"Природа является идеальным балансом в нашем мире, и если ты находишься с ней в гармонии, бережешь её, то она обязательно подскажет тебе дорогу к счастью."
"Природа является идеальным балансом в нашем мире, и если ты находишься с ней в гармонии, бережешь её, то она обязательно подскажет тебе дорогу к счастью."
Пятый день путешествия начался в живописной турбазе в посёлке Еланда (цифра 1 на карте). До нашего отъезда было пару часов свободного времени и мы пошли погулять вдоль реки Катунь.
Берег у реки девственный и поэтому единение с природой здесь потрясающее.
Очень интересно было поснимать разные природные детали. Вид снизу.
Вид сверху.
Цветочки.
Но больше всего мне нравятся почти бессмертные камни. Они тут живут дольше всех неодушевлённых предметов.
Особое отношение у меня к различным лишайникам и мхам на камнях. Если встречаются, то всегда фотографирую их. Это ведь настоящие картины, которые создаёт природа.
За время короткой прогулки я сделал сотни кадров на телефон. Жаль, что пока могу показать вам лишь маленькую часть. Главный посыл этих снимков — берегите всё то, что подарила нам планета Земля.
А это местная, не пугливая фауна. Гуляют недалеко от туристических домиков.
Когда мы уезжали нас вышел проводить ещё один чудесный местный житель. Палец если что не мой:)
Пришло время двигаться дальше. Наш путь лежал вдоль вышеупомянутой реки.
Иногда делаем фото стопы. В нашей команде пять человек. Четверо парней и одна девушка.
К 11 утра погода стала шикарной, облака даже пустились в пляс.
Вскоре подъехали к первому сегодняшнему объекту под названием Ороктойский мост (цифра 2 на карте).
Висячий автомобильный Ороктойский мост соединяет два берега реки Катунь в самом узком и глубоком её месте. На данный момент является единственным «связующим звеном» между деревнями Ороктой и Эдиган, которые находятся на расстоянии 37 км друг от друга.
К мосту съезжаются туристы со всех уголков Алтая — из Чемала, Бийска, Горно-Алтайска. Изящная переправа включена практически во все автобусные и водные туры по Горному Алтаю.
Мост был построен, торжественно открыт и введён в эксплуатацию в 1997 году, спустя несколько лет после разрушения половодьем предыдущего мостового перехода. Висячая конструкция опирается на железобетонные опоры, закрепленные в отвесных скалах высотой около 10 м. Основной пролет имеет длину 70 м, тогда как все сооружение — 120 м.
До появления нового моста жителям Ороктоя и Эдигана долгое время приходилось переправляться через Катунь в металлической люльке, которая перемещалась между скалистыми берегами по натянутым канатам.
Берега Катуни в районе Ороктойского моста — чёрные лавовые скалы причудливой формы, появившиеся здесь тысячелетия назад после извержения вулкана. На некоторых скальных участках есть «ванночки» — заполненные водой выемки, в которых любят купаться туристы и местные жители.
Далее мы сделали небольшую остановку в селе Куюс (цифра 3). В нескольких километрах от него находится небольшой грот с петроглифами. Но, мы решили пожалеть машину и отложить знакомство с наскальными рисунками в другом месте.
После Куюса мы возвращаемся назад. Недалеко от Ороктойского моста на карте в телефоне увидели надпись «петроглифы» практически около дороги. Решили остановится и посмотреть. Правда указателей не было никаких.
Искали рисунки минут десять и уже собрались уходить. Хорошо, что у нас в команде были глазастые участники и смогли разглядеть небольшие очертания оленей. В центре фото.
Ещё рядом есть что-то типа сакральной пещеры «Алтын Оос». Сюда уже вход платный.
Иногда в пути встречались большие стада овец.
Алтайские бурёнки. Теперь всегда когда вижу этих домашних животных вспоминаю экзотическую поездку в Южный Судан, где с коровами мы провели несколько незабываемых ночей.
Следующей точкой на карте стал населённый пункт Чемал (цифра 4 на карте). Мы были здесь вчера. Но, приехали поздно и к тому же начался дождь. Поэтому поспешили дальше к месту ночлега (в Еланду).
Чемал знаменит на весь Алтай благодаря острову Патмос, который находится посреди горной реки Катунь. К нему ведет подвесной мост на высоте 15 метров.
Мост неплохо раскачивается от проходящих по нему людей, что вызывает определенный страх у некоторых посетителей. Одновременно на мосту может находиться не более восьми человек, об этом предупреждают таблички на пути к подвесной переправе.
Остров Патмос известен уже практически 150 лет. Назван в честь одноименного греческого острова в Эгейском море, на который ссылали неугодных язычников и христиан Римской империи. В их числе был апостол Иоанн Богослов, написавший последнюю книгу Нового Завета.
На алтайском Патмосе уже с XIX века вдали от людей селились монахи. Немного позже на острове возвели часовню и назвали её в честь святого апостола Иоанна.
В конце 1920-х годов храм полностью сгорел, о его восстановлении вопрос возник лишь в начале 1990-х. Новый храм появился на острове только в 2001 году. Сейчас здесь монахи не живут, они расположились в кельях, что находятся неподалеку от подвесного моста на «большой земле».
Из Чемала мы выехали на федеральную автомобильную дорогу «Чуйский тракт». Эта трасса считается самой живописной в России и входит в десятку самых примечательных автодорог в мире.
Чуйский тракт стартует от Новосибирска, а финальная точка — село Ташанта, что на границе с Монголией. Протяжённость автомагистрали — около 968 километров.
Как вы понимаете сегодня мы увидели только небольшой фрагмент Чуйского тракта. Чтобы подтвердить или опровергнуть звание самой живописной дороги это нужно конечно проехать и увидеть весь участок. Местами действительно красиво.
Останавливаемся в точке под номером 5 (на карте выше). Здесь, на Семинском перевале установлен обелиск в честь добровольного присоединения в 1756 году алтайского народа к Российскому государству.
В следующем прекрасном месте (цифра 6) мы задержались чуть дольше. В районе 659 километра Чуйского тракта находится горный перевал Чике-Таман, один из самых «серпантинных» и живописных перевалов Горного Алтая.
Высота перевала Чике-Таман составляет 1295 метров над уровнем моря. Для алтайского ландшафта эту отметку нельзя назвать очень высокой. Например, высота соседнего перевала — Семинского составляет 1717 метров. Тем не менее, Чике-Таман воспринимается путешественниками как значительно более крутой и экстремальный.
Дорога, проходящая серпантином через скалы выходит на вершину перевала — смотровую площадку, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 метров над уровнем моря).
Наверху есть возможность прогуляться по сохранившемуся фрагменту старого Чуйского тракта и разглядеть внизу зигзаги и повороты старой дороги.
В 2017 году на перевале был установлен памятник строителям Чуйского тракта. Открытие памятника трудовому подвигу было приурочено к важной для дорожников Алтая дате — 95-летию придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения.
Прощаемся с перевалом и мчимся к село Иня (цифра 7 на карте). Здесь мы решили поужинать. А пока еда готовилась решили осмотреть значимую, но заброшенную достопримечательность под названием Ининский мост.
Построен он в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина. Памятник представляет интерес как первый двухцепной висячий мост на территории России.
Мост строили около 3000 заключённых седьмого отделения Сиблага НКВД.На левом берегу на пригорке стоял ограждённый колючей проволокой лагерь, а чуть выше располагалась охрана.
Все работы велись вручную, руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля.
Ининский подвесной мост был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста. Туристам здесь конечно ходить нельзя. А вот некоторые местные жители пользуются им до сих пор.
С основными достопримечательностями на сегодня вроде закончил. Нам оставалось проехать примерно 90 километров до места ночёвки (цифра 8 на карте).
Дорога продолжала радовать живописными видами и закатным светом. День удался на славу.
До нужной турбазы мы добрались затемно. Наш новый, почти пионерский лагерь, где мы провели следующие 3 ночи был уже не так красив и уютен как предыдущий.
Но, во-первых, утром на весь день мы уезжали на экскурсии, а во-вторых, вечерами нам было что выпить и обсудить. Так что в итоге всё оказалось замечательно и даже романтично.
На этом всё. Спасибо за внимание. Продолжение следует…
Алтайский автопробег, день 1 — Угольное сердце России
Алтайский автопробег, день 2 — от Новокузнецка до Алтая
Алтайский автопробег, день 3 — Телецкое озеро
Алтайский автопробег, день 3 — знакомство с Горно-Алтайском
Алтайский автопробег, день 4 — Айский мост, Манжерок и Зубы Дракона