Сарагоса (исп. Zaragoza), расположенная на реке Эбро, является столицей испанской провинции Арагон. Этот город обделен вниманием в путеводителях по Испании, а зря — он имеет интереснейшую историю и множество прекрасных памятников.
Сарагоса римская
Город был основан около 14 г. до н. э. первым римским императором (цезарем) Октавианом Августом, который довольно нескромно назвал его Colonia Caesaraugusta в свою честь и поселил в нем легионеров-ветеранов, завоевывавших Испанию. Как нетрудно видеть, современное название города напрямую происходит от первоначального латинского.
В центре Сарагосы, рядом с фрагментами сохранившихся римских стен, стоит памятник её основателю. Это копия оригинальной римской мраморной скульптуры, находящейся в музее Ватикана. Копию статуи подарил Сарагосе Муссолини в 1940 г., чтобы подчеркнуть римское происхождения города.
Памятник императору (цезарю) Августу, основателю Сарагосы, на фоне остатков римских стен.
От римских времен в городе сохранилось немного: руины театра, общественных бань, а также фрагменты римских стен и башен. Театр когда-то был огромным и вмещал около 6 тыс. зрителей, но в раннем средневековье был разобран на стройматериалы.
Остатки римского театра, вмещавшего когда-то 6 тыс. зрителей. Источник: Википедия.
Слева на фото ниже видна башня под названием Зуда, изначально часть римских укреплений, а затем (в перестроенном виде) — административный центр мусульманских правителей города. Если забраться наверх (а сейчас там туристский офис), можно хорошо разглядеть римскую стену внизу.
Остатки римской стены Сарагосы.
Вид на римскую стену с башни Зуда.
Как ни парадоксально, лучше всего сохранилась римская канализация (или клоака).
Римская канализация (клоака) в районе форума.
Сарагоса мусульманская
В течение всего римского периода Сарагоса была процветающим городом и именно в таком виде досталась в 476 году вестготам после распада Западной Римской империи. Однако уже в 712 году туда пришли захватившие Испанию арабы (или мавры, как их называют испанцы), и следующие 400 лет Сарагоса находилась под мусульманским правлением. Она была северным бастионом ислама на Иберийском полуострове и фактически препятствовала продвижению христиан южнее реки Эрбо.
От исламского периода в Сарагосе сохранился великолепный памятник исламской архитектуры — дворец Альхаферия (Palacio de la Aljaferia). Этот дворец — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими образцами арагонской мудехарской архитектуры (звучит так себе, но на самом деле очень красиво — расскажем об этой архитектурном стиле чуть позже). Внешне дворец скорее похож на крепость, которой он, по существу, и являлся. Это была резиденция эмира Сарагосской таифы (таифами назывались небольшие мусульманские эмираты, которые образовались в Испании в начале 11-го века после распада Кордобского халифата).
Дворец-крепость Альхаферия, 11-й век. Справа – башня Трубадура (с флагами).
Наиболее древней частью крепости является прямоугольная башня, которую видно на фото выше. Она относится к 9–10 векам и имеет очевидное оборонительное назначение. Любопытно её название — «Трубадур», происходящее от одноимённой романтической драмы, написанной в 1836 году испанским драматургом Антонио Гутьерресом, действие которой происходит в том числе и в этой башне. Позже этот сюжет лёг в основу знаменитой оперы Джузеппе Верди «Трубадур» (Il Trovatore), прославив башню на весь мир.
Дворик Св. Изабеллы (испанское название), центральный двор мусульманского дворца, к которому примыкали все остальные помещения.
Таифа Сарагосы переживала расцвет в середине 11-го века в годы правления эмира Абу Джафара по прозвищу «Могущественный» (Abu Yaafar al-Muqtadir), от имени которого (Джафар) и произошло название дворца. Именно этот эмир и построил Альхаферию между 1065—1081 гг. Сам он, правда, называл его иначе: Qasr al-Surur («дворец радости»), и нетрудно понять почему, взглянув на фото ниже.
Помещения северного портика дворца.
Снизу (под деревянным покрытием) – бывший бассейн.
Мраморный (он же тронный) зал за северным портиком. Проход впереди – в спальню эмира.
Северный портик. Впереди – вход в мечеть.
Домашняя мечеть эмира: вход и михраб, показывающий направление на Мекку.
Сарагосским эмирам недолго довелось наслаждаться своим «дворцом радости». Уже в 1118 году Сарагоса была захвачена христианами в ходе Реконкисты, и в Альхаферии обосновались арагонские короли, которые начали её перестраивать. Первая большая реконструкция была проведена в конце 14-го века королём Педро IV.
Однако больше всего изменений и добавлений в интерьер Альхаферии было сделано в эпоху «католических монархов» (Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского) в конце 15-го века, после завершения Реконкисты. Чтобы подчеркнуть окончательное торжество христианства над исламом, они фактически построили свой собственный дворец поверх дворца мусульманского. Архитектором их дворца, однако, оказался наследник исламских архитектурных стилей, в результате чего в новом здании просматриваются готические, ренессансные и арабские элементы. Вся эта мешанина стилей была названа «стилем католических монархов», и вот как это выглядит (фото ниже).
«Благородная лестница», ведущая наверх во дворец католических монархов, и потолок над ней.
Тронный зал знаменит роскошным резным потолком. Потолок разбит на секции, в центре каждой из которых находится сосновая шишка (или ананас), символ плодородия и бессмертия.
Входы в тронный зал: главный и боковой.
Дворец Изабеллы и Фердинанда больше всего знаменит своими роскошными потолками, богато украшенными символикой католических монархов — ярмом с гордиевым узлом и пучком стрел. Они присутствуют на всех потолках дворца, вместе с девизом католических монархов Tanto Monta — «оба едины». Все эти символы были призваны подчеркнуть незыблемость их единства, а также ими образованного испанского королевства.
Потолки разных залов королевского дворца.
Сарагоса христианская
В мае 1118 года арагонский король Альфонсо I «Воитель» (Alfonso I el Batallador) осадил Сарагосу. К его армии присоединились многие французские рыцари, участвовавшие в 1-м Крестовом походе. Сам папа римский Геласий II объявил мини-крестовый поход, пообещав индульгенции всем участникам похода на Сарагосу. Осада продолжалась 7 месяцев, и 18 декабря 1118 года город пал.
Достопримечательности центра Сагагосы:
1-Собор La Seo, 2-Базилика Пилар, 3-Каменный мост, 4-Памятник Гойе, 5-La Lonja, 6-Испанский фонтан, 7-Св.Павел (церковь), 8-Св.Магдалина, 9-Св.Хиль, 10-Св.Михаил, 11-Св.Энграция, 12-Св.Фома, 13-Св.Изабелла, 14-Св.Иаков, 15-Площадь осад, 16-Альхаферия.
Альфонсо I достаточно мягко обошелся с мусульманским населением, позволив всем желающим уйти и разрешив остаться тем, кто готов был платить ежегодную дань. Для христиан взятие Сарагосы было большим военным достижением в ходе Реконкисты, сопоставимым по значимости с завоеванием бывшей вестготской столицы Толедо в 1085 году. Отныне путь на юг Испании был для христиан открыт.
Улица Альфонсо I в Сарагосе.
Неудивительно поэтому, что Альфонсо I считается в Арагоне национальным героем и главная улица Сарагосы носит его имя, а в самом городе есть большой памятник ему.
Памятник Альфонсо I в Сарагосе (интернет).
Прежде чем рассказывать о христианском наследии Сарагосы, поговорим немного об архитектурном стиле мудехар, поскольку этот термин нам придется часто использовать в дальнейшем (см. вставку ниже).
Стиль мудехар
Термин мудехар (mudéjar) первоначально обозначал мусульман, добровольно оставшихся на захваченной христианами территории (от арабского mudajjan — приручённый, домашний). Архитектурный стиль мудехар, относящийся в Испании к 12-16-м векам, означает использование элементов мавританской архитектуры в постройках, включая христианские церкви и соборы. Представляет собой симбиоз исламских, готических и ренессансных архитектурных стилей и характеризуется использованием подковообразных арок, сводчатых перекрытий, образующих в плане восьмиконечную звезду, наборных деревянных потолков, богатой орнаментации и цветных изразцов. Имеет свои особенности в различных регионах Испании. Арагонский тип мудехара, получивший статус Всемирного наследия ЮНЕСКО, отличается фигурной кирпичной кладкой и широким использованием изразцов. Ниже, в качестве иллюстрации, приведен пример «сарагосского мудехара» — фрагмент собора La Seo.
Почти сразу после завоевания Сарагосы (в 1140 году) на месте мечети (которая, в свою очередь, располагалась на территории римского форума) начали строить католический собор. Эта стройка (с многочисленными последующими дополнениями и переделками) продолжалась несколько столетий. В результате в нынешнем здании собора (фото 22) представлено множество стилей — от романского до классического с изрядной долей мудехара. Формально собор называется храмом Спасителя (Catedral del Salvador), но сами арагонцы называют его La Seo (№ 1 на карте города выше), что означает «престол».
Интересно, что избавиться от «наследия» мечети строителям не удалось. Мечеть очевидно просматривается в квадратном плане собора, особенно в обилии идущих вокруг хоров колонн. Это типичная ситуация для испанских соборов, поставленных «поверх» мечетей — с таким же феноменом мы столкнулись в Уэске. В La Seo, как кафедральном соборе столицы, короновались короли Арагона.
Собор La Seo. Барочная колокольня относится к концу 17-го века. Фронтон, тоже барочный, добавлен в 18-м веке. Источник: Википедия.
В экстерьере La Seo богато представлен стиль мудехар, я бы даже сказал, что он является его главным украшением. На снимках ниже мы видим башню с куполом в стиле мудехар, построенную в 1346 году для лучшего освещения алтаря, а также целую стену в таком же стиле, так называемую Паррокийю (Parroquia de La Seo), за которой находится придел Св. Михаила (Capilla de San Miguel), 1360 года постройки.
Башня в стиле мудехар 1346 года.
Богато декорированная «паррокийя» (стена придела Св. Михаила), 1360 год.
Внутри собор очень красив, причем в оформлении преобладает готика (хоры и главный алтарь). Уж не знаю почему, но внутри строго-настрого воспрещалось фотографировать, причем не просто таблички стояли, но конкретно охранники бродили и набрасывались на людей с фотоаппаратами. Поэтому снимки интерьера пришлось искать в сети.
Интерьер собора La Seo (интернет). Лес колонн - наследие мечети.
Интерьер собора La Seo: изумительной красоты готические хоры (интернет).
По периметру собора находится 28 капелл, одна из которых видна на фото ниже. В Зале Капитула расположен один из крупнейших в мире музеев фламандских гобеленов (во время нашего посещения был на ремонте).
Хоры и одна из капелл (интернет).
Готический алтарь 15-го века из цветного алебастра (интернет). Высота – 16 м, ширина 10 м. Считается шедевром поздней европейской готики. Центральный триптих изображает Вознесение, Поклонение волхвов и Преображение.
Пышность позднебарочного стиля «чурригереско» (интернет).
Сразу за собором начинается спуск к реке Эбро, через которую в 17-м веке был построен внушительный Каменный мост (Puente de Piedra, фото 32, № 3 на карте), за которым просматривается другой грандиозный храм. Это Базилика-дель-Пилар (Basílica de Nuestra Señora del Pilar, № 2), которая конкурирует с La Seo за звание главного собора города. Лучше всего её можно рассмотреть с Каменного моста. Обращают на себя внимание 4 высоких башни по углам базилики, очень необычная конструкция для христианского храма.
Каменный мост. Слева видно колокольню собора La Seo, справа – купол и башни Базилики-дель-Пилар.
Вид на Базилику-дель-Пилар с моста через реку Эбро.
Если попытаться дословно перевести название базилики на русский язык, получится примерно следующее: «Базилика Богоматери на столпе». По легенде, в 40 году н. э. Святая Дева явилась тут апостолу Иакову, проповедовавшему христианство в Испании, и вручила ему яшмовую колонну с поручением построить на этом месте церковь в её честь. Св. Иаков построил часовню, где разместил статую Богоматери на врученном ему столпе. С тех пор здесь сменилось несколько церквей: романская, готическая и, наконец, нынешняя в барочном стиле, построенная в конце 17-го века. Базилика огромна — 130 на 67 м в основании — это самый большой барочный храм Испании. Четыре угловые башни были достроены уже в 19-м веке.
Базилика, снятая во всю длину широкоугольным объективом. Из-за этого она кажется слегка выпуклой, но зато видно целиком весь фасад (интернет).
Фасад базилики, снятый обычным объективом. Тут уже видно, что он прямой.
Храм является важным центром христианского паломничества и богато украшен изнутри. Главная святыня — статуя Богоматери на яшмовом столпе — находится в специальной капелле (Capilla de la Virgen), являющейся по сути мини-храмом внутри базилики.
Capilla de la Virgen. Справа – столп с Богоматерью (подсвечен).
Интерьер Базилики-дель-Пилар.
К числу главных достопримечательностей интерьера базилики относится великолепный алебастровый алтарь, выполненный лучшим испанским скульптором 16-го века Дамианом Форментом в 1515—1518 гг. Он же является автором и превосходного алтаря в соборе Уэски.
Алтарная часть базилики под главным куполом.
В соответствии с характером базилики, её главный алтарь посвящён Богоматери, и центральный триптих изображает Вознесение Девы Марии, её Рождество и Введение во Храм. Жемчужиной алтаря считается predella, или вытянутая основа алтаря, на которой изображены семь сцен из жизни Богоматери.
Готический алтарь 16-го века, выполненный Дамианом Форментом.
Детали алтаря крупным планом: на левом фото внизу - predella, на правом фото - сцена Вознесения.
Автором крупнейших фресок базилики был Франциско Гойя. Первая из них называется «Поклонение имени Бога» (Adoración del nombre de Dios, 1772) и выполнена в классическом стиле с итальянским влиянием. Гойя написал её еще будучи молодым и тогда ещё малоизвестным художником. Этой фреской он прославился и начал получать заказы на роспись церквей и дворцов. Вторая — «Королева мучеников» (Regina Martyrum, 1781), размещённая на главном куполе на высоте 50 м, была написана Гойей — уже устоявшимся мастером, который был приглашён создать важнейшую фреску в базилике.
Фреска Франциско Гойи «Поклонение имени Бога».
Гойя родился в городке Фуендетодос в 44 км от Сарагосы в 1746 г. Его детство прошло в самой Сарагосе, и поэтому в городе на центральной площади Пилар сооружён монументальный памятник знаменитому испанскому живописцу. В комплекс (№ 4) входит бронзовое скульптурное изображение Гойи, установленное на мраморном постаменте, и две скульптурные группы, изображающие «махос» — частых героев картин Гойи. В Сарагосе есть и Музей Гойи с большим количеством его картин и рисунков, включая знаменитые Los Caprichos.
Памятник Франциско Гойе на площади Пилар со скульптурными группами вокруг.
На площади Пилар, протянувшейся на несколько сот метров вдоль одноименной базилики, есть ещё пара интересных объектов. Во-первых, это La Lonja — здание биржи 16-го века (№ 5), построенное в стиле платереско. Сейчас там выставочный зал, который несколько нарушает гармонию внутреннего пространства с двумя рядами колонн, завершающихся диковиными капителями.
Площадь Пилар. Слева - базилика Пилар, впереди - собор La Seo.
La Lonja - здание биржи 16-го века.
Во-вторых, это современный монумент под названием «Испанский фонтан» (Fuente de Hispanidad, № 6). Формы сооружения повторяют очертания Центральной Америки и Юкатана, а бассейн — очертания Южной Америки. Такая вот ностальгия по колониальному прошлому.
Памятники стиля «мудехар» в Арагоне, в том числе и в Сарагосе, являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда мы гуляли по городу, на «готическо-мудехарские» церкви 14-го века невозможно было не обратить внимания. Есть теория, что их башни-колокольни является перестроенными минаретами 11-го века.
Стиль мухедар: церковь Св. Павла (San Pablo, №7).
Стиль мухедар: церковь Св. Марии Магдалины (Santa Magdalena, №8).
Стиль мухедар: церковь San Gil Abad, №9. (Св. Жиль Аббат - христианский святой, покровитель калек, отшельник, живший в Провансе в 7-м веке. Аббатство, основанное на его могиле, называется St-Gilles-du-Gard. Оно стало центром паломничества и одним из пунктов остановки пилигримов на знаменитом пути к захоронению Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела).
Стиль мудехар: церковь Св. Михаила (San Miguel de los Navarros, №10).
В Сарагосе есть много красивых церквей и без примеси арабского влияния. Как правило, они относятся к 17-му веку, выстроены и декорированы в барочном стиле (см. церковь Св. Изабеллы Португальской ниже).
Церковь Св. Изабеллы Португальской (Iglesia de Santa Isabel de Portugal, №13) с богатым алебастровым фасадом.
Сарагоса героическая
Как-то, направляясь из нашего отеля в центр Сарагосы, мы вышли на площадь под названием Plaza de los Sitios (площадь Осад) с внушительным монументом посередине (№ 15). История, связанная с этим памятником, была нам первоначально незнакома. Вечером мы во всём этим разобрались, и нам открылась героическая страница прошлого Сарагосы, о которой мало кто из туристов знает, но которая безусловно достойна упоминания.
Памятник на площади Осад (интернет).
В ходе Пиренейской войны, которую Франция во главе с Наполеоном вела против коалиции в составе Испании, Португалии и Великобритании в 1808—1814 гг., Сарагоса осаждалась дважды. Первый раз французы безрезультатно пытались её взять в течение двух месяцев лета 1808 года. Вторая осада продолжалась с 20 декабря 1808 г. по 20 февраля 1809 г. и отличалась крайней ожесточенностью сражений. До конца января испанцы оборонялись за городскими стенами, однако 27 января французы разрушили их с помощью артиллерии и прорвались в город. Там начались ожесточенные уличные бои за каждый квартал и каждый дом. Вместе с испанскими солдатами в боях принимали участие гражданские лица.
Памятник на площади Осад (фрагменты).
Бои на улицах города продолжались почти месяц с большими потерями с обеих сторон. Погибло около 54 тыс. испанцев, из них 20 тыс. солдат и 34 тыс. гражданских лиц. Население города сократилось с 55 до 5 тыс. человек, а сам он был сильно разрушен. 20 февраля гарнизон капитулировал и боевые действия прекратились. Испанцы не смогли отстоять город, но достойно его защищали против превосходящих сил противника, и оборона Сарагосы стала одной из славных страниц испанской истории. Неудивительно, что Сарагосу теперь часто называют испанским Сталинградом.
Штурм городских стен и уличные бои в Сарагосе (интернет).
В силу существующих правил на Туристере наш рассказ про Сарагосу является сокращённой версией. Полный фотоотчёт об этом городе можно найти на нашем сайте: Zaragoza (altravelstories.org)
После двух дней в Сарагосе мы переместились в Каталонию, и о ней будет наш следующий «испанский» рассказ.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия