Руководство первого русского профессионального театра имени Фёдора Волкова на основании мониторинга ip-адресов, с которых произведена покупка билетов, утверждают, что большая часть купленных билетов (особенно в выходные) приходится на москвичей. На нас с супругой в том числе. Да, это действительно так: Ярославль — единственный город, в который мы готовы съездить ради одного спектакля. Так случилось и на этот раз. Прослышав про нашумевшую премьеру спектакля «Циолковский» мы решили, что пришло время в очередной раз (наверное, уже в пятый) посетить столицу Золотого Кольца. Автопутешествие позволяет расширить возможности и заехать попутно в другие города, открыть для себя что-то новое. Чем мы и воспользовались.
Чем мне нравится дорога из Москвы до Ярославля, так это тем, что её условно можно разделить на четыре равных по протяжённости отрезка: Москва — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль. В каждом городе есть что посмотреть, есть где перекусить, да и просто размять косточки после часового переезда. В этот раз мы миновали Сергиев Посад и первую короткую техническую остановку сделали в Переславле-Залесском у Горицкого Успенского монастыря. Не стали заходить внутрь, просто обошли его вдоль восточной стены, чтобы взглянуть на город сверху. В области ещё много снега и ночь выдалась очень холодной (- 17), поэтому под ногами ощутили совсем не весенний хруст снега. Посмотрев на город свысока, и определив находящееся подо льдом и снегом Плещеево озеро, мы продолжили свой путь.
Горицкий Успенский монастырь
Следующая остановка в Ростове Великом. Любим этот город и заезжаем в него всегда. На этот раз более длительная остановка: надо перекусить, погулять по Кремлю, выйти на берег озера и …купить очередных котов.
Сначала посетили Кремль. Просто погуляли, заходить в музеи не стали, так как уже неоднократно были. Зимний (в тот день никак не весенний) Кремль достаточно сер и уныл. Рассказывать что изображено на фотографиях тоже вроде как смысла нет — ведь ничего нового и не скажешь. Такой морозный и пустынный Кремль мы видели впервые.
В очередной раз зашли в Успенский собор. Иконостас разобран. Видимо, часть икон вывезена на реставрацию, а часть на консервацию. Строительные леса стоят, никаких заметных работ внутри храма не проводится. Вот уже сколько лет.
Зашли в ремесленную мастерскую чернолощёной керамики, чтобы купить очередных котов себе и друзьям. Коты на любой вкус, любого окраса. Но одной породы. Купили трёх.
Ремесленная мастерская чернолощенной керамики
Перекусив в харчевне, двинули дальше на север, в надежде успеть что-нибудь ещё посмотреть в Ярославле до спектакля. Разместились в гостинице «Достоевский», пошли гулять по набережной и дошли до музея имени Вадима Орлова. Вот где мы ещё ни разу не были!
История дома № 15 на Волжской набережной уходит корнями вглубь веков. От первоначального строения, которое датируется второй половиной XVII века, сохранился лишь великолепный сводчатый подвал (подклет). В 1820-х годах дом был полностью перестроен. Изменились и внешний облик и планировка. Фасад здания, решенный в духе позднего классицизма, является украшением Волжской набережной.
Дом №15 на Волжской набережной
В музее представлены работы из фарфора, чугуна и серебра. Вадим Юрьевич Орлов, чьим именем назван музей, начал коллекционировать предметы русской старины и каслинское литьё в конце 80-х годов. До сих пор коллекция расширяется и дополняется.
Художественный фарфор — самый большой и значимый раздел коллекции.
В основном это изделия русских частных заводов: фабрики Гарднера, подборка «фаянсового лубка» фабрики М. С. Кузнецова в Твери, завода Попова и Миклашевского. Работы изысканные, красиво проработанные детали, забавные сюжеты из жизни.
У нас было только полтора часа до спектакля, поэтому мы осмотрели экспозицию поверхностно. Но если не торопиться, смотреть вдумчиво, читать пояснительные тексты, то часа три на музей надо закладывать.
Семь залов, фигурки стоят в витринах за стеклом. Никаких бабушек-смотрительниц. Для Ярославля музей однозначно топовый! Уникальный и можно сказать исключительный. Обязательный к посещению. Может быть, про него мало знают, и открылся он относительно недавно, но мы были чуть ли не единственными посетителями.
В подклете этого исторического здания разместились более 250 единиц коллекции произведений чугунного художественного литья уральских заводов, русское и европейское художественное и бытовое серебро (около 1300 предметов), а также изделия из меди и латуни.
В Ярославле наступил вечер, и мы подошли к Волковскому театру. Спектакль назывался «Циолковский». Премьера состоялась год назад. Это красочная музыкальная постановка о великом русском ученом Константине Эдуардовиче Циолковском, который, несмотря на глухоту, бедность, многочисленные бытовые трудности, непонимание своих идей и непризнание со стороны коллег, всю жизнь упорно шёл к поставленной им для себя большой цели.
Первый русский театр имени Ф.Волкова
Всего один день из жизни знаменитого учёного и изобретателя. Но в нём, как в капле воды, отразилась вся его судьба. Среди героев спектакля не только сам Циолковский и его жена, сослуживцы по епархиальному училищу и его ученицы, но и великий учёный Дмитрий Иванович Менделеев, с которым Константин Эдуардович долгие годы переписывался, а также его главный оппонент, знаменитый авиатор Николай Егорович Жуковский, не принимавший идеи Циолковского.
Декорации к спектаклю - Циолковский
Спектакль превосходный! Только тот факт, что он включён в этом году на театральную премию «Золотая Маска» аж в семи номинациях, говорит о многом.
Немного арифметики. Буквально через пять дней этот спектакль Волковский театр привозил в Москву (Малый театр). Билет в первые ряды стоил 7400 рублей (а мы не можем иначе, туговаты стали на ухо). Умножаем на два. Билет же в Волковский театр (3-й ряд) стоил 1000 рублей. Даже с учётом бензина, проживания в гостинице и питания получается в разы дешевле. Чему тут удивляться, что москвичи едут в Ярославль ради театра.
Утром мы проснулись от яркого солнца, которое намекнуло нам о том, что весна всё-таки будет. Выглянули в окно номера — а там церковь Николая Чудотворца озарена солнечным светом и колокольный звон. Нет, церковь не работающая (используется как архив), а колокольный звон доносился со стороны Успенского собора.
Церковь Николая Чудотворца
На этот день у нас было много планов. На прощание захотелось снова увидеть храмовый комплекс в Коровниках и церковь Иоанна Предтечи в Толчково. Затем заехать в сёла Курба и Великое, и через недолгую остановку в Ростове вернуться домой.
Но сначала мы захотели увидеть ещё в одно место, где никогда не были — шоу-макет Золотое Кольцо. Он находится в музейном квартале в Советском переулке.
Миниатюрный мир, в котором кипит жизнь. На разработку и реализацию проекта потребовалось 2 года, в течение которых 147 специалистов (художников, специалистов по 3D-технологиям, инженеров и звукорежиссеров) трудились над созданием миниатюрного мира, держа все в строгой тайне. То, что они предъявили зрителю — полный восторг!
На трёхстах квадратных метрах собраны самые узнаваемые виды городов Золотого Кольца и сценки русской жизни. В Иваново по улицам бегают невесты в белых платьях. В Ростовском кремле проводят экскурсии. В Ярославле вокруг стадиона толпятся фанаты, а в Костроме зима и там с обустроенных трасс катаются на лыжах. А на поле рядом с комбайнами сел пепелац из «Кин-дза-дза!»
Каждый квадратный сантиметр насыщен сюжетами и событиями, прямо как в реальной жизни. Пастухи пасут стадо, а лесорубы валят лес. Кто-то митингует, кто-то чинит велосипед в гараже, пожарные тушат пожар. Всего 5163 жителя на макете и их количество увеличивается день ото дня. Высота человечков — 1,5 -2,0 сантиметра. Если нажимать на определённые кнопки, то можно увидеть некоторые сюжеты в движении. А некоторые автомобили и поезда постоянно куда-то едут.
Каждые 10 минут на макете наступает ночь. Города загораются огнями, в окнах зажигается свет. Жизнь не останавливается, на улицах в свете фонарей гуляют люди, а машины мчат между городами, освещая дорогу фарами. Кстати, машины перед пешеходными переходами всегда притормаживают и даже ненадолго останавливаются.
На макете легко узнать все города Золотого кольца, они плавно переходят из одного в другой. Рекомендую взять бинокль, иначе вы не рассмотрите то, что будет вдали от вас.
Потом можно будет зайти в соседнюю комнату, чтобы посмотреть как обслуживается и ремонтируется макет.
В общем, впасть в детство можно моментально! Ярославцы должны гордиться тем, что не только в Санкт-Петербурге, но и в их городе есть подобный макет.
Из музея, любуясь достопримечательностями Ярославля, мы отправились в Коровники.
Ярославский музей-заповедник
Надо сказать, что нам немного не повезло. Вполне вероятно, что на Волге уже начался ледоход. Но неожиданно холодные ночи внесли свои коррективы в это природное явление: большие куски льда снова соединились между собой молодым тонким льдом и река встала. А так бы можно было покататься на льдине до прибытия спасателей. :)
Храмовый комплекс в Коровниках. Редкий по красоте архитектурный ансамбль, состоящий из церкви Иоанна Златоуста (1649 — 1654), зимней церкви Сретения Иконы Божией Матери Владимирская (1669), высокой колокольни (1680-х гг.) и ограды со Святыми воротами, обращенными к Волге. Комплекс передан Русской Православной Старообрядческой церкви. Ворота оказались закрытыми. Знаю, что официально туда не пускают, но если хорошо попроситься, то служитель может на некоторое время впустить за пожертвования. В прошлый раз мы заходили, а в этот раз совсем не было времени.
Храмовый комплекс в Коровниках
Церковь Иоанна Предтечи и колокольня в Толчково (XVII век). Иоанно-Предтеченскую церковь в Толчковой слободе видели даже те, кто никогда не был в Ярославле. Именно она изображена на 1000-рублевой купюре. Архитектура церкви заслуживает отдельного слова — она монументальна! Можно бесконечно восхищаться мастерством архитектора. Внешне сохранилась достаточно хорошо. Очень красивые изразцы, старинная витиеватая кладка. Безумно красивое и атмосферное место на берегу Которосли, если бы не соседство с убивающим романтику химзаводом «Русские краски», на территории которого волею судеб оказался великолепнейший памятник русского зодчества.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчково
Нам пора покидать столицу Золотого Кольца, и следующую остановку мы делаем в Курбе. В селе Курба стоит очень красивая круглая церковь. Храм поражает своей масштабностью и уникальной шатровой архитектурой. Казалось бы, что особенного — большой и круглый храм. Но где вы ещё такой видели?!
Казанская церковь в Курбе
Даже в таком плачевном состоянии поражает замыслом и исполнением. Я и раньше видел фотографии этого храма с пустыми глазницами окон, через которые просматривались сохранившиеся фрески. Попытался и я проникнуть внутрь. Но, окна заколочены, оба входа обнесены сеткой рабицей. Очевидно, что в церкви начата реконструкция (как и положено — с крыши). Но в данный момент работы не проводятся — всё законсервировано. На одной двери висит замок. А на другой, вроде бы, как и нет его, и дырка в заборе. Ну, интересно же — пробрался. Там где парадная лестница должна быть — мусор. Передо мной на высоте метра в полтора врата старинные. Поржавевшие, но ещё крепкие. Заделаны основательно — не откроешь. Но какой-то умелец прорезал в них несколько дырок словно консервным ножом в банке. И вот так вот, просунув в одну дырку левую руку, в другую — правую (главное, гаджет вниз не уронить), можно сделать несколько кадров. Вымазался как чёрт, но вышел оттуда удовлетворённый.
Следующая остановка в селе Великом. Хочу сразу предупредить, что полдороги (примерно 17 км, до ж/д Москва — Ярославль) разбиты в хлам. За всё время в пути встретились две попутные машины и одна встречная. Никаких населённых пунктов на этом участке нет. В темноте с большой долей вероятности можно влететь в яму.
Пересекаем трассу Е115 (Москва — Ярославль) ещё 10 километров, и мы в селе Великом. Село небольшое, и достопримечательностей в нём не так много. Но, это лишь на первый взгляд. Я видел в Ярославле, в книжном магазине, фотоальбом об этом селе большого формата, на глянцевой бумаге, страниц на триста. На двух языках! Но дюже дорогой. Это было мной воспринято как руководство к путешествию.
Эх, походить бы по нему не торопясь, и разобраться что к чему. Да времени мало. Поэтому коротенько, самое основное. В селе есть Кремль! Прекрасные старинные постройки Великосельского кремля величественно возвышаются на центральной площади. Кремлём здесь называют ансамбль церквей: Покровскую церковь, церковь Рождества Богородицы, колокольню, часовню и две башни-часовни.
А также бывшее кладбище, где в 1891 году был захоронен один из богатейших льнопромышленников России, местный уроженец Александр Алексеевич Локалов. Собственно, одна его могила на кладбище и осталась. Всё находится в запущенном состоянии. Очень жаль, что никому ни до чего нет дела. Чуть облагородить территорию, отреставрировать, дать побольше рекламы и информации — и туробъект готов!
Рядом с колокольней — лавка. Издалека увидел, подумал, наверное, свечками да церковной утварью торгуют. Захожу внутрь — водку продают! Сильно! Интересно, губернатор Ярославской области в курсе, что есть такое село — ВЕЛИКОЕ?
От Великосельского кремля улицы лучами расходятся в разные стороны, пересекаемые параллельными улицами, образуя на карте словно паутинку. Самые интересные улицы: Моругина и Ярославская. На них много старых каменных купеческих особняков, среди которых и этот, в котором якобы останавливался Император Пётр I. Сейчас в нём кто-то живёт.
Но, а самый красивый и для мало—мальски подготовленного туриста известный дом — это особняк Локалова. Его несложно найти по флюгеру на вершине башенки, который виден с разных точек села. Прекрасный особняк, выстроенный в селе Великом для купца первой гильдии А. А. Локалова в 1888–1890 годах. Усадебный дом, стилизованный под русский терем, с башенкой над парадным входом, которая украшена кокошниками и флюгером на вершине, создан по проекту архитектора Шехтеля в период его раннего творчества.
Знаю, что и внутри частично сохранились в первозданном виде уникальные интерьеры. Но, увы, они недоступны. В здании с 1942 года и до настоящего времени размещается детский дом.
Особняк пока ещё стоит, дети там живут, но ремонт давно напрашивается. Невольно проводишь аналогии с селом Вятское (в той же Ярославской губернии). Не хватает в стране меценатов. Закончились. А последние сейчас в очередях в аэропортах стоят.
Редко-редко в особняк Локалова для групп проводят экскурсии по предварительной договорённости. Но не в этот раз. Была мизерная надежда решить вопрос на месте. Пока я фотографировал особняк, к нему подошла женщина с двумя мальчишками.
— Скажите, а можно как-нибудь вовнутрь попасть, хоть одним глазком взглянуть на интерьеры? — спросил я.
— Как же вы попадёте, если там детский дом?
— С вашей помощью, — с надеждой ответил я.
В ответ тишина…
… Ужинали мы в Ростове, в харчевне напротив Кремля. Левая часть заведения работает как столовая, а правая как кафе. Неплохо. Уютно. Рекомендую.
Сходили на озеро Неро. Там всё по-русски: дороги не чищены, сплошной лёд — ничего не стоит разбить черепушку. Но всё обошлось — увидели в дали Спасо-Яковлевский монастырь, и по валу огородами вышли к машине.
Пока я ехал до Переславля-Залесского всё думал, где бы там сделать остановку и поставить жирную точку в этом коротком путешествии. Решил, что в устье речки Трубеж будет в самый раз. Это, действительно, самое колоритное место в Переславле. Тем более, зимой мы там никогда не были. Сказано — сделано!
Церковь Сорока мучеников в устье Трубежа