Я давно мечтал оказаться в Дубровнике. Несмотря на многочисленные посещения Хорватии с целью яхтинга, Дубровник посетить не удалось. Из нашей марины во время недельных походов была доступна только средняя Далмация, Дубровник оставался далеко на юге, недоступным для тихоходных парусников.
И вот в ходе семейного автопутешествия мы наконец доехали до самого южного хорватского города. Достопримечательности и виды в Дубровнике потрясающие и полностью превзошли все ожидания. Город наполнен красивыми видами на каждом углу. Но в Дубровнике также есть восхитительные рестораны, которые сделали поездку намного приятнее.
Дубровник, который часто называют «Жемчужиной Адриатики» — относительно небольшой город, в котором проживает около 42 000 человек. А Старый город ещё меньше, но количество и качество исторических улиц и памятников в нём просто зашкаливает.
Дубровник был основан около VII века, в ходе своего исторического развития был независимой республикой в течение 450 лет, владея статусом морского порта с открытой торговлей. Затем Дубровник стал частью Австро-Венгерской империи, и, наконец, Югославии.
Местные жители Дубровника гордятся своей самобытностью и во многом являются продуктом своего прошлого. Многие будут считать Дубровник отдельным от остальной части Хорватии, как будто это всё ещё отдельная республика. Помогает такому чувству и реальная география — от ближайшего крупного города Сплита до Дубровника 230 км и надо, пусть и коротко, пересечь границу другого государства. Правда, хорваты скоро построят мост, и дорога сократится.
Большинство людей приезжают в Дубровник в разгар летнего сезона. В обычный туристический год Дубровник безумно переполнен, особенно в дни, когда в городе пришвартовано больше круизных лайнеров, чем обычно. В пандемические месяцы город опустел, но к августу 2021 всё вернулось, если не в прежнем (у меня нет возможности сравнить), то наверняка в очень приличном объёме. Даже в сентябре мы увидели крайне оживлённый старый город.
Дубровник обладает ослепительной красотой с его оранжево-красными черепичными крышами и солидными старинными крепостями, стены которых построены из камня. Чтобы исследовать Дубровник, посетители могут прогуляться по улице Страдун или по узким боковым улочкам. Блестят ряды сувенирных лавок, которые освещены до поздней ночи. Лабиринты улочек, площадей, домов, гаваней… Всё это — отличные впечатления для путешественников.
Хотя Дубровник не так известен, как Венеция или Амальфи, это место, которое нельзя пропустить, приезжая в Средиземноморский регион. Писатель Джордж Бернард Шоу писал: «Тот, кто ищет рай на земле, должен приехать в Дубровник». Я всё же не поддерживанию подобный пафос, но я и не писатель. На мой взгляд рай скорее выглядит как идеальный тропический островок, но не каменный, порой душный и раскалённый город. Но то, что Дубровник является вершиной во время поездки по восточному побережью Адриатики — бесспорно.
Старый город является пешеходным, поэтому не нужно следить за проезжей частью, когда бродишь по вымощенным мрамором улицам вдоль, поперёк, по диагонали. Это хорошо, так как трудно не отводить взгляд от дороги, когда вокруг так много красивых зданий. Центральный Дубровник представляет собой беспорядочную смесь готических и ренессансных церквей, венецианских палаццо и резных фонтанов, перемешанных с ресторанами, террасами и множеством модных бутиков и отелей.
Старый город Дубровника знаменит своими ступенями и переулками, похожими на лабиринты. На протяжении веков Дубровник соперничал с Венецией как торговый порт, с его огромными прочными каменными стенами, построенными между XI и XVII веками, которые обеспечивали защиту этому бывшему городу-государству.
Здесь была построена целая система каменных лестниц, которые напрямую соединяли жилые районы со Старым кварталом.
Весь старый город окружен толстыми каменными стенами, достигающими 25 метров в высоту и местами в ширину до шести метров, которые на протяжении веков защищали город. Первые городские стены были построены в XI веке, но форма, которую мы видим сегодня, восходит к XIV веку, когда Дубровник получил независимость от Венеции. Помимо стен здесь есть четверо ворот и четыре крепости для защиты наиболее уязвимых мест.
Первое, что мы увидели, спустившись от наших апартаментов к старому городу — крепость Минчета. Эта башня со своей великолепной короной доминирует над городом на протяжении веков. Эта башня — символ свободы торговой республики и вызов дерзким захватчикам, а сегодня и один из самых красивых символов города. Благодаря своей прекрасной архитектуре, это одно из самых красивых укреплений в мире. Крепость была построена опытным мастером Никифором Раниной в 1319 году. Адаптирована и получила свою нынешнюю монументальную круглую форму благодаря архитекторам эпохи Возрождения Микелоцци из Флоренции и Юрая Далматинца, по проекту которого башня была завершена в 1464 году.
Три оборонительные башни между Минчетой и Бужскими воротами названы в честь святых — святой Барбары, святой Лючии и святого Вида.
Бужские ворота, через которые мы входим в старый город с улицы Бошковича, были открыты в городских стенах в 1907 году. Сама улица была названа в честь Руджера Бошковича, лучшего хорватского учёного XVIII века, физика, астронома и поэта.
Уже внутри старогородских стен сразу пройдём к северо-восточным Плочским воротам. По пути встречается часовня Святого Иакова Пипунара. Первоначально дороманская церковь относилась к южно-далматинскому типу однонефной продольной церкви с куполом. В последующие века церковь претерпела перестройку, а её фасад датируется поздним ренессансом.
Ещё дальше, в самом северо-восточном углу к городским стенам прилепился огромный Доминиканский монастырь. Он был построен в XIV веке, что делает его таким же старым, как городские крепостные стены.
Построенное в стиле готики и ренессанса, здание монастыря является домом для многих впечатляющих произведений искусства — внутри сейчас музей.
Напротив монастыря стоит ещё одна древняя церковь — Благовещения. Церковь с множеством элементов в готическом стиле была построена в 1534 году мастером эпохи Возрождения Петаром Андриичем, это прекрасный пример переходного стиля от готики к ренессансу. Фасад с его порталом и единственной звонницей, а также боковой портал украшены резьбой по камню.
Проход между южной стеной Доминиканского монастыря и городской стеной приведёт к уже упомянутым Плочским воротам.
Этот тщательно укрепленный въездной комплекс состоит из внутренних и внешних ворот XV века с каменными мостами. Над внутренними воротами возвышается башня Асимона, часть комплекса городских стен.
Над внешними воротами, примыкающими к форту Ревелин, стоит каменная статуя святого Власия, покровителя города.
С этого места, пожалуй, самый лучший вид на Городскую гавань. Это одна из старейших частей города, которая была построена вокруг позднеантичного замка у моря. Свой нынешний вид гавань приобрела в XV веке. Наиболее заметными частями гавани являются три арки (четвертая была дополнительно обнесена стеной) Большого арсенала, построенного в конце XII века и расширенного в XV веке. Гавань была старейшей верфью, местом, где ремонтировались большие венецианские галеры. Правее выглядывают из-за стены три арки Малого арсенала XV века, где ремонтировались небольшие лодки, а между арсеналами виден проход к воротам рыбного рынка, построенный в 1381 году. Гавань от моря отделяет волнорез Каше, который был построен в 1485 году по проекту Паско Миличевича для защиты гавани от юго-восточных ветров и волн. Волнорез также укорачивал громоздкую цепь гавани, которую натягивали ночью между берегами.
На противоположном берегу гавани хорошо виден внушительный форт Святого Иоанна, созданный для обороны городского порта в середине XIV века. Свою нынешнюю полукруглую форму и монументальный вид крепость получила в XVI веке.
Возвращаемся в средневековый Дубровник через Плочские ворота, и вот мы, пожалуй, на самой центральной площади, название у которой, правда неаристократическое — Лужа.
Самое высокое здание здесь — Часовая башня Дубровника, построенная в 1444 году. Бронзовый колокол весом более 2 тонн работы скульптора Ивана Раблянина установлен на 31-метровой башне. После землетрясения колокольня постепенно наклонилась в сторону улицы Страдун и частично разрушилась. Позднее была перестроена в стиле ренессанс.
К западу от колокольни возвышается изысканный Таможенный дворец Дивона, чаще называемый Спонца. Построен в специфическом для Дубровников готико-ренессансном стиле. Дворец, который также служил монетным двором и арсеналом, возник в XVI веке по проекту Паско Миличевича. Этот дворец примыкал к самому оживлённому торговому центру города, а в XVII веке он стал местом встречи членов Академии учёных, которые обсуждали литературу, искусство и науку. Сегодня во дворце Спонца находится архив Дубровника, считающийся одним из самых богатых старинных архивов в Европе.
С восточной стороны к Часовой башне примыкал большой арсенал, склад, где хранились товары и зерно, и Дом городской стражи. В 1816 году здание сгорело, а новая ратуша была построена в 1882 году. В настоящее время это резиденция городского правительства Дубровника. Хотя сохранился великолепный фасад в стиле барокко, работа архитектора Марино Гропелли XVIII века.
В нише фасада Дома городской стражи разместился Малый фонтан Онофрио, спроектированный Онофрио делла Кава в 1446 году. Над этим маленьким шедевром работал каменщик Пьетро ди Мартино из Милана. Рельефы обнажённых младенцев на восьмиугольных сторонах бассейна с фонтаном, дельфины с раковинами и коленопреклоненные мальчики на водяном столбе демонстрируют влияние эпохи Возрождения, хотя и с отсылками к готическому стилю.
К другой стороне Дома городской стражи примыкает Ректорский дворец. Не ищите связи с учебными заведениями, ректором (князем) в некоторых среднеземноморских республиках назывался глава города — государства. Дворец служил резиденцией ректора Республики Рагуза (венецианское название Дубровника) между XIV и XVIII веками. Внутренний двор дворца содержал тюрьму и суд. За окнами главного фасада находились личные покои ректора, административные кабинеты, общественные залы.
Посередине Лужи стоит одно из самых красивых сакральных зданий Дубровника, церковь Святого Власия, которая была построена в 1715 году в ярком стиле венецианского барокко приезжим мастером Марино Гропелли по заказу Сената Дубровника, который запросил новую церковь на месте старой романской XIV века.
Святой Власий почитается как покровитель Дубровника с X века. Согласно дубровницким летописцам, святой Власий тогда спас жителей Дубровника от венецианцев, ставших на рейде неподалёку. Жители Дубровника поверили заверениям гостей, что они уедут в Левант после того, как их снабдятся едой и питьем. Гости воспользовались возможностью осмотреть достопримечательности и отметить слабые места в обороне города. Однако святой Власий раскрыл их намерения приходскому священнику Стойко и таким образом спас город от ночного нападения. Стойко описал святого как старого седого мужчину с длинной бородой, в архиерейской шапке и с палкой в руке. Именно так выглядят статуи Святого Власия на городских стенах и башнях.
Считается, что сам король Англии Ричард Львиное Сердце стоял за основанием удивительного собора Дубровника. Собор когда-то был церковью, которую король Ричард финансировал в 1192 году. Это был своего рода подарок за скромное гостеприимство, которое он получил в Хорватии после кораблекрушения.
После землетрясения 1667 года церковь была полностью разрушена, а на её месте появился прекрасный собор в стиле барокко. В соборе находятся реликвии включая части тела святого Власия и даже что-то от одежды Иисуса.
Наполненное историей здание не только само по себе является выдающимся произведением искусства, но и является домом для полиптиха выдающегося Тициана под названием «Успение Марии».
Церковь Святого Игнатия — самый красивый барочный комплекс Дубровника. Что и не удивительно, ведь это Иезуитская церковь. Является работой знаменитого архитектора-иезуита и художника Игнацио Поццо, работавшего над ней с 1699 по 1703 год.
Чтобы построить церковь и прилегающую коллегию, пришлось снести большое количество домов в самой старой части города. Этот комплекс считается лучшим в стиле барокко не только в Дубровнике, но и во всей Далмации. Поэтому неудивительно, что театральные режиссеры на летнем фестивале часто используют это место под сцену.
К церкви ведёт красивая лестница в стиле барокко, спроектированная римским архитектором Пьетро Пассалаком в 1738 году. Некоторые хотят сравнить эту лестницу с римской Испанской, ведущей к церкви деи Монти, но сравнение явно натянутое, масштабы не те. Хотя уголок старого города здесь очень красив.
В здании, примыкающем к церкви, находится знаменитый дубровницкий колледж Коллегиум Рагузинум. Иезуиты прибыли в Дубровник в первой половине XVI века с целью открыть колледж, что они сделали только в 1658 году. После упразднения ордена иезуитов в 1773 году Коллегиум перешел к пиаристам. Сейчас в здании располагается классическая гимназия. Старая библиотека включает более 10 000 ценных томов.
Нижняя часть лестницы примыкает к площади Гундулича со статуей этого одного из лучших поэтов Дубровника XVIII века. Статуя является работой Ивана Рендича 1892 года, а её пьедестал украшен бронзовыми рельефами, изображающими сцены из эпоса Гундулича «Осман».
Вернёмся вновь на Лужу… или в Лужу? Потешно. С этой площади, от малого фонтана Онофрио начинается главная пешеходная улица старого города — Плаца или Страдун. Она недлинная, прямая, хотя и сам город, как упоминал, довольно компактный.
Вдоль улицы расположены элегантные исторические здания, в которых расположены сувенирные магазины, рестораны, бары и несколько музеев.
Многочисленные переулки по обе стороны от улицы так и манят свернуть для более подробного изучения средневековых лабиринтов Старого города.
На Страдун выходит ещё один красивый исторический религиозный комплекс, францисканская церковь и монастырь, датируется 1300-ми годами. Это одно из самых сказочных мест для посещения в Дубровнике. Особенно когда на улице жара, вы найдете тень и прохладу в его колоннадах, дворике и старинной аптеке.
С противоположной стороны этой главной улицы тоже находится фонтан Онофрио, только Большой. Главное его предназначение сейчас — снабжение питьевой водой, которую в жаркое время года многие набирают в бутылки из 16 фонтанчиков, расположенных по кругу. Как и малый фонтан, этот был также спроектирован Онофрио делла Кава из Неаполя по случаю завершения строительства системы водоснабжения города в 1438 году, когда родниковая вода была доставлена из реки Дубровачки, расположенной в 12 километрах.
Слева от фонтана виден фасад церкви Спаса, построенной в благодарность за спасение от ужасающего землетрясения 1520 года. В своём первозданном виде, свидетельствующем о подлинном образце дубровницкой архитектуры эпохи Возрождения, она сохранился до наших дней.
Выходим через западные Пильские ворота. Здесь на небольшой площади народ толпится в основном в ожидании автобусов. В этом месте кончаются (или начинаются, смотря как оценивать) практически все городские маршруты.
Мы же пойдём вдоль берега, чтобы посмотреть на отдельно стоящую крепость Святого Лаврентия. Она гордо возвышается на крутых скалах высотой 37 метров и овеяна легендами о истории своего возникновения.
Благодаря своему стратегическому расположению крепость играла важную роль в защите города.
В начале XI века венецианцы якобы намеревались построить на том же месте свою большую крепость. Жители Дубровника узнали о замысле венецианцев и тут же решили построить на этой практически неприступной скале крепость, чтобы защитить город от венецианцев. Историки утверждают, что крепость была построена за три месяца. Когда венецианцы приплыли с материалами, предназначенными для строительства форта, им оставалось только увидеть, что жители Дубровника перехитрили их и опередили.
Форт имеет исключительно толстые стены с трёх сторон, с севера, запада и юго-запада, с которых противник мог подойти. Эти стены имеют толщину от 4 до 12 метров. В восточной части крепости, обращённой к Дубровнику, стены имеют толщину всего 60 сантиметров. Это также была мудрая мера предосторожности со стороны Дубровницкой республики, судя по местной легенде. Ибо в случае, если комендант форта, который всегда был из числа аристократии, попытается захватить власть, артиллерия могла легко пробить эту стену. Фольклор есть фолклор, я так и не понял, почему коменданты именно этого форта из четырёх должны были считаться особо неблагонадёжными.
Стоит прогуляться немного по берегу и дальше последней крепости. Здесь отличное место, чтобы запечатлеть панораму адриатического побережья вместе со старым городом.
И обратно в средневековый Дубровник. Который не хотелось покидать до самого позднего вечера.