Когда мы гуляли по Котору — начался ливень, мы как раз подошли к информационному киоску, где туристы запасались картами города. Зонтики мы оставили в Будве, не ожидали такого подвоха от черногорской погоды, которая до этого радовала теплом и радушием. Возникла дилемма — продолжать обзор, переждав некоторое время, или возвращаться в Будву. Я предпочёл остаться и пройтись по окрестностям. Увидев стелу на берегу, отправился к ней Черногорцы времён Второй Мировой войны.
Через речку увидел современные здания.
Когда перешёл мостик, то оказался нежданно-негадано уже в Доброте.
Доброта расположена на восточном побережье Которского залива, к северу от административного центра общины — города Котор. Первые упоминания о городке относятся к 1260 году, с 1371 года — Доброта была часть югорода Котор, а с 1704 года вновь самостоятельный населённый пункт. К слову, в Доброте находится единственная психиатрическая больница Черногории .
Которский залив изгибается и уходит глубоко в сушу, для того, чтобы его обогнуть, предстоит долгая дорога. Поэтому многие предпочитают воспользоваться переправой между Лепетане и Каменари через пролив Вериге в самом узком месте залива.
Я же пошел вдоль объездной дороги, которая тянется вдоль всего городка.
тротуары в некоторых местах отсутствуют как класс и как в Ялте приходится порой карабкаться вверх,
а затем через дворы домов идти вперёд, чтобы вновь спуститься к шоссе.
Монотонное шествие вдоль шоссе надоело, я взглянул в строну залива, увидел вдали судно и решил свернуть на набережную.
По дороге встретилась автостоянка, автомобилей в Черногории много, причём не все из них с черногорскими номерами.
Вот я на набережной Бока-Которского залива.
Набережная Доброты (Черногория)
Оглядевшись по сторонам, решил продолжить путь дальше по набережной, продолжая удаляться от Котора.
На рейде стоял корабль, ставший для меня своеобразным ориентиром.
Наибольшего расцвета Доброта достигла в XVII — XIX веках, когда ей принадлежали наиболее крупные корабли в округе, когда здесь была довольно крупная пристань, а всех желающих обучали морскому делу. В 1717 году Доброта получила статус приморского поселения. Разбогатевшие на мореплавании и торговле капитаны местных судов строили здесь красивые дворцы в стиле барокко. Многие из капитанских дворцов дожили до наших дней.
К одному из таких бывших дворцов и привела меня дорога. На мысу Плагенти располагается бывший дворец Радоничей.
Долгое время земля, на которой был построен дворец, принадлежала Котору, и лишь в 1808 году была продана семейству Радоничичей. Сумма сделки — 500 талеров.
Капитан Крсто Радоничич построил на купленном участке небольшой дворец. В 1847 году здесь побывал Пётр II Петрович Негош (1813 -1851) — правитель Черногории (владыка) в 1830–1851 годах и митрополит Черногорский и Бердский.
В 1937 году здание выкупила «Ядранска стража» — патриотическая морская организация Югославии. После Второй Мировой войны здесь размещалось студенческое общежитие Морской академии. С 1961 года здесь находится Институт биологии моря — одно из научно-исследовательских учреждений Университета Черногории.
В результате неудачно проведённой реставрации здание в стиле барокко потеряло один из фасадов, а также часть очарования и красоты.
На территории Института биологии моря находится церковь Святого Ильи Пророка.
Однонефная церковь очень мала. Подобраться к ней трудно, да и не привечают здесь любопытных туристов. Удивительно, что построена церковь была задолго до появления здесь дворца Радоничей, да и до появления самого города Доброта. Воздвигнута она была в XI–XII веках, но до сих пор существует и не подвластна разрушениям времени.
Возле мыса Плагенти прямо в воде Которского залива возвышается большой каменный крест.
Чем-то он мне напомнил памятник погибшим кораблям в Севастополе, тоже на каменном островке расположен. Только размерами поменьше, но и ведь Черногория значительно меньше по размерам чем Россия.
Сначала я подумал, что это чудом сохранившийся крест после землетрясения и (или) затопления старинного кладбища. Но этот крест специально был установлен в память о погибших в море моряках, ведь Доброта и примыкающий к ней Котор испокон века давали пристанище морякам, которые постоянно уходили на промысел или в торговый путь в море, но не всегда возвращались к родным берегам и своим жилищам.
С морем шутить нельзя. Мне вспомнился памятник на ту же тему в Бургасе «Исчезнувшим в пучине морской».
Посмотрел вдоль берега, город продолжался, побережье терялось вдали.
Но желание продолжить путь охладили холодные капли приближающегося дождя. Пришлось разворачиваться и быстрым шагом топать в сторону Котора, ибо междугородний вокзал есть только там.
Набережная выглядела замечательно, вот только пешеходов не было видно, в отличие от автомобилей, которые двигались по узкой дорожке вдоль зданий, зажимая набережную между собой и заливом.
В заливе — различных форм и размеров катера и лодки.
Они выстроились вдоль берега, только хозяев не видно.
По дороге я умудрялся еще здания рассматривать.
Архитектура некоторых из них была оригинальной.
Одним из примечательных зданий стала Высшая морская школа, которая была сформирована в 1959 году как независимое высшее учебное заведение с целью подготовки кадров для флота Югославии.
В 1981 году Высшая морская школа была преобразована в Морской факультет Университета Черногории. Хотя в его названии присутствует слово Котор, но фактически факультет располагается в городке Доброта. Морской факультет сотрудничает с научно-исследовательским Институтом биологии моря, который мы уже видели.
Неофициально считается, что Высшая морская школа является прямой наследницей мореходной школы, открытой Марко Мартиновичем в соседнем городке Перасте в 1697 году.
У Котора нет своего пляжа, зато есть пляж в прилегающем к Котору городке Доброте. Как это часто бывает в Черногории — фактически это не один пляж, а множество небольших участков, расположенных друг за другом.
Песчаных отрезков здесь нет, кругом бетон или песок вперемешку с галькой.
Для входа в море часто используются пирсы.
Я был здесь в октябре и не обнаружил ни одного купающегося, хотя и в сезон в этих местах их также не слишком много. Зато вдоль пляжей располагаются многочисленные кафе, бары и рестораны.
От набережной пришлось снова подниматься вверх, в сторону объездной дороги и по уже знакомому мостику возвратиться в Котор. Но вот только до автовокзала дойти до дождя не успел. Жутко холодный и обильный ливень промочил меня насквозь, на автовокзал добрался промокший до нитки.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия