После посещения Сергиева Посада, Абрамцево и Дмитрова возвращаться в Калугу мы решили другой дорогой, заглянув при этом в старинные городки Истру и Звенигород. В обоих этих городах я уже была в ноябре прошлого года, но погода тогда выдалась настолько мерзкая, что мысль вернуться сюда и увидеть одни из их главных и старейших достопримечательностей — Воскресенский Ново-Иерусалимский и Саввино-Сторожевский монастыри на фоне ясного неба и в обрамлении зелени, меня не покидала.
И вот все сложилось — погода сегодня смягчилась, отменив вчерашний лютый пронизывающий ветер, и основательно так повысив градус тепла. Даже серая хмарь, окутавшая с утра небо, к моменту нашего приезда в Ново-Иерусалимский монастырь разошлась. Так что встретил он нас белоснежным сиянием своих стен и горящим золотом куполов на фоне пронзительно-синего неба. И никого! Удивительно было гулять по безлюдной территории монастыря, только в храме, на службе, присутствовало несколько человек.
В прошлый раз, под чутким руководством подруги, знающей и любящей этот монастырь, мы отстояли внушительную очередь в Кувуклию, набрали водички в святом источнике, не торопясь обошли значимые места Воскресенского собора, продуваемые всеми ветрами и поливаемые дождем, забрались на стены.
Сегодня наша прогулка была краткой, мы только оценили красоту и размах комплекса монастырских храмов, да еще я показала мужу Кувуклию, воплощение Гроба Господня на русской земле, ведь совсем недавно мы смотрели по телевизору трансляцию церемонии схождения благодатного огня в Иерусалиме. А как известно, храмы, река Истра, живописные холмы, по замыслу патриарха Московского Никона, по идее которого и был создан в 1656 году монастырь, должны были напоминать верующим святые для христиан места — Палестину, воссозданную в ландшафте и архитектуре.
При создании монастыря ближние окрестности стали его частью, и их назвали Вифания, Фавор, Елеон, Гефсиманский сад и т. д. Некоторые башни получили названия башен иерусалимских ворот: Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Даже протекающая под стенами река Истра была переименована в Иордан. В центре монастыря находится собор Воскресения Христова, сооруженный по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
А еще в этот раз хотелось прогуляться по истринскому Гефсиманскому саду. Статус святого места в христианстве сад получил потому, что здесь в ночь перед казнью молился Иисус Христос. Восточная Православная церковь также считает, что именно здесь была похоронена и вознеслась на небеса Дева Мария. Неудивительно, что создатели монастыря посчитали необходимым воплотить и это место на истринской земле.
Попасть в Гефсиманский сад Истры можно двумя путями: пройти насквозь территорию монастыря и выйти через Елизаветинские ворота, или же обойти по периметру монастырь снаружи, причем с любой стороны, под белоснежными старыми стенами, по аккуратной прогулочной дорожке.
На территории сада расположен скит патриарха Никона, сохранившийся до наших дней. Он был построен здесь, в уединенном месте под стенами монастыря по просьбе самого Никона, как только он переселился в строящийся монастырь из Москвы.
В небольшом трёхэтажном доме на втором этаже были устроены личные покои патриарха, а на третьем находились церковь, приёмная, трапезная и келья Патриарха. В скит Никон удалялся на время постов, когда жил в монастыре.
Пройдя немного вглубь сада, можно увидеть маленький музей деревянного зодчества.
«Маленький» в данном случае означает НУ ОЧЕНЬ маленький — объектов всего-то три — деревянная часовенка,
крестьянская изба рода Кокориных, перевезенная из села Выхино Люберецкого района Московской области,
да ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района Тверской области. С мельницей нам не повезло, главная ее красота — крылья лежали на земле. Надеюсь, после реконструкции она вновь их обретет.
Следующая точка на нашей карте — Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
Я уже была здесь в прошлом году в тот же день, что и в Ново-Иерусалимском монастыре, но ноябрьский день короток, и тогда сюда мы добрались уже в темноте, успев только осмотреть территорию комплекса в вечерней подсветке, да прослушать кусочек службы в соборе Рождества Богородицы.
Монастырь был основан в 1398 году на горе Сторожи, там, где речка Сторожка впадает в Москву-реку. Гора эта была оборонительным укреплением Московского княжества во время литовских и польских набегов, отсюда и название «Сторожи».
История Саввино-Сторожевского монастыря неотделима от судьбы его основателя, звенигородского чудотворца Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского, в обители которого в Сергиевом Посаде мы побывали вчера.
В конце XIV столетия Савва выстроил деревянный храм Рождества Богородицы и келью при нем. Совсем скоро в новую обитель устремились иноки, были построены новые кельи, монастырь обнесли деревянной оградой. Ища уединения для молитвы и благочестивых размышлений, преподобный Савва удалялся в пещеру, на месте которой сейчас находится скит.
Благодаря покровительству князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, монастырь очень скоро стал важнейшей обителью этого края, которая была освобождена от дани и пошлин и получила в дар от князя многочисленные владения. В 1405 году на месте деревянного храма был сооружен белокаменный собор Рождества Богородицы. Этот средневековый красавец сейчас встречает нас в самом центре монастырского комплекса.
В начале XVII века монастырь сильно пострадал во время польско-литовской интервенции и был разорен.
В 1650 году начался второй значительный период в истории строительства монастыря, когда царь Алексей Михайлович Романов издал указ о создании нового монастырского ансамбля на горе Сторожи.
Именно тогда монастырь приобрел облик, который во многом сохранился до наших дней.
Царь избрал монастырь своей загородной резиденцией. Специально для царицы Марии Ильиничны были возведены Царицыны палаты, сохранившиеся по сей день.
Алексей Михайлович стал именовать обитель Лаврой и приравнял ее к Троице-Сергиеву монастырю.
Из Москвы к монастырю был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как «Царский путь» или «Дорога царей богоизбранных», ведь по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского русские великие князья, цари и императоры.
Проедем еще совсем немного, и мы оказываемся в усадьбе Захарово, что близ поселка Голицыно в Одинцовском городском округе Подмосковья.
Поэтической родиной Пушкина называют эту усадьбу, ведь здесь прошла значительная часть его детства. Шесть летних сезонов, с 1805 по 1810 год маленький будущий поэт гостил здесь у свой бабушки — Марии Алексеевны Ганнибал. Дом, купленный Марией Алексеевной для своих внуков, не сохранился, но тот, что мы видим сейчас, восстановлен в максимально приближенном к оригиналу виде.
На период с весны и до самой осени женщина со всеми своими внуками жила здесь. В своей усадьбе Мария Алексеевна ввела свои порядки: в первую очередь она полностью запретила разговаривать по-французски, а затем уволила всех гувернеров своих внуков. Маленький Саша был окружен здесь материнским вниманием. Именно бабушка была его первой наставницей в русском языке.
По воспоминаниям родных, робкий мальчик совершенно изменился на лоне вольной сельской жизни. Он стал крепким и любознательным. Здесь, на лоне природы, знакомился он и с крестьянским бытом. Направив энергию юного ума на изучение родного языка, бабушка поведала внуку историю рода Ганнибалов, научила ценить сокровища русских сказок. До наших дней в Захарове сохранился пруд и часть парка, воспетые Пушкиным. Летом на берег пруда выносили столик, и семья устраивала чаепития.
Именно здесь няней Пушкина стала Арина Родионовна Яковлева.
«…Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шопотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало, —
Все в душу страх невольный поселяло…»
— с ностальгией вспомнит о проведенных в имении временах Пушкин в 1813 году.
В это время он уже будет учеником Царскосельского лицея, а детей оттуда не отпускали домой в любое время года, и Мария Алексеевна продала дом в Захарово.
В четырех километрах от Захарово на берегу речки Вяземки находится дворцово — парковый ансамбль, также связанный с именем Пушкина. Большие Вяземы — аристократическая усадьба, основанная Борисом Годуновым на Большой Смоленской дороге. В 1585 году она была пожалована государем Иваном Грозным шурину Борису Годунову, превратившему своё владение в небольшую крепость.
В смутные времена начала XVII века усадьба на короткое время стала загородной резиденцией Лжедмитрия I и его супруги Марины Мнишек. В конце XVII века Петр I подарил Большие Вязёмы своему соратнику в борьбе за власть — князю Борису Голицыну.
В 1784 вяземский дворец был перестроен, и в этом виде главное здание дошло до наших дней.
Голицыны — дальние родственники Пушкиных, и проживая в Захарово, семья поэта ходила в гости и в соседние Вяземы.
Литературоведы считают, что при написании «Евгения Онегина» Пушкин в качестве прототипа дома Татьяны Лариной описывал усадебный дом в Захарово, а аристократический особняк в Вяземах стал прототипом дома Онегина.
Дворец знаменит также и тем, что во время войны 1812 года здесь останавливались Михаил Кутузов и Наполеон Бонапарт.
Два хозяина имения — Борис Владимирович и Дмитрий Владимирович Голицыны участвовали в этой войне.
Комнаты особняка декорированы мебелью и предметами обихода XIX — начала XX века, собранными для музея в схожих дворянских имениях.
Жилые и парадные покои восстановлены такими, какими их мог видеть Пушкин в юном и более позднем возрасте при посещении дома.
Дмитрий Владимировичи Голицын, участник битвы при Бородино, военный градоначальник Москвы, лично втретит гостей усадьбы, и с интерактивного портрета расскажет об основных вехах ее жизни.
Усадьба стала приятным открытием для меня, ей я посвящу отдельный отзыв.
В Вяземах помимо усадьбы сохранился уникальный старинный храм Преображения Господня, основанный в 1598 году по указу Бориса Годунова.
В этом храме юный Пушкин с семьей и с бабушкой посещал службы, здесь у церковной ограды похоронен брат поэта Николай, который умер шестилетним ребенком в 1807 году.
Сохранились и плотина на реке Вяземке, построенная по указу Бориса Годунова. За ней находится каменный мост начала XIX века, с которого уже несколько веков открывается отличный вид на усадьбу (здесь поверьте мне на слово, фото нет, так как на мосту останавливать машину нельзя, а парковаться поодаль и идти пешком уже не было сил). Но вы обязательно посмотрите!
А в конце прогулки нам распахнул свои прохладные объятья регулярный парк усадьбы.
Тенистые аллеи, шум ветра в ветвях деревьев и нежные первоцветы, раскрывающиеся навстречу солнцу, послужили замечательным финальным аккордом этого путешествия.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия