Про Святые горы Пьемонта я узнала из документального фильма про Сакра Монте у озера Орта, что в городке Орта-сан-Джулио. Авторы фильма попали туда в то же время, что и мы: в конце октября. Погода стояла невероятная. Припорошенный золотом воздух искрился в косых осенних лучах, выхватывающих отдельные фигуры из терракоты в маленьких часовнях, создавая эффект одушевленности фигур.
Начав изучать эту тему, узнала, что в Пьемонте целых 7 святых гор! Посетить все за 10 дней, конечно, было не возможно, но мне хотелось побывать хотя бы в 2-х. Второй в личном списке оказалась Сакра Монте ди Варалло.
Сакро Монте ди Варалло. Базилика Санта Мария Ассунта
Главной загвоздкой осуществления этого плана в период первоначального планирования путешествия оказалось расстояние от нашего геста в провинции Кунео до Орта и Варалло. Оно было устрашающим: порядка 300 км. Вот тут-то, нечаянно из-за переноса полетов-самолетов у нас образовалось лишних полтора суток. Не верь после этого в божий промысел. Манкировать провидением и не использовать подаренное время для неспешного осмотра Святых гор показалось огромным упущением и неблагодарностью: сродни греху.
Поэтому мы заночевали в г. Армено, расположенном в 3-х км. от озера, а утром отправились в Варалло, находящийся в провинции Верчелли, напоминающей по большей части плосковатую вогнутую чашу. Тогда как Варалло окружен со всех сторон горами, за которые проезда нет.
Добираются в этот «затерянный мир» разве что неугомонные немногочисленные туристы или люди, ищущие духовного обновления. Не могу сказать, что вопрос чистки кармы нам чужд, но по большей части мной двигало любопытство и давнее желание, родившееся после просмотра фильма.
Про саму Святую гору я напишу отдельный отзыв, чтобы не совмещать его с рассказом о городе как таковом, т. к. не хочу вас утомлять «лонгридами», а себя «лонграйтами». Но рекомендую сделать так как мы — начать с горы. Хоть город и не большой, но топография на местности с высоты лишней не будет.
И так Варалло. В 2012 году его население не дотягивало до 8 тысяч. Возможно сейчас оно стало и побольше, и если это так, то исключительно за счет мусульманского пришлого населения. Мы с мужем, если честно, выпучили глаза, когда увидели женщин чуть ли не абайях, забиравших своих чад после школы.
Вот в эти муниципальные, судя по всему, дома и направлялись мусульманские мамашки с детьми.
Как, откуда они прознали про этот «конец итальянской географии», уму не постижимо. Да и местные их вроде не сильно ждали. По крайней мере прочла про один из указов мера Варалло, о запрете на посещение бассейнов в закрытых мусульманских купальниках. Аргумент был следующим: «Наших женщин в бикини на мусульманских пляжах камнями закидают, а потом их ждет тюрьма и депортация. Мы же поступаем гораздо гуманнее — штраф 500 евро».
Вообще этот мэр Джанлука Буанано большой выдумщик. Купальные страсти относятся к 2009 году, а в 2007 он решил платить согражданам за… похудение. Мужчинам 50 евро за потерю 4 кг, женщинам та же сумма за 3. И если удерживаешь вес 5 месяцев то добавляют еще 200 евро. Вот ведь не знала, что в Италии 35% жителей страдают избыточным весом. Они наверное где-то прячутся, потому что самолично их не встречала.
Первым делом куда мы направились после Сакра Монте, к созданию терракотовых фигур которой приложил руку известный живописец — Гауденцио Феррари, была церковь Санта Мария делла Грацие — национальный памятник Италии. Построили ее в 1486—1493 гг. и в свое время она являлась частью Францисканского монастыря.
Францисканский монастырь и церковь Санта Мария делла Грациа.
Клуатр францискансткого монастыря.
Церковь однонефная, довольно скромная, но в ней хранится святыня редкостная — фреска Гауденцио Феррари, поистине грандиозного размера 10,4 на 8 метров. Этот шедевр Ренессанса и впечатление производит незабываемое. Такая сдержанная гамма, свойственная скорее более северной живописи, но она выжимает неподдельное восхищение. Кстати, первый раз я вижу что-то подобное 3-д эффекту в столь ранних фресках.
По хорошему нужно было бы посидеть на лавке и пол-часа порассматривать ее с биноклем. Но ни этих пол-часа, ни бинокля у нас не было. К определенному часу нужно было заселиться в гест, а еще и городок, хоть и не большой, но прелестный, очень ухоженный посмотреть хотелось.
Гауденцио Феррари (1475—1546 гг.) в городе чтят. И в Сакра Монте
Сакро Монте ди Варалло. Слева памятник Гауденцио Феррари.
и на площади перед монастырем ему установлены памятники.
Да и сама площадь носит его имя.
Площадь Гауденцио Феррари.
Родился он в Вальдуджии, не далеко от Варалло. А произведения свои часто подписывал «De Varalli». Он дружил с Рафаэлем и присутствовал во времена создания «Тайней Вечери» Леонардо да Винчи в церкви Санта-Мария делла Грацие. Что символично.
А.Бенуа называл Феррари «одним из самых своеобразных художников истории искусства». Добрым словом его поминали и Вазари, и Муратов.
Про него в сети гораздо больше информации, чем о самом городе Варалло. Прошерстив ни по разу англоязычный и русскоязычный интернет не нашла ничего близкого к вводным данным: когда образовался, в состав какого царства-государства входил и прочее. Поэтому напишу информацию по Верчелли, по крайней мере он главный город провинции, в состав которой Варалло входит и разделяет их 60 км. До Варалло своим ходом можно добраться только автобусом из Верчелли. Ходят они несколько раз в день, кроме воскресенья. Но если задаться целью… Хотя Муратов в свое время доезжал до Варалло на поезде.
Верчелли известен еще с доримских времен со II века до н. э. Римляне, когда пришли, постарались: акведуки, термы, дороги, амфитеатр. Какая могучая была нация. До сих пор следы их присутствия отчетливо видны по всей Европе.
Во времена императора Константина в Верчелли стали появляться первые христиане. И некий Евсевий, бывший тут же первым епископом, стал святым покровителем города.
А вот святым покровителем Варалло является св. Гауденцио. Но это не Гауденцио Феррари.)
VI–VIII века лонгобарды, потом франки. XIII век свободная коммуна, которую в 1335 году прибирают к рукам Висконти. В 1437 году входит в состав Савойского графства. В XVII веке завоевывается испанцами, а по Утрехтскому миру возвращается савойцам. Естественно Наполеон мимо не прошел, а потом все вернулось на круги своя в Савой. С 1860 года объединенная Италия.
Из наполеоновского времени есть прилюбопытная история про некоего генерала Джакомо Антонини, повоевавшего в войске Корсиканца на территории Российской империи. Там он попал в плен, бежал, но почему-то отправился не на запад, в Европу, а на восток, в Сибирь. Как он оттуда выбирался? Но выбрался и даже получил Орден почетного легиона. Судя по всему местный уроженец, раз памятник ему стоит именно в Варалло.
Автор памятника генералу и 2-х памятников Феррари — 100% местный товарищ Пиетро делла Ведова.
Поглазев на фреску и покрутившись немного по площади Г. Феррари, мы отправились в город, держа в зрительной памяти картинку с высоты Сакра Монте.
На фотографии по цетру увидите довольно крупное, непропорциональное, но визуально легкое сооружение, с часовой башней. Это Кафедральный собор Варалло освященный в честь того самого покровителя св. Гауденцио. Вроде как он был первым епископом Новары (Рассказ про Новару здесь.). Как то я его не сфотографировала. Это дом напротив церкви.
Но внутрь, поднявшись по трех пролетной лестнице, собор опоясывающей, зашли.
Церковь старая, XIII века. Перестроена в XVIII. И теперь там правит бал барокко.
От первоначальных построек остался лишь фундамент колокольни. Здание массивное, словно состоящее из 2-х частей. Тесаного серого камня и светло желтых отштукатуренных стен. И еще там интересный орган. Не в противоположной от алтаря стороне, а по бокам от него.
Главным фасадом собор выходит на площадь Витторио-Эммануила, которая имеется в любом итальянском мало—мальски крупном поселении. И памятник королю на ней стоит.
Здание напротив, логично было бы предположить, мэрия. А вот нет — это театр. Год открытия 1810, а собственно городом Варалло стал только в 1819-м. Так что это что-то типа сельского клуба. Впрочем открылся он не клубной самодеятельностью, а «Севильским цирюльником». Но конкретно это здание относится к 1901-му году и это единственный театр в Вальсезии.
Театр Варалло на площади Витторио Эммануила.
Сезия — это горная речка, делящая Варалло на две части. Поэтому Варалло, в котором мы сейчас находимся, называется Варалло-Сезия, не путать с Варалло-Помбия, что не далеко от Навары.
Река Сезия и церковь св.Джакомо.
От горной живости на момент нашего визита в Сезии ничего не осталось. Ни движения жидкости, ни шума игривой воды, лишь редкие лужицы, тревожимые тянущим по устью сквозняком. Покойная, змеистая заводь, герметично запечатанная ушедшей летней жарой и осенним штилем.
Не поленитесь подойти к церкви св. Джакомо, что на фотографии. Там чудесные фрески и очень удачный вид на весь Варалло вместе с высящейся над ним Сакра Монте.
По берегам остатков речки, на террасах толпились тесно придвинувшиеся друг к дружке дома. На такую террасу, где и человеку тесно, при выезде из города нас загнал навигатор.
Немного еще прогуляемся по городу. Он действительно очень мил, словно скован могущественными чарами промежутка, расцветшими на порыве от объединении страны.
От стен исходит теплая матовая дымка подлинной спелости полуторавековой старины. Но она тотчас раскалывались на ясность света под косыми лучами послеполуденного солнца.
Фон излучал затейливое тепло, отдававшее набитыми кладовыми истории, ходом времени.
Иногда миловидность городской застройки разбивалась о сырость и серость дворов-колодцев, от которых веяло стужей, не хуже чем в зимнем Петербурге.
Но было видно, что жители свой город холят, пусть порой и доморощенными средствами.
Рестораны были закрыты и в кафе мы купили по сэндвичу и плюшке. Пока пили у стойки кофе, бутерброды нам погрели и мы с удовольствием слопали их на стоянке, хотя муж и порывался сделать это в кафе. Когда он отправился к столику, у работницы округлились глаза, т. к. цена снеди, потребляемой в заведении и купленной на вынос, разнилась.
Фотография, что ниже, последняя сделанная в Варалло.
Хотя могла бы быть и первой. Именно по этой улице мы в него въезжали и заехав за угол здания, очутились в таком узком рукаве, что пробраться по нему смогли лишь тогда, когда я протиснувшись между машиной и стеной, начала показывать мужу дорогу, чтобы он не въехал куда не надо.
Так что я настоятельно не рекомендую ехать через город, разве что вы не на мотороллере. Объедте его по внешней стороне, что ближе к горе, на которой высится комплекс Сакра Монте. Пусть ориентиром вам будет вход на фуникулер, поднимающий на гору. Оставить машину можно на бесплатной стоянке, у тех муниципальных домов, что на 5-й фотографии. Чуть выше стоянки есть и ухоженный туалет, а рядом вход в городской парк, который в наш приезд был почему-то закрыт.
Вот вроде и все.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия