Я уже немного рассказывала о Марамуреше — исторической области Румынии, а также о том, что она показалась мне самой необычной из того, что увидели за время путешествия по этой стране.
Итак, Марамуреш известен своими деревянными церквями. Их в регионе десятки, но восемь из них, построенных в XVII–XVIII веках, включены в 1999 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об одной из них — церкви Святой Параскевы в Десешти уже рассказала. По пути из Альба-Юлии в Сучаву мы посмотрели, как и собирались, еще несколько известных церквей Марамуреша. Эти церкви находятся в долине реки Иза, притока Тиссы. Здесь церкви, удивительная природа и люди духовно связаны и сохранили эту уникальную связь до наших дней.
Первой была Церковь Святой Параскевы в селе Поениле-Изей. В сети разная информация о дате ее постройки, но я верю тому, что написано на информационном щите у входа на территорию церкви: она была построена деревенской общиной в 1632 году.
Церковь находится на холме рядом с кладбищем, большинство деревянных церквей Марамуреша — кладбищенские. Среди деревьев ее сфотографировать в полном размере очень сложно.
Церковь Святой Параскевы в селе Поениле-Изей считается одной из самых красивых и хорошо сохранившихся деревянных церквей в Марамуреше.
Пока нам ее открыли, пришлось подождать и побродить по территории.
Здесь и стожки сена среда могилок.
Кладбище старое, заросшее.
А это, похоже, летний алтарь. Внутри церкви места очень мало, чтобы вместить всех желающих в время каких-то церковных праздников.
Особую ценность в церкви представляют входные двери, расписанные фигурами святых Петра и Павла, королевские врата и королевские иконы. На листке бумаги у входа — такса за посещение: 4 лея со взрослого.
Церковь прямоугольная в плане, разделяется на портик, нартекс, неф и прямоугольную апсиду, что характерно для XVII века и встречается редко. А вот это — королевские иконы и королевские врата. Врата — резные из липы, в виде виноградной лозы с гроздьями винограда, а в медальонах изображены четыре евангелиста, апостолы и пророки.
Расписана церковь была местным живописцем к 1794 году в стиле, который называют эклектичным. Считают, что роспись выполнил художник Георге из Драгомирешт.
На стенах изображены сцены из Нового завета, изображающие жизнь и страсти Иисуса, а также сцены из Ветхого завета. Вот, слева внизу — жены-мироносицы у гроба господня, справа — беседа с самаритянкой у колодца Иакова.
Но страшнее всего детали Страшного суда в нефе церкви. Внизу изображено морское чудовище — Левиафан, его пасть — врата ада.
Рядом с церковью Святой Параскевы находится современная церковь Святого Георгия, их территория разделяет ручей, но через него перейти можно по деревянному крытому мостику.
Строительство церкви Святого Георгия начали в 1987 году, еще в период коммунистического режима, когда такое не приветствовалось властями. Работами руководил приходской священник, который через два года умер здесь же на строительстве церкви. Похоронен рядом, а также изображен на картине, посвященной основателям церкви, у входа в нартекс.
Церковь Святого Георгия была освящена в 2003 году.
Обратите внимание на башни новой церкви: они стилизованы под колокольни старинных деревянных церквей, т. е. также имеют балкончик.
Мы заглянули в церковь, но далеко не проходили. Там у людей было какое-то мероприятие, не стали мешать.
Церковь очень красивая и по архитектуре, и по оформлению интерьеров.
Читала, что здесь современная система отопления, современная и очень хорошая акустика. Но больше всего понравилось, что в церкви есть непривычные для православных храмов скамейки и кресла.
Около храма есть памятник, судя по датам — 1914 и 1944 год, он посвящен погибшим в Первой и Второй мировых войнах. Здесь можно зажечь свечку, в румынских церквях внутри свечи не зажигают, везде для этого есть специальное место на территории.
Едем дальше, вокруг идиллические сельские пейзажи, давно я таких не видела.
Вторая церковь из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Еуд. Ее еще называют по расположению — Церковь на холме, так как здесь есть и вторая церковь — в низине.
Эта церковь датируется вторым десятилетием XVII века и считается одной из старейших церквей Румынии.
Когда мы подошли, у церкви была группа мужчин, процессия прошла мимо нас. Как мы поняли, кого-то хоронили. Почему одни мужчины, не знаю, не мусульмане же. Но, видимо, у румын какие-то свои правила.
Когда процессия ушла, мы прошли к церкви. Церковь на этом месте стояла и несколько веков до этого, но ее сожгли татары. В существующей церкви хранятся две книги XVI века из предыдущей.
Поскольку эта церковь, как обычно, кладбищенская, погуляли немного и по кладбищу. Здесь есть традиционные могилы,
есть и такие, какие мы видели на «Веселом кладбище» в селе Сапынца, но немного.
Церковь немаленькая, она вмещает до 340 человек.
Сейчас смотрю на фотографии и не пойму: пишут, что «настенная роспись охватывает всю внутреннюю поверхность церкви, в алтаре, нефе и нартексе». Но ни в один кадр росписи не попали. Возможно, что было темно, а они выше.
Зато наснимала многочисленные иконы, что хранятся в этой церкви, выполненные разными живописцами.
Далее из Марамуреша наш путь лежал в Буковину, ночевать собирались в Сучаве. По пути проезжали мимо множества красивых церквей. Я, возможно, уже писала, что столько церквей, сколько я их видела в Румынии, наверно, больше нет нигде.
Кое-где останавливались, что-то сфотографировали из-за ограды, а что-то вообще из окна автомашины. Не все, что увидели, удалось идентифицировать.
Про этот красивый комплекс в Марамуреше смогла найти только, что это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в коммуне Мойсей.
На территорию прошли, но внутри нигде не были, двери были закрыты. А жаль, там очень красиво!
По пути мы преодолели перевал Прислоп в Восточных Карпатах, который соединяет Марамуреш и Буковину. Он расположен на высоте 1416 метров. Здесь неподалеку городок Борша.
Вот это удалось найти: Прислопский Свято-Троицкий монастырь.
А это целый комплекс в коммуне Пожората (Pojorâta) жудеца Сучава, в составе которого Церковь Рождества Иоанна Крестителя и православная гимназия.
Проехали мимо собора Успения Пресвятой Богородицы в городке Кымпулунг-Молдовенеск жудеца Сучава. Собор этот строили с 1908 по 1913 год по проекту австрийского архитектора Карла Ромстофера. Особенно хороша крыша из цветной черепицы.
А эта церковь где-то уже совсем близко к Сучаве.
Сучава была последним пунктом нашего совместного путешествия по Румынии, о ней я уже рассказала, а дальше продолжила путешествие одна.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия