Начало читайте в части 1:
В 1622–1623 годах Надиром диван-беги было построено монументальное здание в качестве караван-сарая, но в дальнейшем оно было переоборудовано в медресе и известно как Медресе Надир-Диван-Беги.
В 1993 г. медресе вместе с другими памятниками исторического центра Бухары включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Надир-Диван Беги находится в восточной части площади Ляби-хауз, таким образом, образуя с ханакой кош.
На центральной линии коша находится хауз Диван-Беги.
На переделку медресе из караван-сарая указывает планировка здания: в ней отсутствует типичный для медресе лекционный зал, а вокруг внутреннего двора находятся одни худжры.
В архитектуре Средней Азии, как правило, вместо главного входа на оси портала помещают решётчатое окно, а портал расходится в разные крылья здания. Однако, в медресе Нодир-Беги узкий вход ведет прямо во внутренний двор.
Портал медресе украшают мозаичные изображения ланей и двух птиц симургов, которые смотрят на солнце.
Остатки мозаик видны и на боковых фасадах.
По легенде, Надир диванбеги планировал открыть караван-сарай и хорошенько подзаработать: площадь Ляби-хауз была в то время оживлённой торговой площадью, поэтому от постояльцев не было бы отбоя.
Но вышла накладка: во время открытия хан Имамкули в силу своих причин назвал сооружение медресе, духовным училищем.
В итоге Надир диванбеги расстался с планами подзаработать и отдал здание верующим, тем более, что оно находилось напротив ханаки, построенной тем же незадачливым диванбеги.
Впрочем, это не прошло даром и Надир заслужил славу большого мецената и защитника ислама.
Типичный бухарско-самаркандский орнамент с крупными геометрическими фигурами.
Для сравнения в Хорезме (Хиве) в отделке памятников архитектуры присутствуют мелкие затейливые растительные мотивы.
Но об этом я Вам ещё расскажу позже…
При правлении Абдулазиз-хана в Бухаре были построены медресе его имени, Медресе Валидаи Абдулазиз-хана. Он собрал библиотеку из красивых рукописей.
Аштарханид Субханкули-хан был автором нескольких произведений по медицине и астрологии.
Его произведение по медицине было написано на среднеазиатском тюркском языке. Один из списков рукописи хранится в библиотеке в Будапеште.
Субханкули-хан также увлекался поэзией и писал стихи под псевдонимом Нишони.
Аштарханид Убайдулла-хан II в. 1709 году к западу от Бухары (возле ворот Талипач) заложил большой сад (Чарбаг), среди которого построил дворец. Сад был наполнен разными фруктовыми и декоративными деревьями и цветниками, обнесён высокой стеной. Он получил название Ханабад («построенный ханом»), в нём Убайдулла больше всего любил проводить время.
В период правления Убайдуллы-хана II известными историками были Абдуррахман-и Тали и Мир Муххамед Амин-и-Бухари.
В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, находилась в состоянии экономического кризиса.
В 1740 году город оказался во власти иранского шаха Надир-шаха.
Со второй половины XVIII века Бухара благодаря политике Мухаммад Рахима (1756–1758) и Шахмурада (1785–1800) постепенно выходит из кризисного состояния.
В начале XIX века город вернул свой былой статус центра исламской религии.
В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира.
При узбеках-мангытах несколько тысяч дервишей по четвергам и воскресениям отправлялись в Бухару для сбора подаяния.
В 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений подарила бухарскому послу Эрназу Максудбеку 10 000 рублей.
На эти средства впоследствии в Бухаре было построено медресе, названное в честь Эрназар эльчи.
Оно находилось с западной части медресе Кукельдаш и просуществовало до середины 50-х годов XX века. Медресе было разрушено по инициативе советских органов власти. Ныне на его месте расположен сквер.
В середине XIX века в Бухаре впервые в истории города были установлены городские часы на стене Арка. В годы советской власти они были утеряны.
В 1868 году Бухарский эмират попал в вассальную зависимость от Российской Империи и получил статус её протектората.
К эмиру Музаффару были отправлены ряд посольств: Носовича, Костенко и Петровского.
Церемониалы приёма послов производились на узбекском языке.
Церемонимейстеры-удайчи кричали: «Худай Хазрати Амирни Музафар Мансур-Кылсун» («Бог да сделает великого эмира могущественным и победоносным»).
По некоторым оценкам, в 1910 году население Бухары насчитывало 150 000 человек.
В городе были 364 мечети, 2 синагоги, более 50 базаров.
Образ любимого народного героя Ходжи Насреддина неотделим от Бухары.
Это персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок.
Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни и даже археологические свидетельства в конкретных местах (например, надгробие в городе Акшекир в Турции).
На настоящий момент не существует подтверждённых сведений или серьёзных оснований говорить о конкретной дате или месте рождения Насреддина, поэтому вопрос о реальности существования данного персонажа остаётся открытым.
В 2020 году была подана заявка на включение в список ЮНЕСКО традиции пересказа притчей о Ходже Насреддине.
Литературный персонаж Насреддина эклектичен и сочетает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно.
Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже филосова-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл.
Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой, тем не менее, неизменно находит неординарный выход из положения.
Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин, виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение.
Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.
Как триста лет назад, так и в наши дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.
Известнейший пример анекдота приведён в книге Л. в. Соловьева «Возмутитель спокойствия» и в снятом по книге фильме «Насреддин в Бухаре».
Насреддин рассказывает, что как-то раз поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию так, что ишак будет знать его не хуже самого эмира. На это нужен кошелёк золота и двадцать лет времени. Если он не выполнит условия спора — голова с плеч. Насреддин не боится неминуемой казни: — «Ведь за двадцать лет, — говорит он, — кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я. А тогда поди разбирайся, кто лучше знал богословие!»
Определённая часть изданных анекдотов и тех, которые хранятся в архивах, связана с именем Тимура. Часть анекдотов, связанных с именем Тимура, имеет варианты на знаменитые восточные сюжеты, или же в основу их положены различные события, происходившие между другими властителями и историческими лицами. Эти анекдоты впоследствии стали достоянием народа.
Существует целый ряд рассказов о том, как Ходжа был послан к Тимуру во главе послов. В одном из них говорится, что Ходжа с первой встречи понравился Тимуру и был оставлен при дворе.
Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же XIII веке.
Крупный российский тюрколог академик Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.
Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами.
Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname), книге, датируемой 1480 годом.
В России анекдоты о Ходже впервые появились в XVIII веке, когда Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, бежавший к Петру Великому, издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.
Наиболее разработанным и, по оценкам некоторых исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции.
Здесь традиционно принято считать, что Насреддин Ходжа родился в 605 году Хиджры (1208 году) в селении Насреттиходжа близ города Экскихишир, а умер в 683 году в Хиджры (1284 году) в городе Акшехир.
По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин.
Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья, работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin türbesi).
На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (то есть 993 году н. э.). Возможно, неверна она, потому что сельджуки появились здесь только во второй половине XI века.
Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.
Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к VIII–XI векам.
Л. В. Соловьев в книге «Очарованный принц» утверждает, что «восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя», а надгробие в Акшехире комментирует так:
Впрочем, некоторые говорят, что под этим надгробием никто не лежит, что лукавый Ходжа Насреддин нарочно поставил его и, распустив повсюду слухи о своей смерти, отправился дальше бродить по свету. Так ли было это, или не так?.. Не будем строить бесплодных догадок; скажем только, что от Ходжи Насреддина можно всего ожидать!
В конце XIX и первых двух десятилетий XX веков в Бухаре происходил строительный бум, донаторами которого выступали, в основном, купцы, возводившие либо ремонтировавшие квартальные мечети, медресе, караван-сараи, определяя их в вакф своих же медресе.
Костяк так называемого «Бухарского джадидизма» составляли выходцы из самой Бухарского эмирата, в основном представители интеллигенции, муллаваччи (ученики медресе, и недавно окончившие обучение в медресе), купцы и торговцы, а также ремесленники.
Бухарские джадидисты, как и вся интеллигенция свободно знали язык фарси.
Основателем реформаторского движения в Бухаре, бухарских джадидов был просветитель Ахмад Дониш. В 1908 году бухарскими джадидистами была создана организация «Бухорои Шариф ширкати», которая в основном занималась изданием, печатанием и продажей книг и учебников на территории Бухарского эмирата.
Наиболее известными представителями бухарского джадидизма являются Абдурауф Фитрат, Файзулла Ходжаев, Усман Ходжаев, Абдулкадыр Махитдинов, Муса Саиджанов.
В этот день, 6 января 2022 г. мы посетили три небольших музея.
Мы в религиозной Бухаре, центре среднеазиатского мусульманства.
Мне это напомнило мракобесие и средневековье.
Помните советский фильм 80-х годов о Хамзе Ниязи?
Но ведь не за глобализацией, а за аутентичностью едут на край света путешественники?
В подготовке матариала использованы сведения из Википедии.
Окончание о Бухаре следует…