Государева дорога, Екатерининка, Великий чайный путь, кандальный путь… Какими только неофициальными названиями не награждали эту дорогу, протянувшуюся через всю Россию от Санкт-Петербурга и Москвы до Охотского моря. Официально же это — Сибирский тракт. Такое название имеют до сих пор и автодороги с запада на восток во многих городах страны. Есть Сибирский тракт и в Екатеринбурге. Причем название ни разу не менялось на протяжении двух с лишним веков. А на 16 километре Сибирского тракта находится и наша семейная загородная резиденция наше СНТ. Т.ч. все мои автовылазки по Уралу и стране начинаются и заканчиваются на этом тракте. И в июньском небольшом автопутешествии одной из тем для изучения стала история Государевой дороги. Только направление было не на восток, а на запад. Как возвращались купцы с обозами чая из далекого Китая, как шли пешком бывшие ссыльные после срочной каторги.
Дорога до Перми в этот раз немного затянулась. Почти на границе регионов, в районе Ачита, к Сибирскому тракту скоро присоединится новая автострада Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень. Дорожники подгоняют старую трассу под современные стандарты. Отсюда и неизбежные заторы, реверсивное движение. Приятно удивило, что нет торопыг, обочечников, все чинно и спокойно. Водители не ропщут, понимают, что все делается для их же блага.
Сибирский тракт существует не так и долго в сравнении с историей страны. После взятия Казани Иваном Грозным в середине 16 века ватага казака Ермака Тимофеича начала свой поход «Сибирь воевать». Дорог, как таковых, не было, только лесные тропы. И приходилось воинским дружинам и следующим за ними купцам пользоваться древнейшим путем — водным. А какая река важнейшая от Поволжья до Урала? Конечно, Кама!
Споры о том, кто главнее — Волга или Кама, не утихнут, наверное, никогда. Не буду вдаваться в величину мощности потока, число притоков и другие критерии, по которым определяется главенство реки над притоком. Исстари повелось, что Кама впадает в Волгу. Значит предки руководствовались чем-то другим, более важным, нежели научные выкладки.
Место слияния двух великих рек известно каждому. Исток Волги — место силы. Фотографиями этих двух локаций заполнено множество отчетов туристов. А где начинается Кама? Сколько человек выложили селфи с этого места в своих сториз? Все ответы я и планировал найти на первой точке данного маршрута.
Из города мы выехали после обеда, и незапланированные пробки выбили из графика. Уже начало смеркаться, а мы еще не доехали до границы Пермского края. Пора бы и о ночлеге подумать, так ведь незадача — в связи с большой пожароопасностью в регионе все возможные съезды в лес перекопаны. Подходящее место все же скоро находится.
За околицей села Шерья стоит старинная церковь, в лесочке неподалеку от которой мы и разбиваем лагерь. Пока Татьяна готовит нехитрый ужин, я лезу во Всемирную паутину, узнать что-то об этой церквушке.
Частенько стал ловить себя на мысли, что все мои поездки каким-то образом свяны между собой. Вот и сейчас. Церковь Иконы Божьей Матери Одигитрия была построена в 1778 году известным в Вятской губернии мастером — каменщиком Федотом Суворовым. Шел он из Хлынова на строительство храма при Сысертском заводе, да и подрядился достроить церковь в Шерьинской Богородской пустыни. Мы, значит, из Екатеринбурга в Киров, а он из Хлынова в Сысерть. Нее, это не просто совпадение, это хороший знак!
Летом 1778 года Одигитриевская церковь была Суворовым достроена. Но то ли предыдущие сбежавшие подрядчики чего-то напортачили, то ли сам Федот облажался. Через 2 часа после снятия подпорок с большого свода, он рухнул… Пришлось Суворову подзадержаться в Шерье, доделывать храм.
Заночевали прекрасно — шум от проносящихся совсем рядом по Сибирскому тракту большегрузов практически был неслышен. Наутро и мы продолжили свой путь.
Вот и граница Пермского края. Начинается Республика Удмуртия, а до 20 века это была Вятская губерния. Сворачиваем с тракта — оба навигатора знают короткую дорогу! Ну да, с этой фразы обычно и начинаются внедорожные приключения! Асфальт заканчивается, начинается грейдер. Точнее, разбитая тракторами в весеннюю распутицу глина. Слава Богу, дождей не было, и посуху проскочили этот участок. Пахотные поля быстро закончились, и перед нами открылись крышесносящие виды! Две грунтовые колеи среди одуванчиковых полей и островков леса.
Наверное, так здесь было и на заре строительства дороги в Сибирь. Только сейчас остовы изб в заброшенных деревнях наводят грусть…
После Никоновской реформы не принявшие ее старообрядцы уходили от преследования властей все дальше и дальше в леса. «Кулиги» в вятском говоре значит «раскорчеванное место, лесная поляна, расчищенная под посевы, починок или выселок в лесу». В 18 веке здесь, у истока Камы, обосновались старообрядцы — поморы. Впервые починок Кулигинский упомянут в Вятских «Ведомостях» в 1802 году. Сейчас Кулига — старообрядческое село, где проживают более 1000 человек. Одна из достопримечательностей села — музей старообрядческой культуры «Истоки», куда мы, по причине раннего утра, к сожалению, не попали. Основная же достопримечательность — исток Камы, о чем путникам напоминает указатель на въезде в село.
На окраине Кулиги разбит Парк.
Перед входом небольшая стела.
Рядом, в окружении берез — строящаяся церковь Александра Свирского.
По ступеням спускаемся мимо родника, спрятанного под деревянным навесом — избушкой, мимо едва заметного в траве ручейка
и встаем на самый маленький мост через Каму. Вот с этого водопадика, струящегося из каменного грота под мостом, и берет свое начало великая река.
Стоя на мостике, можно представить себя сказочным великаном, опирающимся ногами на правый и левый берега реки Камы.
Территория парка очень ухожена — ни соринки, ни мусоринки. Рукотворный каскад небольших водопадов заботливо очищен от тины.
Под сенью берез стоят несколько беседок, почти на опушке этой рощицы лавочки и оборудованное костровище с мангалом.
Чуть поодаль стоят две скульптуры, вырезанные из стволов деревьев. Они иллюстрируют две легенды прикамских народов о происхождении реки. Коми — пермяцкая легенда о Камбатыре гласит. Однажды небо прогневалось на людей и перестало посылать на Землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы, стали погибать животные в лесах. В тех краях жил Камбатыр, решил он спасти свой народ. Выдернул из земли могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле Матери — земли. Заплакала Земля, наполнила ров своими чистыми слезами. Так родилась река Кама.
Славянская легенда. Однажды бог любви Кама встретил богиню любви Оку. Вскоре они сыграли свадьбу. Так бы и жить им в радости, да возник спор — чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать в поле и пускать друг в друга любовные стрелы, чтобы выяснить, чье сердце они сразят. Но чары обоих оказались равными. Вместе они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой. Мда, вторая какой-то триллер…
На небольших стендах в рощице размещена красочно оформленная информация о селе, об истоке Камы. Здесь я и нашел ответы на некоторые вопросы. Еще в печатных изданиях Вятской губернии в 1857 году указано, что «Кама вытекает въ Северо — восточной части Глазовскаго уезда, около Пермской границы, вблизъ села Кулигинскаго». На рубеже 19–20 веков исток Камы описывается уже как место посещения не только специалистов, но и «широкой публики». В 1970 году студотряд положил начало благоустройства истока Камы. С 1974 года это охраняемая природная территория республиканского значения. С 2003 года в Парке проводится фестиваль старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкие МЫ?» но информации о числе туристов, посещающих парк, не нашел. Да оно, это число, и не важно. Главное — к Парку истока реки Камы бережное отношение!
После Кулиги возвращаемся на Сибирский тракт. Село Дебёсы известно с 1646 года, как починок. В начале 19 века оно стало известно тем, что здесь соединялись две ветви Сибирского тракта — из Санкт-Петербурга и из Москвы. Соответственно, и жизнь в Дебесах закипела. Здесь началось строительство зданий для обслуживания тракта — почтовая станция, конно-этапная тюрьма, лазарет, цейхгауз. В 1991 году в сохранившемся здании казармы для нижних чинов конно-этапного пункта был открыт музей истории Сибирского тракта.
Еще при Иване Грозном взоры русских царей устремились на восток. Екатерина II всерьез взялась за обеспечение связи между столицами и восточными губерниями. Ближе к концу 18 века началось строительство дорог в Сибирь. Первыми, издалека оповещая округу звоном колокольчиков по дугами, понеслись тройки фельдъегерей и почтовых служащих.
Вслед за ними, звеня бубенчиками, потянулись обозы купцов, стремящихся в далекий Китай за чаем и шелком. В первой половине 19 века строительство Сибирского тракта было завершено. Из Москвы через Казань и из Санкт-Петербурга через Вятку, соединившись в Дебесах, тракт шел на Пермь — Кунгур — Екатеринбург — Тюмень — Тобольск — Томск. Далее северным путем обозы шли на Якутск — Охотск, а южным — на Иркутск — Верхнеудинск. Отсюда многие сворачивали в сторону Кяхты, на границу с Китаем. Остальные шли на Нерчинск и дальше к Амуру.
Огромная карта в музее отображает весь этот путь. Под потолком — фотографии со старинных картин и гравюр, на которых изображены основные этапы Сибирского тракта.
Вход, оформленный как таможенный пост со шлагбаумом.
Недолго купеческие обозы были единственными на Великом чайном пути, лишь изредка пропуская почтовые тройки. С 1817 года по Указу Александра I была создана этапная система тракта с пересыльными тюрьмами в городах и этапными пунктами в селах, подобных Дебесам. И потянулись в Сибирь пешие колонны каторжан и повозки со ссыльными дворянами. Немногое сохранилось от тех каторжных этапов.
Кое-какая утварь, да редкие фотографии.
Рассказ сотрудницы музея, проведшей для нас экскурсию, в полной мере компенсировал небольшое количество экспонатов.
После музея поехали на окраину Дебес. Здесь, на сохранившемся километровом участке грунтовой дороги, воссоздан кусочек Сибирского тракта.
Подъезжаем к закрытому шлагбауму. В будке часового — никого, хотя в те времена здесь неизменно нес службу отставной солдат, часто инвалид. Шлагбаум, будка и верстовой столб в черно-белой расцветке. Павел I, фанатеющий от всего прусского, ввел эти геральдические цвета Гогенцоллернов по всей России.
Полевая дорога едва угадывается среди травы. По краям широченной просеки растут березы. и хотя начали их высаживать при Александре I, называют эти березы вдоль Сибирского тракта " екатерининскими». Ведь именно при ней началось серьезное обустройство почтовых дорог.
Ширина всего тракта была 30 саженей (ок. 60 метров). Из них только 10 саженей была сама проезжая часть. Остальное — обочины. Покрытие дороги могло быть разным: и бревенчатая гать, и мелкая галька с песком, и аккуратно уложенные булыжники.
Именно по сохранившемуся двухкилометровому участку с булыжным покрытием я тестировал свой автомобиль несколько лет назад. Конечно, с современной подвеской тряска почти не ощущается. Каково же было ехать на телегах с деревянными колесами?
В 2020 году вокруг этого кусочка старой дороги была создана Общественная территория «Сибирский тракт».
Вдоль березовых аллей созданы зоны отдыха с разными инсталляциями,
галерея под открытым небом, где представлены работы местного художника Василия Ившина из серии «Память».
Помедитировав и попив чаю в тени берез на краю одуванчикового поля, продолжили путь дальше по Сибирскому тракту.
Долог был путь каторжанина до Нерчинска, 1,5–2 года. В среднем этап шел 20 верст. Нам же на 2 этапа потребовалось меньше часа. Мы в деревне Бачкеево, где сохранилась деревянная этапная изба-тюрьма, построенная в 1837 году. Сейчас здесь музей «Этапный пункт».
Смотрительница музея была на месте и провела замечательную экскурсию. У нее в кабинете стоит миниатюрная диарама, которая сразу настраивает на нужный лад и переносит на 200 лет назад.
да фонарь «Летучая мышь» без колбы сиротливо висит под потолком.
По обе стороны коридора двери. Т. к. в конце 19 века этапный пункт был закрыт, и избу отдали под 4-классное начальное училище, то все двери без обязательных для каталажек «кормушек» для выдачи пищи и присмотра за арестантами. Состав каторжной команды был разномастный. В одной колонне шли и отъявленныеразбойники, и женщины, и целые семьи. Чтобы избежать волнений, драк и прочих безобразий, все эти группы расселялись на ночлег отдельно. Заходим в «камеру». Справа, на фоне картины с уходящей вдаль дорогой, стоит телега, висит кой-какая упряжь. На таких телегах ездила конвойная команда.
Здесь же, на фоне нарисованного кузнечного очага, стоит наковальня с приготовленными кандалами, висит плеть для наказаний.
Напротив стоит девушка в национальной удмуртской одежде с узелком в руках, вышедшая на тракт подать милостыню каторжанам.
На стенах — фото осужденных тех времен.
И немного фотографий, показывающих жизнь в городах на Сибирском тракте.
Взглянув налево, я чуть не рассмеялся — это ж надо, вождь мирового пролетариата, укутавшись в тулуп, развалился в санях. И хотя экскурсовод увяряла, что лепили куклу с совсем постороннего бюста, сходство получилось поразительное. Этот ленинский хитрый прищур глаз ни с каким другим не спутаешь. Вот так, наверное, в розвальнях ехал Ильич в ссылку в Шушенское, обгоняя колонны закованных в кандалы, одетых в легкие зипуны каторжан.
В следующей камере стоят грубо сколоченные нары, висят на стенке холщовые штаны и рубахи, свалены в кучу оковы.
Здесь начинается самый, по моему мнению, интересный момент в экскурсии по музею. Нам было предложено одеть робу и заковаться в кандалы. Вкусить, как говорится, тюремного хлебушка. Да уж, скажу я вам… Оковы хоть и облегченные, но идти в них 1,5–2 года до Нерчинска… Ну и небольшая фотосессия.
Два музея, в Дебесах и Бачкеево, казалось бы, посвящены одной теме — самой длинной дороге, идущей с запада на восток России. Но какая разная подача материала! Скажу не кривя душой — даже без арестантской фотосессии музей в Бачкеево мне понравился больше. Здесь все пропитано духом того времени. Даже выцарапанные и еле уловимые карандашные надписи сохранились на стенах. Из этических соображений не стал их публиковать — много ненормативной лексики.
После посещения этапной избы поехали с южной ветки Сибирского тракта на северную, в Киров, бывшую Вятку. Изучение Великого пути конкретно в этой поездке закончилось. Но не закончилось насовсем. Уверен, в своих путешествиях не раз еще встречусь с новыми интересными фактами из истории Государевой дороги.