В первый день пребывания в Саратове мы успели посмотреть только парк Победы, съездить в Энгельс и немного прогуляться в сумерках по проспекту Кирова.
Поэтому основным днем знакомства с Саратовом стал наш второй день, за который мы постарались увидеть как можно больше, совершив круговой обход города по маршруту улица Гоголя — Астраханская улица — набережная — центр. Километраж нас не пугал — мы любим ходить пешком.
Что первое приходит на ум при упоминании Саратова?
Наверное,«Огней так много золотых на улицах Саратова» из кинофильма «Дело было в Пенькове». Фильм старый, 1957 года, поэтому песню помнит разве что старшее поколение. Эта песня стала неофициальным гимном Саратова. А на проспекте Кирова поставлен памятник, куранты которого исполняют эту песню.
Ну еще саратовская гармонь на ум приходит.
Саратовская гармонь появилась впервые в 50-х годах XIX века. Её отличительной особенностью являются небольшие колокольчики, расположенные на левом полукорпусе сверху и снизу. Инструменты изготавливались гармонными артелями в Саратове. Первая гармонная мастерская в Саратове была открыта Николаем Геннадьевичем Карелиным в 1870 году на Никольской улице (сейчас улица Радищева).
Одним из первых он стал делать 10-кнопочные инструменты, постепенно увеличивая количество планок, отчего корпус гармошки расширился и принял квадратную форму. Устройство её таково, что одна и та же кнопка на сжим даёт один звук, на разжим — другой.
Позднее кнопок стало 12. С левой стороны располагался воздушный клапан, позволяющий почти бесшумно избавляться от лишнего воздуха из мехов.
В 80-х годах ХIХ века за саратовскую гармошку взялись краснодеревщики — инструмент стал настоящим произведением искусства.
После 1917 года саратовская гармоника попала в опалу. Пролетарская власть считала ее инструментом для хулиганов и мещанства. Спасти от забвения этот инструмент помогло вмешательство наркома просвещения Луначарского. После 1929 года выпускать гармонь начали в промыслово-кооперативных артелях, которые затем объединили в единую артель «Саратовская гармонь», а затем в 1968 году артель сделали цехом Саратовской фабрики музыкальных инструментов.
Перестройку фабрика не пережила.
В 2005 году усилиями ректора политехнического университета И. Р. Плеве и доцента этого вуза В. В. Баксаляра в стенах колледжа производственных технологий появилась возможность факультативного получения профессии гармонного мастера. В 2011 году была представлена первая после перерыва саратовская гармошка, изготовленная выпускниками колледжа.
Современное производство гармоник было организовано С. В. Липатовым, руководителем фабрики «Лисер». В 2013 году были выпущены первые инструменты, созданные подготовленными в колледже производственных технологий мастерами.
С Саратовом связаны судьбы 2-х известных артистов: Олега Табакова и Олега Янковского.
Олег Табаков родился в Саратове в семье врачей. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в 1950–1953 годах в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников, руководимом педагогом театрального мастерства Натальей Сухостав, ставшей «крёстной матерью» для 160 актёров.
Табаков поддерживал связь с Саратовом всю свою жизнь. В 2003 году был удостоен звания Почётного гражданина города Саратова. С 2004 по 2016 год являлся президентом международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». В августе 2015 года в центре Саратова на Театральной площади открыт прижизненный памятник артисту.
Олег Янковский родился в Казахстане. В Саратов его семья перебралась в 1951 году. В Саратове Олег Янковский закончил школу и поступил в Саратовское театральное училище, по окончании которого служил в Саратовском драматическом театре. Сквер возле театра теперь носит имя Олегя Янковского, а в сквере установлен памятник, на котором артист представлен в роли Барона Мюнхгаузена.
Ну, а в центре города на торговом центре красуется вот такой баннер.
Если уж речь зашла о людях искуссива, то стоит вспомнить еще братьев Никитиных — основателей русского национального цирка.
В 1873 году владелец «странствующего» цирка — австрийский подданный Эмануэль Беранек (чех по национальности) принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему «заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей».
5 декабря была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк. До этого дня все цирковые предприятия возглавляли иностранные антрепренёры.
В 1876 году на торговой Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты.
8 октября 1931 года состоялось открытие нового каменного здания цирка (на ул. Чапаева), купол хотя и был деревянным, но не имел опорных колонн, которые мешали смотреть зрителям представления. В те времена таких цирков были единицы.
В программе на открытие нового цирка начал свою творческую деятельность легендарный клоун Народный артист СССР Михаил Румянцев — «Карандаш». На арене Саратовского цирка выступали Вальтер и Мстислав Запашные, Олег Попов.
С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Деревянный купол был заменен на металлический.
Напротив цирка стоит крытый рынок постройки начала ХХ века, который тоже является одной из достопримечательностей Саратова.
Итак, что еще попало в поле нашего зрения.
Шикарный, по крайней мере внешне, Саратовский государственный университет.
Основан он был 10 июня 1909 года и назывался Императорский Николаевский университет. Большую роль в открытии университета сыграло содействие Пётра Аркадьевича Столыпина.
В качестве архитектора был привлечён Карл Людвигович Мюфке. Летом 1909 года Мюфке приехал в Саратов и стал работать над проектом сразу 6 университетских корпусов. Строительство началось на следующий год сразу с двух корпусов.
В первые послереволюционные годы на агрономическом факультете работал Н. И. Вавилов.
Со временем университет превратился в университетский городок, все здания которого выдержаны в одном стиле.
В 1930 году медицинский факультет был преобразован в институт. Корпуса располагаются в университетском городке, поэтому для гуляющих туристов один вуз плавно перетекает в другой.
В окне медицинского института увидели менекен с мышцами.
После Университера неспеша по бульвару дошли до Детского парка. Вообще-то мы шли смотреть памятник Олегу Янковскому в образе барона Мюнхгаузена, а в парк завернули просто по пути. И, как оказалось, не зря.
Вот такой замечательный памятник обнаружили в парке.
А еще рядом расположена Ветлечебница № 1. Внешне она несколько похожа на мини-зоопарк — за решетками клеток сидят животные, причем довольно скученно. На некоторых клетках написана их история. У филина, например она такая: двойное пулевое ранение, летать не может, в дикой природе ему не выжить. И таких историй много, к сожалению…
Следующим парком был Городской парк культуры им. Горького.
Предыдущие парки были «слабоваты» — возможно, что когда распустится зелень, они будут лушше выглядеть. А вот парк Горького очень понравился.
Особенность парка — обилие деревянных фигурок.
А еще его очень украшают пруды.
Возле одного из их наблюдали птичью баню — вода переливалась через ограждение на асфальт, а птицы этим воспользовались.
После скверов и парков переходим к промышленной архитектуре.
Недалеко от идущей вдоль берега Волги железной дороги стоят мельницы Шмидта.
В середине XIX века братьев Шмидт в Саратове по праву называли «мучными королями». В 1890-х годах товариществу братьев Шмидт принадлежали 4 парохода, 25 барж, торговый дом и 6 крупных мельниц. Две мельницы братьев Шмидт сохранились до нашего времени. Это Большая мельница на улице Чернышевского.
Внутрь мы не заходили — территория за шлагбаумом.
Дальше был небольшой квест под названием «как попасть на набережную». Оказалось, что переход через железную дорогу есть возле Саратовской юридической академии.
Застройка резко поменялась с несколько «депрессивной» на «веселенькую».
Судя по вывеске на доме, эти здания тоже принадлежат юридической академии.
Летние кафе еще не работают.
Зато купальный сезон уже открыт.
Правда купающийся человек был замечен только возле клуба зимнего закаливания.
Сама набережная понравилась: скамеечки, детские площадки, памятники.
Можно идти по верхнему ярусу, можно по берегу, а можно по промежуточной зеленой зоне.
А еще радуют вывесками грузины.
Саратов оказался очень разноплановым городом.
Много отлично сохранившейся старой застройки.
И тут же рядом «остатки былой роскоши».
Есть симпатичные граффити во дворах.
Есть интересные граффити на набережной.
Очень красивое здание консерватории, одной из старейших в России.
Здание было построено в 1902 году. Первоначальный вид вызывал много нареканий, и в народе прозвали его «элеватором». Поэтому в 1912 году здание было перестроено. Во время Великой Отечественной войны высокие крыши башен урезали, чтобы они не служили дополнительными ориентирами при бомбардировках. Исторический вид зданию восстановили только в 1975 году.
Шикарная пешеходная улица — проспект Кирова. Очень «живая», очень много молодежи и людей более зрелого возраста.
Мы надолго застряли на скамейке напротив уличных музыкантов.
Понравился Нижне-Волжкий НИИ геологии и геофизики.
Никак раньше в этом здании партком был. Ну прямо все атрибуты есть: памятник Ленину, мозаика на заданную тематику, площадь и Доска почета.
Вообще город оказался очень разнообразным.
Есть рабочие районы. Есть центр, преимущественно, витиеватый, «с завитушками».
То, что временами трущобы в центре встречаются, это шокировало.
Поэтому, если Саратов не нравится, то просто перейдите на другую улицу или пройдите еще квартал, и вам непременно встретится кафе с изящной вывеской.
Или вот такой террасный дом с видом на Волгу.
Обязательно встретится что-то интересное.