Сильнейший толчок к развитию Саратовской губернии дало строительство в июле 1871 года железной дороги Тамбов-Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны.
Саратов соединился железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России, начался быстрый рост промышленности.
27 ноября< 1916 г. год в Саратове состоялось открытие Крытого рынка.
Построенный ещё сто лет назад по проекту архитектора и инженера Василия Локшина, он и в наши дни вызывает восхищение. В 2016 году примыкающая к зданию улица получила имя В. А. Люкшина.
3
Одним из главных предметов торговли Саратова конца 19 века был хлеб. Город стал одним из крупнейших в России центров торговли зерном и мукомольной промышленности.
Во второй половине XIX века в городе появляются паровые мельницы. Первой была мельница Зейферта и Уварова (1865 год).
За ними паровые мельницы строят Борель (1876 год), Рейнеке и Шмидт (1879 год). В итоге Саратов по производству муки выходит на первое место в стране.
1
В 1888 году трое братьев Шмидт учреждают Торговый дом «Братья Шмидт». Кроме паровых мельниц в Саратове продолжалась работа и на водяных мельницах. В 1890-е годы мукомольное крупчатое дело достигло большого размаха. В Москве открывается новое отделение фирмы.
Мука сбывалась очень широко. Низкие сорта и отруби отправлялись в Астрахань и Казахстанские степи, а высшие сорта — в Верхневолжье, Москву, Петербург, за границу.
Так же значительной отраслью промышленности была маслобойная. Ведущая фабрика купца Шумилина А. И. была крупнейшей на Средней и Нижней Волге.
Город сделался крупным посредником в торговле нефтяными продуктами, мясом, рыбой, солью, шерстью, табачная «фабрика» купца К. Штафа была одной из первых в России. Фабричная промышленность в основном перерабатывала сельскохозяйственные продукты.
По производству муки, горчичного и подсолнечного масла Саратов занимал первое место в России.
К некоторым достопримечательностям пройти не удалось.
Забор, за которым ведутся работы.
Чугунолитейная и металлообрабатывающая отрасли занимали небольшое место в промышленном производстве губернии. Но и в этой части отрасли произошли изменения.
2
Если в 1860 г. доля производства колокольных и чугунолитейных предприятий Саратова и Кузнецка сумела достичь лишь 1,7% от общего числа продукции промышленности губернии, то в 1892 г. 7 механических и 10 чугунолитейных предприятия губернии выпустили продукцию на 1 251 000 руб., что составляло 5,3% от общего числа производства всей промышленности губернии.
2
Саратовская трамвайная система — одна из старейших трамвайных систем России. 27 апреля (9 мая) 1887 года, на Пасху, Саратовская городская Управа подписала акт о приёме в эксплуатацию конно-железной дороги в Саратове. Постройкой и эксплуатацией конки занималось частное предприятие, получившее привилегию на 40 лет, после чего конка должна была перейти в собственность города.
Однако же судьба сложилась иначе, и в 1908 году в Саратове появляется электрический трамвай, построенный бельгийским анонимным акционерным обществом электрического освещения и трамвая, предварительно выкупившим конку. Строительство начато в августе 1907 года, в октябре 1908 года по линии «Вокзал-Пристани» прошёл пробный пуск, завершившийся небольшой аварией, но через несколько дней движение было открыто полностью.
Год спустя, к концу октября 1909 года, в городе действовало уже девять трамвайных линий: Немецкая, Московская, Ильинская, Александровская, Большая Сергиевская, Константиновская, 1-я и 2-я Горные, Кладбищенская. Плата составляла от 3 до 5 копеек за участок, то есть, зависела от расстояния. Скорость в городе должна была быть не более 15 и не менее 12 вёрст в час, а вне города не менее 20 вёрст в час. Линии были как однопутные с разъездами, так и двухпутные на наиболее нагруженных улицах. 67 моторных вагонов завода Ragheno (в городе Мехелен) были импортированы, 2 — собраны в Саратове из импортных комплектующих.
Летом 1910 года открыта Дачная линия от угла Московской и Астраханской улиц по улице Астраханской до Трофимовского разъезда (район 5-й Дачной). Затем Дачная линия была продлена в отдалённый дачный район «Кумысная поляна». Трамвай приобрёл огромную популярность среди горожан. Вклад трамвая отмечен даже в топонимике города — до сих пор микрорайоны на западе города носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии — 3-я Дачная, 5-я Дачная, 6-я Дачная и т. д.
До конца 1920-х годов Саратов оставался крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Н-Новгорода, Самары и других) и нередко неофициально именовался «столицей Поволжья».
На сегодняшний день всё стало с точностью наоборот.
Поздно вечером 26 октября (8 ноября) 1917 г. года на проходившем в здании консерватории расширенном заседании Саратовского совета рабочих и солдатских депутатов большевиками принята резолюция о переходе всей власти к совету.
Уже утром была занята располагающаяся в бывшем доме губернатора канцелярия комиссара Временного правительства Топуридзе.
В ответ им было выпущено «Воззвание к гражданам Саратова» с призывом «для защиты порядка и спокойствия» с оружием в руках собраться у здания городской думы.
Противостояние длилось два дня, после чего оборонявшие думу сдались (жертвы с обеих сторон были минимальны).
C 19 октября 1918 года по май 1919 года в Саратове располагались также советские органы власти Автономной области немцев Поволжья (в состав которой Саратов не входил).
1
Памятник А. Н. Радищеву.
Сквер Радищева.
Я в первый же день посетил художественный музей имени Радищева.
Вечером первого дня прогулялся по вечернему Саратову.
Набережная Волги…
Мост через Волгу в сторону города-спутника Энгельса…
Здесь учился Ю. Гагарин.
Утром второго дня продолжил прогулку.
Памятник Первой учительнице.
У нас в Липецке есть подобный у лицея.
Снова прогулялся по Набережной.
Тот же мост, но уже утром.
2
3
1
Свято-Троицкий кафедральный собор.
Очень рекомендую покушать именно в этом кафе.
Вкусно!
Здание местной синагоги.
Конечно же ожидаемо закрыто.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.