Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 21:47

Гагра — Абхазия Август 2012

Я побывал в Абхазии в августе 2012 года. На тот момент времени двадцать лет назад отгремела абхазо-грузинская война Неизвестная Отечественная война.

На «прелести», которые принесла с собой в Советский Союз перестройка, наложилась разруха и фактическая изоляция Абхазии от внешнего мира. Отсутствие денежных вливаний, резкая потеря трудоспособного населения в два с половиной раза после войны из-за гибели и бегства людей с насиженных мест, отсутствие квалифицированных кадров привело к тому, что многое в Абхазии не только не было восстановлено, но и продолжало приходить в упадок.

Привычка бродить по незнакомым местам с фотоаппаратом в руках привела к тому, что то тут, то там я натыкался на развалины или просто запущенные места. Хотя изначально старался не фотографировать разруху, до сих пор существующую в Абхазии, но вот только таких мест было очень много и обходить их и замалчивать видимо не стоит. Надеюсь, что рано или поздно должны будут восстановить в Абхазии разрушенное и построить новое. И пусть новые туристы радуются сравнивая то, что есть сейчас, и то что будет. А может быть и не будут радоваться… Время покажет.

Отдыхал я в пансионате Hotel Gagra. В Гагре санатории и пансионаты обычно стоят вдоль моря или карабкаются в горы. Подчас разные корпуса и территории располагаются на разных ярусах. Так в пансионате «Гагра» один из корпусов расплагался выше основного и к нему приходилось подниматься по лестнице. Возле этого корпуса стояла статуя, изображавшая жизнью побитую женщину. Складывалось такое впечатление, что её жевала огромная моль, но не доела.

Гагра — город разрухи

Выше этого корпуса находились какие-то полуразвалившиеся постройки.

Лестница к ним выглядела совершенно заброшенной и казалось человек давно не шагал по её ступенькам.

Гагра — город разрухи

Да и когда поднялся по ним, то уперлся в развалины стены. Видимо когда-то здесь существовал путь вверх, который из соображений безопасности был перекрыт. Вид же сбоку более напоминал вид джунглей из Маугли, а не двор отеля.

Когда же спустился с гор пансионата и зашёл в основном корпусе в обычно закрытый холл, который когда-то был или библиотекой или актовым залом, то разочарование сменилось грустью…

Между пансионатом «Гагра» и автомобильной дорогой находится небольшой ботанический сад. Видно, что высаживался он когда-то с любовью, здесь растут разные растения. Многие из них разрослись и перемешались с другими растениями Для некоторых из них была организован каменная горка. Для удобства отдыхающих были скамейки, на которые сейчас садиться не очень приятно. Причём если присмотреться, то можно увидеть двух белочек на одной из них.

Гагра — город разрухи

Судя по сохранившимся в отдельных местах табличках, на которых правда уже ничего прочитать невозможно, всё делалось для удобства людей отдыхающих в этом саду.

На некоторых деревьях бурно разросся мох как в заколдованном диком лесу, а не в центре города Гагра.

Гагра — город разрухи

Да и по лестнице из парка вверх в санаторий давненько никто не ходил

и в вазах цветы явно не живут, да и сами каменные вазы позелененли от отсутствия заботы.

Гагра — город разрухи

Чуть выше пансионата находится дом, который был построен купцом Силиным в 1909 году для своей жены, привезенной им из Персии.

В советское время здесь размещался второй корпус санатория «Рица». Красивое здание, только заброшенное. До него я не дошёл.

Рядом с пансионатом находился Приморский парк.

В кадр заброшенный летний кинотеатр в Приморском парке попал совершенно случайно, когда я фотографировал скульптуру Медеи.

Гагра — город разрухи

Кинотеатр был построен в 1956 году по проекту советского архитектора Я́кова Аро́новича Ште́йнберга (1896 — 1982). Как был кинотеатр разрушен, правда не до основания, во время абхазо- грузинской войны, так до сих пор не восстановлен. Восстанавливать его не собираются. Он загажен и имеел неприглядный вид, запахи от него неприятные. Нет желания даже проходить мимо, не особо нравится мне развалины фотографировать.

Долго не мог понять, что это за красивое здание с интересным красивым орнаментом на стенах видел в Приморском парке.

Внизу здания находится кафе, в котором даже работает небольшой фонтанчик и постоянно шебуршится местный отдыхающий люд.

Гагра — город разрухи

И только когда забрался на верхотуру и увидел тросы, то до меня дошло — да это же посадочная станция фуникулёра, который в советские времена соединял Приморский парк и санаторий «Скала».

Помимо тросов и одного вагончика ничего более не напоминает знаменитую канатную дорогу.

Судя по сохранившемуся линий канатной дороги было две. Приходите посидите в кафе и представтьте, что над Вами проплывают вагончики канатной дороги, а Вы сидите и пьете холодную минеральную воду в предверии путешествия по воздуху. Может быть это будет снова когда-нибудь….

Возле Приморского парка есть еще два места, несущие черты разрухи: Крепость на болотах и Шота Руставели более не дружен с Гагрипшем.

Выше ПРиморского парка находится площадь Гагарина, которая в средневековье носиланазвание Абаата-ашта, здесь в средние века устраивались состязания в военном искусстве. В советские времена здесь кишел людской муравейник. Люди приезжали и уезжали по железной дороге и на автобусах. На площади останавливались многочисленные экскурсионные автобусы. Люди заходили в торговый центр «Жоэкварский» не только приобрести покупки, но и перекусить в ресторане и даже на дискотеки, устраеваемые на крыше торгового центра. Посередине площади звенел струями воды фонтан. В некоторых источниках указано, что площадь Гагарина переименована в площадь Леона, в честь первого царя Абхазского царства Леона 2. Но на официальный сайте Администрации Гагрского района в приведенном расписании автобусных маршрутов в качестве конечной остановки указана площадь Гагарина.

Фонтан «Три грации» стоял позаброшенный, впрочем как и все фонтаны Гагры.

Гагра — город разрухи

Торговый центр, частично повреждённый во время абхазо-грузинской войны 1992–1993 годов, стоит позыбыт-позаброшен со следами пуль и копоти.

На бывшей железнодорожной станции «Гагра» ,а ныне железнодорожной платформе «Абаата» редко когда проходил поезд.

Когда я пешком прошёл от Новой Гагры до своего санатория в Старой Гагре, то по пути мне встретились еще различные проявления разрухи.

Заброшены и не используются в Абхазии на только отдельные здания и парки, но и целые пансионаты. Таких пансионатов много и в городе Гагра. Развалины одних можно увидеть с побережья, некоторые прячутся в зелени деревьев.

Гагра — город разрухи

В какой-то момент времени я наткнулся на густо заросшую травой, усеянную мхом и опавшими листьями, грязную каменную лестницу вверх. Понявшись по ней я уткнулся в закрытые красивые кованные железные ворота. На них сиротливо притаилась надпись: «Пансионат «Юпшара».

На территории бывшего пансионата до сих пор растут фруктовые деревья, но само здание пансионата разбомблено, фактически остались только развалины. Говорят, что здесь во время абхазо-грузинской войны размещалось что-то наподобие полевого медсанбата. Красивое место, красивое название и жестокая реальность бытия… Может хозяева пансионата погибли во время войны или эмигрировали — непонятно. Правда пансионат расположен довольно-таки неудобно, находится вверх проспекта Нартаа, а обычного в таких случаях подземного перехода от отеля к морю я не обнаружил. Факт остаётся фактом: пансионат умер. А может просто спит летаргическим сном, ведь зачем-то на его территории сторож время от времени был виден.

Я так и не понял что это за водоём мне попался на пути.

На одной стороне дороги (улицы Нартаа) относительно чистая вода вокруг каменной емкости с фонтанчиком воды, над которой висит надпись: «ФОРЕЛЬ. Лови сам». С другой стороны дороги нечто, навевающее песню Тортиллы: «Затянуло бурой тиной гладь старинного пруда».

Гагра — город разрухи

В этом зацветшем водоёме чуть подальше от дороги сидит тигр, затаившийся среди этой водной зелени.

А сбоку у дороги стоят шахматные фигуры.

Мне стало интересно откуда они здесь появились. Один из гидов рассказал, что здесь до войны 1992–1993 годов располагался шахматный клуб, разрушенный в во время военных действий. И только несколько шахматных фигурок напоминают о былом…

Вот такая грустная прогулка получилась. Может сейчас ситуация изменилась к лучшему?

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.