Никогда бы раньше не подумал, что творчество одного архитектора сподвигнет меня на поездку в город, о посещении которого даже не помышлял. Все началось в конце 2020 года, когда из-за срочного ремонта автомобиля отменился большой автопробег по Южному Уралу, и была найдена замена в виде недельной поездки по Удмуртии. Там-то и заинтересовало меня творчество Ивана Аполлоновича Чарушина. Слишком разными по стилистике, очень качественными в исполнении были эти «домики» и храмы. Напомню в небольшом блоке об этих зданиях.
Свято-Михайловский собор в Ижевске. Построен в 1896-1907 годах. Взорван в 1937 году. Воссоздан по авторским чертежам и эскизам в 2007 году.
При написании цикла «По осеннему Прикамью» с удивлением узнал, что всего в бывшей Вятской губернии (куда входила и Удмуртия) И.А.чарушиным было осуществлено свыше 500 проектов, из них 165 храмов (67 каменных и 98 деревянных)! Стал «копать» тему. Узнал, что 2022 год объявлен в Кирове Годом Чарушина. Тут уже ничего не оставалось, как готовить хотя бы краткосрочный визит в Кировскую область.
Небольшая биографическая справка. Иван Аполлонович Чарушин родился 24 февраля 1862 года в г. Орлове Вятской губернии в семье чиновника. Из-за ранней кончины отца и тяжелого материального положения в семье, у Ивана были затруднения с учебой. Однако в 1884 году он поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге. После его окончания молодой архитектор 3 года провел на Сахалине главным архитектором. В конце 1894 года он вернулся в Вятку на должность Губернского архитектора. Здесь он и осуществил основные проекты. После революции Чарушин занимал не столь высокие должности в строительном отделе. Однако, несколько зданий, являющихся сейчас визитной карточкой Кирова, все же были построены по его проектам. Перед войной Иван Аполлонович уехал к сыновьям в Ленинград, но с началом блокады вернулся в Киров, где и умер 29 июля 1945 года.
За короткие полтора дня невозможно осмотреть все то, что сохранилось от чарушинского наследия в области. Но и того, что мы увидели, хватило, чтобы оценить незаурядный талант архитектора.
Задолго до Кирова, в небольшом удмуртском городке Игра, состоялась первая встреча (в этой поездке) с чарушинскими храмами. Церковь Иоанна Богослова.
Построена в 1907 году и является авторским повторением Покровской церкви в Кирсе.
В своем рассказе я не буду придерживаться хронологического порядка строительства Чарушиным зданий. Да, наверное, и сложно будет это сделать, т. к. многие проекты шли параллельно. Расскажу так, в какой очередности «домики» и церкви осматривали мы.
Приехав в Киров, сняли квартиру практически в историческом центре города. И мало того, почти в соседнем дворе, лишь перейти дорогу, приютился неприметный старинный дом. Густо разросшиеся кусты сирени не дали сфотографировать его в полном размере.
Пришлось удовольствоваться фрагментами.
Кстати, на мемориальной доске допущены ошибки. Первое. Дата постройки не начало 20 века. Еще в 1857 году купец В.Калинин продал «деревянный, на каменном фундаменте дом» чиновнице Ардашевой. Второе. Чарушин купил этот дом в 1895 году и жил в нем до своего отъезда в Ленинград в 1930-х. К началу 20 века относится перестройка здания. В 1907 году Чарушины сделали пристрой, обустроили водопровод, канализацию, провели электроосвещение.
Семья архитектора жила в доме по соседству с храмом Рождества Иоанна Предтечи. И вот в 1898 году прихожанин этой церкви И. А. Чарушин произвел перестройку темной и низкой трапезной и обоих приделов. В результате храм получил яркую деталь, характерную для многих храмов Чарушина — ряд полукруглых окон с килевидными наличниками.
Про этот храм еще добавлю то, что в 1904 году в нем проводил службу Иоанн Кронштадский.
В 1867 году для женской гимназии был приобретен каменный двухэтажный дом по ул. Московской. В 1897 году попечительницей гимназии стала жена вятского губернатора Е. И. Клингенберг. Она привлекла благотворителей и собрала средства на постройку домовой церкви. В 1899 году по проекту И. А. Чарушина к зданию были пристроены актовый зал на 600 человек, три учебных класса и домовая Екатерининская церковь.
Чарушин также являлся автором проекта двухярусного иконостаса в русском стиле. В здании церкви в Советское время находился спортзал. Сейчас храм восстановлен и является действующим. В здании бывшей Мариинской гимназии располагается Вятская православная гимназия.
Во второй половине 19 века население Вятки значительно пополнили поляки, которые были сосланы сюда после двух восстаний за получение независимости Польши. Люди все набожные, но для молитв им приходилось собираться или на квартирах, или в небольших молельных домах. В 1892 году губернатор А. Ф. Анисьин разрешил католикам построить костел. В 1899 году состоялась закладка его фундамента. Строительными работами руководил архитектор И. А. Чарушин. В 1903 году костел был освящен.
В 1933 году он был закрыт. В 1992–94 годах после реставрации в костеле разместился концертный зал органной музыки. Исполнители со всего мира отмечают, что зал является одним из лучших в России по акустике.
В начале 20 века в одном квартале по ул. Спасской в Вятке находилось четыре банка. Нам интересны два из них. Старейшее банковское учреждение — банк Федора Веретенникова, открытый в 1862 году. К 50-летнему юбилею банка его дирекция решила построить новое здание и объявили конкурс на лучший проект. В жесткой борьбе победил проект И. А. Чарушина.
После революции в здании располагался обком ВЛКСМ, позже гарнизонный Дом офицеров. После 1991 года дом находился в аварийном состоянии, но т. к. является памятником архитектуры, сносить не стали. В 2018 году реконструкция бывшего банка Ф.Веретенникова завершилась, но пока оно пустует.
За год до конкурса, объявленного дирекцией этого банка, И. А. Чарушин построил на соседнем участке здание Русского для внешней торговли банка. До 1911 года у банка не было отдельного здания в Вятке. К началу 1910-х годов Чарушин имел большую известность своими реализованными проектами, и Русский банк обратился к нему с заказом. В 1911 году здание было выстроено.
Изначально оно имело 2 этажа на 5 окон по длине фасада. В течении 20 века неоднократно производились пристройки и надстройки. Одну из них, в 1937 году, вновь производил Чарушин. В наше время в здании располагается Банк внешней торговли.
На улице Герцена стоит здание, ранее принадлежавшее мужской гимназии. В 1904 году произвели закладку фундамента для здания общежития. Деньги выделил купец Т. Ф. Булычев, а проект разработал И. А. Чарушин. В здании были запланированы водопровод с канализацией, электроосвещение, баня с прачечной. В 1906 году строительство нового здания было завершено. Но уже в 1907 году здание перепроектировали под учебное. Производил перестройку сам Чарушин. И еще раз архитектору пришлось переделывать свое детище. В 1927 году в бывшей гимназии разместился Дворец труда (Дом союзов организованного пролетариата).
В оформлении фасада в этот раз принял участие и сын Ивана Аполлоновича Евгений, студент Академии художеств, создавший барельеф с рабочим и крестьяниным.
В 1939 году на углу Ленина — Герцена Чарушин осуществил один из своих последних проектов. Шестиэтажный жилой дом для работников Кировского управления НКВД (Дом чекистов).
Это не первый проект архитектора с полукруглым фасадом. Здание в проекте имело 4 башни с лестничными клетками и лифтами, гастроном на 1-м этаже. Но по какой-то причине проект был урезан, и мы видим только одну башню по ул. Герцена. В этом доме жили не только сотрудники НКВД, но и известные горожане. К примеру, Мария Исакова — первая советская абсолютная чемпионка мира в конькобежном спорте.
От «Дома чекистов» спускаемся вниз по ул. Ленина к зданию, где сейчас располагается Управление ФСБ. Несомненно. этот готический замок, построенный И. А. Чарушиным в 1911 году для вятского пароходовладельца, миллионера и мецената Т. Ф. Булычева, стал одним из ярчайших проектов архитектора.
Вокруг здания ходит множество легенд, слухов. Интересно и забавна одна из них. Якобы Булычев пожелал украсить стены одной из комнат серебряными рублями. Т. к. на них был изображен профиль Николая II, Булычев отправил в Петербург телеграмму императору, испрашивая разрешения. Ответ пришел: «НЕ ВОЗРАЖАЮ ТЧК РЕБРОМ ТЧК НИКОЛАЙ» Чарушин долго работал над проектом и вносил изменения уже после окончания строительства. В 1914 году на фасаде появились грифоны, у которых в пасти были лампочки. освещавшие вход. А вот двуглавые орлы, появившиеся в 1915 году, когда в здании уже размещался Дом инвалидов и сирот Великой войны, долго не простояли и вернулись на башню уже в начале 2000-х.
Одним из направлений в старообрядчестве является единоверие. К началу 20 века в Вятке существовала небольшая община единоверцев — 170 человек. В 1904 году был заложен каменный храм единоверцев по проекту И. А. Чарушина. В 1907 году церковь освятили во имя Св. Серафима Саровского.
Построенный в неорусском стиле, храм донельзя точно выражает национальную принадлежность. И судьба у храма после революции оказалась не столь печальна, как у большинства церквей в России. Он долгое время оставался единственным действующим в Кирове.
В период с 1939 по 1942 годы здесь располагался музей атеизма, но во время войны храм вновь открыли для верующих.
От Серафимовского храма возвращаемся на улицу Спасскую. Здесь с конца 18 века размещались торговые ряды. Одними из купцов, владеющих лавками, были Клобуковы. Ничто не ново в этом мире. Все мы являлись свидетелями того, как на рубеже 20–21 веков понастроенные в эпоху перестройки киоски уничтожались, и на их месте возводились торговые центры. Этот же процесс происходил и в Вятке 100 лет назад. Купцам становилось тесно, и в 1909 году П. П. Клобуков построил на месте торговых лавок огромный универсальный магазин. Руководил проектом И. А. Чарушин. Это здание стало одним из его домов с полукруглым фасадом.
Магазин Клобукова стал одной из визитных карточек Кирова. До наших дней оно сохранилось практически без изменений. Только давно это не магазин. Здесь расположился музыкальный колледж, а на первом этаже музей мороженого «Артико».
С середины 19 века в Вятке на месте современного Парка Гагарина стоял великолепный, в византийском стиле, собор Александра Невского. К сожалению, в 1937 году храм взорвали. Но речь пойдет не совсем об уничтоженном соборе. Вокруг него было ажурное ограждение, выкованное мастерами по эскизам И. А. Чарушина. На ул. Казанской с 1769 года стоит Спасский собор. Закрытый в 1929 году и постепенно разрушающийся, храм был восстановлен на рубеже 20–21 веков. Современные кузнецы отыскали в архивах рисунки и эскизы ограды Александро — Невского собора и выковали новую. Установлена она вокруг храма Спаса Нерукотворного Образа. Еще одно напоминание о творчестве И. А. Чарушина на Вятской земле.
На ул. Спасской, в бывших купеческих лавках расположился Кировский краеведческий музей.
В дни нашего визита в Киров здесь проходила выставка «И. А. Чарушин — зодчий двух эпох».
Как было не зайти, если весь день наполнен творчеством этого архитектора?
В небольшом зале размещены экспонаты, рассказывающие о жизненном пути Ивана Аполлоновича. Собраны семейные фотографии, фото реализованных проектов, макеты храмов.
Посещение выставки оказалось как нельзя кстати.
Часть экспозиции посвящена знаковому зданию как для Кирова, так и для Чарушина. В 1935 году был утвержден новый генплан застройки города Кирова. По нему в центральной части уничтожались почти все храмы. В 1936 году снесли Вознесенский собор, на месте которого было запланировано строительство гостиницы. В конкурсе победил проект И. А. Чарушина. Знаковое место для архитектора. В 1896 году он венчался в Воскресенском соборе, в 1901 году крестил сына Евгения. И, говорят, у Чарушина не поднялась рука строить Центральную гостиницу на фундаменте снесенного собора. Его проект как бы закруглился вокруг храмового фундамента. Здание чем-то похоже на Дом чекистов.
В этом году одна из лучших гостиниц города отмечает свое 85-летие, а ее автору исполнилось бы 160 лет. В начале года гостиница Центральная сменила название. Теперь это отель «CHARUSHIN».
Где-то неподалеку от Центральной гостиницы Чарушин жил, возвратясь в Киров из Ленинграда во время войны. От гостиницы спускаемся вниз, к набережной Вятки. Здесь с 17 века стоит Спасо-Преображенский монастырь. В конце 19 века настоятельница монастыря обратилась к вышестоящему начальству с просьбой о расширении монастыря и строительстве нового каменного корпуса с трехпридельной церковью в честь иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение». В 1883 году строительство здания было завершено. Чарушину в 1901 году довелось провести перестройку храма.
По его же замыслу был оформлен интерьер церкви. Сейчас здание переживает процесс затянувшейся реконструкции. И хотя уже установлены 6 позолоченных куполов, в помещении церкви все еще размещается спортзал…
За Раздерихинским оврагом, где проходила ярмарка Свистунья, на высоком берегу Вятки в 1915 году Чарушиным построена Феодоровская церковь в неорусском стиле. Однако в 1929 году ее закрыли, чтобы переоборудовать под общежитие. Возглавивший этот проект Иван Аполлонович делал все возможное, чтобы спасти здание. Во время войны здание было отдано под нужды армии. Существует легенда, что в 1941 году эвакуированная из Москвы мумия Ленина несколько дней хранилась в бывшей Феодоровской церкви. В 1962 году, во время очередной борьбы с религией, здание было взорвано. На выставке в музее мы посмотрели на макет того храма.
В 2007 году на этом месте построили деревянную церковь Феодоровской иконы. Но она не имеет ничего общего со старым храмом.
В мае 1899 года в Вятской городской думе был утвержден проект городского попечительства для бедных. Избранный председателем купец П. П. Клобуков объявил, что жертвует попечительству свой дом для благотворительных учреждений, построенный по проекту И. А. Чарушина — трехэтажное здание на 50 комнат с церковью. Домовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была освящена в 1901 году. После революции в здании было общежитие, с 1941 года до 2011 все площади занимало протезно-ортопедическое предприятие. Последние годы здание пустует и ветшает.
В 1929 году Вятские железнодорожные мастерские преобразовались в завод. Мощности увеличивались, росло число рабочих. Но из-за необеспеченности жильем на «Машинке» была большая текучка кадров. В 1935 году под руководством И. А. Чарушина завод построил 24-квартирное здание для руководства и ИТР.
Текучка инженеров прекратилась, а для рабочих благоустроенное жилье завод начал строить уже после войны.
В 1901 году в Вятке отслужили торжественный молебен по случаю окончания строительства здания казенного спиртоочистительного склада. Уже и не упоминаю, кто его строил.
В 1915 году склад был закрыт в связи с запретом торговли алкоголем во время Первой Мировой. С 1941 года в здании расположился завод «Красный инструментальщик». В начале 21 века завод обанкротился, на его территории стали возводить жилые дома. Старые здания почему то не были включены в объекты культурного наследия. На сегодняшний день уже снесена старинная проходная. Что дальше — непонятно.
На этом бесконечный день в Кирове для нас закончился. Многое увидели из чарушинского наследия. Но впереди еще была дорога домой. По пути нам встретилось еще несколько зданий по проектам архитектора.
Около получаса езды по бывшему Вятско-Пермскому почтовому тракту, и мы в поселке Вахруши. И прямо возле дороги стоит шикарнейшее здание столовой, какое я когда-либо видел.
И как этот «готический замок» напоминает Дом Булычева в Кирове! Все просто. Дом для купца Н. А. Вахрушева был «пробным камнем» для архитектора Чарушина. Он строился чуть раньше булычевского дома, в 1907–1908 годах. «Домик» купца несомненно хорош! Просто чудо, что он сохранился практически в первозданном виде. Кованые ворота добавились здесь уже в Советское время. В 1930-х годах в Вахрушах уничтожили Вознесенскую церковь. Кирпич храма употребили на стройку домов, а ворота ограды просто перенесли к бывшему купеческому дому.
От Вахрушей рукой подать до Слободского. В этом небольшом городке И. А. Чарушин тоже осуществил несколько проектов.
С 1732 года в Слободском стоял каменный Никольский храм. В 1894 году слободской купец П. Г. Ончуков выделил средства на перестройку церкви. В 1896 году Чарушин закончил этот проект. Как и многие свои храмы, он возвел его в русском стиле.
Жаль, что из-за проливного дождя, по интенсивности не уступающему тропическому, не получилось толком сфотографировать. Объектив заливало за доли секунды. Т.ч. извиняюсь за эти несколько фотографий.
В 1699 году в Слободском был освящен каменный Екатерининский собор. В 1914 году Чарушин осуществил перестройку церкви. Храм был расширен, поднят потолок, устроены еще два придела. В Советское время собор практически не закрывался и дошел до наших дней в том виде, как его перестроил губернский архитектор.
Финальным аккордом в этой симфонии чарушинских зданий стала… водонапорная башня в Слободском.
В 1911 году по инициативе городского головы В. П. Куршакова началось строительство водопровода. Взявшийся за строительство водонапорной башни Чарушин управился с проектом за полгода. Поднаторевший в постройке готических замков, Чарушин и это сооружение возвел в неоготическом стиле, в форме крепостной башни.
В 2020 году башня, находящаяся в собственности коммунальщиков, была продана частному лицу. Сейчас здесь планируется создать музей. Изначально задумывалось, что это будет музей И. А. Чарушина, но от этой идеи отказались. Здесь создадут музей водонапорных башен. Что ж, как говорится, хозяин — барин. Конечно, посещаемость будет выше, чем в музей архитектора. Но то, что в Кировской области должен быть музей Чарушина — бесспорно. Слишком много сделал этот человек для вятской земли, чтобы его имя затерялось…
Для меня эта поездка оказалась очень познавательной. Впервые несколько дней я посвятил исключительно архитектуре. А как я осветил эту тему — судить вам, моим читателям.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия