Владивосток — город морской. Во Владивостоке море видно практически отовсюду, да и выйти к нему можно почти из любой точки города пешком. Море — это магнит, который притягивает всех, и местных, и туристов, и поэтому в морских городах набережная — культовое место, обладающее особой живописностью, где можно совершить променад, полюбоваться прекрасными морскими видами, да к тому же познакомиться с интересными достопримечательностями. И поэтому любому приехавшему во Владивосток туристу просто необходимо в первую очередь прогуляться по владивостокским набережным, чтобы ощутить дыхание свежего морского бриза и окунуться в морскую романтику…
Одна из улиц, которая выведет вас непосредственно к морю, к набережной — улица Петра Великого. Это тихая и очень короткая улица. Берет начало от набережной и заканчивается после пересечения со Светланской. Но я вам о ней уже немного рассказывала здесь.
И вот спустившись вниз по этой улице, вымощенной гранитной плиткой, попадаем на Корабельную набережную.
Корабельная набережная — совсем небольшая, но зато очень атмосферная и патриотичная, вся пропахшая морем, с прекрасными видами на бухту Золотой Рог и на Золотой мост.
Корабельная набережная — это то место, где начиналась история города, именно сюда в 1860 году причалила шлюпка с транспорта «Манджур» и на берег высадились основатели Владивостока.
В память об этом событии на набережной был установлен памятный знак — обелиск в виде наполненного ветром паруса.
Корабельная набережная просто переполнена историческими памятниками.
Мемориальный комплекс или иначе, Мемориал славы Тихоокеанского флота — одна из самых значимых достопримечательностей Владивостока. Подобные мемориалы есть во многих городах России, но этот мемориал особенный. Это место военно-морской славы морского города, находящегося на самом «краю земли». Здесь собраны очень необычные памятники и достопримечательности, рассказывающие о славном прошлом приморцев, их военно-морских подвигах. И все эти достопримечательности на фоне моря, омывающего город с трех сторон.
Барельеф со сценами сражений, стена-книга памяти, протянувшаяся на десятки метров, с выбитыми фамилиями приморцев, отдавших жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны, доска с названиями затонувших в боях кораблей — хочется задержаться здесь подольше, история и подвиг рядом, очень волнительно…
Но это еще не все, на набережной можно увидеть корабельное оружие, башню от бронекатера и в центре — постоянно горящий Вечный огонь, символизрующий вечную память о героях, погибших за Родину.
А самая главная достопримечательность — легендарная подводная лодка С-56, поставленная на вечную стоянку на берегу бухты Золотой Рог.
Эта 78-метровая лодка-красавица внесла большой вклад в победу Советского Союза во Второй мировой войне, потопив в общей сложности десять кораблей противника. Она стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие. После окончания войны в 1954 году лодка вернулась во Владивосток. В 1955 году она была выведена из боевого состава, разоружена, и ее превратили в плавучую зарядовую станцию, а позже — в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.
А в честь 30-й годовщины Победы в 1975 году на подводной лодке был создан музей, рассказывающий о ее истории. Уж мимо такого интересного музея я никак не могла пройти. И вам советую его посетить, если будете во Владивостоке.
В кормовой части лодки механизмы демонтированы и здесь расположена экспозиция, рассказывающая о подводных силах Тихоокеанского флота: документы, фотографии, личные вещи, награды членов экипажей Тихоокеанского флота, судовые предметы, предметы экипировки для погружения в воду. Также в отсеках установлены бюсты командиров не только подводной лодки «С — 56», но и капитанов других подводок Тихоокеанского флота.
Центральные и носовой отсеки сохранены практически в неизмененном виде, все на месте, как и было раньше. И из отсека в отсек, как и было в то время, когда лодка была рабочей, переход через люки. Даже на фотографиях видно, что люки совсем небольшие, и пройти через них не очень-то и легко, и головой бьешься, и одеждой цепляешься… Удивительно, как подводники ежедневно, по несколько раз в день, проходили через эти люки, да и вообще в таких тяжелых условиях выполнять сложную работу, жить годами в таком ограниченном пространстве — это уже подвиг…
Можно увидеть даже машинное отделение, напичканное множеством специальных приборов, контролирующих работу подлодки под водой.
А это небольшая кают-компания, где собирались все члены экипажа, тут они обедали, обсуждали рабочие моменты, решали проблемы…
Через люк переходим в следующий отсек, и удивительное рядом! Спальные места и боевые снаряды — все в одном помещении, наверное, не очень уютно было спать под такими грознымыми торпедами. Можно только восхищаться мужеством и выдержкой подводников.
Полное погружение в необычную жизнь подводников! Складывается такое впечатление, что экипаж ненадолго покинул лодку и вот-вот вернется назад.
Интересно узнать историю лодки, побывать в каютах, преодолеть узкие люки между отсеками, потрогать грозные торпеды…
Аура здесь непередаваемая… Благодарность за великую Победу, почтение к героям-подводникам, гордость за них — такие вот чувства испытываешь во время экскурсии. Очень пожалела, что не было со мной внука, мальчишкам тут побывать, полазать по отсекам, познакомиться с историей флота было бы особенно интересно.
Много времени экскурсия не займет, но впечатления получите незабываемые.
И еще один музей есть на Корабельной набережной — корабль-памятник «Красный вымпел», причем это не просто музей, а плавучий музей. Это небольшое судно неспешно покачивается на волнах бухты Золотого Рога и является одной из наиболее интересных достопримечательностей города. К сожалению, так получилось, что ни разу мы не застали его открытым, хотя вроде бы он и работает. Жаль, конечно…
«Красный вымпел» считается первым боевым кораблем Тихоокеанского флота. Построен он был еще до революции и прошел трудный и длинный путь — Первая мировая война, революция, Великая Отечественная война, да и в мирное время он нес службу, охраняя морские границы СССР, и лишь в 1958 году корабль был выведен из состава Тихоокеанского флота как технически устаревший. За боевые заслуги «Красный вымпел» был превращен в мемориальный музей-корабль, навечно пришвартованный у причала в бухте Золотой Рог.
«Красный вымпел» еще называют тихоокеанской «Авророй», хотя он и поменьше «Авроры», но зато история у него такая же богатая, как и у «Авроры», легендарное судно!
Как я уже говорила, на Корабельной набережной множество памятников. Один из них — памятник пионерам подводного плавания на Тихом океане. Во Владивостоке с 1905 года началась летопись российского подводного флота, здесь в годы войны с Японией спустили на воду первые подводные лодки. На памятнике установлена табличка с именами командиров подводных лодок.
Тут же на набережной расположен памятник Кузнецову — легендарному флотоводцу, адмиралу Флота Советского Союза, человеку очень непростой судьбой. Его карьера напоминала качели, в 30-е годы он командовал Тихоокеанским флотом, а перед войной и во время войны — Военно-морским флотом страны, потом его разжаловали и отправили служить на Тихий океан, но он опять дослужился до поста Главкома. Памятник, точнее бюст, очень органично смотрится на набережной, где все связано с морем, флотом, моряками.
А вот другой памятник — Солженицыну. Установлен в 2005 году, надо сказать, без опроса общественного мнения. И его установка вызвала неоднозначную реакцию всех жителей Владивостока. Да, Солженицын был во Владивостоке, проездом, возвращаясь из эмиграции. Но многие известные люди бывали во Владивостоке, жили, работали, но памятников-то им нет. И почему именно здесь, где расположены многочисленные исторические памятники, в том числе героям Великой Отечественной войны?
И всегда у причала стоят военные и гражданские корабли. Ими можно полюбоваться и днем, и вечером. Так что набережная точно оправдывает свое название — Корабельная.
А после того, как осмотрели все памятники, побывали в музеях, можно просто погулять по набережной. Набережная сама по себе отличное место для прогулки. На всём ее протяжении установлены лавочки для отдыха и красивые уличные фонари.
Ну, а еще с набережной можно полюбоваться видами на Золотой мост и на бухту Золотой Рог.
С Корабельной набережной от морского пассажирского терминала отправляются экскурсионные катера, совершающие морские экскурсии по бухте Золотой Рог, во время которых можно полюбоваться городом с моря.
Особенно впечатляет вечерняя морская прогулка, когда во Владивостоке зажигаются огни, и город становится по-волшебному красивым.
Это небольшое морское путешествие нужно обязательно совершить, ибо без него знакомство с Владивостоком будет неполным.
Ну, а после морской прогулки можно прогуляться вдоль бухты Золотой Рог.
Недалеко от Корабельной набережной, буквально в 10 минутах ходьбы, находится еще одна набережная — набережная Цесаревича.
Расстояние между набережными небольшое, но даже во время такого короткого пути можно увидеть много интересных достопримечательностей.
Сразу под мостом — масштабное панно, посвященное подвигу героев-тихоокеанцев. «Героям-тихоокеанцам, которые сражались за социалистическую родину» — написано на панно, расположенном на стене под памятником морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, что очень символично.
Авторы панно — молодые владивостокские художники, которые таким вот образом задумали рассказать о подвиге героев- тихоокеанцев. Чтобы реализовать этот проект молодые художники объявили сбор средств, и благодаря народным деньгам это монументальное панно появилось на свет практически в течение года.
Интересно то, что изображенные на нем моряки — это не собирательный образ, это реальные герои, которые воевали и героически погибли здесь, в Приморье — Михаил Крыгин, Яков Баляев, Петр Ильичев и Николай Вилков. Родом они были из разных мест, но в армию их призвали сюда, во Владивосток. И здесь их пути разошлись. Но каждый из них проявил в бою смелость и бесстрашие, и все они погибли, вызвав огонь на себя, будучи совсем еще молодыми.
И хоть воевали они в разных местах, на этом панно они вместе, и именно на берегу бухты Золотой Рог, от которой они отправились к месту боевых действий и куда вернулись, чтобы застыть на таком вот патриотичном панно.
А чуть выше, на открытой площадке, выложенной бетонными плитами, на гранитном постаменте возвышается скульптурная группа — три моряка торгового флота: раненый матрос, матрос с судовым флагом и капитан корабля, отдающий последний приказ. Это члены героического экипажа корабля торгового флота, и таких экипажей, которые погибали, но не сдавались врагу, на Тихоокеанском флоте было много. На гранитных плитах выбиты силуэты 24 кораблей Тихоокеанского торгового флота с именами погибших экипажей.
Этот памятник, открытый всем ветрам, установили в 1967 году, прямо напротив бухты Золотой Рог. А когда начали строить мост, так получилось, что памятник оказался под мостом, в его тени. После долгих споров было принято решение перенести памятник немного в сторону, примерно метров на 30 от опор моста. И в 2010 году памятник перенесли на новое место, где он стоит и сейчас. Место для памятника выбрано правильное, рядом бухта Золотой Рог, Корабельная набережная, главная тема которой — военная, панно с героями-моряками… И на фоне моста он сморится впечатляюще!
И еще одно интересное место на нашем пути — мемориальный комплекс, посвященный основателю росийского дзюдо Василию Ощепкову. Ощепков — человек-легенда, жизнь его — непростая, насыщенная событиями, к сожалению, закончившаяся трагически. До сих пор многие факты из жизни этого человека доподлинно не известны, многое остается загадкой.
В начале 20 века Ощепков, первый русский, окончивший школу японского дзюдо, прибыл из Японии во Владивосток, где и основал первый в России клуб дзюдо. Благодаря Ощепкову японское дзюдо превратилось в русское самбо.
Скульптурная композиция дзюдоистов запечатлела тот момент, когда Ощепков получал черный пояс от основателя дзюдо японца Кано.
В мемориальный комплекс также входит небольшая скульптура двух играющих тигрят. Василий Ощепков специально ходил в зоопарк, чтобы наблюдать за животными и потом использовать их поведение, движения в приемах дзюдо.
В комплекс входит и здание того самого спортивного зала, где в 1914 году был основан первый клуб дзюдо и где проходили первые международные соревнования по дзюдо с участием японцев.
Ну, а дальше — набережная Цесаревича.
Первый увиденный нами артобъект — Большой адмиралтейский якорь с деревянным штоком. 28 октября 2018 года тут была заложена капсула времени, вскрыть которую следует в 2037 году, в день 150-летия завода.
Названа эта набережная в честь последнего российского императора Николая II. Цесаревич Николай во время своего пребывания во Владивостоке в 1891 году принял участие в закладке сухого дока, который сейчас находится в конце набережной на территории судоремонтного завода «Дальзавод». Док и назывался Николаевским или имени Цесаревича Николая. Это был самый большой док на Дальнем Востоке. Он работает и сейчас, являясь одним из производственных подразделений Дальзавода. Правда, сейчас Дальзавод не такое уж крупное и мощное предприятие, каким он был в былые времена.
Набережная Цесаревича — бывшая территория судоремонтного завода, но потом часть промышленной площади с выходом на бухту Золотой Рог высвободили, и было принято решение обустроить тут прогулочную зону. И в 2012 году в городе появилась еще одна набережная.
Набережная Цесаревича — самая молодая набережная в городе и, можно сказать, самая жизнерадостная и самая яркая, да еще и с сногсшибательными видами на бухту.
Длина прогулочной зоны вдоль береговой линии 640 метров. Восточный конец набережной упирается в территорию судоремонтного и судостроительного завода. А сама набережная представляет собой вымощенную брусчаткой широкую прогулочную зону.
Здесь всегда кипит жизнь, набережная — популярное место для отдыха и у местных жителей, и у туристов, на набережной всегда многолюдно. Многие неспешно прогуливаются, наслаждаясь прекрасными видами, любители активного отдыха катаются на роликах и скейтбордах, а еще можно просто посидеть на лавочках, установленных на протяжении всей набережной и, конечно же, полюбоваться завораживающей картиной моря, кораблей и Золотого моста.
Надо сказать, с набережной Цесаревича Золотой мост смотрится несколько по-другому, чем с Корабельной набережной, но неизменно потрясающе. С этого ракурса он не только красив сам по себе, но и органичо вписывается в окружающие пейзажи и отсюда как нельзя лучше просматривается его легкий и изящный силуэт.
На набережной расположено несколько исторических зданий, ранее принадлежавших Дальзаводу. Это бышие мастерские, складские помещения, казармы. Построены они были еще в конце 19 века. Сейчас их отреставрировали, причем востановление и реконструкция велись по принципу «сохранить вид старого города», и это удалось. Здания из красного кирпича смотрятся очень интересно. Конечно, теперь это никакие не мастерские, сегодня они используются в качестве офисных зданий, выставочных залов, кафе и ресторанов.
Особое настроение набережной придаёт железнодорожная ветка, тянущаяся от Транссиба к Дальзаводу, и уходящая прямо на территорию завода. Не знаю точно, ходят ли здесь поезда, но если и проходят, то скорей всего ночами, а вот само железнодорожное полотно напоминает о том, что раньше это была промышленная территория Дальзавода и она была закрыта для постронних. А теперь здесь прекрасная прогулочная зона…
Глухие фасады зданий, выходящих на набережную, ярко разукрашены, что привнесло в облик набережной радостное настроение.
Бывшая причальная стенка Дальзавода, где раньше ставились на ремонт огромные морские суда, была полностью перестроена и на ее месте теперь укрепленная городская пристань с причальными пушками для швартовки прогулочных катеров и яхт. Отсюда можно уехать не только на морскую прогулку по бухтам, но и на острова, расположенные на некотором удалении от Владивостока.
С набережной виден плавучий док «Дальзавода», в котором идут ремонтные работы гражданских судов. Таких доков на территории завода несколько, но некоторые доки скрыты за забором, там идёт ремонт военных кораблей.
В центре набережной большая детская площадка в виде корабля с многочисленными лесенками, лодочками, качелями. Рядом с детской площадкой зона фудкорта.
Уже издали виден очень интересный арт-объект, обустроенный на насыпном холме, — Мост поцелуев, или как его еще называют, Мост любви, где молодожены традиционно вешают замочки. А еще с этого моста открываются просто потрясающие морские виды.
И еще один арт-объект, не просто интересный, а еще и примечательный тем, что другого такого не существует нигде, он один такой и находится он именно на набережной Цесаревича во Владивостоке. Это Кровать примирения, состоящая из двух половинок, стоящих наклонно друг к другу. Это предусмотрено на случай ссоры двух влюбленных. Ложе так устроено, что влюблённые неизбежно окажутся в объятьях друг друга. На кровати выгравированы слова «Я тебя люблю» на 26 языках.
Набережная, своеобразная, не похожая ни на какие другие набережные, покорила нас. Наличие порта, кранов рядом с прогулочной зоной, железнодорожная линия, промышленные здания архитектуры прошлых веков, интересные современные арт-объекты — все это оставило неизгладимые впечатления от набережной.
И она нам так приглянулась, что мы еще раз пришли сюда вечером. И если днем набережная и виды с нее очень впечатляют, то вечером все это в сто раз краше! Виды на освещенную ночными огнями воду просто завораживающие! И мост смотрится в свете ярких огней просто волшебно. Все как в сказке!
Корабельная набережная и набережная Цесаревича — вроде бы две разных набережных, но они обе связаны с историей Владивостока. И хотя набережная Цесаревича значительно моложе Корабельной, история живет и там. Набережные и находятся рядом, продолжая и дополняя одна другую. И нельзя сказать, какая из них лучше, каждая хороша по-своему. Если окажетесь во Владивостоке, посетите обязательно и ту, и другую, уверена, понравятся обе!
Со стороны бухты набережная обнесена ограждением в виде плит из темного полированного гранита. Причальная стенка бывших судоремонтных доков, предназначенная для многотоннажных морских судов, была полностью перестроена. Теперь на ее месте укрепленная бетоном городская пристань с причальными пушками для швартовки прогулочных катеров и яхт. Источник:
https://gorodaplanety.ru/rossiya/vladivostok/naberezhnaya-tsesarevicha.html
Набережная Цесаревича во Владивостоке была открыта для посещения 27 октября 2012 г. В этом году свое 125-летие отмечал владивостокский Дальзавод — Дальневосточный центр судоремонта и судостроения. Тот самый, в закладке которого участвовал молодой Николай Александрович Романов во время своего визита в город в мае 1891-го. Цесаревич лично вывез первую тачку с грунтом, а затем собственноручно опустил в фундамент закладную доску и залил ее цементом. Источник: https://gorodaplanety.ru/rossiya/vladivostok/naberezhnaya-tsesarevicha.html
Со стороны бухты набережная обнесена ограждением в виде плит из темного полированного гранита. Причальная стенка бывших судоремонтных доков, предназначенная для многотоннажных морских судов, была полностью перестроена. Теперь на ее месте укрепленная бетоном городская пристань с причальными пушками для швартовки прогулочных катеров и яхт. Источник: https://gorodaplanety.ru/rossiya/vladivostok/naberezhnaya-tsesarevicha.html
Теги:
Самостоятельные путешествия