Из Пулы рано утром мы выехали в Риеку. Но я не был бы я, если бы опять по пути не свернул в какую-нибудь местную Малую Пындровку. И если Лабин ещё кое-как известен туристам (в основном его посещают пляжники из соседнего Рабаца), то два остальных места пришлось модераторам сайта предварительно занести в список деревень и городов. И тоже по традиции как в Малой, так и в Средней Пындровке нашлось что-то уникальное. Но перейдём от иносказания к повествованию.
Лабин, красивый городок на восточном побережье Истрии, расположен на холме с видом на популярный морской курорт Рабац и особенно привлекателен своим очаровательным старым городом. Прогуливаясь по каменным улочкам в центре Лабина, снова поражаешься множеству красивых достопримечательностей и красочных уголков, которые можно обнаружить в европейском средневековом городе размером 200 на 300 метров. Благодаря своей богатой истории, город излучает прекрасное сочетание хорватского и итальянского колорита.
По-итальянски город называется Альбона. История Лабина уходит корнями в IV век, когда было основано первое поселение на городском холме.
В Старом городе запрещено автомобильное движение, хотя мне и не понятно, как можно ездить по смеси пандусов, кривых тупиков и лестниц… разве-что на байке. Несмотря на близость Рабаца, в Лабине на удивление тихо, и любознательный турист может рассчитывать на возможность идеального фотографирования.
Долгое время Лабин был центром добычи угля в Истрии. Статус шахтёрского центра кажется несовместимым с причудливо отреставрированными домами в пастельных тонах. Тем не менее, добыча полезных ископаемых велась с таким рвением, что город на вершине холма и правда сильно «почернел». Около 40 лет назад началась полная реставрация города, и сейчас Лабин чтит свое горное прошлое только в Городском музее, в котором создана модель бывшей действующей угольной шахты.
Старая часть города представляет собой увлекательное место для изучения, демонстрируя смесь готической, ренессансной и барочной архитектуры в ряде венецианских дворцов и церквей.
Главная Титова площадь — практически единственное место перед стеной средневекового города для начала экскурсии по Лабину. Рядом есть несколько бесплатных парковок, на которых можно легко оставить машину. Прямо на площади есть несколько ресторанов и очень хорошая кофейня, тирамису и капучино были прям как в Тревизо.
Круглый бастион находится у въезда на площадь. Он был построен в 1604 году.
На круглом бастионе установлена пушка австрийской эпохи.
Через близлежащие ворота Сан — Флоре мы входим в настоящий средневековый старый город. Эти красивые городские ворота были построены в 1589 году и до сих пор являются одной из самых важных достопримечательностей Лабина. Если присмотреться, то можно увидеть венецианского льва и герб Лабина над аркой.
Дворец Франковичей-Влачичей в стиле барокко — место рождения Матия Влачича Илирика, одного из лидеров европейского протестантского мышления XVI века. Филолог, теолог, историк и учеёный, один из самых ярких сторонников протестантской реформы в Истрии, он был соратником Мартина Лютера.
Барочный дворец Негри принадлежал одноимённой семье, переехавшей в Лабин из района Бергамо в 1512 году. Первым членом семьи Негри, поселившимся в Истрии, был Джованни Антонио, банкир и бизнесмен. Семья пользовалась привилегиями и любовью венецианских подеста с момента их прибытия, владели они восемью домами в Лабине.
Рядом с дворцом Негри своим красочным фасадом выделяется бывшая крохотная часовня Богоматери на горе Кармель. В XX веке была заброшена и постепенно разрушалась, пока семейная пара энтузиастов её не приобрела и отреставрировала для своей галереи.
На месте старой Фонтики, то есть склада, где хранилось зерно на случай засухи, находится Малый театр. Обустройство Театрино в классическом стиле началось в 1844 году, когда он открыл свои двери для многих посетителей, и именно тогда он стал очень важным местом для Лабина. Сегодня Театрино активно сотрудничает с Итальянским артистическим союзом. За театром видна Часовая башня.
Пожалуй, одно из самых красивых зданий и в то же время одна из самых важных достопримечательностей Лабина — дворец XVIII века в стиле барокко знатной семьи Баттиала-Лаццарини. Внутри сейчас находится Городской музей. Эта историческая площадь с крутой лестницей и красочными зданиями, безусловно, самая красивая во всем Лабине и абсолютная изюминка города.
Ансамбль площади дополняет ещё одна достопримечательность старого города — приходская церковь Рождества Богородицы.
Восходит к 1336 году, здание церкви построено на остатках романского храма XI века. Над входом в церковь находится лев Святого Марка, визитная карточка венецианского периода.
Также стоит увидеть интерьер церкви, где находятся работы некоторых венецианских художников
Идём наверх холма, впитывая необычайно красивую аутентичную атмосферу Лабина с его красочными старыми городскими домами и множеством деталей.
Встречается колокольня Святого Юста высотой 35 метров, которая издалека формирует силуэт Лабина, как никакое другое здание.
Колокольня была частью бывшей церкви Святого Юста, которая сейчас не существует.
Если пройти по переулку немного дальше, то вскоре попадаешь на смотровую площадку Фортика в северо-восточной части старого города. С этой террасы открывается прекрасный вид на окрестности.
При увеличении можно рассмотреть залив Кварнер и курорт Рабац.
Следующая остановка — в самом настоящем хорватском захолустье, в вымершем городке, скорее деревне Пичан. Но и Пичан оказался непрост — выяснилось, что это бывший античный римский Пучиниум, про который говорили Плиний и Птолемей. Он был известен своим превосходным вином даже при римском дворе. Ливия, жена императора Августа, считала, что её долголетие объясняется тем, что она пьёт в основном это вино. Во времена византийского правления Пичан был административным центром центральной Истрии. Также здесь был центр епархии.
В старую часть Пичана можно попасть через монументальные ворота XIV века, справа от которых в 1613 году во времена епископа Антонио Зара был построен епархиальный дворец.
Пичан неразделим с легендами о двух святых Никифорах, которые связаны с возникновением Пичанской епархии.
Легенда о святом Никифоре-мученике рассказывает о том, что римский император Константин Великий (который построил новую столицу — Константинополь) приказал положить останки святого Никифора Антиохийского на корабль и посвятить этому святому храм на том месте, где по собственной воле остановится корабль. Согласно более длинной версии, тело святого после прибытия к берегам Истрии было переложено на лошадь, которую оставили на свободе, она остановилась в Пичане.
Церковь Святого Роха которую заложил епископ Гашпар Бобек в XVII веке во время одной из самых жестоких эпидемий чумы.
Вторая легенда повествует о святом Никифоре, епископе Пичана, на которого кто-то из Пичана пожаловался патриарху Аквилеи за его якобы аморальную жизнь. Чтобы очистить своё имя от ложных обвинений и доказать свою миссию, Никифор предложил открыть источник питьевой воды, ударив палкой по бесплодной и колючей акации, выросшей на земле. По пути к патриарху Аквилеи святой Никифор создал колодцы в Грачишче, Крбуне, Бузете, Триесте и во многих других местах. Когда он стоял перед Патриархом, ему некуда было положить плащ, поэтому он повесил его на солнечный луч, освещающий комнату — этого знака было достаточно, чтобы снять с него все обвинения. На обратном пути Никифор умер, и его останки хранились в Умаге до 1379 года, когда они были украдены генуэзцами. Однако, повинуясь желанию святого и в знак благодати, его правая рука была отправлена в Пичан, где она до сих пор хранится в местной церкви.
Приходская церковь Благовещения приобрела свой нынешний вид после ремонта в 1753 году, интерьер был переоборудован в стиле барокко во времена Алдараго Пиккарди, последнего епископа Пичана в XVIII веке. Поскольку церковь стала собором, в ней хранится обширный и ценный инвентарь, самым известным из которых является вышитый золотом плащ епископа, подаренный императрицей Марией Терезией. Могилы епископов Пичана и других заслуженных граждан Пичана, украшенные рельефами и гербами, находятся под полом церкви.
Колокольня Пичана была построена из белого известняка в 1872 году. Помимо того, что она одна из самых высоких в Истрии (48 метров), многие считают её самой красивой.
Из Пичана на соседней горе мы разглядели следующую цель — городок Грачишче. Он возник на территории древнеславянского культового места, посвящённого Перуну — богу грома. Память о его поклонении сохранилась в названии холма — Перунчевац. Перунчевац — одно из тех мест в Хорватии, где особенно сильно сохранились в топонимах признаки древнеславянской культуры. Вокруг Грачишче находятся — Дол, Луг и Дубрава.
Повинуясь общей судьбе народов этой части Балкан, древние славяне вокруг Грачишче в начале средневековья перешли под крыло Христианской, позднее Католической церкви, сменив покровителя поселения на одного из католических святых.
Грачишче стало феодальным поместьем аквилейских патриархов,
затем князей Горичко, а в 1374 году вошло в состав Пазинского княжества. Город был более крупным, чем соседний Пазин.
Средневековые стены в значительной степени сохранились на западной, северной и восточной сторонах города, включая западные городские ворота.
Город разделён на несколько кварталов, каждый из которых имеет свою небольшую площадь с церковью.
Самым представительным, конечно же, является центр городка — площадь с церковью Богородицы, часовней святого Антония и дворцом Соломона.
В эту часть города можно попасть через западные ворота, построенные в 1549 году.
Позднеготическая церковь Богородицы, находящаяся на площади с правой стороны от западных ворот, была построена мастером Денто в 1425 году по заказу местного дворянина Петра Берачича.
Это свидетельствует о том, что в Средние века в Грачишче был привилегированный класс, у которого были деньги не только на строительство церквей, но и светские дворцы, которые по понятным причинам строились в венецианском стиле.
В Грачишче находится очень красивый образец венецианской архитектуры в Истрии — дворец Соломона. Гармоничное здание, расположенное рядом с главными городскими воротами, построено из тщательно вырезанного местного камня. На фасаде, на первом этаже, чередуются архитектурные элементы стиля готики и ренессанса, популярных в Венеции в конце XV века. Второй этаж с двустворчатым выходом на балкон выполнен в стиле «цветочной готики», а на третьем этаже более простые окна с полукруглыми арками и различными классическими украшениями. Строили этот дворец мастера из Пореча.
Грачишче переживает не лучшие времена. Находясь на обочине деловой и туристической жизни, он мало кого интересует, в том числе и государственные комитеты по распределению средств на реконструкцию и обновление. Дворец Соломона грустно смотрит на старый город выбитыми окнами и заколоченными дверями. Запустение чувствуется и на других улицах.
Некоторые крохотные церквушки уже давно закрыты, эта превращена в склад пустой стеклотары.
За церковью Богородицы виден дворец епископа и вход в часовню святого Антония, которые были построены в 1381 году из тщательно подогнанных каменных блоков мастером Альмериго. В 1486 году часовня была перестроена епископом Пишским Пасказием, уроженцем Грачишче.
Это прямоугольная однонефная часовня с многоугольной апсидой. Внутри небольшой алтарь эпохи барокко.
В конце улицы, ведущей от площади между церковью Богоматери и часовней Святого Антония, находится церковь Святой Евфимии, построенная в 1383 году и полностью отреставрированная в 1864 году.
На главном каменном алтаре есть святилище и деревянные статуи Святого Власия, Святой Евфимии и Святой Люсии. А также в церкви висит чрезвычайно ценное романское распятие XIII века. В праздник святого Власия (3 февраля) есть старинный обычай зажигать огонь рядом с этой церковью, чтобы верующие могли согреться и поговорить после мессы. Но ведь это отговорка, на которую местная церковь смотрит снисходительно. Историки понимают, что разжигание огня — рудимент древне-славянских языческих ритуалов.
От церкви стоит пройтись по улице Под Ефимией. Эта бывшая улица ремесленников сохранила свой первозданный вид до наших дней без серьёзных изменений с XVI века.
И, наконец, самая главная — приходская церковь Святого Вида, которая была построена в 1769 году на месте старой церкви на кладбище. Эта трёхнефная церковь со святилищем, ризницей, фасадом в стиле барокко и семью мраморными алтарями была расширена в 1876 году и перестроена в 1912 году.
В XVIII веке рядом с церковью возвели 30-метровую колокольню с пирамидальной крышей.
В отличие от более скромных старых церквей, в этом главном храме нет ничего исторически ценного, самые старые резные скамейки для хора датируются концом XVIII века.
На все 3 городка ушло вместе с дорогой 4 часа. А теперь едем в Риеку.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия