Риека, третий по величине город Хорватии, расположен в северной части залива Кварнер. Именно там, где река Речина впадает в Адриатическое море. Река фактически дала название городу. Риека в переводе с хорватского означает «река», и большинство старых названий города означают то же самое.
В Риеке около 150 000 жителей, что ж по западно-европейским меркам немало. В четырёх вузах города обучается довольно много студентов, так что Риека выглядит по-молодёжному задорно.
Каждый, кто приезжает в Риеку, сразу же ощущает культурное разнообразие. Итальянское наследие перемешано с австрийским, и чувствуется это не только в культуре и архитектуре. Или в гастрономии. Рестораны в итальянском стиле выстраиваются рядом с австрийскими кофейнями, между которыми иногда можно найти и типичную хорватскую конобу.
Прочитав несколько рассказов о Риеке, я понял, что особо он не восхитил никого. Самое распространённое отношение я бы охарактеризовал как «доброжелательное равнодушие». Я тоже не скажу, что Риека очаровательный город, но, только въехав в него, я понял, что в целом мне здесь понравится.
Риека — город на холмах, более-менее ровным оказался только центр, примыкающий к порту, застроенный солидными зданиями, которые напомнили мне о других крупных портовых городах Средиземноморья. Например, о Триесте в Италии. Риека и Триест находятся по обе стороны полуострова Истрия, так что это лучшее сравнение.
В Хорватии прибрежные города славятся римским и венецианским наследием, Риека, пожалуй исключение. Хотя поселение существовало ещё во времена Римской империи под именем Тарсатика. В конце IV века здесь были построены стены, чтобы предотвратить проникновение варваров в империю, поселение стало частью так называемой либурнской границы.
Город худо-бедно существовал и после падения Римской империи, пока наконец не перешёл под власть австрийских Габсбургов, при которых начиная с XVIII века он пережил беспрецедентный экономический и культурный подъём.
Здесь не ищешь присутствия более ранних эпох, город сразу же погружает во времена империи. А так как Золотой век европейских империй я считаю наилучшим временем в истории Западной цивилизации, было понятно, что Риека не может не понравиться.
Да, кроме имперского центра, здесь есть район Трсат с его замком и зонами отдыха. Расположенный на холме над городом, этот район, судя по фотографиям в интернете, предлагает прекрасную панораму, а также множество возможностей для развлечений.
Но мы туда не пошли. Во-первых, нынешний внешний вид замка с XIX века, когда его последний владелец превратил его в семейный мавзолей. А во-вторых, замки уже в Хорватии видели, и ещё увидим, этот не самый лучший экземпляр.
Зато порт по-прежнему является важными воротами в Центральную Европу. Здесь крупный транспортный узел, отправная точка для многих паромов и судоходных линий. На этот крупнейший грузовой порт Хорватии завязана важная железнодорожная линия Загреб — Риека. Строительство автострады также принесло большую пользу, особенно когда недалеко от города был пробит туннель через горы Учка, значительно сокративший путь из внутренних районов в Истрию.
В Риеке, конечно, есть туризм, но ничего подобного тому, что можно видеть на остальном побережье. Если количество круизных лайнеров, выбрасывающих пассажиров в Дубровнике и Сплите, лезет на нервы, то Риека предоставит передышку.
В главном порту можно увидеть скорее мегаяхты миллионеров, курсирующие по Средиземному и Адриатическому морях. Эти две были под флагом Мальты. Нравится мне этот флаг. Фантазирую, как могли бы выглядеть корабли «новых крестоносцев»… Пора бы уже…
Риека веками страдала от наводнения Речины. После одного особо сильного наводнения, когда вода достигла центральной улицы Корзо, было решено отвести реку в новое русло, так возник Мёртвый канал. В этом рудименте старого русла реки, соединённого с морем, паркуются малые суда.
После работ 1854 года между Мёртвым каналом и новым руслом реки Речина осталась большая треугольная местность, которую назвали Дельтой из-за её сходства с греческой буквой. Сейчас здесь громадная автостоянка, где нашлось место и для нашего авто. Здесь же, в Дельте, стоит памятник Освобождения — работа скульпторов Винко Матковича и Рауля Гольдони, он был открыт в 10-ю годовщину освобождения Риеки 3 мая 1955 года. Каменная часть имеет высоту почти 16 метров, а бронзовая скульптура — 3 метра, что дает монументу высоту почти 19 метров.
Где лучше всего начать свой тур в Риеке? Конечно, на Корзо, самой длинной пешеходной зоны в мегаполисе. Но не только туристы, попадающие в город, приходят сюда, улицу Корзо обожают все местные жители. Каждый гражданин приходит сюда, чтобы встретиться с друзьями, погулять или выпить чашечку кофе. В Риеке шутят, что местному жителю нужно не более 10 минут простоять на одном месте на Корзо, чтобы обязательно встретить одного из своих друзей.
Главная артерия города — это оживлённая пешеходная набережная с величественными зданиями, магазинами и кафе со столиками на открытом воздухе. Риека отражается в Корзо, в Корзо можно прочитать Риеку. С этим согласится любой, кто хоть раз выпил кофе на одной из террас многочисленных живописных кафе-баров, выстроенных вдоль этой пешеходной артерии.
Корзо — это место, где люди собираются и расходятся, где они тусуются, занимаются бизнесом, заводят знакомства, а также ходят по магазинам. А Корзо красуется перед ними великолепием своих фасадов, на которых написана богатая и бурная история Риеки. Фонтанами и городскими часами, которые, как многовековой страж, следят за улицей и набережной.
В центре Корзо выделяется построенная в Средние века Городская башня, которая изначально была частью главных ворот, ведущих в Риеку, она известна тем, что относительно сохранилась после великого землетрясения 1750 года. Часы были добавлены в конце XVIII века вместе с куполом в стиле барокко.
Проход под башней соединяет Корзо с бывшим Старым городом. От которого, правда, мало что осталось. Остатки средневековых и ренессансных домов были интегрированы в стены новых построек, как на этой площади Ивана Коблера. На которой по случаю 150-летия бумажной фабрики в Риеке, старейшей в этой части Европы, в 1974 году был построен фонтан по проекту риекского архитектора Игоря Эмили с использованием оборудования для прессования бумаги с этой фабрики.
Самая главная религиозная достопримечательность в Риеке — собор Святого Вита, изображение которого находится на банкноте номиналом 100 кун. Интересная ротонда 1638 года имитирует базилику Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Местом, выбранным для строительства собора Святого Вита, была возвышенность в центре тогда ещё средневековой городской застройки. Изначально здесь была небольшая одноименная церковь, посвящённая покровителю города. Внутри сохранилось большое распятие XIII века, которое, согласно легенде, начало кровоточить после того, как рассерженный местный бросил в него камень, а также несколько прекрасных алтарей в стиле барокко.
Первоначальное сооружение, начатое Джакомо Бриано, известным архитектором-иезуитом, было окончательно завершено в 1744 году. В 1725 году последний строитель собора Мартинуцци пристроил к зданию галерею и новую колокольню.
До собора Святого Вита главной церковью в Риеке была базилика Успения Пресвятой Девы Марии, построенная в раннем средневековье на руинах римских бань. Местные жители и сейчас называют её Дуомо. От прежней базилики мало что осталось. Церковь существенно изменили в ходе ремонта после разрушения Риеки венецианцами в 1509 году, после перестроек 1695 и 1726 годов.
Церковь капуцинов Лурдской Богоматери, построенная в начале 1900-х годов в ознаменование 50-летия чуда в Лурдах, является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Риеки и настолько идеальна, что её часто используют на открытках и рекламных материалах. Это великолепное здание, спроектированное Будиничем, так бы и не было завершено после того, как проект столкнулся с финансовыми проблемами и застопорился на долгие годы, если бы благодаря щедрым горожанам и прихожанам на его завершение не поступили бы пожертвования, в результате чего получилось красивое неоготическое сооружение с великолепно украшенным фасадом.
Риекский архитектор Хенке спроектировал православную церковь Святого Николая для сербской иммигрантской общины в 1787 году. Фасад церкви не указывает на принадлежность к какой-либо конфессии, напротив, он полностью отражает представления о периоде позднего барокко в Центральной Европе. На улице Адамичева рядом с церковью были в начале ХХ века архитектором Слоковичем построены магазины в стиле модерн.
Церковь святого Иеронима и территория сегодняшнего доминиканского монастыря принадлежали ранее большому монастырскому комплексу августинцев, который был основан в 1315 году правителями Риеки, герцогами Девинскими. После сильного землетрясения 1750 года однонефный готический храм был перестроен в стиле барокко. Орден августинцев был отменён императорским указом в 1788 году, и городской совет перепрофилировал здания для нужд администрации в 1833 году. После Второй мировой войны восточная часть комплекса становится доминиканским монастырем, а мэрия покидает территорию.
На площади перед монастырём император Максимилиан Габсбург в 1508 году установил каменную колонну с флагштоком и двуглавым орлом в память о лояльности жителей города во время венецианской оккупации с выгравированным подтверждением политических прав граждан на латыни. Во время наполеоновских войн двуглавый орел Габсбургов со щитом был традиционно украден, до наших дней сохранилась только нижняя часть столба с неглубоким рельефом.
Пройдёмся по основным известным особнякам центра Риеки эпохи поздней империи. Кинотеатр Корзо в стиле модерн появился на одноимённой главной улице в 1913 году по проекту владельца помещения Франческо Маттиасси. Кинозал открылся на первом этаже нового жилого и делового здания и был оборудован очень современно по тем временам. В нём было центральное отопление, электрическое освещение, современные устройства для проецирования «движущихся изображений», а также аварийные выходы и гидранты на случай пожара. Над кинотеатром находились четыре этажа с элитными квартирами. На каждом этаже было по одной квартире площадью более 160 квадратных метров.
Дворец Адрия — символ морской мощи Риеки. В период строительства он был провозглашён объектом, который станет самым красивым и богатым зданием в городе. Архитектурное решение было предложено Франьо Матиасичем, а огромное здание было построено в 1895 году.
Один фасад дворца повёрнут в сторону порта, другой — в противоположную сторону — на Ядранскую площадь. Монументальность здания подчёркивают порталы в стиле барокко с каменными столбами, над которыми расположены скульптуры. Со стороны моря эти скульптуры представляют собой аллегории мореплавания — это статуи капитанов, рулевых, машинистов и лоцманов.
На переднем фасаде, обращенном к площади, изображены аллегории тех континентов, с которыми компания была связана судоходными линиями. Изображение японской женщины представляет Азию, изображение женщины из американских индейцев представляет Америку, изображение египетской женщины представляет Африку, а изображение исландской женщины представляет Европу.
Роскошный городской дворец для Аннибала Плоеха, одного из четырех самых важных людей города, был построен в 1888 году по проекту известного архитектора Риеки Джакомо Замматти. Архитектор при создании этого и ещё нескольких городских зданий был вдохновлён роскошной архитектурой Венского кольца.
Поскольку Риека всегда конкурировала с портом Триеста, это означало, что в городе должен быть свой собственный Палаццо Модельло, который возник в 1882 году. Первоначально в здании находись банк и казино. Проект здания был разработан известными венскими архитекторами Фелльнером и Хельмером по образцу французских бульварных особняков XIX века. Архитекторы постарались создать здание с роскошными фасадами, большие суммы денег были потрачены на внутреннюю отделку, от лестницы до кофейного салона и таверны, где каждая кабинка была украшена разновидностями восточного стиля в турецком, арабском, персидском и других вариантах.
Бывший отель Royal был построен на Корзо в 1906 году после расширения и перестройки предыдущего скромного дома на том же месте. Строительство было заказано архитектору Эмилио Амброзини, который предложил решение в стиле модерн. Амброзини был автором нескольких живописных фасадов Риеки в этом стиле, которые со временем стали причиной включения Риеки в ассоциацию европейских городов в стиле модерн.
Строительство Губернаторского дворца площадью 12 000 квадратных метров началось в 1892 году при губернаторе Лайоше Баттьяни по проекту одного из ведущих венгерских архитекторов того времени Алайоша Хаусманна, который уже проявил себя на проекте Королевского дворца и здании парламента в Будапеште.
Сегодня здесь находится Морской и исторический музей хорватского побережья, основанный в 1961 году, в котором есть морской, культурно-исторический, этнографический и археологический отделы.
Напротив музея — массивное здание окружного суда.
Театральный парк — популярное место сбора горожан, расположен в самом центре города. Он был создан в 1875 году путём мелиорации земель. Театр был открыт для публики в 1885 году под названием Театро Комунале. Авторы здания — архитекторы Фердинанд Фелльнер и Герман Хельмер, руководители Венского бюро, построившие более 48 театров по всей Австро-Венгрии.
Театр построен в стиле необарокко. Скульптуры для фасадов здания изготовил австрийский скульптор Фёлькель, а живописная мастерская Густава и Эрнеста Климтов расписала потолок нового театра. На премьере первого спектакля «Аида» впервые в городе зажглось электрическое освещение.
На первый взгляд, при подъезде к городу, Риека не ослепляет своей красотой — грохочущий порт, полный огромных танкеров и кранов, силуэты высоких панельных домов быстро отпугивают большинство проезжающих мимо туристов, которые продолжают свой путь к побережью Кварнера и дальше в Далмацию. Но под этой деловой маской центра Северной Адриатики скрывается величие Габсбургов и богатые культурные и архитектурные памятники.
Город живёт насыщенной жизнью. Здесь богатая культурная жизнь и самые различные виды развлечений. Театры, галереи, музеи. А также университет, высшие школы, центры, где проходят различные конгрессы и симпозиумы. На мой взгляд, центр Риеки обязательно стоит посетить.
Достойного по деньгам и качеству проживания мы в Риеке не нашли. Пришлось выбрать вариант в небольшом семейном отельчике с рестораном в городке Нови-Винодолски, в 40 км от Риеки по дороге на Задар. Впрочем, этот вариант, расположенный небольшой бухточке на краю городка, очень даже понравился
Сумерки, дорога вымирала, к пирсу встала одинокая яхта.
Но к вечеру стали стекаться туристы с округи, кто пешком, кто на велосипедах или авто. Заполнились не только наш, но и ещё два соседних ресторана.
Рыбные блюда были великолепны, звучала живая музыка. Снова засиделись допоздна.