Турист Nikolay Borisenko (FPGA-Mechanic)
Nikolay Borisenko
был 5 августа 17:19

Териберка, Лодейное — Россия Январь 2022

Про село Териберка написано уже много разных рассказов (1, 2, 3, 4). Ещё недавно никому неизвестные рыбацкие посёлки Териберка и Лодейное, находившиеся в погранзоне на самом краю земли, получили популярность за прошедшие 10–15 лет. Оба посёлка находятся на берегу Лодейной губы — незамерзающего залива Баренцева моря, в который впадает река Териберка. Расстояние между посёлками составляет 3 км. В большинстве случаев упоминают название старого рыболовецкого села — Териберку, подразумевая под этим оба посёлка. Кстати, местные действительно ставят ударение на второй гласной букве «и», как я слышал где-то до поездки в эти края.

Наш выезд в Териберку из Мурманска был запланирован на следующий день после событий этого рассказа, на утро 6 января. Териберка находится на удалении 130 км от областного центра — Мурманска. Автодорога долгое время идёт по тундре на восток мимо ЗАТО Североморск-3 до развилки на стоящий посередь тундры посёлок Туманный, после чего круто поворачивает на север. Ближе к Териберке начинаются невысокие сопки, представляющие собой гранитные скалы с заполненными озерной водой долинами. Дрога петляет, и, как говорят местные водители, последние 20 км до сих пор без покрытия. Зимой дорога представляет собой утрамбованный снежный тракт, трасса которого с обеих сторон маркирована полосатыми столбиками. Это сделано не случайно. Как выяснилось на нашем горьком опыте, зимой дорогу регулярно засыпает и переметает снегом. Чтобы определить трассу при расчистке заносов, необходима такая маркировка.

За поездку от Мурманска до Териберки таксисты берут от 3,5 до 5 т.р. Есть рейсовые автобусы из Мурманска с регулярностью раз в два-три дня, причём прямые и обратные рейсы могут быть в разные дни. Мы воспользовались сервисом блаблакар и доехали по цене 400р. за пассажира. Хочу отметить, что первое предложение на блаблакар было от таксиста-мошенника, сразу предложившего цену 4 т.р., поэтому, если решите воспользоваться честной попуткой, дождитесь предложения от водителя, которому действительно туда нужно ехать самому.
В Мурманске от квартиры на ул. Воровского до места встречи с водителем блаблакар, находившемся в Первомайском округе на юге города, такси стоило 130р. В начале 10 часа утра, ещё затемно, выехали в Териберку. Водитель Слава домчал на своём KIA Sportage за полтора часа.
Всё, как казалось, шло как по маслу. В этот раз я не забыл надеть вторые носки, и не ошибся. Квартиру в Териберке мы арендовали на сутки через Booking. Стоимость аренды в отличие от Мурманска была в 2 раза выше, 10т.р. за сутки. А состояние самой квартиры примерно в 2 раза хуже. Но это рынок, цена соответствует спросу. Вероятно, в обычные выходные или в будни цена существенно ниже новогодних праздников.
Слава довёз нас до дома 8 на Школьной улице в Лодейном, где была арендована квартира. Третьему пассажиру, Олегу, нужно было найти хостел где-то поблизости. Но наша квартира освобождалась после 12 часов. Нас встретила помощница хозяина Елена, проводила до конторы при гараже, где работает её муж, чтобы мы оставили там на хранение сумки и пошли гулять. Ей предстояло выселить из квартиры «китайцев», которыми могли спокойно оказаться корейцы или ещё какие-то азиаты, и провести уборку. Ждать столько времени мы не могли, потому что уже «рассвело» и хотелось осмотреть основные местные достопримечательности на берегу Баренцева моря.
Около 11 часов утра вышли от посёлка Лодейное к морю по трассе, наезженной снегоходами по льду озера Лодейного. Но твёрдость снега, приемлемая для снегохода и саней, оказалась недостаточной для ботинок, и мы стали проваливаться по колено в снег. Вообще никому не рекомендую так делать, потому что льда не видно, но он там, под снегом, и в некоторых местах дальше на нашем маршруте мы попадали в проталины, благо не промочили ноги.
Ушли на западный берег озера, по которому тоже шла снегоходная трасса. Этот путь сильно короче, чем по грунтовке вокруг озера. Мимо местные гнали на снегоходах с прицепленными 6-местными санями. За такой «трансфер» от Лодейного до Батарейского водопада и каменного пляжа туда и обратно была такса 1т.р. с пассажира.

В этом рассказе будет много синего, ибо тот «день» в полярную ночь был облачный, и сумеречный свет рассеивался снегом — на земле и облаками — в низко нависших Небесах. На севере Небеса меняли цвет на чернильно-синий, под стать незамерзающей пучине Баренцева моря. Мороз стоял не сильный, до 15 градусов, но в морском климате это достаточно холодно. Мне чтобы не замёрзнуть приходилось энергично двигаться. В данном случае ходьба с пробуксовкой по снегу оказалась даже преимуществом, чтобы прикладывать больше сил и разгонять кровоток. Я удивлялся пассажирам в санях, как они неподвижно ехали на ветру, несмотря на рогожи, которыми предлагали укрыться их извозчики. К слову, «ямская станция» этих возниц находится в конце Приморской улицы посёлка Лодейное у двухэтажного многоквартирного дома-1. Здесь на площадке паркуют туристические автобусы и переваливают доставленный ими груз в сани к извозчикам.
Вид на море открывается с первого перевала между озёрами Лодейным и Секретарским.

Коварство зимней Териберки

С первого перевала мы пошли налево по наезженному льду Секретарского озера прямиком к дальней точке маршрута — Батарейскому водопаду. Вдали между сопками виднелся второй перевал, по которому карабкались снегоходы с санями.

При подъёме на второй перевал возницы высаживали пассажиров из саней и заставляли идти пешком. Судя по следам, были случаи завала саней на уклоне.

Коварство зимней Териберки

Со второго перевала открылся вид на Малое Батарейское озеро и «конечную станцию ямского тракта» с кишащими туристами — Батарейский водопад, по которому вода из Батарейского и Малого Батарейского озёр низвергается в каменную теснину, выходящую на берег Баренцева моря.

Вблизи оказалось, что вода никуда низвергаться не собирается и вся замёрзла.

На картах Яндекса указан ещё один водопад — Териберский, по которому вода из Батарейского озера стекает в Малое Батарейское озеро. Мы пошли по льду Малого Батарейского озера на запад в надежде посмотреть второй водопад и дойти до заброшенных орудий береговой батареи сталинских времён. Батарея в Яндексе не обозначена. Шли наугад.
Териберский водопад был под снежным покровом. Но к моему удивлению здесь тоже росли рябины!

Коварство зимней Териберки

Торных тропинок к батареи не было. Туда доходят отдельные группы туристов по 5–10 человек. Над Териберским водопадом стоял оставленный снегоход с санями. Видимо, гид, он же водитель, повёл группу на батарею. Здесь между сопками пришлось плутать по глубокому снегу. Первые попытки перейти Териберский водопад были неудачны. Под снегом стояла вода, и мы чуть не промочили ноги. Значит, течение в этом месте не прекращается даже зимой.

Найдя следы наших предшественников, по колено в рыхлом снегу, добрались до скалы, за которой рассчитывали обнаружить батарею. Если пойдёте к батарее зимой, обходите Териберский водопад с северной стороны.
Поднимаясь по гранитным валунам на сопку, мы встретили первую группу из пяти человек, возвращавшуюся с батареи. На плоской, усеянной гранитными глыбами сопке встретилась ещё одна группа, шедшая обратно. Я уточнил у их лидера направление, он сказал, что осталось пройти немного, и скоро увидите. Действительно, перевалив за вершину, в метрах 400 на фоне моря виднелись стволы заброшенных орудий.

Коварство зимней Териберки

Оставалась финишная прямая до конечной точки нашего маршрута. Здесь снова снег был по колено и выше. Но это было даже на руку, приходилось активно двигаться, чтобы меньше мёрзнуть.
Береговая батарея располагалась на широком гранитном «лбу», в котором устроены забетонированные площадки для стационарных орудий.

На обратном пути с батареи открывались виды на берег Баренцева моря до входа в Лодейную губу и дальше. По скалам от Батарейского водопада карабкались как чёрные тли туристы.

На обратном пути оставалось зайти на ещё одно must-see место в Териберке — галечный пляж с валунами размером с автомобильные колёса. Ещё их сравнивают с яйцами динозавров.
Обратный путь обычно проще и быстрее. Спустившись к Малому Батарейскому озеру, пошли прямиком на второй перевал мимо Батарейского водопада, за перевалом держались отлогого левого берега Секретарского озера, пока не увидели лавочку, обращённую в сторону моря. За лавочкой и обнаружился знаменитый пляж.

Время было половина третьего, и начинало темнеть. Мы отправились в посёлок забрать наши сумки из гаражной конторы и заселяться в приготовленную для нас квартиру. За первым перевалом между Секретарским и Лодейным озёрами открылись виды на посёлок Лодейное.

На обратном пути решили пройти по грунтовке, обозначенной в Яндексе, с восточной стороны Лодейного озера. Это было дольше, но по дороге идти легче, хотя движение легковых автомобилей приехавших туристов по ней было оживлённое. По пути на сопке, разделяющей морской берег и Лодейное озеро, видели метеостанцию, упомянутую в этом рассказе.

Коварство зимней Териберки

Поблизости есть площадка для парковки личного автотранспорта. На Секретарском озере стоит знак водоохраной зоны, запрещающий проезд на запад.
Светлое время подошло к концу, и когда мы дошли до посёлка, многие возницы уже загоняли свои снегоходы в гаражи. Здесь нашлись и более предприимчивые местные, предлагающие копчОную рыбу.

Коварство зимней Териберки

Вот маршрут нашей прогулки по Яндекс карте:

Добравшись до арендованной квартиры на втором этаже трёхэтажного дома, согрелись, поели и легли отдохнуть, в надежде выйти вечером на прогулку в направлении старой деревни Териберки. После активной прогулки на морозе страшно тянуло в сон. Всё же около половины восьмого вечера мы пошли гулять, рассчитывая найти известный ресторан со стеклянными стенами.
Ночное освещение в Лодейном яркое и современное. Но по всей дороге — Комсомольской улице — до Териберки оно не предусмотрено, столбы заканчиваются на повороте к причалам у придорожного склада.

Дальше приходится идти в темноте до следующего оазиса туристической жизни — комплекса Cedar Grass с тем самым рестораном «Полярный кит». Здесь же металлическая ажурная скульптура «хвосты китов» и скелет кашалота, некогда выбросившегося на берег.

Ресторан очень приятный, цены для многих, наверное, покажутся выше среднего, но, оказавшись раз на этом северном краю земли, попробовать завезённого в XX веке в Баренцево море камчатского краба прямо необходимо. Даже не попробовать, а просто поесть!

Кроме крабов очень рекомендую салат с треской и форшмак!
Поужинав, отправились назад, в надежде прогуляться ещё утром до приезда таксиста, который обещал довезти нас в аэропорт. Погода по нашим московским меркам была не очень снежная. Метели не было, летел редкий снежок, и только завихрения снега с крыш создавали иллюзию метели.
Однако коварство северной зимы в ночь перед рождеством мы недооценили.
Рождественское утро было с переменной облачностью, временами ясное.

Коварство зимней Териберки

У нас были билеты на рейс а/к «Победа», вылетавший из Мурманска в 19:50. Регистрация заканчивалась в 19:10. Мы заказали такси с большим, как нам казалось, запасом на 12 часов. Но в девятом часу утра, ещё затемно, позвонил наш таксист из Североморска, и сказал, что дорога на Териберку и Туманный закрыта для расчистки снега, и время открытия неизвестно!
Да, единственную автодорогу в эти места зимой регулярно заметает снегом, и движение по ней официально закрывают для снегоуборочных работ. По словам мужа смотрительницы квартиры, в которой мы останавливались, в феврале сообщения не бывает по нескольку дней! Узнать текущее состояние дорог можно на сайте Мурманскавтодор.

Коварство зимней Териберки

В тундре за перекрёстком Североморск — Североморск-3 в сторону Териберки и Туманного стоит мачта со светофором и табло «дорога открыта/закрыта», которую видно с сопок по дороге из Мурманска за несколько километров. Так мы убедились в надобности такой сигнализации.
На рождество дорогу закрыли с 6:30 до 16 часов. На путь до аэропорта и регистрацию на рейс оставалось 3 часа 10 минут. За это время теоретически можно было успеть на рейс, дорога из Териберки в аэропорт занимает примерно 2 часа. Но, узнав об открытии движения, мы допустили ошибку, связавшись с нашим таксистом из Североморска. Ему предстояло доехать до Териберки, чтобы забрать нас. Для этого времени оказалось недостаточно. Нам следовало найти в Териберке водителя, готового нас сразу везти в аэропорт по любой цене, меньшей стоимости авиабилетов до Москвы.
Вместо этого мы сдали квартиру и снова пошли в ресторан в надежде, что наш таксист приедет оперативно. Но ждать его пришлось до шести вечера, и в аэропорт мы прибыли в 20:20, через 70 минут после закрытия регистрации на наш рейс.

Коварство зимней Териберки

Испытывать судьбу второй раз я не рискнул, поэтому купил билеты на ночной рейс а/к RedWings не заранее в пути, а в кассе аэровокзала.
День был ужасный. Погулять не получилось, светлое время просидели в квартире в ожидании открытия движения на Териберку, а вечер и ночь провели на лавках в аэропорту.
С таксистом, везшим нас из Териберки, сторговались заранее в приложении Максим за 3800р.
Цена ошибки составила 21т.р., потерянную стоимость билетов на 19:50.
За новые билеты пришлось заплатить около 20т.р.

Аэропорт в Мурманске расположен ну совсем далеко и неудобно, в соседнем городе с юга. Воспользоваться 106-й маршруткой нам не пришлось, но очевидно, что ехать там ой, долго.

Резюмирую опыт путешествия в Териберку зимой:
1. Приезд лучше планировать не позднее 11 утра, если собираетесь гулять в этот день.
2. Стоимость аренды жилья на новогодние праздники взлетает.
3. Для прогулок одеваться необходимо тепло, обувь должна быть удобная с широкими подошвами. Капюшон лишним не будет.
4. Если поездка в Териберку сопряжена с прогулками по Мурманску, и вы купили обратные билеты, планируйте сначала Териберку, потом Мурманск, чтобы было время для «отступления» в случае закрытия дороги.
5. Будьте готовы застрять в Териберке на 1–2 дня.
6. По возможности не берите обратные авиа/ЖД билеты заранее.
7. Договоритесь в Териберке о возможности продления аренды жилья.
8. Надейтесь, но ни в коем случае не рассчитывайте увидеть это северное сияние!
9. По возможности договоритесь о «трансфере» из Териберки заранее.

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм