что-то я взялась шиворот-навыворот описывать эту поездку, начав с конца и последовательно возвращаясь к началу. В этот день у нас были запланированы Главный Храм Вооруженных сил и музей «Дорога памяти» в Кубинке, и, чтобы не ехать дважды по удобной, но скучной Киевской трассе, возвращаться в Калугу решили через Можайск и Верею. О Верее я уже отчиталась, сегодня пусть будет Можайск.
Первое письменное упоминание о Можайске относится к 1231 году. Город принадлежал Смоленскому княжеству, а позднее вошел в состав Московского княжества как важный укрепленный пункт, контролировавший подходы к Москве и прикрывавший ее западные рубежи. Все знают выражение «Загнать за Можай» — оно очень точно отражает окраинное расположение города. Можайск неоднократно подвергался нападениям неприятеля, а в 1382 году был таки сожжен татарским ханом. Наиболее всего город известен, наверное, тем, что в 1812 году в его окрестностях произошла Бородинская битва. Очень хочу когда-нибудь отдельно поездить по местам в окрестностях Можайска, связанных с этим сражением. Но это как-нибудь потом.
Как и положено древнему русскому городу, все время ожидающему набега со стороны врагов, Можайск построили на очень высоком холме, господствующем над хорошо просматриваемой окружающей местностью. Здесь расположили кремль с насыпными валами и деревянными укреплениями. Древние земляные валы хорошо сохранились до сих пор и дают представление о размерах старого укрепленного ядра города. Высота холма впечатляет и сейчас.
Поначалу холм был обособлен и окружен глубоким рвом, а потом узкой земляной насыпью соединен с выросшим вокруг него городом. Рва сегодня уже нет, но мост, ведущий в кремль (конечно, не раз уже перестроенный), сохранился до наших времен.
Деревянные стены и башни Можайска существовали с самого основания города. В 1624–1626 их заменили на каменные. В 1626–1633 годах можайским воеводой был герой народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов, Дмитрий Михайлович Пожарский.
В настоящее время нет уже и следов тех старинных стен и башен, на территории кремля сохранились только два храма, выстроенные в XIX веке с использованием частей древних храмов.
Первый городской собор появился примерно в одно время с постройкой первого детинца на территории Можайского кремля в XII–XIII веке. Первоначально он был деревянный.
В конце XIV- начале XV века собор был выстроен из камня, и конце XV века стал называться собором святого Николы Можайского, позднее сменив имя на Ильинский, а сейчас носит имена Петра и Павла.
Второй собор — Ново-Никольский, поставлен очень удачно, на самой верхней точке холма, и виден издалека, со многих точек города. Построенный в стиле русской готики в начале XIX века, он сильно пострадал и во время войны 1812 года, и при советской власти.
Сейчас храм восстаавливается, но, судя по его внешнему виду, до завершения работ еще очень далеко. Другое дело внутри — здесь все новенькое, светлое, какое-то домашнее, что ли.
Сторожевой город Можайск имел в древности своеобразный охранный символ — деревянную статую Николы высотой почти в рост человека, выполненную в XIV веке, которая находилась в древнем Никольском храме. Никола Можайский изображался стоящим, в его правой руке — поднятый меч, а в левой он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной. Благодаря этой иконе Можайск какое-то время был одним из религиозных центров Московской Руси. Эта деревянная статуя находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
А в Никольском соборе установили резную икону Николы Можайского, сделанную по подобию той древней святыни.
Напротив кремля я обратила внимание на неприметный двухэтажный домик с мемориальной табличкой — он принадлежал можайскому историку-краеведу Николаю Ивановичу Власьеву-Стеклянникову. Выходец из купеческой семьи, Николай Иванович любил свой Можайский уезд, изучал его историю, значительно поспособствовал открытию местного краеведческого музея. По его настоянию в окрестностях Можайска проводились археологические раскопки. Он проводил экскурсии по городу и его окрестностям, собирал песни, сказания, записывал местные обычаи. Николай Иванович тщательно изучил историю той самой древнейшей резной деревянной иконы — статуи Николы Можайского.
Мы же перебираемся к следующей точке нашего маршрута. На окраине Можайска, на высоком прибрежном холме, возвышающемся над низменной поймой Москвы-реки, находится Лужецкий монастырь, основанный еще в 1408 году монахом Ферапонтом, учеником (есть еще красивое определение «собеседником») преподобного Сергия Радонежского, с именем которого связано также основание всем известного Ферапонтова монастыря в Белозерье.
Первый собор на территории Лужецкого монастыря простоял сотню лет, прежде чем его разобрали. На этом месте в 1547 году появился собор Рождества Пресвятой Богородицы, пятиглавый храм, который сохранился до наших дней.
В конце XVII века была выстроена колокольня, по совместительству — усыпальница рода Савеловых.
Будучи довольно крепким и основательным, монастырь встретил XVII век с его Смутным временем. Город и, соответственно, монастырь, неоднократно подвергался опустошению польскими войсками.
Здесь останавливались Лжедмитрий с Мариной Мнишек.
После изгнания поляков монастырь на частные пожертвования начал восстанавливаться.
В 1812 году на монастырь обрушилось новое испытание — он был занят французскими войсками. Но, конечно, окончательно его подкосила революция 1917 года.
Постепенно монахи вытеснялись из обители и в братских кельях устраивались коммунальные квартиры для семей красноармейцев. В 1922 году монастырь был официально закрыт.
Здесь уместно снова вспомнить имя Николая Ивановича Власьева-Стеклянникова. Он боролся за то, чтобы при ликвидации Лужецкого монастыря, Никольского собора и других церквей древние реликвии оставались в Можайске, порой вступая в конфронтацию с влиятельными чиновниками.
В марте 1938 года Власьев был арестован. Обвинили его в том, что он был сыном купца, имел обширные связи среди «бывших» людей, и в шпионаже в пользу Польши. В его записях искали сведения о богатых кладах под Никольским собором. В июне 1938 года он был расстрелян.
Сейчас монастырь снова передан верующем и постепенно восстанавливается.
Прогуливаясь по ухоженной территории, ловишь себя на мысли о том, что средства в первую очередь идут на оплату труда ландшафтных дизайнеров.
И если бОльшая часть строений, включая собор, не может похвастаться новенькой штукатуркой, скромно дожидаясь своего часа, то разнообразие и обилие зеленых (и не только) насаждений приятно радует глаз. Полная противоположность посещенному нами буквально через пару часов бывшему Спасскому монастырю в городе — соседе Верее. Там наоборот, территория была аскетична (нет, порядок царил полнейший, но без изысков), зато все строения, как на смотру, гордо демонстрировали результаты проведенного ремонта.
У стен монастыря течет Москва-река. С ее противоположного берега открывается красивый вид на обитель, но если хотите его сфотографировать, приезжайте с утра, пока солнце не бьет в объектив.
Мы были здесь уже после обеда, поэтому пришлось довольствоваться видом только на заливные луга.
Очень пожалели, что не взяли с собой купальники, так как день был жаркий, и уже основательно подуставшие мы могли только с завистью смотреть на стайки детей и взрослых, расслабленно бредущих в полотенцах с пляжика.
Вот так всегда — ждешь-ждешь девять месяцев этого лета, а потом раз — и ты к нему не готов!
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия