На мой взгляд, Хорватию надо изучать сверху вниз. То есть с севера на юг. Заканчивая в самом живописном и захватывающим дух Дубровнике. Без сомнения, величественный и оживлённый Сплит впечатлит, но всё же немного померкнет, если посетить его сразу после Дубровника. Мы же как раз спускались по побережью на юг, поэтому в Сплите шкала «культурного шока», подогретая постепенно Задаром, Шибеником и Трогиром, достигла крайне высокой отметки, отметившись на следующий день в Дубровнике своим максимумом. В Сплите есть то неописуемое качество, которое притягивает к себе людей. Он источает уверенность и очарование, всегда гудит от волнения и постоянно меняющейся модной гастрономической сцены, а его расположение на восточном берегу Адриатического моря является идеальной отправной точкой для изучения региона Далмации и близлежащих островов.
Что делает Сплит таким особенным? Этот город не похож ни на один другой в Хорватии. Современный прибрежный мегаполис, центр, до сих пор окружённый древними стенами. В течение дня постоянно сталкиваешься с многовековыми римскими шедеврами и не перестаёшь удивляться. Затем по вечерам потягиваешь коктейли в самых крутых барах города. Сплит пульсирующий, живой, молодой и динамичный. И в то же время очаровывает своим историческим шармом.
Прогулка по Сплиту — это как путешествие в прошлое.
Ощутить насыщенную, многовековую историю города можно на каждом углу.
Старая часть представляет собой лабиринт переулков, заблудиться в которых — просто часть посещения города.
История Сплита чрезвычайно богата и бурна, не уместится в паре предложений. Хотя область Сплита ранее была заселена греческими колониями, императора Диоклетиана следует считать его первым гражданином и основателем.
Он построил свою роскошную «виллу» площадью около 300 000 квадратных метров недалеко от великого города Салона в 293 году нашей эры, только чтобы уйти с римского престола через несколько лет и заняться огородничеством.
Последующие бурные века превратили жилище одного человека в город, задуманный беглыми жителями Салоны, спасавшимися от авар и славян. Власть в городе, который постепенно перерос стены дворца, менялась от хорватских королей в X веке через венгерскую и венецианскую администрацию к французским правителям и австро-венгерской монархии.
Бурная история оставляла след в повседневной жизни города, который всегда неуклонно двигался вперед, оставаясь центром этой части побережья и по сей день. В тех смешениях пластов истории неизбежна была неуклюжесть, иногда даже поспешность в развитии, но сегодня все это часть самобытности. Великий город бьётся сегодня тихим шепотом истории, живым духом молодости и очарованием Средиземноморья, но во всех отношениях истинно далматинским теплом…
Как невозможно представить себе Рим без римского Колизея или Каир без Великих пирамид в Гизе, так и Сплит без Дворца Диоклетиана. Не надо представлять себе одно закрытое здание. Дворец Диоклетиана относится к остаткам гигантского древнего комплекса зданий, который простирается через старый город. Архитектура дворца изменялась и дополнялась на протяжении веков, однако римское влияние все ещё читается повсеместно.
Дворец Диоклетиана на самом деле скорее очень большая крепость. Половина дворца использовалась для личного пользования Диоклетиана, а другая половина — для размещения его военных. Комплекс дворца имеет форму неправильного прямоугольника с башнями на западной, северной и восточной частях. Вдоль южного фасада не было построено ни одной башни, так как тогда эти стены возвышались прямо над водой. Диоклетиан спроектировал здание так, чтобы его корабль мог причалить прямо к одному из входов во Дворец. Вход внутрь — в каждой из четырех стен, а центральная площадь Перистил, разделяет Дворец на четыре квартала.
Дворец Диоклетиана был в основном построен из белого известняка с острова Брач в Хорватии, на его постройку ушло девять лет и 20 000 рабов. Сейчас на территории Дворца — улицы, заполненные магазинами и ресторанами, даже гостиница, здесь сердце города, то самое место, где всё начиналось и практически не менялось, по крайней мере с окончания Средних веков.
Перистил — центральная площадь дворца Диоклетиана и одновременно самая впечатляющая и красивая площадь во всём Сплите. С римскими элементами это место действительно источает волшебную и особенную атмосферу.
Это одно из самых фотографируемых мест в Сплите, и обычно оно заполнено группами туристов. Сюда каждый придёт несколько раз во время прогулки по Сплиту. Как говорится, все дороги ведут в Рим, а все дороги в Сплите ведут в Перистил. Атмосфера на площади очень особенная в зависимости от времени суток: очень тихо утром, полно людей в течение дня, а вечером благодаря примыкающему бару наступает лаунж-атмосфера.
Перистиль представляет собой по сути огромное длинное сплошное крыльцо, образованное рядом колонн, окружающих двор. В основном он использовался в эллинистической греческой и римской архитектуре. Императорский Перистил Сплита расположен на пересечении двух главных дорог дворца.
Вокруг полно артефактов, например сфинкс из чёрного гранита, один из 12 сфинксов, привезённых Диоклетианом из Египта.
Непосредственно к Перистилу примыкает собор Святого Домния или Святого Дуе по версии местных жителей, который часто называют просто Сплитским собором.
Со своей пятиэтажной характерной колокольней собор привлекает внимание издалека и характеризует силуэт города. Этот собор является самым старым католическим собором в мире, который во многом сохранил первоначальную структуру римской постройки.
Собор был сооружён в здании 305 года нашей эры — Мавзолея императора. Какая ирония в том, что Мавзолей императора, известного как гонителя христиан, был превращен в католический собор, посвящённый одной из его жертв. Красиво украшенная романская колокольня была пристроена несколько столетий спустя.
Внутри собора история примирила древнее язычество, христианское средневековье и современное наследие. В бывшем Мавзолее почётное место занимают алтари с мощами святых Домния и Анастасия — мучеников, казнённых в соседней Салоне.
Внешний восьмиугольник Мавзолея окружён проходом (периптером), состоящим из 24 колонн.
Внутри он имеет круглую форму с четырьмя полукруглыми и четырьмя прямоугольными нишами. Посередине стоял саркофаг Диоклетиана, впоследствии разрушенный.
Над нишами возвышаются восемь коринфских колонн из красного гранита, а над ними еще восемь поменьше. На карнизе, огибающем вершину, изображены рельефы охотящихся эротов, масок и человеческих голов.
Знаменитой частью собора являются его ворота, вырезанные из орехового дерева Андрией Бувиной из Сплита со сценами из Евангелий, от Благовещения Гавриила до Воскресения Христова.
Слева от входа находится шестиугольная кафедра XIII века, сделанная из драгоценного зеленого порфира, когда-то полностью позолоченная.
Алтарь справа был посвящён салонскому епископу и мученику святому Домнию работы Бонино да Милано 1427 года в стиле поздней готики, а изготовление фресок четырех евангелистов было поручено позднеготическому художнику Дуяму Вушковичу из Сплита в 1429 году.
Левый боковой алтарь второго покровителя Сплита, мученика-ремесленника Анастасия Аквилейского, был сделан в 1448 году величайшим хорватским архитектором и скульптором своего времени Юраем Далматинцем. Особенно впечатляет центральный рельеф на саркофаге, изображающий Бичевание Христа.
Главный алтарь строился с 1685 по 1689 год.
Алтарь в северной нише с останками святого Домния из алтаря Бонино был построен венецианским скульптором Морлайтером в 1767 году.
На юг от Перистиля сразу входим в так называемый Вестибюль. Вестибюль когда-то был официальным входом в апартаменты императора. Этот круглый зал был покрыт куполом, и в него допускались только избранные.
Хотелось бы посмотреть на эту часть дворца в первозданном виде — полукруглые ниши со статуями, большой купол с яркой блестящей мозаикой, засвидетельствованный ещё в документах XVI века, белизна круглой стены… Но хорошо, что его восстановили хотя бы в нынешнем виде, ведь немногим более полувека назад жители держали птицу и возделывали огороды.
Подвалы дворца расположены под апартаментами императора, и во времена Диоклетиана они в основном использовались как складские помещения. После падения Римской империи части фундамента превратили в жилые помещения, а позже они были адаптированы под канализационные цистерны для домов, построенных над ними. Когда начались раскопки, благодаря консервационным качествам окаменевших фекалий (уж извините за подробности) подземные сооружения прекрасно сохранились, и было найдено множество археологических сокровищ. Подструктуры дворца Диоклетиана представляют собой один из наиболее хорошо сохранившихся древних комплексов такого рода в мире. Для исследователей подвалы важны и тем, что будучи конструктивно точной копией апартаментов наверху, они позволяют точно воссоздать внешний вид жилой части дворца Императора.
Залы в основном пусты, но по пути можно найти один-два экспоната, а также прогуляться по выставкам, ремесленным или сувенирным лавкам.
Гигантский Дворец — минигород запускал и выпускал посетителей через четверо ворот. Южные, Медные ворота являются частью приморской стены и ведут в подвалы дворца. Так как при строительстве море доходило до этих ворот, они не несли никакой оборонной или эстетической функции, просто дыра в стене. Даже не стал их фотографировать
Porta septemtrionalis (современное название — Золотые ворота), выходящие на север, к континенту — совсем иное произведение. Через них император Диоклетиан впервые прошёл во дворец 1 июня 305 года. Ниши фасада когда-то украшали скульптуры четырёх императоров-тетрархов (Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора). Ворота, начинавшиеся от Перистиля, через улицу Кардо, вели прямо в Салону как столицу римской провинции Далмация, и ими могли пользоваться только император и члены его семьи.
Они были построены в форме прямоугольника, были двойными, сохранилась и вторая, внутренняя честь входа. Ворота поменяли своё название на Porta Aurea или Золотые ворота под влиянием Венеции в XVI веке.
Парк напротив ворот вместе с находящимся поблизости памятником епископу Гргуру Нинскому работы великого хорватского скульптора Ивана Мештровича сейчас — одно из любимых туристических мест Сплита и отдыха местных жителей.
Porta orientalis, или по-современному, Серебряные ворота, использовались для входа во дворец с востока, через главную улицу декуманус. Они были скромнее в своем убранстве, чем Золотые, и были закрыты со времён Средневековья до 1952 года, а затем основательно реконструированы во время разрушения барочной церкви по соседству. По обеим сторонам ворот видны остатки восьмиугольных башен.
Проходя через эти ворота, мы даже сегодня имеем возможность пройтись по оригинальной древней мостовой декумануса, по которой много лет назад ходили подданные Диоклетиана.
Первоначальное римское название западных Железных ворот было Porta Occidentalis. В одиннадцатом веке над воротами была построена небольшая церковь Богородицы на Колокольне, первоначально посвящённая святому Феодору, с красивой ранней романской колокольней. В Средние века пространство внутри ворот использовалось как здание суда, а около пятидесяти лет назад здесь находилось целое царство небольших магазинов. И сегодня мы видим стены ворот и колокольню с городскими часами, которые интересны тем, что имеют 24 цифры вместо обычных 12. У самых ворот нашёл свое место один из красивейших дворцов позднесредневековой знати, принадлежавший семье Киприани Бенедетти.
Когда-то во Дворце было три храма. Однако остался один — Храм Юпитера. Юпитер был и римским богом, и именем отца Диоклетиана, по слухам, император Диоклетиан считал себя реинкарнацией Юпитера. Но находящийся на западе Старого города храм этого бога как-то не впечатлил. Античный храм в Пуле гораздо симпатичнее.
Примыкающая к Железным воротам Пьяца впервые упоминается в XIII веке как площадь Святого Лаврентия, и это была первая обитаемая часть Сплита за пределами дворца Диоклетиана, прислонившаяся к его западной стене. На протяжении веков Пьяца является центральной сценой городской жизни, здесь в готическом здании Старой ратуши, ныне выставочном центре, находилась резиденция городской власти, а в до сих пор красивых и сохранившихся дворцах жили знатные семьи.
В близлежащих кафе, ресторанах и барах горожане всегда могли найти место, где можно отдохнуть, встретиться, показаться и увидеть других, пройти через самые важные события города. Каждое здание на Пьяце имеет свою историю, каждое является свидетелем истории и духа города.
На соседней Фруктовой площади, как это ни странно, продавались веками фрукты, ну и овощи за компанию. Есть несколько достопримечательностей, украшающих эту небольшую площадь, где кипит городская жизнь с барами, ресторанами и эксклюзивными магазинами. Самая большая в городе восьмиугольная венецианская башня, остатки бывшей крепости, построенной в XV веке для защиты тогдашнего небольшого городка.
Напротив башни находится великолепный дворец старинного рода Милези XVII века с впечатляющим фасадом в стиле барокко, один из лучших образцов этого стиля во всей Далмации. Прямо перед ним установлен памятник отцу хорватской литературы, гражданину Сплита Марко Маруличу, который был одним из самых важных философов и интеллектуалов XV века.
В северной части дворца Диоклетиана, в стене над Золотыми воротами, нашла свое место раннехристианская церковь Святого Мартина. Она является единственным образцом раннехристианской церкви VI века с дороманской алтарной перегородкой XI века.
Эта самая маленькая из старейших церквей имеет ширину всего 1,64 метра и длину 10 метров, считается наиболее сохранившимся сакральным памятником древности.
Первоначально помещение использовалось как проход для стражников, охранявших северный вход во дворец Диоклетиана.
Рива — главный променад Сплита, куда ходят местные жители и туристы. С одной стороны пальм вы найдете приморскую дорожку со скамейками, а с другой стороны — набережную.
С раннего утра и до поздней ночи здесь бурлит жизнь, шествуют молодые и пожилые горожане, здесь туристическая мекка приезжих со всего мира.
Почти без сомнения, ваш день закончится на Риве — большой, просторной набережной в центре города, перед вечным дворцом, заполненной кафе, деревьями, пальмами, скамейками, цветами и людьми всех возрастов, местными жителями и туристами.
На улице исполняют свои произведения музыканты, местные жители и туристы наслаждаются последними лучами солнца с отнюдь не чайным бокалом в руке и видом на море. Всякий, кто хочет погрузиться в расслабленный средиземноморский образ жизни, находится здесь в том самом правильном месте.
Гавань со смешным именем Матеюшка на протяжении веков была портом для небольших лодок, принадлежащих рыбакам Сплита. Сегодня пирс, примыкающий к Риве — одно из самых популярных мест для молодежи Сплита, а также для их сверстников-туристов, стремящихся пообщаться за пределами баров.
Именно это делает этот старый порт местом, где легче всего установить контакт между местными жителями и гостями, к удовольствию обеих сторон. Хотя, в какой-то части гавань функционирует до сих пор по своему прямому назначению, принимая и отправляя суда.
На этом рассказ о Сплите заканчиваю, на побережье остался ещё один хорватский город — великолепный Дубровник. Хотя по пути ещё остановимся в одной интересной крепости.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия