Итак, утром зашли в Авис и получили автомобиль Ситроен С4 на неделю. Совсем новый, турбодизель, 6-ти ступенчатой КП и полный электропакет. Складывающиеся зеркала и старт-стопный режим вообще удивили. Багажник — как для садовода. Конечно, я бронировал авто значительно ниже классом, в соответствии со своими возможностями, но дали С4 за те же деньги. Других автомобилей не было, видимо. Поехали в гостиницу, погрузили вещи и в путь по Дании. На ходу осваивал приборную панель, ее цифры, сегменты, сигналы. Инструкцию на датском осваивать не было возможности.
Теперь,особенности автомобильного движения Дании.
На улицах нет вертикальной разметки! Вся разметка только на асфальте. Не стирается и не смывается. Все повороты направо и налево по стрелкам. Нигде никого пропускать не надо. Повороты выделены на асфальте отдельной полосой.
Движение в городах небыстрое, но плотное. Перестраиваться я часто не успевал. Ехал до следующего перекрестка. Все соблюдают правила строго, отсутствие затруднений не провоцирует нарушений, нет нужды объезжать пробки, их нет.
Кольцевое движение. За 300 метров до круга стоит огромный щит, где перечислены все населенные пункты, на которые будут съезды (ответвления). За 150 метров еще плакат, но уже со схемой движения на круге. У самого круга еще один такой же плакат. На каждом ответвлении круга указатель с названием города, куда это ответвление ведет. И так по всей стране. Конечно, кроме малых дорог между фермами и дачными поселками.
В городах нужен навигатор. За городом, думаю — нет! Вот несколько характерных дорожных фото.
1
3
1
1
Несколько историй.
В одном из городов, кажется в Оденсе, не работала стрелка налево. Я был первый в колонне. Никто не тронулся, никто не ругался и не сигналил. Я вышел из машины, желая спросить, что делать? Водитель грузовика что-то сказал по- датски. Я дождался, когда должна быть стрелка, и медленно развернулся. За мной другие. Там везде видеокамеры. Или еще. Остановиться было негде. Встал у больницы. Подошла женщина и вежливо предупредила, что стоянка не более 30 минут.
Выезжал из Слагельсе. Стоят два дорожных полицейских. С радаром. Остановился. Подошел, спросил дорогу. Полицейский выпрямился, поздоровался и по-военному четко на правильном английском объяснил. Я развернулся и уехал. Больше нигде «гаишников» не встречал.
Единственный раз я серьезно нарушил правила в Гетеборге, ночью въехав в город с парома. Поворачивая налево в слабоосвещенном незнакомом районе, скорость 10, через проезд в газончике перескочил на встречку, нечаянно. Авто справа остановилось и дождалось, пока я исправил ошибку. Я поблагодарил «аварийкой». Вот так!
Сколько написано страшилок про платные дороги! Ничего страшного и трудного. Огромная площадь, с одной стороны ряд ворот. Подъезжаешь к проезду с синим (карточка) или желтым (наличные) плакатом. Зеленый — спецкарты. Если подъедешь не туда, никто не обругает, не накричит. Платишь. Если наличные, она скажет, какой валютой сдаст сдачу. И поехал.
У парома все тоже самое. Да еще дежурная скажет, к каким воротам подъезжать и что делать дальше.
1
1
И еще. В Дании да и в Швеции городки и поселки не расположены прямо на дороге, как у нас в России. Они, как правило, смещены в сторону на несколько километров. Кроме того, на город ведут несколько указателей (часто в разные стороны) с названием города и загадочными буквами в конце. Потом мы поняли, что это означает: С-центр, О- восточная часть, V- западная, N- северная и т. д.
И куда, спрашивается, ехать? Ну, чаще, в центр. Там старинная часть города, там нам интересно.
3
Итак, поехали.
Первым пунктом значилось Роскильде. Музей кораблей викингов, большой причал. Около музея много детей. Группа 6–7 летних малышей на велосипедиках и в шлемиках подъехала при нас к стоянке музея. Спешились, собрались вокруг руководителя. Никто не кричал, не бегал и не толкался.
На горе огромный собор. Поднялись к нему пешком по тропе вдоль ручья. С другой стороны была дорога, но мы прогулялись с охотой. Собор в прежние времена был кафедральным собором епархии. Внутреннее великолепие большого числа ниш и комнат заставил на время отвлечься от цели пути.
1
1
1
3
4
7
6
3
Далее — Слагельсе. Остановились на центральной площади. Пообедали в хорошем ресторанчике. Хозяйка смущенно призналась, что она из Филлипин. Побродили. Посетили собор св. Михаила. Приятные старинные улочки, доброжелательный народ. Но нам надо было ехать дальше.
2
4
1
2
1
2
Здесь мы начали понимать, что путешествие у нас слишком ускоренное. Конечно, в солидных городах были запланированы ночевки. Но мчаться с короткими остановками по маленьким городкам, как-то выходит сумбурно, однако, и заглянуть в них глазу путешественника очень уж хотелось. И в план мысленно я внес коррективы.
От Корсера до Нюборга шикарный мост через пролив Большой Бельт. Платная скоростная дорога 30 км. Первая на нашем пути. Как водитель, я получил истинное наслаждение. Жаль, нельзя остановиться и полюбоваться проливом.
2
2
1
В Оденсе долго искали центр города, остановиться на стоянку даже было негде. Недорогой отель, который был запланирован, но не забронирован, оказался заполненным. Женщина посоветовала направиться в другую часть города. Другой отель нас принял, но номер дал в соседнем, подведомственном отельчике Udes за углом. Номер — чудо! Уезжать единодушно не хотелось вообще! Отдельный вход со двора, через садик. Вверх по маленькой винтовой лестнице комнатка — тихая и удобная. Жаль не запланировали в Оденсе хотя бы два дня. Это ведь город Андерсена. Побродили по улочкам, легли спать и утром, с неохотой, в путь на Билунд.
1
2
2
1
Планировали остановиться в Вайле, на берегу пролива, там есть недорогие отели. Но, ехать в сторону от основной дороги не захотелось, и мы направились прямо в Билунд, посещение которого и нам и внуку оказалось захватывающим и впечатлительным.
Главный отель Леголенда — фантастически дорог. Дежурный подсказал подешевле. Но тоже дорогой — «Пропеллен». Однако, в номере отдельный вход со двора, стоянка бесплатная напротив этого входа, собственная площадка с плетеной мебелью (см. фото), огромная комната — метров 18, мебель. Кроме того, включен бассейн (большой и детский), сауна и где-то спортзал. Естественно, завтрак. На одну ночь решили согласиться.
2
1
1
Про парк Леголенд — кратко. Все аттракционы (штук 50) от спокойных, до головокружительных, от поезда до лодок, от созерцательных до пещер — страшилок — все включено во входной билет. Равнодушных или недовольных быть не может. Для тех, кто приехал на несколько дней — веселья хватит. Про Леголенд приведу только несколько фото.
Вечером накупались в бассейне, насиделись в сауне, прогулялись по соседнему ипподрому. С утра случайно из рекламки узнали, что ближайший сафари — парк Гивскуд, куда мы и намерены были направиться утром, именно в эти дни раз в году закрыт.