В Шотландии я до этого был всего один раз, более двадцати лет назад. Я тогда учил английский в Лондоне, но просто учиться было скучно, а потому в один из выходных я пустился в авантюру — на ночном автобусе поехал на один день в Эдинбург, а заодно заскочил и в Глазго. Но это были лишь города, и получалось, что самой Шотландии с ее горами и замками я тогда так и не увидел. Очень хотелось вернуться, но все никак не складывалось.
Из Таллина в Эдинбург дважды в неделю летает Райанэйр. В самом дешевом варианте билеты стоят 16 евро в одну сторону. Что сразу в Шотландии не понравилось — это погода. А еще здесь после Брекзита перестал действовать дешевый евросоюзовский роуминг, так что для того, чтобы всегда быть со связью, за 25 евро я заказал себе недельный пакет с объемом передачи данных в 3 Гб.
Кстати, а вы знаете, что Edinburgh по-английски произносится как «Эдинборо»?
Что еще неприятно поразило в Эдинбурге — стоимость автопроката. Аренда самого дешевого автомобиля здесь может легко достигать 80 или даже 100 евро в день, что по сравнению с какой-нибудь Италией дико дорого. При этом прокатные компании нередко еще и устанавливают лимит по пробегу, к примеру, 400 или 600 миль за весь срок. Именно что миль, а не километров! Все у них тут не как у людей. И даже марка машины оказалась какая-то неизвестная. MG — вы о такой когда-нибудь слышали? :)
А где же, позвольте спросить, здесь руль? Как управлять машиной, с планшета что ли? Впрочем, нет, руль все же нашелся, он был с правой стороны. А это значит, что водить придется по левой стороне дороге, да еще и переключая передачи левой рукой :)
Что выручает на британских дорогах, так это круговое движение. Абсолютное большинство перекрестков выполнено именно таким образом. Правда с чем я так и не разобрался, так это с тем, по какому кольцу, внешнему или внутреннему, надо ехать. Логика подсказывает, что въезжать на круг лучше по внешней стороне, в этом случае не будет проблем с левым поворотом. А то я несколько раз сворачивал с внутреннего кольца и каждый раз думал — а если на внешнем кольце кто-то сзади будет ехать прямо? Слава богу, машин было совсем немного.
Что удивляет на дорожных указателях — мало того, что расстояния здесь указываются не в метрах, а в ярдах, так еще и самой популярной является дистанция в 440 ярдов. Почему именно 440, а не 450 или даже 500? Оказалось, что все просто — 440 ярдов это как раз ¼ английской мили. Где-нибудь в США так бы и написали — ¼ mile, в Британии же пишут — 440 yards:)
Вобщем, с грехом пополам доехал я до центра города, спасибо навигатору от Maps. Me. Который, правда, иногда чудил, предлагая мне ехать по кольцу направо, а не налево, и повороты тоже отсчитывал не с той стороны, с какой надо:)
Машину я оставил на одной из центральных улиц. Цены за парковку не радовали, за два часа пришлось заплатить почти 10 фунтов!
Главная достопримечательность Эдинбурга, равно как и всей Шотландии — знаменитый Эдинбургский замок. Стоимость входных билетов впечатляет — 18 фунтов, если брать в интернете, и 21 фунт, если в кассе. Впрочем, 20 лет назад я уже успел там побывать, поэтому в сам замок я идти не собирался, на этот раз у меня на его счет были другие планы:)
Как вы уже наверно догадались, я собирался облететь замок на дроне. Эх, да только погода подкачала:(
— Климат-то у нас неплохой, вот если бы только погода была получше, — шутят местные жители.
Разрешено ли в Британии летать на дронах? Оказалось, что да. И правила при этом достаточно либеральные. Надо лишь заплатить 10 фунтов и зарегистрироваться оператором дрона, получив Operator ID сроком на 1 год. Плюс еще для полетов может понадобиться и Flyer ID, для получения которого придется сдать экзамен, но для таких маленьких аппаратов, как мой Mini 2, это требование оказалось необязательным.
А летать лучше всего оттуда, где нет больших скоплений людей, например, из парка. Вон там справа на площадке меня даже видно, рядом с желтой машинкой;)
Замок на Замковой горе в Эдинбурге известен по крайней мере с XII века. Его история тесно переплетена с историей Шотландии и ее борьбы за независимость. Пару раз во времена Уильяма Уоллеса замок захватывали англичане, но каждый раз шотландцам удалось отбивать его назад. Было и еще несколько осад в более позднее время, но там это уже было связано с внутрибританскими междоусобицами. Любопытно, что сейчас у самого подножия Эдинбургского замка проходит железная дорога, ведущая на центральный вокзал Уэверли. Интересно, замок не разрушается из-за вибрации?
Посмотрел в сети, что это за многоэтажка возвышается на территории замка. Это оказались казармы Королевского Шотландского Полка (Royal Regiment of Scotland). Год постройки впечатляет — 1799.
На одном из бастионов стоят орудия. Каждый день в 1 час дня отсюда стреляет Оnе О’Clоck Gun. Кстати, заметил интересный эффект — Туристер упорно удалял первое слово, пока я не догадался записать его русскими буквами. Тогда прошло:)
Однако Эдинбург — это далеко не только один замок. Остальная архитектура тоже очень сильно впечатляет, особенно все эти старинные, потемневшие от времени дома. Вот только что это за стадион там выглядывает с правой стороны? Зачем его построили прямо посреди старого города?
Каждый год в августе в Эдинбурге проходит знаменитый на весь мир фестиваль военных оркестров — Royal Military Tattoo (с татуировками, кстати, не имеющий ничего общего:)) Уже начиная с июня на эспланаде перед замком начинают возводить временные трибуны для зрителей. Как по мне, не очень удачное решение. Получается, что на все лето в центре старого города появляется вот такое «инородное тело», не очень гармонирующее с окружающей застройкой.
Вообще сверху очень хорошо видно, насколько все же Эдинбург красивый город. Количество старинных зданий здесь просто зашкаливает. Кое-где их просто целые улицы. А еще эти впечатляющие старинные соборы. Вон тот, вдалеке — St Mary Cathedral — какой-то совсем огромный.
Наконец, аккумулятор у дрона стал выдыхаться, так что пришлось снижаться и идти менять место дислокации. Помимо замка, хотелось полетать и в других местах:)
В центре Эдинбурга — Национальная Галерея Шотландии. Вдали видны шпили старого города и кран, возводящий трибуны на Эспланаде. А прямо под галереей по тоннелю идет железная дорога.
Шикарный отель Балморал в самом центре Эдинбурга на улице Принсес-стрит. Стоимость номеров здесь начинается с 500 фунтов:)
Шпиль через дорогу от отеля — монумент в честь знаменитого писателя Уолтера Шотландца (Walter Scott). Наверх можно подняться. Честно говоря, не знал об этом.
Я же направился на другую смотровую площадку — холм Колтон-Хилл (Calton Hill). 20 лет назад, снимая панораму Эдинбурга из замка, я очень жалел, что не сходил туда. Но за один день тогда везде было не успеть.
Колтон-Хилл во всей красе, вместе с видом на Эдинбургский замок. Эх, вот бы еще погода была получше:(
Общественный парк на холме начали возводить еще в 1724 году
В 1776 году здесь появилась городская обсерватория (City Observatory)
В 1816 году на холме возвели башню в честь адмирала Нельсона, погибшего в Трафальгарской битве с флотом Наполеона. Наверху там смотровая площадка, куда можно подняться. Впрочем, для меня это было неактуально;)
А еще в те же годы здесь решили возвести монумент в честь всех солдат из Шотландии, воевавших с Наполеоном. Своим видом он должен был напоминать древнегреческий Парфенон. Строительство началось в 1826 году, но спустя три года остановилось из-за нехватки денег и с тех пор больше не возобновлялось. Предположу, что собранные средства были украдены;) Вон там слева конструкция из нескольких колонн — это все, что удалось построить. В связи с чем памятник стали называть «Блеск и нищета Шотландии» и «Позор Эдинбурга» ;)
Есть в Эдинбурге и третья высотная площадка, это гора Трон Артура (Arthur’s Seat). На фото ниже она справа, скрывается в облаках. Увы, погода была такая, что ехать туда и подниматься было бесполезно, все равно ничего не увидишь:(
Тут оплаченное время парковки стало подходить к концу, так что я поторопился вернуться назад в город
Лестница на спуске с Колтон-Хилл
Снова у Национальной Галереи Шотландии
Думаете, только русские казаки могут дрессировать медведей? У этого памятника своя история. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная Война, советское правительство договорилось с эмигрантским правительством Польши в Лондоне о том, что из поляков, удерживавшихся на территории СССР после событий 1939 года, будет создана польская армия, которая примет участие в боях с фашистами. Отрывая последние ресурсы от фронта, советскому руководству удалось подготовить и вооружить около 75,000 польских солдат. «Армия Андерса» — так их в дальнейшем стали называть.
Но русская Википедия недаром ставит это название в кавычки. Далее поляки и поддерживавшие их британцы обманули русских — под разными предлогами они всячески затягивали отправку уже подготовленных дивизий на фронт. Историю «второго фронта» помните? В итоге советскому руководству надоело уговаривать «союзников», и в 1942 году полякам вместе со всем вооружением разрешили выехать из СССР через Иран (который тогда совместно контролировался советскими и британскими войсками). И вот как раз когда польские солдаты ехали по территории Ирана, им в руки и попал новорожденный медвежонок, которого они решили сделать своим талисманом.
Покинув СССР, армия Андерса почти два года отсиживалась в тылу, сначала в Ираке, а потом в Палестине. В бой с фашистами поляки вступили лишь в мае 1944 года в Италии, при штурме Монте-Кассино. Утверждается, что подросший к тому времени медведь Войтек так сдружился с солдатами, что даже якобы подносил им в бою ящики со снарядами. Когда же война закончилась, его передали в Эдинбургский зоопарк, где он прожил до 1963 года.
Ну что сказать, умеют англосаксы сочинять красивые истории. Что интересно, помимо медведя Войтека существует еще одна подозрительно похожая история — про польских интервентов и белую медведицу Баську из Мурманска.
А тем временем уже начинало смеркаться, я же хотел увидеть еще один знаменитый объект — железнодорожный мост через залив Ферт-оф-Форт в Куинсферри. Построенный в 1890 году, на тот момент он считался одним из чудес света. Да и в наши времена это по-прежнему один из самых знаменитых мостов в мире.
Как выглядит мост, я уже, разумеется, знал и до этого. Чего я не знал, что к нему ведет такая длинная эстакада, которая обычно в кадр не попадает :)
Дождавшись, пока дождь немного утихнет, я все же решился немного поднять точку съемки :)
Город Куинсферри с высоты птичьего полета
Мост сбоку уже много раз кто снимал, мне же хотелось заглянуть туда, где ходят поезда. Интересно, а над ж/д путями летать не запрещено? :)
Пользуясь случаем, заснял мост и с другой стороны. Отсюда хорошо видно, что мостов здесь на самом деле три.
Первый — железнодорожный Forth Bridge (1890), второй — автомобильный Forth Road Bridge (1964), и самый новый, открытый совсем недавно, автомобильный Queensferry Bridge (2017).
Забегая вперед — три моста в Куинсферри, снятые из взлетающего самолета. Слева направо — Queensferry (2017), Forth Road (1964), Fort (1890). Эх, почему такой погоды не было в первый день путешествия?
А на ночлег в этот вечер я поехал в городок Керкколди (Kirkcaldy), что по другую сторону залива от Эдинбурга. Именно здесь мне удалось найти отель всего за 55 евро, причем вполне приличный и с завтраком.
Выглядел он прямо как самый настоящий замок
Вот только раковина там была такой же традиционно допотопной конструкции, как и везде в Британии, с отдельными кранами для горячей и холодной воды и с затычкой. Чтобы умыться в такой, надо сначала наполнить ее водой нужной температуры, однако мне это делать было лень, а потому я просто умывался холодной. Да уж, и это в то время, как космические корабли бороздят просторы вселенной :)
Домики вокруг тоже интересные, многие построены в том же стиле, что и отель, с башенками. Однако и привычные нам многоквартирные дома здесь тоже присутствуют :)
А утром я прямо от отеля слетал в сторону моря, посмотрел, что там есть интересного. Все же дрон изрядно экономит время. Не было бы его, пришлось бы идти туда пешком :)
В конце, как обычно, вставлю карту. В первый день ездить пришлось не так много, как в последующие, но все же.
А дальше будут поездки по северу Шотландии в поисках шотландских замков. А еще покажу, как выглядит знаменитое шотландское высокогорье — Highlands :)
Мой рассказ о том, как я ездил в Эдинбург 21 год назад —
Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия