Крохотный городок Старицу присоединили ко Ржеву, ибо недалеко. Бегло просмотрев туристеровский рейтинг достопримечательностей города, набросала накануне план, не вдаваясь в детали. Все же, первоочередным был Ржев, но и маленькая да удаленькая Старица приятно удивила.
Годом основания города считается 1297-й, когда тверской князь Михаил Ярославович для защиты юго-западных границ своего княжества срубил здесь крепость Новый город (Городок на Старице, Высокий Городок, Новый Городок). Высокий берег Волги, образующий мыс в месте впадения в нее речки Старицы, идеально подходил для данной цели. С конца XIV века городок стали называть Старица.
Гуляя по нынешней Старице, численность населения которой не дотягивает и до десяти тысяч, трудно представить, что когда-то город играл важную роль в российской истории. А ведь несколько веков назад здесь бушевали нешуточные страсти и на протяжении трех столетий с момента возникновения Старица находилась в центре политической борьбы. Во время царствования Ивана Грозного Старица являлась его временной ставкой, но это был последний раз, когда город выступал политически важным центром.
В последующем Старица существовала в качестве приволжского купеческого городка, где протекала обычная повседневная ремесленная жизнь. Велась оптовая торговля пенькой, лесом, хлебом, развивались кузнечное, сапожное, гончарное и другие ремёсла. Широко был известен и кузнечный промысел. К слову, бывших купеческих особняков осталось в городе немало.
Один из источников презентует Старицу особенно эффектно: «Последняя русская вольница и оплот Ивана Грозного, скрывающий, возможно, его знаменитую библиотеку. Родина первого патриарха всея Руси, где находится один из древнейших православных монастырей. Район добычи "мрамора" для белокаменной Москвы. Край, вдохновлявший на творчество Пушкина, ценителя местной природы, красавиц и плюшек. И наконец, живописная местность в верховьях великой русской реки, сохранившей здесь практически первозданный вид. И это далеко не все, что можно сказать о Старице». Заманчиво, не правда ли? А теперь прогуляемся по улочкам старинного города.
В город въехали по центральной улице Ленина, свернули на улицу Советскую и оставили машину на парковке у здания районного суда. Здесь же установлен памятник Герою Советского Союза, командующему Черноморским флотом в Великой Отечественной войне Филиппу Сергеевичу Октябрьскому, родившемуся в деревне Лукшино Старицкого уезда.
В здании напротив под охраной окрашенных под бронзу львов разместилась районная Администрация. Всё в традиционном провинциальном духе — значимые для города административные здания проживают в центре. По соседству с районной Администрацией обосновался Старицкий колледж. Интересное, вытянувшееся в длину вдоль улицы Советской, старинное здание со множеством окон, увенчанных кирпичной кладкой в стиле кокошников русских красавиц, сразу же привлекает внимание.
Здание районной Администрации
Спустившись чуть вниз, дошли до Городского сада, где по большому счету ничего достопримечательного и нет. Первые упоминания о нем относятся у 1882 году, когда по предложению Старицкого земского собрания решили изменить «план города Старицы на Вознесенской площади, с устройством там Земскою Управою сада».
Название «Вознесенская» площадь носила в связи с нахождением здесь одноимённого храма, некогда Вознесенского женского монастыря. Монастырь, связанный со старицкой подвижницей Пелагеей, чью могилу долгое время не могли найти, занимал центральное место среди вековых лип на широкой поляне, полого спускающейся к Волге. В 1917 году размеренная жизнь городского сада и монастыря прервалась из-за революционных событий.
Летом 1918 года в Земском саду похоронили губернского комиссара Николая Гусева, а Земский сад переименовали в сад имени Гусева, увековечив имя комиссара на обелиске в его честь. В конце 70-х жизнь городского сада стала замирать и лишь в 2015 году его благоустроили и вновь открыли для горожан.
Обращаясь к истории, упомяну, что здание Вознесенского женского монастыря возвели в 1570 году. Местные верят, что его основателем был сам Иван Грозный. На месте деревянной церкви, сгоревшей в 1637 году, построили новое здание из белого тёсаного камня. Церковь имела два этажа и трёхъярусную колокольню со шпилем. Во второй половине XVIII века по указу императрицы Екатерины II монастырь упразднили, Вознесенский храм получил статус приходской церкви, что существовала до 1935 года. В Советские годы храм находился в заброшенном состоянии, а во время войны был частично разрушен, и местные жители стали постепенно разбирать стены на хозяйственные постройки. В послевоенный период здание пытались оборудовать под клуб, но повреждения были столь серьёзны, что ремонтные работы быстро свернули. На останки церкви, находящиеся на грани исчезновения, больно смотреть. Верхние этажи и крыша обрушились, окна и дверные проёмы зияют пустотой.
Мы не преминули заглянуть вовнутрь руинного «каркаса», но кроме сгрудившихся обломков кирпичей и пары колон с просматривающимся рисунком на капителях ничего не обнаружили.
Улица, носящая имя выдающегося флотоводца, командующего Черноморским флотом в годы ВОВ, героя Советского Союза адмирала Ф.С. Октябрьского, спускается от Советской до набережной Волги. Туда и направились.
По пути невозможно пропустить Никольско-Преображенскую церковь или церковь Николая Чудотворца, возведенную в конце XIX века. Охристое здание с колокольней, выделяющиеся ярким пятном, сохранилось сравнительно неплохо, но признаков жизни храм не подавал. Огорчило отсутствие следов реконструкции. Ведь в данном случае можно было бы обойтись минимальными затратами и прихожане потянулись бы в храм, занимающий живописную локацию у Волги.
В окрестностях храма притулились низенькие в удручающем состоянии домишки и фактурные заброшки, служившие, вероятнее всего, обиталищами для местных жителей. Уточняющей информации по заброшенным домам в этой части Старицы не нашла.
Словно магнитом потянуло к зияющим кирпичным проломам, где недавно теплилась жизнь. Рискуя травмироваться, удовлетворили сиюминутное любопытство, перешагивая через полусгнившие деревянные доски и обломки кирпичей, сваленные в периметре заброшки, а затем спустились к набережной.
Набережная с ровненькой брусчаткой и коваными фонарями, обустроенная на европейский манер, презентует панорамные виды на Волгу и Арочный мост.
Трудно представить, что вплоть до второй половины XIX века местные жители использовали для переправы паром и перевоз. Позже появился плашкоутный мост с подвижной средней частью для пропуска судов по фарватеру, что запечатлел в начале XX века пионер российской цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский. Мост раньше располагался на спуске от Успенского монастыря.
Современную конструкцию длиной 322 м и высотой 24,5 м, что видим сейчас, возвели в 1963 году, до этого стационарной переправы в Старице не было.
Перетекающую в Аптекарский переулок набережную можно пересечь пешком и, поднявшись по недавно облагороженной лестнице, оказаться подле Арочного моста. Мы решили на какое-то время укрыться от разбушевавшегося с неистовой силой пронзительного ветра и проехать нехитрое расстояние на авто.
У парковки на площади, носящей имя вождя пролетариата, установлен неизменный для провинции памятник В. И. Ленину. Как и во многих российских городах, отказываться от советского прошлого в Старице не спешат.
Чуть поодаль можно увидеть самое легендарное здание города — дом купца Дмитрия Фёдоровича Филиппова. Имущество богатейшего старицкого купца-хлеботорговца поражало размахом. Филиппов владел тремя каменными и двумя деревянными домами, тремя лавками, пристанью и солодовым заводом. В Старице уверены, что именно это дом Филиппов сдал для проведения балов в сочельник 1829 года, когда в гости к Прасковье Александровне Осиповой приезжал Пушкин. Вполне вероятно, что именно здесь Пушкин танцевал на балах.
Братская могила советских солдат, погибших в боях за Старицу в 1941 году, обустроена напротив. Так на небольшом территориальном городском пятачке уживается наследие разновременных исторических эпох.
Узкая безымянная улочка, убегающая вниз от улицы Ленина, вывела к Новому Городищу.
Левый, высокий берег Волги, что раньше занимала Торговая площадь, концентрирован достопримечательностями. Первое, что бросается в глаза — старые кузницы XVIII, именуемые «белокаменными». Особенность их в том, что сооружения, построенные из старицкого белого камня, будто встроены в полость земляного вала. Камень со временем изменил окрас, двери запечатали на замки, и уже очень давно ремесленная деятельность в сохранившихся семи кузницах не ведется. А ведь когда-то их число подбиралось к полусотне. В городе было несколько династий кузнецов, среди которых выделялась династия Чернятиных, владевшая cекретом отливки стали, ценившейся наряду с булатной и дамасской. Хочется верить, что столетиями оползающий земляной вал не разрушил, а законсервировал прошлое для потомков, и рано или поздно остальные кузницы в результате раскопок дополнят имеющийся архитектурный ансамбль.
Династия Чернятиных славилась не только кузнечным делом. Проект трехъярусной колокольни и Борисоглебской церкви (или храма Спаса Нерукотворного Образа), что венчают холм над кузницами, принадлежит М.А. Чернятину.
Монументальный белокаменный храм в стиле классицизма отличается величественными главами, элегантным аттиком и фронтоном четырехколонного портика. Собор, возведённый в начале XIX столетия, больше века служил горожанам. Затем был закрыт, долгое время пустовал и начал разрушаться. В конце прошлого столетия здание законсервировали, а уцелевшие детали интерьера и керамическое панно «Распятие» и «Спас» переместили в московские музеи. Свежеокрашенные купола оптимистично семафорят, что затянувшаяся реставрация имеет шансы к логическому завершению.
На колокольню, где под острым шпилем оборудована смотровая, можно подняться. Но нам не повезло, храм был закрыт. На одной из стен чудом уцелели фрагменты икон.
В архитектурный ансамбль на холме вливается Братская Могила № 15
и одиноко растущая сосна, протягивающая жидкие лапы к солнцу.
Верхний променад над Волгой дополняют беседки, что хороши для фотосессий, но совершенно не спасают от разгульных ветров.
Не ленивым рекомендую совершить усилие и подняться на 150 метров на крутобокий холм к Старому Городищу. Именно здесь находилась заложенная князем Михаилом Ярославовичем крепость, а сейчас различимы следы археологических раскопок.
Ценная награда, что ожидает на финише, — живописнейшие виды на русло Волги и Успенский монастырь.
За необыкновенный рельеф раскинувшуюся внизу местность называют Старицкой Швейцарией. Волга здесь не широкая, но живая и настоящая, не перегруженная плотинами и не обезображенная человеческой деятельностью.
И Старица, что расположилась на фактурных берегах, выглядит отсюда мило и уютно.
Нижний променад не отличается архитектурным многообразием, но здешний условно сохранный храм доступен для горожан и туристов.
Обогнув Часовню Александра Невского,
повернули влево до Рождественской церкви. Уникальную по своему архитектурному облику церковь Рождества Пресвятой Богородицы, больше известную как Пятницкая, возвели в конце XVIII века недалеко от старой Торговой площади. Храм оформили в стиле барокко, а столетие спустя пристроили два придела в виде классических ротонд. Один — во имя преподобного Нила Столобенского, второй — во имя великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Сложный ансамбль дополнили белокаменной колоннадой с двумя часовнями. Оригинальный храм — одна из визитных карточек Старицы. Других таких на Руси нет.
Местные реставраторы, получившие грант, копошились внутри. Но прервавшись в благом деле, рассказали историю храма и позволили походить по внутренним помещениям. Полость основного храма наиболее сохранна. Алтарь восстановлен и ведется активная реставрация подкупольных росписей.
Приделы в более удручающем состоянии, но радует, что средства на восстановление есть.
Никак нельзя допустить, чтобы удивительные натуралистично выписанные старинные фрески, чьи фрагменты различимы на стенах, канули в небытие.
Преодолев Арочный мост, мы переместились на правобережье. Не терпелось оказаться в стенах Успенского монастыря, чьи панорамы с холма от Старого Городища взбудоражили воображение.
На парковке у подъема к Арочному мосту со стороны монастыря установлен памятник В. А. Корнилову, что командовал обороной Севастополя во время Крымской войны.
А в тихом сквере по другую сторону моста — монумент погибшим воинам. Памятник в виде двух семиметровых стел, объединенных мраморной плитой с профилем бойца, посвящён памяти русских солдат, погибших при освобождении Старицы. К монументу ведет аллея героев Советского Союза — уроженцев Старицкого района. Имейте ввиду, что подъехать сюда на машине затруднительно. Лучше ножками от парковки, благо недалеко.
Свято-Успенский монастырь считается главной достопримечательностью Старицы. Заложенный в начале XII века, он начинался с обычной деревянной часовни, что изначально размещалась на левом берегу Волги на территории Нового Городища. Затем возвели каменную церковь, предначертавшую могущество и расцвет монастыря на несколько столетий. В XIV веке храм был разрушен. По всей видимости, в тот период настали самые трудные годы в судьбе Старицы.
В XVI веке князь Андрей Иванович Старицкий принялся за восстановление храма, перенеся его на противоположный берег Волги. Возрожденный Успенский монастырь стал белокаменным, а разросшуюся территорию укрепили земляными валами и рвом с водой. Монастырь прилюбил Иван Грозный, проводивший здесь много времени. Собственно, как упоминала выше, царь питал нежные чувства к Старице в целом.
Монастырю досталось на своем веку. Он горел, подвергался вражеским набегам, перестраивался, дополнялся. Благодаря последней реконструкции в 2000-е гг на средства мецената Виктора Христенко, монастырь имеет достойный облик.
Вход в монастырь сформирован надвратной церковью Иоанна Богослова, поражающей гармоничностью и аккуратностью. По внутренней лестнице можно подняться на второй этаж и пройтись по протяженной каменной галерее-гульбищу.
Внутренний периметр монастыря образован несколькими сооружениями. Здесь разместились: Успенский собор, Колокольня с часовней с захоронением Патриарха Иова, памятник Патриарху Иову, Введенская церковь с Костницей, Церковь Иоанна Богослова, Усыпальница И.Ф. Глебова, Троицкий собор и монастырский некрополь.
Не размышляли, в какой последовательности осматривать постройки, ноги сами понесли к некрополю.
Небольшая часовня, встающая на пути к погосту, служит мавзолеем-усыпальницей И.Ф. Глебова, генерала и сенатора екатерининских времен и по совместительству владельца усадьбы Знаменское-Раёк. Каменная плита над могилой внутри, облицованная старинными вензелями, настолько древняя, что сомнений в подлинности захоронения не возникло.
Фактурные надгробия, поросшие местами мхом, можно рассматривать часами. Кто эти люди? Чем занимались? Какая была уготована им судьба? В источниках обнаружила информацию, что надгробия установлены здесь в произвольном порядке и редко под каким есть могила. По сути, под открытым небом разместился своеобразный «музей» надгробий из камня.
В Успенский собор, построенный по указу князя Андрея Старицкого в 1530 году, привели следы загадочной и легендарной Пелагеи Старицкой, чью могилу, как писала выше, не могли отыскать долгие годы. В соборе покоятся мощи Святой, а одна из загадок связана с процессом исследования её останков. Случилось, как говорится, чудо — кусок кожаной сандалии Святой неожиданно трансформировался и принял форму плоского изображения профиля женской головы в монашеской скуфье. Именно в таком виде он размещен в напольном киоте вместе с ракой с частичкой мощей схимонахини.
Признаюсь честно, в темном углу да под куполом киота особенности обувки не разглядела. Засмотрелась на источающий медовый свет алтарь с резными Царскими вратами.
Впритык к Успенскому собору высится колокольня, где в 1607 г. был похоронен первый Патриарх Московский и всея Руси Иов. Но покоился от тут недолго. Спустя чуть более 40 лет нетленные мощи Иова перенесли в Москву в Успенский собор. На территории монастыря сохранился лишь памятник первому патриарху.
Скученный квартет храмов разбавляет купель. Долго гадали, откуда поступает вода в облицованное мрамором сооружение. И спросить было не у кого. Но, интуиция подсказывает, что без протекающей у стен монастыря Волги не обошлось.
Особняком от прочих монастырских строений стоит Введенская церковь, возведённая на личные средства Ивана Грозного. Некий источник утверждает, что церковь признается едва ли не самым красивым храмом Тверской земли. Спорное на мой субъективный взгляд утверждение. Редкое, из-за почтенного возраста, нетипичной конструкции и шатровых элементов, пожалуй, да, но отнюдь не самое красивое.
По деревянной лестнице можно подняться наверх, где под древними свежеоштукатуренными сводами разместили осовременненный иконостас.
Каменная же лестница у основания ведет в подклет, где устроена Костница. За массивной решёткой на полочках разложены останки почивших монахов, захороненных XVIII — XIX веках, что обнаружили на территории монастыря в период реставрационных работ. Верхняя полка для черепов, нижняя — под кости. Неожиданно и нетипично для православных канонов, но уж как есть.
Гуляя по берегу Волги с внешней стороны монастыря, спохватились, что не зашли в двухуровневый Троицкий собор, построенный на средства генерал-майора А. Т. Тутолмина, являющийся семейной усыпальницей. Возвращаться не стали, а вы непременно загляните при случае, внутри красиво.
Виды на Новое Городище, постройки и бывшую Торговую площадь, где кипела жизнь, особенно привлекательны с пологого правобережья у стен монастыря.
В месте, где улица Володарского переходит в Тверское шоссе, находится церковь пророка Илии, построенная в конце XVIII века. Храм оставили на десерт, ибо аскетичная внешне церковь, выполненная в стиле классицизма, раскрывается, словно шкатулка с драгоценностями, стоит оказаться внутри. Место намоленное, ведь на протяжении 200 лет церковь ни разу не закрывалась.
Ильинская церковь упоминается впервые в писцовых книгах 1624 года как бревенчатое здание, пришедшее вскорости в негодность. Новую каменную церковь чуть сместили в пространстве, поместив в то место, где она расположена сейчас.
Съемка внутри запрещена, и мои горячие просьбы не разжалобили строгую служительницу. Батюшка был сговорчивее. Особенно после того, как узнал, откуда мы приехали. Оказалось, он выпускник Смоленской Духовной семинарии. Если бы не случайное стечение обстоятельств в виде благосклонности святого отца, старинные оригинальные купольные росписи вкупе с иконами XVIII века хранились бы исключительно в памяти. А так и нарушать ничего не пришлось)
Мы не охватили в Старице всего, что может заинтересовать пытливого туриста. Не заглянули в музеи, не прошлись по современным жилым кварталам, и не дошли до руин Воскресенской церкви. Но и того, где успели побывать, хватило для полноценного представления о городе. И для приятных впечатлений, что на какое-то время наполняют живительный, утоляющий туристическую жажду сосуд.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия