Когда турчанка из Шираза любовную начнет игру,
За родинку ее отдам я и Самарканд, и Бухару!
Когда турчанка из Шираза любовную начнет игру,
За родинку ее отдам я и Самарканд, и Бухару!
Это хрестоматийное двустишие Хафиза Ширази, повсеместно известное в персо-говорящей части света, послужило основой для легенды:
«Великий Тамерлан, услышав стихи Хафиза о турчанке, приказал доставить поэта к нему во дворец. Когда Хафиз предстал перед завоевателем в простом рубище, тот гневно спросил его: „Как смеешь ты говорить, что готов отдать два города, для возвышения которых я завоевал полмира, ради какой-то турчанки?!“
Хафиз ответил: „О повелитель, теперь и ты убедился, что именно из-за своей безграничной щедрости я и пребываю в такой бедности!“
Ответ настолько понравился Тамерлану, что тот отпустил Хафиза, приказав вознаградить его.»
Данные события вряд ли действительно имели место, поскольку, по имеющимся свидетельствам, Хафиз покинул этот мир еще до завоевания Тамерланом Шираза. Описанный диалог представляет из себя одну из обучающих дервишеских историй, принятых впоследствии за достоверный факт.
Во времена Тимуридов Бухара была невелика, так как при Тимуридах город не имел того первенствующего положения, как ранее при Караханидах и позже при Шейбанидов.
Посмотрите из чего строят дома в бухарской махалле!
Секретарь Тимура Хазифи Абру описывает славную Бухару эпохи Саманидов, а о современном городе коротко сообщает ему:
«Хотя теперь, в сравнении с прошлыми временами, не осталось и десятой части, но по сравнению с другими известными городами Бухара за своё плодородие и мирное благоденствие может быть названа райским садом».
Тем не менее, во времена правления Тимура (1370–1405) и Тимуридов Бухара оставалась одним из важнейших центров ремесла и торговли, «Куполом ислама», паломничества и родиной влиятельных представителей суфийского духовенства.
В эпоху Тимуридов Бухара стала священным городом и центром для мусульман. Именно в это время Бухару стали называть Бухорои Шариф («Величайшая Бухара, Священная Бухара»).
В городе сохранилось немного зданий этого времени:
от имени самого Тимура была отремонтирована мечеть Намазгах,
восстановлена соборная мечеть Калан
и возведена ханака на некропле хазрах Имам.
Некий амир Хаджжадж над древней святыней отстроил мавзолей Чашма Аюб.
О Бухаре упомянул в своём дневнике Руи Гонзалес де Клавихо — посол Кастилии, возвращаясь осенью 1404 года с посольством к великому Темуру домой:
«Прибыли в большой город, называемый Бояр (Бухара). Лежит он на обширной равнине и окружён земляным валом и глубоким наполненным водой рвом. На его одном конце — крепость земляная, так как в этой земле нет камня, чтобы делать ограды и стены, возле крепости протекала река. У города значительное предместье, и там большие здания. Город богат хлебом, мясом, вином и другими съестными и многими товарами. В этом городе посланники получили всё, что им было нужно, и там им дали лошадей».
На рубеже XIV–XV веков известный бухарский суфий Ходжа Парса — ученик Бахауддина Нахшбанда — отстроил в Бухаре ханака, баню, медресе; основал большой базар Ходжа.
В его медресе располагалась огромная библиотека, в которой были собраны книги и рукописи, самые ранние — XII века.
Шахрух Мирза часто советовался с бухарскими шайхами, в частности, с Ходжа Мухаммадом Парса (ум. в 1420 году), «для устройства дел мусульман».
У Улугбека было особое отношение к Бухаре.
Весной 1405 года после смерти Тимура в преддверии междоусобной борьбы за престол, Улугбек и Ибрагим султан со своей казной и опекунами отправились в Бухару и остановились в крепости Арк.
Здесь они на протяжении месяца занимались укреплением стен и ворот города.
Позднее Шахрух (1404–1447) назначил Улугбека наместником Мавераннахра со стольным городом Самаркандом и вторым по значению — Бухарой.
Осенью 1417 года при Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе, ныне являющееся самым старым из сохранившихся в Средней Азии.
Однако занятый непрерывными походами, приёмом послов, а также трауром в связи со смертью жены Огэ-бегим, увидеть его воочию, как заказчик строительства, он смог лишь в ноябре 1419 года.
Это медресе прославилось благодаря надписи на створке ворот:
«Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
В зиму 1421–1422 года Улугбек принимал в Бухаре послов из Тибета.
В 1428–1429 годах занимался здесь устройством монетного двора, который несколько десятилетий обеспечивал весь Мавераннахр медной монетой.
Бывший опекун Улугбека, наместник Хорезма амир Шах-Мелик присылал ему в Бухару для охоты своих нукеров с кречетами.
В Бухаре, при последующих Тимуридах от их имени правили тарханы.
Следы их деятельности в городе пока не выявлены.
Известно лишь, что главы суфийского братства Накшбандия Ходжа Ахрару принадлежали две бани, доходы от которых поступали в пользу учредителя, его потомков и на содержаные медресе, основанное им в Самарканде.
С падением Империи Тимуридов в Бухару переместились учёные и художники, до того собранные при гератском дворе.
Во время правления Шейбанидов Бухара сначала пребывала в статусе центра одного из уделов, а затем — столицы всего государства. В Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов.
Для истории, культуры и архитектуры Бухары особое значение имеют 3 хана из этой династии: Убайдулла-хан, Абдулазиз-хан и Абдулла-хан Второй.
Бухара — стольный город Убайдулла-хана (с 1504 года правил Бухарой, Верховный хан в 1533–1540 годах) — была местом сбора учёных людей, при его жизни достигла такой степени, что напоминала Герат времён Хусейна Байкары.
Убайдулла-хан был образованным человеком, декламировал Коран и снабдил его комментариями на тюркском языке.
Убайдулла сам писал стихи на тюрском, персидском и арабском языках под литературным псевдонимом Убайдий. До нас дошел сборник его стихотворений.
Из воспоминаний современников, лично знавших Убайди (псевдоним хана), это был выдающийся человек своей эпохи. Его «культурный уровень вряд ли уступал уровню образованности темуридской элиты», он «уделял своей библиотеке пристальное внимание» и «с упорством занимался изучением разного рода наук и знаний, соблюдая религиозные обязанности».
С 1512 года в Бухаре при дворе Убайдуллы жил известный учёный Фазлалах ибн Рузбихан Исфахани, который в 1514 году написал для него книгу «Сулук ал-мулук» («Правила поведения государей»).
Незаурядным человеком был и сын Убайдулла-хана — Абдулазиз-хан (с 1533 года правил Бухарой, бухарский хан в 1540–1550 годах). По словам современника Азизи (псевдоним хана), был покровителем учёных и поэтов, «славно писал насхом и занимался стихосложением». Особым вниманием и покровительством хана пользовалась знаменитая бухарская библиотека — средоточие придворной культурной жизни, сыгравшая большую роль в формировании бухарско-самаркандской школы художественного письма. Она оказала влияние Мавераннахрской школы миниатюрной живописи.
Во время правления Абдулазиз-хана началась реконструкция города.
Особенно хорошо она прослеживается в районе древних базаров Бухары, где была реконструирована мечеть Магоки-Аттари, связанная магистралью с архитектурным ансамблем Токи Саррофон.
Выходцем из Бухары был узбекский поэт Нисари (1516–1596).
Мы в бывшем еврейском квартале бухары. Понятно, что сейчас евреи здесь не проживают. Их не более 3% от остальных жителей квартала.
Остальные давно на земле обетованной или на старом еврейском кладбище.
Мы немного побродили по еврейскому кварталу.
Еврейских детей в школе учится также теперь по минимуму.
Посмотрите на колоритную вывеску.
Город достиг своего расцвета при правлении шибанида Абдулла-хан Второй (1557–1598). Абдулла хан II сам писал стихи и оставил своё наследие под псевдонимом «'Аваз Гази».
Абдулла-хан также был покровителем просвещения и меценатом, окружил себя учёными, писателями и летописцами. Немалое внимание уделял он строительству.
Город вплоть до середины XIX века не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в 16-м веке, и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров.
Придворные поэты и историки восхваляли его.
Известным поэтом был Мушфики — автор хвалебных од, лирических стихотворений и эпиграмм, который также был способным дипломатом. По поручению Абдулла-хана Мушфики составлял высокопарные надписи для сооружений.
Придворный историк Хафиз Таныш составил богатую фактами хронику «Абдулла-наме». Литература продолжала развиваться на персидском, среднеазиатском тюрском и частично — на арабском языках.
По наблюдению академика Бартольда, «историческая литература при узбеках по качеству и количеству стояла даже выше, чем в прежние века».
Известным выходцем из узбекского племени катаганов был историк XVI века Мухаммед Яр ибн Араб Катаган, написавший произведение «Мусаххир ал-билад» («Покорение стран»). В произведении рассказывается история Шибанидов, включая эпоху Абдулла-хана.
Вот такие печи, казаны дымят с утра.
Готовят в них узбекский плов.
Мавзолей Бобои Порадуз, 19-й век.
Внутри мавзолея.
Здесь не только захоронен он, но и другие люди.
Памятник Ибн Синна (Авиценна).
Он практиковал и в Бухаре.
Мы на центральной площади Новой Бухары.
Новый год отметили совсем недавно.
Сегодня 6 января 2022 года.
Памятник Скорбящей матери.
Подобных мы видели множество в узбекских городах.
Свой современный облик город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI–XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы.
Город не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в XVI веке, и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить практически всё.
До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи (минарет Пои-Калян, медресе Кукельдаш и Улугбека XI–XVI веков, Ляби-Хауз XVI–XVII веков, мавзолей Исмаила Самони (IX–X веков)).
В сохранившихся памятниках чётко прослеживаются черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.
Архитектурный памятник «Караван-сарай Джурабек 19-го века».
Архитектурный памятник «Караван-сарай Рашид, 19-й век».
Мечеть Магоки Аттори, в котором расположился музей ковроткачества.
К сожалению музей ковров нам некогда было посетить.
И вновь зароастрийские мотивы в отделке стен.
Бухара считается одним из священных городов суфизма. В городе пребывали многие великие суфийские святые. Один из самых почитаемых — Бахауддин Накшбанд, мавзолей которого считается среднеазиатской Меккой и находится не по далёку от города.
Имамкули-хан (1611–1642) был мюридом джуйбарского ходжи Таджиддина, который был женат на младшей сестре Имамкули-хана.
На площади Регистан ходжой Таджиддином было построено медресе Дор-уш-Шифо. Это медресе имело медицинскую специализацию, аптеку и лечебное учреждение. В библиотеке этого медресе хранилось 10 000 редкостных книг.
Ежегодно здесь готовилось 800 больших стеклянных сосудов розовой воды и других лекарств, предназначенных для различных заболеваний.
В 1619–1620 годах на средства дяди и близкого сановника Имамкули-хана Надира диван-беги в Бухаре была построена ханака.
Она образовала кош с расположенным напротив медресе Надир-Диван-Беги, который входит в ансамбль Ляби-хауз.
Доминанта Бухары — озеро Леби-хауз.
Его можно назвать туристическим центром города.
Древнейшее дерево города.
К сожалению оно засохло, мертвое.
Держится дерево на подпорках.
У озера Ляби-хауз…
Озеро Ляби-хауз одно из доминант старой Бухары.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Предлагаю недолго прерваться.
Продолжение следует…