Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 22:26
Посетил 4 Южно-Уральские столицы, лечу домой!

Крапивна — Россия Июнь 2022

«Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт; а сонливый да ленивый идут после за крапивой.» Русская пословица

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

4 июня 2022 года в Тульской области состоялся очередной фестиваль Крапивы.

Мероприятие проводится ежегодно с 2002 года. Как раз примерно с этого времени я целенаправленно начал увлекаться путешествиями и успел отметится на пяти континентах планеты, проехав десятки тысяч километров.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

И только в 2015 году я смог преодолеть 50 километров и наконец-то доехать от своего дома до села Крапивна, которое находится в Щёкинском районе Тульской области.

До этого момента я часто слышал про данный фестиваль, но как-то всё не складывалось его увидеть. И вот это случилось. По счёту он был 13. Наверное поэтому в этот день шёл дождь.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Через 7 лет я снова оказался в селе Крапивна, на девятнадцатом фестивале и уже в шикарную погоду.

Так что в рассказе и описании я буду использовать фотографии с двух фестивалей, поскольку первый раз я снимал только на зеркалку, а сейчас на телефон.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

В начале про населённый пункт.

Впервые Крапивна упоминается в завещании князя Дмитрия Донского в 1389 году, в котором он отказывает её в пользу своей жены, княгини Евдокии. В 1571 году Крапивна была разрушена во время нападения крымского хана Девлета I Гирея на Тулу.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

В XVII веке Крапивна была охвачена крестьянскими волнениями. В 1605 году войско Лжедмитрия I, двигаясь на Москву, сделало остановку в Крапивне. Отсюда были посланы гонцы в Москву с обращением Лжедмитрия к Думе и народу. Получив известия о перевороте в Москве, Лжедмитрий перешёл из Крапивны в Тулу, где его поздравляли и преподносили подарки.

В 1709 году Крапивна вошла в состав Московской губернии, с 1777 года — уездный город Тульского наместничества, а с 1797 по 1923 год — центр Крапивенского уезда Тульской губернии.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Из архитектурных достопримечательностей в Крапивне можно выделить несколько сооружений.

«Никольский собор».  До 2-ой половины XVIII века все церкви Крапивны были деревянными. Насчитывалось их тогда пять. Самой древней среди них являлась Никольская.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

«Всехсвятская кладбищенская церковь». Мне она особо приглянулась, поскольку нравятся заброшки.

Можно заглянуть внутрь. В этот день было необычно здесь находится, поскольку над кладбищем и внутри умирающего храма играла весёлая музыка. Она доносилась с фестивальной площадки. Контраст жизни.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

На одном из захоронений около храма можно увидеть бюст начала 70-х годов, который красиво и печально разрушается нашим главным врагом — временем.

«Здание полицейского управления с казначейством». Точная дата возведения дома неизвестна, но, судя по его архитектуре, её относят к концу первой половины или к середине XIX столетия.

Заказчиком постройки и первым владельцем здания являлся Александр Матвеевич Щелин — крапивенский помещик, штабс-капитан в отставке, участник войн с Наполеоном и Турцией, уездный предводитель дворянства в 1826–1834 годах.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

На фото выше это так выглядело здание в 2015 году. А это фото 2022 года. Сейчас объект является памятником архитектуры федерального значения. Внутри находится Музей земства.

Народу в Крапивне было много. Машины стояли вдоль дороги с обеих сторон на протяжении нескольких сот метров. Основная масса людей гуляла между торговых развалов. Иногда, в толкучке, было ощущение, что я попал на вещевой рынок в 90-е годы.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Всё я не рассматривал, но и так понятно, что большинство торговых точек были сувенирные.

Ассортимент огромнейший: магниты, статуэтки, картины и многое другое.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Тут можно было даже купить телескоп.

Мне из представленного ничего не нужно. Единственное только я пожалел, что не купил вот такие часы ручной работы для своего офиса, который оформлен в тревел стиле. Симпатичные, правда?

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Короче, розничные точки я больше не снимал, тем более что они не относятся к тематике фестиваля.

Исключение делал если видел кого-то в колоритном одеянии.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Ещё мне интересны были мини-кружки, где можно что-то сделать свои руками.

Я естественно ни в чём не участвовал, только наблюдал и радовался за других.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Люди приезжают сюда посмотреть, погулять, сделать фотографии.

Вот такие прикольные тантамарески подходят для памятных снимков лучше всего.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

На несколько минут я задержался около небольшой выставки фото и детских рисунков.  Вроде бы простенько, но мне реально запомнились некоторые работы.

Я для себя выделил рисунки на которых запечатлена крапива.

Красота!

Смотрите, какой классный крапивный фото портрет.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

На одном из снимков узнал Аллу Михееву. У неё кстати неплохие репортажи выходили на Вечернем Урганте. Есть и из Крапивны.  Она приезжала сюда в 2018 году.

Ну, а теперь, идём смотреть главную изюминку фестиваля — крапивные бои.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Они проходят на отдельной площадке прямо около двухэтажного жилого дома (на фото).  В 19 веке в нём располагалась гостиница «Лондон» и трактир Филата Васильева (один из лучших трактиров уездной Крапивны). Здесь частенько пили чай именитые жители и гости городка, в том числе и Л.Н. Толстой.

Все желающие могут принять участие в этом экзотическом мероприятии: мужчины, дети и женщины. Запомниться надолго и для здоровья, говорят полезно:)

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Сначала каждый боец берёт охапку крапивы.

Затем по сигналу начинает хлестать соперника. Только по туловищу и ногам.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Проходят тут и групповые битвы. Вся картина выглядит достаточно колоритной.

На заднем фоне виден Никольский собор конца XVIII века. Я уверен, что за последние 100 лет тут ничего не поменялось. Реально попадаешь в прошлое.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Немного официальной информации о фестивале.

С 2002 года Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» проводит в селе Крапивна Международный фестиваль Крапивы.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Официальным символом Крапивны является крапива, ветки которой изображены на гербе города, утвержденном в 1778 году.

Именно крапива стала фирменным знаком Международного фестиваля Крапивы, олицетворяющим жизнелюбие и стойкость, силу и возрождение. В начале лета, когда известное всем растение набирает свою целебную силу, в Крапивне проводится фестиваль в её честь.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Миссией Фестиваля является возрождение бывшего уездного города через культуру и событийный туризм.

Основная цель проекта — привлечение внимания к уникальному историческому поселению — Крапивна входит в список достопримечательных мест России федерального значения.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

Долгосрочные задачи проекта — продемонстрировать своеобразие и неповторимость культурного ландшафта территории посредством развития «крапивного» бренда, поддержки традиций и ремесел, творческого потенциала местного сообщества.

Ежегодно праздничное действо разворачивается одновременно на нескольких площадках. Фестиваль Крапивы стал любимым праздником как для крапивенцев, жителей Тулы и области, так и для гостей из других областей России и зарубежья, и постоянно растущее число участников тому подтверждение.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

За годы своего существования фестиваль Крапивы превратился в заметное культурное событие в жизни региона, повысив туристическую привлекательность Тульской области и Щекинского района.

С уверенностью можно сказать, что проект фестиваля в значительной степени способствует формированию творческого актива Крапивны и вносит большое разнообразие в культурную жизнь местного сообщества. Одновременно данный проект показывает новые перспективы развития провинциальных городов на территории России.

Путешествие в прошлое или XIX Международный фестиваль Крапивы

На этом всё. Если хотите настоящей русской глубинки не так далеко от Москвы — приезжайте в Крапивну на следующий фестиваль. В 2023 году он будет юбилейным.