Знать бы когда, откуда вдруг выплывет то или иное понятие. Сколько лет разделит первое упоминание географического словосочетания, ничего, впрочем, не говорящее ни о месте, ни о стране.
На заре туманной юности (вот еще одно устойчивое) предложение:«Дизель-электропоезд Бухарест-Синая прибывает…» уносило в романтические дали сентиментальной истории фильма «Безымянная звезда» с молодым Костолевском и тогда еще прекрасной Анастасией Вертинской.
Фраза: «Мона, я потратил на тебя больше чем состояние», будоражила воображение, скочущее от «потратил» к «состояние», и парадизность рая в шалаше вызывала все больше сомнений.
Что такое фишки для казино я к тому времени уже знала, и то что снятая с этого поезда, шлейф духов которого был главной достопримечательностью безымянного румынского городка, Мона расплатиться за билет ими не могла, догадывалась.
Разглядывать юношеские миражи — занятие весьма увлекательное. Поэтому ехала в Синаю во-первых за этим, во-вторых, чтобы посмотреть королевские резиденции Пелеш и Пелишор, Синайский монастырь и если останется время, подняться на канатке к окружающим Синаю пологим горам. Ну и конечно отметиться у легендарного для меня казино.
От Брашова до Синая путь не длинный, шоссе дублировала железная дорога, между асфальтовым полотном и рельсами кое- где торговали овечьими шкурками, вязаными носками, сувенирными деревяшками и чем-то ядовитого цвета разлитым по пластиковым бутылкам.
Вдоль обочин крались дворники, облагораживая окружающие кусты, собирая в мешки бумажки и пакеты. По левой стороне проехали какую-то дачу-не дачу, где вокруг пруда гуляла олениха с детёнком. Забор был без признаков калитки, но с большим расстоянием между прутьями.
Начать мы решили с королевских резиденций, хотя я бы рекомендовала первым посетить Синайский монастырь. Там можно припарковать бесплатно машину на ровной площади, а потом к замкам пройти по этой аллее немного в гору.
Стоянка же у замков мало того что не большая и заезжать на нее нужно по серпантину, да еще и деньги платить. Мы были в четверг, народу было не так чтобы очень много, а вот боюсь по выходным там настоящее столпотворение, как это было рядом с замком Бран в воскресенье.
Королевские замки — локация популярная, и определить это можно не только по количеству посетителей, но и по организованной торговле сувенирами, сходными встреченным по дороге, а так же рядами цыганок, продающих ягоды в плетеных корзиночках. На первый взгляд, если оценить глубину емкости, ягод должно быть много, а на самом деле они едва покрывают «балласт» лежащий на дне. Но цена была какая-то смешная. У нас пустая корзинка стоит дороже.
Заходили мы со стороны бывших хозяйственных построек, выполненных в одном стиле с главным дворцом и игрушечным Пелишором.
Сейчас в них предприятия общепита и если никуда не торопиться, то провести время можно с большим удовольствием, т. к. обстановка там очень приятная.
Не везде ворота открыты, а кое-где висят таблички, что вход воспрещен, но когда это нас останавливало. Хотя мужа моего это почему-то всегда останавливает. И кто, интересно, из нас не прав?
Поэтому, услышав шум воды и увидав источник шума, мелкую, порожистую речушку Пелеш, не преминула перелезть через забор.
Фахверковый дом, пусть явно не для королевской четы, но очаровательный в своем единении с природой, задержал меня минут на много, пока муж уже не стал меня выискивать среди еще густой октябрьской листвы, а потом и выкрикивать.
Ну, а теперь к самому замку.
Немец Иоганн Шульц выиграл конкурс проектов. Работами руководил архитектор Кароль Бенеш. После официального открытия Пелеш достраивал Карел Лиман.
Уж сколько их было видено, но откровенно говоря, ничего подобного я нигде не встречала. Мало того, что Пелеш выглядит очень компактно, хотя внутри 170 комнат, так еще при экстремальной эклектичности, а это вещь крайне опасная, он невероятно гармоничен, как в архитектурной задумке, так и в симбиозе с окружающим ландшафтом.
Роскошный, но роскошью глаза не слепящий (на строительство потрачено 120 млн. долларов в сегодняшнем эквиваленте). Такая шелковая рубашка от Шанель, стоящая баснословных денег, но имеющая вполне демократичный вид.
Начал его строить Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген, в историю вошедший под именем Кароль I. Румынский трон он занял на выборной основе, но выбор этот не всем пришелся по душе. Особенно австриякам. Поэтому из Пруссии в Бухарест, через Австро-Венгрию он добирался на перекладных и инкогнито, под видом приказчика. Правил Кароль 48 лет. Учавствовал на стороне России в Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. и позже получил звание генерал-фельдмаршала Российской империи.
В левом углу памятник королю-строителю Каролю I.
Хоть и считается, что стиль замка — это неоренессанс, но сходство с романтическими замками Людвига Баварского и родовым замком Гогенцоллернов здесь на лицо.
Плюс эдакая орумыненая готика, фахверк и баварский гризайль, что придает зданию легкось и сказочность. Но не отстраненную холодность прототипов, а что-то теплое, уютное. Дом для семьи.
Пелеш и был летней семейной резиденцией, где пожертвовали парадными залами и представительскими функциями ради мещанского уюта, хоть и с королевским размахом. И пусть электропроводкой в конце XIX сложно было кого-то удивить, но вот внутренние лифты и центральное отопление было далеко не у всех коронованных особ.
Но вот я тут пишу: семейная резиденция, дом для жизни, но как-таковой семьи у Кароля не было. Нет была жена, удивительная женщина кстати — Елизавета Нойвидская, тоже немка, но принявшая не только корону Румынии, но и образ жизни румынок, насколько позволял сан. Она освоила традиционные национальные ремесла, переводила румынских писателей на немецкий и сама написала много чего. Самые известные пожалуй «Пелешские сказки». А вот близости между супругами не случилось. Елизавета говорила про супруга, что «он и спит в короне».
Памятник Елизавете Нойвидской.
С детьми было еще печальнее. Единственная дочь умерла в 4-х летнем возрасте и наследника пришлось взять хоть и из семьи, но все-равно со стороны.
Им стал племянник Кароля- Фердинанд Зигмаринген. Это для него построили рядышком Маленький Пелеш — Пелишор. Особняк совершенно игрушечный. Чисто картинка.
Но вот в нем уже видна некоторая декоративная переизбыточность, бросающаяся в глаза.
Скажу сразу, что внутрь мы не пошли. Первопричиной послужило то, что основная масса посетителей на тот момент были израильтянами. А толкаться с ними в залах у меня не было никакого желания. Да и времени на это не было, т. к. программа того дня была довольно обширной. Плюс до поездки я почитала материалы Ани Кудрявцевой и Иры Дементьевой, посетивших эти края за месяц до меня, и как это часто случается, мне стало казаться, что интерьеры я уже видела.
Поэтому мы еще немного прогулялись в окрест Пелеша. Послушали шелестящую порогами речушку.
А некоторые даже спустились вниз, где опять пропали на некоторое время.
Полюбовались на все совершенно бесплатно и отправились в монастырь Синая (отзыв о монастыре здесь).
Возвращаться к машине вновь пришлось через замки. Поляну засидели свадебные фотографы и фотографирующиеся парочки.
Я было подумала, а не присесть ли на апперитив,
но вместо этого углубилась в парк, в ту его часть, что посетителей не приглашает, а посему не вылизана и даже несколько диковата, что придавало ландшафту настоящесть и жизненность.
Как-то мне совсем не хотелось ползти на канатке в какие-то там выси, хотелось выпить и закусить, раз уж я променяла аперитив на еще одну прогулку. Да и со времнем не все удачно складывалось. Последний вагончик вниз со второй ступени (на первой делать абсолютно нечего) отправлялся через полчаса после того, как мы туда приехали бы, но муж слезно умолял. Пришлось голод засунуть поглубже.
Плыли наверх в такой древней кабинке, что было удивительно, как она еще хоть как-то функционирует. Но сделана была из толстого металла, и муж резонно заявил, что если сорвемся, есть пусть и минимальный, но все же шанс, что нас не расплющит при ударе о землю.
Честно говоря, я пожалела, что мы не поднялись раньше. Обожаю такие просторы и непритязательные, но манящие далью пейзажи.
Опять же в баре можно было потусить.
В некоторых местах лежал снег и наверняка он не был прошлогодним. Значит имели место приличные снегопады в недавнем времени. Верблюжьему бежевому и фиолетово-синему для контраста очень бы пошла белизна.
Какие-то люди ходили ниже нас по проложенным тропам и я им сильно завидовала. Тоже хотелось так идти-идти, чтобы обвевал ветер и под его порывами тихонько пела короткая, высохшая на жарком летнем солнце медового цвета трава.
Ужинали в ресторане «Snow» в нескольких метрах от здания канатки. Милый интерьер с национальными мотивами, такая же кухня с избытком мяса. Все было просто, вкусно и дешево.
На сам город времени практически не оставалось. Наползали сумерки, поэтому решили немного пройти по главной улице, с нарядными и даже щегольскими в прошлом особняками, явно построенными по лекалам королевского дворца, но давно утратившим свой лоск.
Силла "Саламандра". Построена в конце 19 века, перестроена в 1912 году.
Правда временами и местами чувствовалось, что в начале третьего тысячелетия Румыния вообще и Трансильвания в частности испытали туристический бум.
Но как это не прискорбно для страны, но интересна она лишь для одноразового визита. Нет в ней какой-то манкости, загадки, недосказанности. Для меня, по-крайней мере. На вариантах мифов про Дракулу далеко не уедешь.
Хотя вполне вероятно, что я просто не разглядела Румынию под нужным углом, а посему ею не прониклась.
Колеся по дорогам Трансильвании, мы довольно часто видели недостроенные гостиницы, что начинали возводить с большим размахом пару-тройку лет назад. А что произошло с тур-сектором по прошествии 2-х ковидных лет и подумать страшно.
Даже в курортной Синае, где по идее отпускная жизнь не должна замирать: зимой катание на горных лыжах, лечение водами круглый год, было сонно и малолюдно. Мы дошли до здания «Paltinis», где сейчас находится 2-х звездочный отель с тем же названием. Когда-то роскошный с элементами модерна, выстроенный банкиром Аристидом Бланком в начале прошлого века именно для бальнеологических целей дом сейчас блистал разве что проржавевшими решетками. В зазоре между тротуаром и непосредственно строением шумела вода. Были ли это лечебные воды, сказать не могу. Но к счастью канализацией не пахло.
— Да-с, упал в цене полтинник, — сказал муж, — на полушку не тянет.
На главной городской улице — бульваре Кароля I, куда выходят фасады многих гостиниц и витрины магазинов было замечено небольшое количество граждан, но потом и они попрятались.
Также пуст и тих был городской парк с роскошным зданием отеля «Камайран».
Парк имени Димитрие Гика и гостиница «Карайман»
И можно было бы уже повернуть обратно, но на казино посмотреть было необходимо. Оно находится в глубине парка, хотя глубина эта не такая уж глубинная. Да и казино уже не казино. Говорят внутри проводят выставки и концерты и тогда сохраненные роскошные интерьеры можно посмотреть.
Думается мне, что во времена упомянутого экспресса здание должно было быть иной расцветки. Что-то бело-голубое, по типу казино в Монте-Карло, а не приземленно бежево-коричневое. Наверное символично, что с нынешней городской мэрией бывшая обитель наживы и порока цветовой гаммой чудесно сочетается.
Рядом опять фотографировались новобрачующиеся. Любят в Румынии это дело: снимать молодоженов на фоне.
Про то, где жили Мона с Григом в фильме не упоминалось, но расположенный рядом с казино Палас отель для этой цели подошел бы идеально. Белый, воздушный, созвучный времени европейского расцвета 30-х прошлого века, когда даже провинциальный учитель Мирою смог скопить целое состояния для покупки звездного атласа.
Но именно этой аурой увядания места, где когда-то бурлила жизнь, а сейчас неспешно прогуливаются не обильные туристы, Синая мне и понравилсяь. Даже и хорошо, что не живет в Пелеше король, ради обслуживания замка которого городок и затевался. Кстати, национализированный после войны замок правнуку Кароля I вернули, но жить он там не пожелал, а продал стране за 30 млн. долларов. Иногда недвижимость, даже элитарная падает в цене.
Думается в городе приятно пожить вот в такую межсезонную пору, дыша горным воздухом, неспешно прогуливаясь нежарким октябрем. Что-то такое «Из жизни отдыхающих». Еще один ностальгический и очень щемящий фильм о прошедшем времени.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия