Цикл материалов о Костроме:
Об отеле. Гостиничный комплекс «Волга»
Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть первая
Кострома, Романовский музей
Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть вторая
Самый дальний от Москвы город Золотого кольца. Часть третья
Очень не люблю откладывать то, что особенно хочется увидеть, до последнего, но именно на заключительный день моего костромского мини-вояжа синоптики уверенно обещали «без осадков». А т. к. прогулка предполагалась почти деревенская — по Ипатьевской слободе — отсутствие капризов небесной канцелярии было весьма желательным.
Утро — слава богу — и в самом деле ничего зловредного не предвещало. Облака, правда, имели место быть, но, казалось, исключительно для того, чтобы придать небу большей фактурности.
Расположена Ипатьевская слобода на одноименном мысу в месте слияния Костромы и Волги (горе мне, до поездки даже и не знала, что существует река Кострома!). Добираться туда из центра города, и тем более из района Нижней Дебри, где располагался мой отель, разумнее на автобусе. Благо бегают они достаточно часто. Где сойти, догадаетесь, едва завидев (слева по борту) великолепную панораму Ипатьевского монастыря. Она открывается с моста через Кострому, а останавливается автобус сразу за мостом. Думается, каждый, выйдя из автобуса, тут же отправится назад, на мост, красотой этой любоваться. («Организованным» туристам сочувствую: их высаживают на парковке возле монастыря, бежать оттуда «за панорамой» далековато).
Широта, простор, величие… Место из тех, что «до мурашек»…
Но, внутрь монастырских стен я пойду чуть позже: прежде хочется побродить по улочкам слободы и увидеть одну часовню, совсем, причем, не историческую… Только было собралась спуститься с моста, глянула вниз — ой! Да вот же она! Никак не ожидала, что настолько рядом!
В первом рассказе об этой поездке, я уже упоминала, что в Кострому собралась во многом благодаря картинам Олега Молчанова — совершенно очаровали меня его пейзажи Ипатьевской слободы. Вот и часовня «Царская голгофа» была построена им же. Открытие ее состоялось 19 мая 2013 года в день рождения государя Николая II, к 400-летию правления династии Романовых.
Часовня яркая (несмотря на трагическое событие, которому посвящена…), что-то в ней есть от русского узорочья — многоярусные кокошники уж точно «оттуда». На фасаде — бронзовая икона «Ипатьевская голгофа», также выполненная Олегом Молчановым, с изображением царской семьи и верных слуг, разделивших с семьей последние дни… Рядом с часовней стенд с портретом Николая II и перечислением достижений Российской империи в годы его правления; немало действительно достойного было сделано …
Пока я рассматривала часовню, обходя ее по кругу с фотиком наизготовку, на слободской улочке показалась очень уже пожилая женщина со «скандинавскими» палками, причем явно нужны они ей были не модного увлечения ради, а исключительно для поддержки. Подойдя к часовне, она пару минут с улыбкой наблюдала мой фотоэнтузиазм, и вдруг спросила: «А хотите зайти внутрь?». Да неужто не хочу?! Пока мы тихонько шли ко входу, я рассказала, что о часовне этой узнала на выставке Молчанова, и знаю, что где-то здесь еще и дом художника, говорят, очень интересный? «Да, недалеко, напротив церкви Собора Богородицы, я как раз оттуда иду», — слышу в ответ.
Заходим … В часовне — портреты Николая II и Александры Федоровны, множество икон, очень разных, в вазе стоит букет чуть тронутых увяданием белых роз. Неожиданная моя благодетельница бережно поправляет их: «Это мне на открытии выставки подарили, сколько уж времени прошло, а стоят! Я — мама Олега».
Ну, вы представляете, мое изумление, да? Воистину — чудны дела твои, Господи! Каких только неожиданных встреч в жизни не бывает!
Нина — отчество не назвала, а спросить я постеснялась — рассказала мне о некоторых иконах, которые сын привозит отовсюду, поведала и о том, какой был праздник на открытие часовни. Со множеством народа, с детским хором; и как среди ясного неба возникла вдруг двойная радуга над главкой с крестом… А радуга это, как известно, символ Завета…
На прощанье добрая женщина мне еще и DVD c рассказом об одной из предыдущих выставок Олега Молчанова подарила! Уходила я, желая от души всяческих благ их семье (недавно внучке годик отметили)…
От часовни деревенской улочкой прошла теперь уже к весьма старинной церкви — храму Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Белокаменная, с серебристыми главками, смотрелась она в лучах майского солнца изысканно нарядно.
Пожалуй, очень кстати здесь яркий акцент — малахитовый цвет крыши и трех главок над воротами. Построен храм в 17-м веке, и, в отличие от большинства, разорения в недавнем прошлом избежал. Богослужения в нем продолжались до 1949 года, после чего в здании были проведены реставрационные работы, а затем внутри разместили экспозицию Костромского историко-архитектурного музея.
А реставрировали не что-нибудь, а фрески! Все стены и опорные столбы церкви покрыты росписями, выполненными… жителями Ипатьевской слободы. Причем, не безвестными: имена художников перечислены на клейме, сохранившемся на северной стене храма.
И здесь тоже паникадило возле алтаря было украшено лентами и подвешенными на них пасхальными яйцами. Очень мне эта костромская традиция понравилась! Тронула, устроенная в притворе, на подоконнике, выставка детских рисунков и поделок на тему Пасхи …
Вообще, добрый храм… Хорошо в нем! И батюшка замечательный — встретилась с ним, уже выходя, в воротах. «Мир вам!», — пожелал, и так светло улыбнулся! С улыбкой пошла дальше и я, думая о том, что на удивление удачно день начался … Даже не сразу заметила, что накрыла вдруг Ипатьевскую слободу лохматая туча, из которой посыпались снежинки…
Ну, вот и здрасьте!.. А как же «без осадков»?!! К счастью, туча, как налетела внезапно и невесть откуда, так же моментально и убралась. Лишь напугала.
Увы, еще одну церковь Ипатьевской слободы толком посмотреть не удалось… Деревянная красавица, церковь Собора Богородицы (древнейший храм Костромского края, 1552 год!) скрывалась за высоким глухим забором… Реставрация! Очень жаль: многоярусная крыша и главки, все же видные сквозь кисею из березовых веточек с сережками, чудо как хороши…
А напротив как раз и стоит дом Олега Молчанова — прямо-таки терем! С шатровой крышей над главной частью здания. Любит он русскую старину…
Но пора уже все-таки идти к монастырю… Доводилось слышать, что у многих с Ипатьевским монастырем «не сложилось», что, мол, слишком в нем суетно, сплошные экскурсии, никакой святости не ощущается. Потому в Северные (Екатериниские) ворота входила, слегка настороже: как-то будет у меня?..
В воротах надо заплатить денежку в кассе. Причем, в прилетевшей смс-ке будет значиться «добровольное пожертвование»… То есть понятно, что на территории расположены и музейные экспозиции, и, при их посещении, уже ничего больше не платишь, но сдается мне, вернее было бы продавать билеты непосредственно у дверей выставочных залов. Ведь не каждый же вообще собирается идти в музей?
Впрочем, я как раз, начитавшись про суету, экскурсионные толпы и все такое, скорее была настроена именно на музей. В конце концов, даже просто история этого места, безотносительно религиозной составляющей, заслуживает ого какого внимания.
Территория монастыря ухоженная, травка зеленеет, и пусть деревья — ужас, а не май! — стоят еще совсем голые, но первоцветы все же проснулись! Нежнейший кустик морозника порадовал:
Слева — Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, прямо — красавец Троицкий собор.
Туда первым делом и направилась. А то, не дай Бог, закроют на какой-нибудь перерыв… В изумлении замираю уже в притворе! Какие росписи!.. Пусть и не старинные, начала 20-го века, но хороши…
А в среднюю часть храма ведет неожиданно узкий вход, откуда будто бы золотистое свечение исходит…
И еще бы не исходило! Высоченный иконостас собора весь в золотом «кружеве»! Создали это великолепие в середине 18-го века костромские мастера в технике флемской (фламандской) резьбы.
Такая резьба придает произведению ярко выраженный объем. При том, что в православной церкви круглая скульптура была запрещена (нарушали в Костромской губернии, ой нарушали! Видела же как раз скульптурные изображения святых из старинных местных церквей и в Романовском музее, и здесь еще увижу!), флемская резьба ее в какой-то мере заменила. Пусть только в части декоративных элементов. Зато уж объемные грозди фруктов, виноградные листья, розы, раковины, акант — прочно вошли в практику русских резчиков, работавших над иконостасами.
Есть в иконостасе Троицкого собора и еще одна хитрость: фон за резьбой оранжевый. Он как бы дополнительно подсвечивает покрытые сусальным золотом завитки, отчего так и кажется, что не из дерева они выполнены, а отлиты из металла.
Главной святыней Троицкого собора является икона «Богоматерь Тихвинская». Даже если и не знаешь, сразу поймешь, что эта икона — особенная. Притягивает взгляд и богатый киот, и великолепная риза, и цветы возле нее всегда стоят… В тот день были белые розы…
Тихвинская икона издревле почиталась как чудотворная. Принесена она была в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Федоровичу Романову о его избрании на российский царский престол. В 1619 году царь Михаил подарил Тихвинскую икону Ипатьевской обители и на протяжении веков пребывала она в иконостасе Троицкого собора монастыря, пока в 1919-м не была изъята и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих.
Лишь 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя монастыря — священномученика Ипатия Гангрского — икона Богоматери Тихвинская была возвращена Костромской епархии. Ее установили в новый дубовый киот в Местном ряду иконостаса второй слева от Царских врат, как это и было прежде. Через шесть лет, в 2010 году, икону украсили новой драгоценной ризой, изготовленной в известном костромском центре ювелирного производства, селе Красное — на — Волге.
А какие здесь фрески!!! Большая их часть создана в 1684 году артелью костромских художников во главе со знаменитым Гурием Никитиным. Причем всего за четыре летних месяца! (А восстанавливали потом 20 лет…)
Скорости способствовало и то, что у каждого члена артели была своя специализация — кто-то готовил грунт, кто-то наносил контуры будущих сюжетов, кто-то отвечал за фон, а самой тонкой и почетной работой, конечно же, считалось написание ликов. Фоны, кстати, своеобразный «автограф» Гурия Никитина — очень он любил зеленые и голубые тона.
Работали мастера, конечно же, не бесплатно, однако сам Гурий Никитин был аскетом и подвижником. В писцовой книге 17-го века, где перечислялись дворы костромичей с подробным указанием имущества, о дворе «иконника бобыля Гурия Никитина» только одна фраза: «Пожитком добре худ». Хотя происходил из купеческого рода! Однако предпочел жить почти в нищете, дабы не отвлекаться на мирские проблемы, а посвятить всего себя служению Богу, расписывая храмы.
Народу в соборе и правда МНОГО! Причем, большей частью отнюдь не паломников. Наверное, если бы шла сюда с мечтой о благодатной тишине, была бы разочарована — со всех сторон доносились рассказы гидов. Любуясь иконостасом и фресками, прослушала не меньше трех экскурсий)))
Фотографировать здесь вообще-то НЕЛЬЗЯ. И поначалу я даже вынуть из сумки телефон (куда уж там фотик!) не решалась. Но, в какой-то момент на середину храма вышли трое молодых людей в рясах и начали петь.
Без описания
Гул в храме моментально стих, песнопения всех, мне кажется, заворожили. Правда, и раскрепостили тоже))) Граждане, чуть опомнившись, забыли о запретах, достали телефоны и начали видеосъемку… (А «надсмотрщикам»-то вроде и неудобно мешать пению, призывая народ к порядку!)
Закончился небольшой концерт духовной музыки возгласом «Христос воскресе!» и дружным ответом всех вокруг «Воистину воскресе!»… Вот тут уж точно каждый ощутил себя именно в ХРАМЕ, а вовсе не в музее… И то, что храм был полон, в этот момент оказалось ой как кстати: таким мощным и единым прозвучало это «Воистину воскресе»!
Самое интересное, что вскоре, куда-то все толпы испарились. В соборе не осталось почти никого и можно было еще раз, уже в тишине, красотой насладиться… Ну и попиратствовать немного с телефончиком))) Кто бы мне сказал, доколе эти странные ограничения на съемку будут существовать?!..
Уже выходя из собора, в притворе свернула направо к еще одной арке, обрамленной затейливыми колоннами. Заинтересовала закрытая дверь в ней. Явно очень и очень старинная.
И недаром заинтересовала! Уже потом прочитала, что двери эти 16-го века, обиты они медными листами с изображением евангельских сюжетов. Причем фигуры и орнамент на листах выполнены в технике «огненного золочения». Сегодня в России известны и сохранились лишь пять церковных врат, выполненных в этой трудоемкой и опасной для здоровья мастера технике (в процессе использовалась ртуть).
Вышла из храма в солнечный день и, полюбовавшись колокольней и недавно возрожденной из небытия церковью Рождества Пресвятой Богородицы, направилась к ярко расписанным «в шахмат» палатам бояр Романовых.
Жаль, звон в тот день почему-то не услышала ни разу… Рядом с колокольней, кстати, установлен снятый со звонницы часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова Дмитрия. Самым же крупным колоколом в наборе был когда-то шестисотпудовый (вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды).
Да уж! История Ипатьевского монастыря связана с ого какими фамилиями земли русской! А началась, как ни странно, с имени вовсе даже татарского — мурзы Чета, влиятельного вельможи Золотой Орды. Но пересказывать чуть не семисолетнюю эпопею жизни монастыря занятие совершенно бесперспективное, да и всего лишь в рассказе туриста, ненужное.
Однако, не упомянуть о том, что монастырь этот стал «колыбелью» Дома Романовых, невозможно. Собственно, уже написала о том, что именно здесь, призванием на царство юного Михаила Романова, началось трехсотлетнее правление династии. С тех пор все члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей посещал обитель и приносил щедрые дары.
Кстати, именно в Костроме узнала я, почему почти все царицы дома Романовых, переходя в православие, получали отчество Федоровна: именно чудотворной иконой Богоматери Феодоровской благословила инокиня Марфа сына Михаила на царство.
В марте 1613-го Михаил Романов с матерью как раз и проживали в этом здании, которое тогда скорее бы назвали палатами бояр Годуновых, т. к. именно на средства представителей этой семьи и было оно в конце 16-го века возведено. Сейчас в палатах музейные экспозиции, которыми я, честно говоря, не слишком впечатлилась. Прежние интерьеры, кроме пары изразцовых печей (вот они красавицы!) в палатах, увы, не сохранились.
Большего ожидала от выставки «От Ипатьевского монастыря к Ипатьевскому дому»… А вообще от такого вот «круга» аж оторопь берет… Ведь наверняка те, кто устраивал расправу над царской семьей ни о каких символических совпадениях не думали, а, однако, вон как получилось… Пожалуй, интереснее всего на этой выставке было прочитать завещание Александра III сыну. Такие сильные слова!
На выставке «Утраченные святыни Костромской земли» просто-таки ужасаешься письмам всяких там «рабочих комитетов» с просьбами снести ту или иную церковь… Удивительно, как при таком рвении хоть что-то уцелело! Представлены здесь чудом сохранившиеся иконы из уже несуществующих храмов. Почему-то особенно понравились две иконы — царя Соломона и пророка Захарии (18 век) из городка Солигалич. Даже захотелось в том городке побывать.
Пророк Захария. Солигалич, последняя четверть 18-го века. Из церкви в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы.
Еще одна часть музейных экспозиций размещена в Свечном корпусе монастыря. (Если проголодались, можно зайти в кафе-трапезную, оно как раз рядом. Там светло-тепло-уютно, и цены весьма радостные).
Выставки в Свечном корпусе показались мне более интересными, чем в Палатах бояр Романовых. Как раз здесь в залах, посвященных церковным древностям Костромской земли, вновь увидела объемные — вроде бы запрещенные? — изображения святых.
Святитель Николай Чудотворец (Можайский). Первая четверть 18-го века, Галич.
И подолгу стояла у икон все того же Гурия Никитина и художников его круга в залах «Костромской иконы». Кстати, там меня сначала огорошила смотрительница, затребовавшая разрешение на съемку! Нигде до того не спрашивали! Ну, спорить не стала… Правда, через некоторое время бабуля, видимо проникшись моим искренним интересом, сменила гнев на милость и позволила фотографировать, «только не все подряд». Поинтересовавшись — а что, внизу вам разрешали? Чудо просто, а не бабушка! Нет, чтоб сразу-то спросить))) Ну, да Бог с нею! Всё подряд мне не надо НИКОГДА, а что особенно душу тронувшим могу теперь поделиться — рада.
Вощин Василий Никитин. Богоматерь Одигитрия. Кострома 1755 год. Происходит из церкви во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе.
Искренне сочувствую тем, у кого с Ипатьевским монастырем не сложилось… К счастью, у меня даже и экскурсионно-музейная суета никакого отторжения не вызвала. Но все же не надо в такие места толпой, люди добрые! Тогда и минуты тишины вам все же достанутся…
Напротив Северных ворот монастыря расположился небольшой рыночек с сувениркой и именно там отыскался интересный магнит из бересты, вручную расписанный. Причем за процессом росписи можно было там же и понаблюдать.
На улицах Ипатьевской слободы
Распрощавшись с Ипатьевским монастырем, с Ипатьевским мысом расставаться я пока не собиралась — здесь же еще «Костромская слобода» есть, куда мне непременно надо! Правда, умудрилась немного поплутать в поисках входа («Костромская слобода» — это ландшафтный музей-заповедник деревянного зодчества): пошла от монастырских ворот к берегу Костромы, а надо было идти от ворот налево. Причем деревянные строения за забором увидела почти сразу, а вот входа нет как нет!
Прочесала аж до стрелки — места слияния Костромы и Волги — когда наконец додумалась спросить у явно местного жителя с собачкой, правильно ли иду. Дяденька призадумался и сказал, что дойти-то можно, но очень не скоро, и что лучше мне вернуться назад! Вот ведь!
А с другой стороны — не пойди я «не туда», не увидела бы новых панорам монастырских стен и башен, не постояла бы на стрелке — ох и простор!!! — не полюбовалась бы еще раз яркой свечкой колокольни возрождаемого Успенского собора…
Если вас тоже занесет не в ту степь, возвращаясь, свернуть ко входу в музей можно аккурат под стенами монастыря. Там совсем ничего идти.
Пройдя сквозь входной павильон (уже он из дерева и пахнет очень вкусно), будто переносишься в другую эпоху, оказавшись на деревенской улочке по меньшей мере позапрошлого века.
Костромская слобода — один из первых музеев деревянного зодчества в СССР. Его создание связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и Горьковского водохранилища в 1950-х. Дабы спасти от затопления и были перенесены сюда несколько первых памятников деревянной архитектуры. Позднее, тоже с целью сохранности, из дальних районов Костромской области решено было перевезти под стены Ипатьевского монастыря и другие интересные культовые, жилые и хозяйственные постройки. Так вот и выросла на берегах речки Игуменки живописная деревенька, по которой необыкновенно приятно просто гулять, так здесь тихо и спокойно…
Церковь Илии Пророка из села Верхний Березовец Солигаличского района Костромской области. 16 - 19 век.
Часовня из деревни Притыкино Шарьинского района Костромской области. 18-19 век.
Но и «зайти в гости» в некоторые дома, конечно же, стоит. Неплохо, кстати, в прежние времена крестьяне жили! Даже середняки.
В доме крестьянина Ципелева из деревни Аристиха Шарьинского района Костромской области. Середина 19-го века. Дом срублен из столетней сосны самим хозяином.
Про зажиточных и говорить нечего: и кузнецовский фарфор в хозяйстве имелся! (Кузнецова я, изрядно «наобщавшись» с фарфором за последний год, умудрилась распознать, заслужив уважительный взгляд смотрительницы)))
В доме крестьянина-лесопромышленника Липатова из деревни Журавлево Макарьевского района Костромской области. 1857 год.
Удивила и восхитила часовенка из деревни Токарево — необычно приземистая и в то же время легкая, того и гляди взлетит, если ветер посильнее дунет!
Часовня из деревни Токарево Солигаличского района Костромской области. 18-19 век.
Жаль, что лишили крыльев мельницу на деревенском лугу… она бы и с крыльями никуда не улетела, основание вон какое солидное!
А в церкви Всемилостивого Спаса можно посмотреть на приготовления к крещению младенца. Даже и купель здесь деревянная! Рядом на столе — крестильная рубашечка, на манекенах -парадные наряды крестных.
Очень удивило, что по народным поверьям до крещения ребенок считался «чертенком», и в случае его смерти до совершения обряда, он мог пополнить и без того обширный сонм мелкой нечисти, творящий разные пакости близким родственникам и односельчанам. Именно поэтому в крестьянских семьях детей старались окрестить как можно раньше. Если ребенок рождался совсем слабым, и счет его жизни шел на часы, обряд могла совершить и бабка-повитуха. Уходить из деревеньки совсем не хотелось…
Церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминского Костромской области. 1712 год.
Казалось, что время здесь течет совсем по-другому — неспешно, убаюкивающе… Но, мне пора было возвращаться в город, скоро поезд в Москву! Напоследок, конечно, снова постояла на мосту, не в силах оторваться от великолепной панорамы Ипатьевского монастыря…
Сколько раз оборачивалась, шагая к левому берегу, и не вспомню)))
Костроме — благодарность за три замечательно интересных дня … Пусть и холодными они были, а на душе тепло, когда вспоминаю о них…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия