В предпоследний день мы отправились из Будвы в Котор. Особо не задумывались как доедем до Котора, ехали вдоль моря и смотрели на зеленые горы, за которыми скрывался старинный город Котор.
В предпоследний день мы отправились из Будвы в Котор. Особо не задумывались как доедем до Котора, ехали вдоль моря и смотрели на зеленые горы, за которыми скрывался старинный город Котор.
Несколько неожиданным стал резкий поворот к горам и мы въехали в тоннель. Оказывается с 2007 года под полуостровом Врмац действует одноименный тоннель Врмац протяжённостью 1637 метров, который значительно сократил путь до Котора.
Вот только в Котор мы не попали.
Мы считали, что конфигурация города аналогична конфигурации Будвы, да и многих других городов, в которых имеются постройки более древних периодов, именуемые «Старый город». А оказалось, что Старый город Котора — собственно Котор. А вокруг расположены города — пригороды: Шкаляри (Шкаљари) с одной стороны, Доброта с другой стороны, а на противоположной стороне Которского залива — Муо.
Которский пляж находится в Доброте.
А автовокзал Котора располагается в Шкальяри.
Собственно он стал последней автобусной точкой нашего путешествия и отсюда же мы возвращались в Будву.
Черногория — страна маленькая, но автобусное сообщение развито хорошо. Вот только не во всех городах, особенно, если он небольшой, есть свои автостанции. Да и размеры ряда автостанций не поражают воображение. Просто небольшие одноэтажные строения. Такова, к примеру, автостанция в Которе. Хотя располагается она удачно по отношению к главной достопримечательности здешних мест — Старому городу Котора. Буквально 5–10 минут ходьбы от силы.
Работает с 6–00 до 20–00. Совершает междугородние перевозки пассажиров по черногорским направлениям: Ульцинь, Бар, Петрова, Будва, Тиват, Херцог-Нови, Подгорица. Хотя на автостанции в Будве я видел проходящий микроавтобус, следующий из Котора в Тирану.
Удивительно ценообразование. Из Будвы до Котора я доехал на автобусе за 4 евро, а из Котора до Будвы за 2–50 евро. А мои знакомые из Котора до Будвы добрались на автобусе за 4–65 евро.
Но прежде чем добраться до автовокзала от тоннеля, мв проехали по Шкальяри, который является вторым по количеству жителей в муниципалитете Котор.
Напротив автовокзала находится заброшенное строение, разрисованное граффити.
Видел еще одно здание в том же статусе.
Это последствия принятой реформы, датированной 1 мая 1987 года. Промышленность переехала в промышленную зону в Грбале. Часть зданий было перепрофилировано.
При въезде в город я увидел две церкви, но сфотографировать успел только одну. Хотел потом дойти до неё, но проливной ливень сделать это не дал.
Каких только наименований не встретишь во время путешествий, некоторые из них звучат как песня или сказка. Мною была сфотографирована небольшая церковь, которая в настоящее время является недействующей и при этом гармонично вписывается в окружающий сельский пейзаж.
Называется она церковью Богоматери Снегов или церковью святой Марии Снежной.
Дева Мария Снежная (итал. Madonna della Neve) — традиционный праздник католической церкви, посвящённый Богородице и её «чуду снега», празднуемый 5 августа.
Праздник связан с освящением одного из четырёх главных соборов Рима, посвящённого Пресвятой Деве Марии (Санта-Мария—Маджоре).
Согласно существующему преданию, в ночь с 3 на 4 августа (по другим данным в ночь на 5 августа) 358 года Пресвятая Богородица явилась сразу трём лицам, проживавшим в Риме: богатому патрицию Иоанну и его супруге, а также папе Либерию. Этому явлению предшествовали горячие молитвы супругов к Господу, чтобы он даровал им дитя. Долгое время супруги были бездетными и совершали щедрые приношения для церкви, чтобы Господь послал им свою милость. И вот в ночном видении Богородица сообщила супругам, что Господь пошлёт им сына, если они построят церковь на холме Эсквилин в её имя. А чтобы они не сомневались, будет дано знамение: утром 5 августа на том месте, где должна быть построена церковь, они найдут снег.
Супруги посетили папу Либерия, который весьма удивился их приходу, поскольку и ему в ту же ночь было подобное видение. Утром 5 августа папа римский вместе со священниками и церковнослужителями в сопровождении патриция и его супруги отправились на Эсквилинский холм и к своей радости увидели посреди поля чистый яркий белый снег. Это место сразу же было освящено, и спустя немного времени здесь начали возводить церковь во имя Девы Марии.
Мы от автовокзала пошли в сторону Старого города Котора вдоль дороги.
На перекрестке под названием Троица, который я увидел с крепостной стены, можно выбрать одну из трех дорог и каждая из них ведет к разным местам.
Под этой дорогой находится небольшая протока и это вначале непонятное место является фактически самым последним водным участком Которского залива.
По пути мы наблюдали такую живописную сценку.
Далее висит указатель.
Нам дают знать, что это руины храма Святого Петра и бенедиктинского монастыря, оставшиеся от времён католического владения этими землями.
За этим щитом — развалины.
Эти скромные руины — классический пример подтверждения крылатой фразы братьев Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим». Хотя надпись верна!
Развалины — пример своеобразной матрёшки.
Когда-то на этом месте, называемом в простонародье Святым полем, располагалась церковь Святого Петра, возведенная в VI веке. Перед церковью Святого Петра располагался бенедиктинский монастырь, построенный в период с VI по VIII века. Поэтому надпись верна.
Но!!! И старый монастырь и церковь Святого Петра были снесены в незапамятные времена.
А в 1288 году на их месте был построен новый, уже францисканский, монастырь вдовой сербского короля Уроша Первого, Еленой Анжуйской. Монастырь был даже обнесён окружен оборонительной стеной.
В 1645–1669 годах разразилась Критская война (греч. Κρητικός Πόλεμος, тур. Girit’in Fethi) или Кандийская война (итал. Guerra di Candia) между турками и венецианцами. Основная борьба развернулась за остров Крит, который венецианцы в результате уступили Османской империи. Но по мирному договору Венеция сохранила несколько изолированных островных крепостей у Крита и некоторые территории в Далмации, в том числе территорию вокруг Боки Которской.
В ходе войны состоялась двухмесячная осада Котора в 1657 году, когда в Которе от турецкого вторжения укрылось множество православных христиан. Гарнизон состоял из одной тысячи человек, но они устояли против пятитысячного войска Мехмед-паши Варлаца из Шкодера. Турки ушли несолоно хлебавши. Но монастырь в 1657 году был разрушен, причем самими венецианскими властями, которые испугались, что турки смогут воспользоваться сооружениями монастыря в качестве военной позиции. После ухода турок монастырь восстанавливать не стали, а монахи перебрались в другое место. Поэтому мы видим фактически руины францисканского монастыря, построенного в 1288 году.
А вот эта живописная развалина служит кому-то складом.
Когда мы пошли дальше, то помимо древней крепостной стены, мы увидели справа здание фонда.
Фонд является организацией, выполняющей государственные полномочия по постановлению о правах и обязанностях по пенсионному страхованию и страхованию нетрудоспособности. Фонд имеет статус юридического лица с правами, обязанностями и ответственностью, определенными Законом о пенсионном обеспечении и страховании по инвалидности и Уставом.
Уже в Старом городе я побродил по его стенам. Интересные виды открывались оттуда. Часть Шкальяри,
дальше лодки вдоль берега,
за которыми вдали виднеется селение Муо.
В Доброте я побывал после посещения Старого Котора Доброта — город прославленных морских капитанов возле древнего Котора. Здесь я увидел то увидел Муо поближе.
На самом берегу в Муо располагается церковь Марии — помощницы христиан (Župna crkva Pomoćnice kršćana).
Поселок Муо известен с IX века.
В 1262 году была построена в Муо церковь, в качестве покровителей выступали святые Косьма и Дамиан, а также Елизавете Венгерская. Церковь очень пострадала и была разрушена в результате землетрясения в 1979 году.
18 сентября 1864 года была освящена новая приходская церковь Марии — помощницы христиан. Интересно, что для её постройки использовался некий процент от продажи рыбы.
«24 мая Католическая Церковь отмечает праздник Девы Марии Помощницы Христиан. Почитание Пресвятой Девы Марии Заступницы (Помощницы христиан или Помощницы верующих) уходит своими корнями в начало христианства.
Первым, кто в истории Церкви использовал слово „Помощница“, был св. Ефрем Сирин, дьякон, доктор Церкви (умер в 373 году): „Мария является Заступницей и Помощницей для грешников и несчастных“.
Одновременно с ним Помощницей рода человеческого Марию называет св. Григорий Назианзин, патриарх Константинопольский, доктор Церкви (умер около 390 года). Он пишет, что Она является „неустанной и могущественной Помощницей“
Официально первый раз этот титул Марии присвоил Папа Пий V после победы, одержанной христианами над турками под Лепанто в 1571 году.
Литургическое же воспоминание Пресвятой Девы Марии Помощницы Христиан было установлено Папой Пием VII 15 сентября 1815 года, в качестве выражения его благодарности Матери Божьей за освобождение из наполеоновской тюрьмы в Фонтебло, в которой Папа находился 5 лет.
II Ватиканский Собор подчеркивает, что Мария является матерью всего человечества по благодати, связанной с Ее участием в искуплении, совершенном через Христа. Мария добровольно сотрудничает в деле спасения человечества».
Главной святыней этой церкви являются мощи Блаженного Грации, попавшие в Черногорию из Италии.
Блаженный Грация (Blaženi Gracija, при рождении — Pavao Krilović, 1438 -1508) родился в Муо, а умер в Венеции. До 30 лет Павел жил в Муо и был рыбаком, затем стал матросом, в Венеции в 1468 году его уговаривают стать монахом. Прожил он сначала в одном монастыре 15 лет, затем в другом монастыре — оставшиеся года жизни. Его келья была под крышей монастыря с такими низкими потолками, что Грация не мог стоять в полный рост в ней. Полати были из двух досок, на них немного соломы. Монах ходил босым и с непокрытой головой и летом и зимой. Как монах, не ел мяса и не пил вина.
Его мощи были перенесены из Венеции в Муо в 1810 году.
Но до Муо я не добрался, только через залив посмотрел.
Да и когда моросящий дождик превратился в грозный ливень, то был поставлен жирный крест и на осмотре Шкальяри на обратном пути из Котора.
Последними впечатлениями стали автомобили,
которые шли под проливным дождём по улицам Шкальяри.