Солнце завершало свой дневной путь и медленно угасало в морской пучине. Его корона, днём практически не видимая, в закатный час переливалась то спелой малиной, то чистым золотом, и окрашивала окрестности мягким свечением.
Солнце завершало свой дневной путь и медленно угасало в морской пучине. Его корона, днём практически не видимая, в закатный час переливалась то спелой малиной, то чистым золотом, и окрашивала окрестности мягким свечением.
Травы, истомлённые дневным зноем, отдавали своё благоухание, жаворонки оглашали своей радостью бескрайнее голубое небо. По морю бегали белые барашки волн, прекрасные русалки нежились на берегу…
Идиллия… На вершину кургана выехал статный голубоглазый воин с густой бородой и гривой волос, собранной в хвост. Его грозный вид в обычное время напугал бы любого, кто бросил на него взгляд, но не сейчас. Ведь он смотрел на свою прекрасную родину, его глаза лучились счастьем, а рот расплылся в детской улыбке.
Он нашёл то, что искал. Идеальное место для крепости. Видно всю округу на многие километры, да и море прекрасно просматривается, вместе с русалками. Ни один скифский лазутчик не проскользнёт мимо.
Вот такие эпические картины рисовало моё сознание, еле-еле справлявшееся с восторгом.
Крым, как я уже неоднократно признавалась, любовь всей моей жизни.
Мне нравится любой его уголок, но Восточный Крым я люблю немножко больше ЮБК, хоть на первый взгляд он совсем не такой великолепный.
Я рассказывала об этой части полуострова здесь (Керчь), здесь (Генеральские пляжи) и здесь (Азовское море). Но в эти выходные у меня состоялся небольшой поход (около 12 км) в том же районе Генеральских пляжей, но по местам остатков киммерийской цивилизации — древнем и малоизученном народе.
По одной из версий, именно киммерийцы дали начало русскому народу и хотелось бы подробнее рассказать об этом моём мини путешествии. Начать его можно в посёлке Золотое и идти по маркированной тропе.
На ней отмечены все пункты, желательные для посещения.
И хоть их названия звучат очень громко — Киммерийская крепость, Городище золотое — на самом деле это всего лишь невнятная кучка камней, в некоторых местах можно угадать основания фундамента, но в большинстве случаев вы точно не найдёте Генуэзскую крепость, и только сила вашего воображения поможет проникнуть в исторические тайны, которые хранят полное молчание.
История киммерийского народа теряется в тумане веков. По одним данным, этот союз ираноязычных племён несколькими волнами перекочевал в Крым с Алтая. По другим — киммерийцы пришли с европейской части современной России.
Нет ясности и с названием этого народа. Ассирийцы в своих глиняных табличках этот народ обозначали как «гиммири», в Ветхом Завете киммерийцев называют «гуммири» — слуги Господни. Есть версия, что это название произошло от греческого слова «зимние», есть версия, что от финикийского слова «тёмные».
Учёные до сих пор не сошлись в однозначном мнении — был ли это один народ или несколько разных? Есть экзотические версии, что это просто одно из названий скифских племён и даже, что это тавры, просто так их назвали греки. Ведь именно от греков мы больше всего сведений о киммерийцах и получили.
Ещё славный Гомер в своих «Илиаде» и «Одиссее» говорит о них как об «удивительных доильщиках кобыл, справедливейших из смертных», а отец Истории Геродот в книге «Мельмопена», которая полностью посвящена описанию Северного Причерноморья, пишет о них «славные кобылодоители, питаются молоком, бедные и самые справедливые между людьми».
В 9 веке до н. э. киммерийцы активно расселяются по степным районам Крыма, об этом свидетельствуют немногочисленные, но всё же однозначные археологические раскопки.
Эти люди всегда в седле, у них на начальном этапе существования нет даже постоянных поселений, живут они скотоводством и военными набегами.
Это помогло им перенять от соседей все передовые технологии по обработке металлов, и в будущем это очень поможет развитию полуострова. Сами киммерийцы новые технологии использовали по большей части для усовершенствования оружия, которым владели на уровне искусства.
Железное и даже стальное оружие плюс многочисленность мобильного и хорошо обученного войска — вот залог военных успехов киммерийцев, чьё могущество признал даже ассирийский царь Ашурбанипал, сказавший, что «киммерийцы моих предков не боялись и моих ног не обнимали». А Библия о воинском могуществе этого народа говорит так: «Не будет в нем (народе, дальнем от края земли) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки натянуты; копыта его подобны кремню, и колесницы его как вихрь».
Долгие годы киммерийцы совершили свои военные вылазки, они держали в страхе весь Восток, но всему наступает предел… В Крым начали массово вторгаться скифы, которые были ещё более развитые и могущественные, и они вытеснили киммерийцев в Малую Азию, где те какое-то время продолжали свою воинскую активность, но примерно в 600 г. до н. э. их окончательно разбили мидийцы и скифы. С тех пор о киммерийцах ничего не известно.
Но я встречала вполне себе рабочие гипотезы, что киммерийцы — это праславяне и, в частности, русские произошли именно от киммерийцев.
Вдаваться в научные поиски не имеет смысла, навряд ли мы узнаем правду.
Но всё равно можно включить воображение и, стоя на вершине кургана, представить как по бескрайним полям ковыля неслись свободные кочевники
(кстати, на мой взгляд на этом ассирийском барельефе киммерийцы подозрительно похожи на казаков).
И хотя от крепостей киммерийцев осталась только площадка, великолепие окружающих пейзажей дорисовывает развитую цивилизацию.
На данный момент от киммерийцев осталось только 15 погребальных курганов и названия некоторых частей Крыма у древних греков — город Киммерика, Боспор Киммерийский и т. д. Этого слишком мало, скажете вы, чтобы организовать сюда познавательную экскурсию.
Ну и не надо вам ничего познавать, просто наслаждайтесь окружающей природой, она совершенно не изменилась с тех древних времён, всё та же степь, всё то же Азовское море, всё те же невероятной красоты закаты, запахи полыни и шалфея, пугливые крики дроф и особая атмосфера свободы и счастья.
Пожалуй, нигде в мире нет больше такого уникального ландшафта и климата.
Хотя Гомер, привыкший к неге Средиземноморья, писал о Восточном Крыме так: «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными». Но для нас это юг, невыносимо жаркий летом, в июле эти места будут напоминать пустыню, однако весной и в начале лета это настоящий райский сад. Степь цветёт, зеленеет, благоухает. И это стоит увидеть.
Если приедете сюда ранней весной, то сможете увидеть поля диких тюльпанов. Именно здесь родина тех тюльпанов, которые станут в своё время основой цветочного богатства Нидерландов.
А если поторопитесь и попадёте сюда в июне, то порадуете себя чаем из чабреца, который вы вполне себе можете пить, сидя на берегу собственной дикой бухты после приятнейшего морского купания, а компанию к такому чаю отлично составят стихи «последнего киммерийца» Максимилиана Волошина, обожавшего эти места и посвятившего им всё своё творчество:
Опять бреду я босоногий,
По ветру лоснится ковыль.
Что может быть нежней, чем пыль
Степной, разъезженной дороги?
На бурый стелется ковер
Полдневный пламень, сух и ясен,
Хрусталь предгорий так прекрасен,
Так бледны дали серых гор.
Соленый ветер в пальцах вьется…
Ах, жажду счастья, хмель отрав
Не утолит ни горечь трав,
Ни соль овечьего колодца…
(16 ноября 1919)